МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конфликты в педагогическом общении

    поздоровайтесь с учениками; войдите в класс и привлеките к себе внимание

    без речевого общения—средствами мимики, пантомимики, зрения. Обратитесь к

    ученику, использовав разные приспособления (просьбу, требование,

    предупреждение, похвалу, юмор, вопрос, намек, приказ, пожелание и т. п.).

    Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-

    пантомимического интонирования, правильное положение тела (по-прежнему

    необходимо следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное

    напряжение). Найдите приспособления в неожиданных ситуациях (вы входите в

    класс—раздается смех).

    Управление инициативой (по А. А. Леонтьеву). Вы ведете с кем-то

    разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в

    данный момент лидером контакта), вы сейчас пассивный участник

    разговора—поддакиваете, подаете реплики и т. д. Постарайтесь перехватить

    инициативу, взять в свои руки лидерство. (Это удается не сразу; очень

    вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой.)

    Вы готовились к объяснению нового материала: в течение трех минут

    подумайте, с чего бы вы могли начать урок; начинайте объяснять урок с тем

    же выражением и эмоциональностью, как будто вы объясняете его классу.

    Начните импровизационное объяснение нового материала или разговор с

    классом; имейте в виду, что на последней парте в третьем ряду—озорники;

    разговаривая с классом, не теряйте их из виду.

    Техника интонирования. Даются различные фразы и ставится задача

    произнести их с различными оттенками в зависимости от педагогической

    ситуации (фразы типа «кто дежурный?», «идите сюда», «выполнили ли

    задание?», «прошу внимания», «да», «будьте добры» и т. п.).

    Ведущий зачитывает часть психолого-педагогического рассказа и

    предлагает участникам закончить его сначала в словах, а затем в действии.

    Исполните диалог педагогического содержания (материал берется из

    художественной литературы или составляется самостоятельно) ..

    Определение и уточнение системы общения. Вы входите в класс, в котором

    у вас вчера был конфликт. Найдите правильную систему общения.

    А вот какие упражнения предлагает А. А. Леонтьев: «Во время разговора

    заставьте себя не глядеть в глаза собеседнику (это крайне трудно).

    Постарайтесь осознать, в какие моменты разговора вам особенно хочется

    бросить на него взгляд. Вариант: все время глядите в глаза собеседнику и

    обратите внимание, когда вам особенно хочется отвести взгляд.

    Почти наверняка среди ваших знакомых есть человек, вам неприятный и

    находящийся с вами в натянутых отношениях. Заготовив заранее естественную

    тему разговора, заставьте себя при встрече заговорить с ним первым.

    В каждом классе у учителя есть симпатичные и несимпатичные ему

    учащиеся. Поставьте себе задачу: во время урока, классного часа, любого

    другого общения с классом вступать в контакт исключительно (или

    преимущественно) с «несимпатичными». Когда вы научитесь контактировать с

    ними так же свободно и естественно, как с остальными, усложните задачу:

    попросите вашего коллегу прийти на ваш урок и постараться по вашему

    поведению понять, кто из учащихся вам особенно симпатичен или несимпатичен

    (задача—он не должен суметь это определить)».

    Поговорите с провинившимся учеником (ситуации придумывают участники

    кружка в самых разнообразных психолого-педагогических срезах; в роли

    ученика—также участники тренинга). На полезность таких упражнений в свое

    время указывал А. С. Макаренко. «Я представляю,—писал он,—что в

    педагогическом учебном заведении нужно проделывать кое-какие упражнения...

    Предположим, мальчик украл три рубля, разговаривайте с ним. Мы будем

    слушать, как вы будете разговаривать... хорошо или плохо».

    Развитие мимики, пантомимики. Занятия проводятся дома перед зеркалом:

    изобразите удивление, волнение, гнев, смех, иронию и т. п. Эти задания

    полезны для передачи целесообразных педагогических переживаний.

    Упражнения на педагогически целесообразное переживание. Попытайтесь

    найти в себе зачатки чувства, которого сейчас не испытываете: радости,

    гнева, безразличия, горя, отчаяния, негодования, возмущения и т. п.;

    найдите педагогически целесообразные формы выражения этих чувств в

    различных ситуациях, проиграйте ситуацию.

    Развитие семантических движений. Поиск двигательных, мимических и

    зрительных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание»,

    «тишина», «иди сюда» и т. п. Найдите пантомимические и мимические средства

    для выражения этих требований.

    Организация процесса общения: ориентирование и выбор объекта,

    привлечение к себе внимания, зондирование особенностей объекта и его

    расположенности к общению, собственно вербальное общение, обратная связь.

    Вначале эти стадии осуществляются медленно, затем темп увеличивается;

    отрабатываются отдельные стадии общения — как речевые, так и доречевые.

    Доречевое и речевое общение (осуществляется на уроке). Войдите в класс,

    сориентируйтесь в коммуникативной обстановке: постарайтесь вспомнить

    предыдущую атмосферу общения, сосредоточьте на себе внимание класса,

    осмотрите внимательно класс, как бы подготавливая каждого к общению, и

    начинайте непосредственное речевое воздействие.

    Войдите в класс и мимическими и пантомимическими средствами

    постарайтесь установить эмоциональный контакт с ребятами.

    Непосредственно перед уроком проведите коммуникативную настройку:

    вспомните класс, свою систему общения с ним, особенности взаимоотношений с

    отдельными учащимися. Если чувство коммуникативной настроенности и

    готовности не появляется, повторите настройку, углубляя свои ощущения о

    предстоящем общении с классом. Если настройка проведена, входите в класс и

    начинайте действовать.

    Можно использовать также упражнения, предлагаемые А. А. Леонтьевым:

    «...Вы входите на перемене в класс, где преподаете. Класс возбужден,

    внимание рассеяно. Заготовьте какую-нибудь информацию, которую вы

    обязательно должны сообщить (она не должна быть сама по себе эмоциональной

    и мотивационно сильной), и постарайтесь сосредоточить на себе внимание

    всех. Если это не получится сразу, понаблюдайте, как ведут себя в

    аналогичной ситуации ваши более опытные коллеги».

    Выявление индивидуальных особенностей педагогического общения (поиск

    стиля общения). Полезны упражнения на определение стиля общения коллеги (по

    А. А. Леонтьеву). Посетите с кем-либо из коллег урок незнакомого вам и ему

    учителя, желательно в другой школе. Независимо друг от друга

    охарактеризуйте поведение этого учителя на уроке, пользуясь следующей

    схемой:

    а) доброжелателен, держится ободряюще—недоброжелателен;

    б) стимулирует инициативу, допускает выражение собственного мнения,

    свободное поведение учащихся — авторитарен, третирует учащихся, не терпит

    возражений, собственных мнений, свободной манеры себя держать, одергивает и

    все время держит учеников под жестким контролем;

    в) заинтересован, активен, выкладывается—безразличен, себе на уме;

    г) открыт, не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои

    недостатки—думает только о престиже, носит маску, старается во что бы то ни

    стало держаться за свою социальную роль;

    д) динамичен и гибок в общении, легко ...разрешает возникающие

    проблемы, тушит возможные конфликты — не гибок, не видит проблем и не умеет

    заметить намечающегося конфликта;

    е) вежлив и приветлив с учащимися, уважает их достоинство,

    индивидуализирует общение с различными учащимися—общается только сверху

    вниз, одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения;

    ж) может поставить себя на место учащегося, взглянуть на проблему

    (конфликт) его глазами, создает у говорящего ученика чувство, что его

    правильно понимают,—все видит только «со своей колокольни», невнимателен к

    говорящему, создает у него ощущение, что его не понимают;

    з) активен, все время находится в общении, держит класс в

    тонусе—пассивен, пускает общение на самотек.

    Оцените эти стороны поведения учителя по пятибалльной системе. Сравните

    оценки, выставленные вами и вашим коллегой. В случаях расхождения

    попытайтесь вместе вспомнить, какие отдельные слова, поступки и т. д.

    привели вас и его к тому или иному мнению.

    Изучение эмоциональных реакций детей для конкретизации специфики

    педагогического общения с ними.

    Рассмотрение фотографий ребенка и эмоциональная идентификация себя с

    ним для уточнения переживаний объекта воздействия.

    Разговаривая с детьми, попытайтесь эмоционально идентифицировать себя с

    ними, ощутить их чувства и переживания, оценить предположительно

    индивидуальные особенности детей и составить психолого-педагогнческую

    характеристику, которая затем сравнивается с характеристикой классного

    руководителя.

    Преодоление внушаемых характеристик по предъявленным фотографиям (на

    основе методики А. А. Бодалева). Сообщается, что будут показаны фотографии

    нескольких лиц, среди которых будет лишь один положительный человек.

    Необходимо определить, кто он. В ходе этих упражнений учатся преодолевать

    внушаемость и объективно интерпретировать внешность других людей.

    Построение коммуникативных задач урока. Ведущий выдвигает

    педагогическую задачу урока, а участники поочередно предлагают

    методические, а затем и коммуникативные средства ее решения. К

    составленному конспекту урока предлагается составить коммуникативный план

    урока с указанием особенностей общения с классом в целом и с отдельными

    учащимися.

    Техника и логика речи, ее выразительность и эмоциональность. Эти

    упражнения следует проводить по вполне доступным, изданным большими

    тиражами пособиям по основам выразительного чтения и ораторского искусства

    (Б. С. Найденов, Т. Ф. Завадская, Н. М. Соловьева, Н. Н. Шевелев).

    Выразительное чтение. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов.—М.,

    1972; Апресян Г. 3. Ораторское искусство.—М., 1972; Нолсин Б. А. Основы

    советского ораторского искусства.—М., 1973, и др.

    Словесное педагогическое действие. Упражнения проводятся на основе

    общей методики выразительного чтения (см. указанные пособия), но включают в

    себя и дополнения: задание на обоснование какого-либо педагогического

    монолога (дается задание прочесть монолог и обосновать его целесообразность

    в данной ситуации) .

    Образная передача информации. Сначала текст читает ведущий, а участники

    рассказывают об особенностях собственного видения информации. Потом

    упражнения усложняются: каждому дается отрывок текста и ставится задача

    прочесть его, вызывая у себя внутренние видения. После выполнения

    упражнение обсуждается. Можно составить конспект урока (изложение нового

    материала) и разработать к нему систему образных видений.

    В эту же группу входят упражнения на подтекст сообщаемого. Сначала они

    проводятся на материале художественных произведений (проза, поэзия), где

    участники выявляют подтекст; затем упражнения усложняются, дается задание

    составлять подтекст к повседневной речи педагога. Сначала предлагается

    определить подтекст фразы, произносимой ведущим. Участники определяют

    содержание подтекста и коллективно его обсуждают; затем сами проговаривают

    фразы педагогического обихода с определенной подтекстовой нагрузкой. Эти

    упражнения проводятся в двух планах: сначала участники объявляют значение

    подтекста, а затем произносят фразу, а присутствующим предлагается

    определить соответствие подтекста. Потом вначале произносится фраза, а всем

    предлагается определить ее подтекстовую нагрузку. Другой вариант

    упражнения: участники делятся на пары и дают друг другу упражнения на

    подтекст, а затем проверяют друг Друга.

    Упражнения на короткий диалог. Участники делятся на пары, в которых

    один—учитель, другой—ученик. Ведущий дает им темы для диалога на пять

    минут, затем они меняются ролями. Усложненный вариант—ведущий дает вводное

    задание, рассчитанное на неподготовленное коммуникативное воздействие

    учителя.

    Выбор жеста (см. указанные пособия по ораторскому искусству). Даются

    задания на воспроизведение определенного жеста в конкретной ситуации, а

    затем—установка на расшифровку жеста. Объясните жест, нужен ли он при такой

    ситуации и т. п. Все делятся на пары, один ставит другому жесты, затем жест

    расшифровывается и участники меняются ролями.

    Упражнение, рекомендуемое М. О. Кнебель, называется «зеркало». Два

    человека становятся друг против друга. Один «смотрит в зеркало», другой

    выполняет роль зеркала. «Зеркало» повторяет все движения смотрящегося.

    Воспроизведения жеста в этюдной ситуации педагогического действия. Вы

    начинаете объяснять новый материал (в роли учеников—ваши коллеги).

    Слушатели фиксируют ваши жесты и оценивают их. Таким образом

    прорабатываются все типичные педагогические жесты: во время работы у доски,

    вызова ученика и т. д. Одновременно проводятся занятия по мимике. Участники

    делятся на пары и дают друг другу мимические задания не менее десяти на

    каждого, затем меняются ролями. Это задание повторяется на занятиях по

    другим аспектам.

    Управление педагогическим общением. Представьте себе, что вы классный

    руководитель и вам необходимо сразу после уроков мобилизовать класс на сбор

    металлолома.

    На школьном вечере ученица IX класса отказалась танцевать с

    одноклассником, ученица ответила на его приглашение грубо — поговорите с

    ней.

    Девятиклассник отказывается заниматься литературой: не учит материал,

    пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую

    специальность и литература ему не нужна,— вы стараетесь его переубедить.

    На перемене старшеклассник обидел второклассника — поговорите со

    старшеклассником.

    Мобилизация творческого самочувствия перед общением с классом.

    Представьте себе, что вам надо давать урок по творчеству Маяковского.

    Необходимо мобилизовать себя к уроку. Проверим следующую схему. Пробегите

    мысленно конспект урока. Если не возникло желание преподавать эту тему,

    попытайтесь найти в теме, в плане урока что-нибудь привлекательное для вас.

    А теперь представьте себе класс. Вот вы входите, начинаете говорить...

    После того как мысленно воспроизведена общая логика стимулирования

    творческого самочувствия перед уроком, предлагается проиграть все это.

    Учитель должен «владеть своим вдохновением» (К. С, Станиславский).

    Представьте, что сегодня у вас нет желания давать урок. Мобилизуйте свое

    творческое самочувствие перед общением, действуйте в ситуации «если бы»:

    «Если бы я был в хорошем настроении, я торопился бы в класс» и т. п.

    Почувствуйте потребность в энергичном движении, ускорьте шаг, вы в хорошем

    настроении, у вас много педагогических планов, рука ощущает тяжесть

    портфеля, в нем хорошие учебные пособия. Вы идете по коридору, улыбнитесь

    доброжелательно детям, вспомните интересные, привлекательные для вас

    моменты будущего урока... войдите в класс, начинайте урок. Эти задания

    сопровождаются контролем за мышечным напряжением. Упражнение продолжается

    на нескольких занятиях и предлагается в качестве систематической

    самостоятельной работы над собой. Участникам предлагается составить

    конспект урока дома, а на занятиях, опираясь на этот конспект, вызвать в

    себе творческое самочувствие и начать урок в хорошем, продуктивном

    состоянии.

    Выстраивание логики предстоящего общения (по А. А. Леонтьеву).

    «Вам предстоит выступить с докладом на методическом совещании или

    семинаре. Отдайте себе ясный отчет: нуждаетесь ли вы в том, чтобы иметь

    полный текст? Подробный конспект? Краткий конспект? План? Можете вообще

    обойтись без бумажки? Если вы ощущаете, что не можете без текста, поступите

    следующим образом. Прежде чем его написать, изобразите на бумаге ход ваших

    мыслей (но не последовательность их изложения!) в виде схемы: «Мы знаем...

    следовательно...» и т. д. Только когда этот логический «скелет» будет

    начерчен, разверните эту связь мыслей в последовательность высказываний.

    Перечитайте текст... Все ли смысловые связи сохранились в тексте?

    Подумайте, нужны ли они все. Может быть, слушатели восстановят их сами.

    Выделите в тексте высказывания, которые отражают главный ход ваших мыслей,

    и подчеркните их красным карандашом. Перечитайте только подчеркнутое. Есть

    ли логическая связь? Теперь подчеркните синим карандашом то, что

    обосновывает вашу основную мысль (не больше двух-трех «синих» высказываний

    на одно «красное»). Перечитайте все подчеркнутое (синим и красным вместе!).

    Есть ли логическая связь? Выпишите «красные» и «синие» высказывания на

    отдельный лист, подчеркнув «красные» (любым цветом). Припишите в плане те

    три-четыре вводных высказывания, которыми вы начнете выступление («Вопрос,

    анализируемый в докладе, почти не разработан. Поэтому...» и т. п.), и те

    три-четыре, которыми закончите. На этом же листе выпишите цифровые данные,

    имена, географические названия, вообще то, что трудно для запоминания. А

    теперь оставьте текст дома и спокойно идите на доклад с этим листом! Если

    вы можете с самого начала обойтись конспектом, составьте предварительно

    такую же смысловую схему и так же выделите ход мыслей. Только результатом

    этой работы будет не конспект, а план (плюс вводные и заключительные слова

    и трудные для запоминания данные). Если вам с самого начала достаточно

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.