Изучение темы Акмеизм в 11 классе
| | |культуры: Древности (Греция, | | | |
| | |Рим), Средневековья, Раннего | | | |
| | |Возрождения, а также русская | | | |
| | |классика «золотого века». | | | |
| | |- Но уже к началу Первой | | | |
| | |мировой войны (1914 г.) рамки | | | |
| | |единой поэтической школы | | | |
| | |становятся для акмеистов | | | |
| | |тесны, а их творческие | | | |
| | |устремления перерастают | | | |
| | |теоретические установки. | | | |
| | |Существует мнение, что акмеизм| | | |
| | |был не столько литературным | | | |
| | |течением, сколько группой | | | |
| | |талантливых и разных поэтов, | | | |
| | |которых объединяла личная | | | |
| | |дружба. | | | |
|3.Сообщения | |А теперь послушаем сообщения |Учащиеся | | |
|учеников | |о творчестве поэтов – |записывают этапы| | |
|(15 мин.) | |акмеистов. Первое сообщение о |жизни и | | |
| | |Николае Гумилеве. Но сначала я|творчества | | |
| | |хочу, чтобы вы посмотрели на |поэтов | | |
| | |его портрет (показывается | | | |
| | |портрет) и послушали в его | | | |
| | |исполнении стихотворение | | | |
| | |«Словно ветер страны | | | |
| | |счастливой» (включается | | | |
| | |запись). | | | |
| | |-сообщение ученика о Н. | | | |
| | |Гумилеве. | | | |
| | |Следующий портрет – Анны | | | |
| | |Ахматовой и запись с ее | | | |
| | |голосом. | | | |
| | |- сообщение ученика об А. | | | |
| | |Ахматовой – Портрет О. | | | |
| | |Мандельштама и сообщение о | | | |
| | |нем. | | | |
|4.Выводы по | |А теперь попрошу вас подвести |Ученики отвечают|К следующему уроку |Названия |
|уроку, домашнее | |итог уроку, обозначить главные|(можно с |прочитать и приготовиться |стихотворений|
|задание | |черты нового литературного |конспектом). |к анализу следующих |– на доске. |
|(5 мин.) | |течения. | |стихотворений: «Она», | |
| | | | |«Жираф» Н.Гумилева, | |
| | | | |«Я пришла к поэту в | |
| | | | |гости», | |
| | | | |«Песня последней встречи» | |
| | | | |А.Ахматовой; «Невыразимая | |
| | | | |печаль», «Бессонница. | |
| | | | |Гомер. Тугие паруса» | |
| | | | |О.Мандельштама | |
Заключение_____________________________________________
В данном индивидуальном творческом проекте мы рассмотрели тему
«Акмеизм» в следующих содержательных и дидактических аспектах.
Мы убеждены, что в акмеизме как идейно – художественном направлении
наиболее полно представлены качественные характеристики модернизма.
Кроме того, историко – культурный подход, предложенный при отборе
материала, способствует формированию целостного и многогранного видения
истории художественной культуры XX века.
Не вызывает сомнения факт присутствия подобной темы в школьном курсе.
Однако, подбор как самих произведений, авторов, так и формы проведения
урока остаются за субъективным выбором учителя. По нашему мнению, наиболее
приемлемой формой урока является обзорная лекция с элементами беседы.
На уроке мы использовали следующие виды деятельности:
конспектирование лекции ,составление ее плана, сообщения учащихся, работы с
литературоведческими терминами, работа над эпиграфом. Приемы: образцовое
чтение, рассказ учителя, ответы на вопросы с привлечением материала
учебника, анализа произведения с учетом специфических особенностей лирики.
Таким образом, мы попытались найти форму урока, имманентную духовному
миру избранных авторов, соотнеся ее с необходимостью проведения анализа
произведения.
Библиография__________________________________________
1.Активные формы преподавания литературы. - М.,1991.
2.Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения /
Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1998.
3.Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в
школе / Анализ литературного произведения.- Вологда: Русь. - 2001.
4.Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. – М.: Просвещение. – 1987.
5.Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов
пединститутов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение. – 1973.
6.Галюк Е. Символика розы у Николая Гумилева / Литература. Приложение к
газете «1 сентября».-2000. – №45.- с.8-9.
7.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы в XI классе. //
Русская словесность. – 2001. - №6. – с.20-29.
8.Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание - М., 1974.
9.Илина Р.У. Лекция на уроках в старших классах // Литература в школе.
- 1986. - №3. – с.36-41.
10.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта
работы. - М.: Просвещение. - 1990.
11.Кон И.С. Психология юношеского возраста: Учебное пособие для
пединститутов. - М., 1979.
12.Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс. Серебряный век
русской поэзии: в 2-х частях / Под ред. Максидоновой Л.Г. – М.: Владос. –
2000.
13.Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы:
Пособие для учителя. – М.: Просвещение. - 1981.
14.Лекманов О. Концепция Серебряного века и акмеизма в записных книжках А.
Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. –
с. 216-230.
15.Лирическое произведение на уроках литературы. - Вологда: Русь. -
1989.
16.Литературное произведение – предмет анализа // Мелешко Т.А. Пламенно
творящий подвиг своей жизни. – Вологда. – 1993. – с. 66-76.
17.Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина
Л.Е. - М.: Флинта. Наука. - 1998.
18.Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М., 1996.
19. Маймин Е.А. Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М.:
Просвещение. – 1984.
20.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения //
Литература в школе. – 1999. - №6. – с. 80-88.
21.Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного
произведения в школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение. - 1977.
22.Медведев В.П. Изучение лирики в школе. - М.: Просвещение. - 1985.
23.Словарь иностранных слов. – 15-е издание, испр. – М.: Рус. яз. - 1988.
24.Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. АН СССР
Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. - 1989.
25.Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение. Владос. - 1996.
26.Рез З.Я. Анализ лирического стихотворения в старших классах. А.С.
Пушкин. Пророк / Искусство анализа художественного произведения. – М.:
Просвещение. – 1971. – с. 106-123.
27.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. - Л.: Просвещение. - 1968.
28.Словарь иностранных слов. – 15-е издание, испр. – М.: Рус. яз. - 1988.
29.Страшнов С.Л. Русская поэзия XX в. в выпускном классе: Книга для учителя
/ Страшнов С.Л. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2001.
30.Сытова Э.В. Хореографическое искусство и дети: эстетические и
нравственные аспекты воспитания / Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата искусствоведения. - Ярославль. - 2001.
31.Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к
проблеме определения./ Анализ литературного произведения. - Вологда: Русь.
- 2001.
32.Черобай Е.Н. Моделирование урока «Анализ художественного текста» //
Русская словесность. - 2001.- №1.- с.15-21.
Приложения____________________________________
Н.С. Гумилев
Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
1907 г.
Н. Гумилев
Она
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий,
И смел и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
1912 г.
А. Ахматова
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно – желтым огнем.
1911 г.
А. Ахматова
« Я пришла к поэту в гости…»
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен.
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
1914 г.
О. Мандельштам
«Невыразимая печаль…»
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза, -
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой – сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая –
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.
1909 г.
О. Мандельштам
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи, -
На головах царей божественная пена, -
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер – все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915 г.
Словарь основных понятий при изучении_темы «Акмеизм»
Адамизм – одно из названий акмеизма, означает «мужественно твердый и ясный
взгляд на жизнь».
Акмеизм – модернистское течение в литературе начала XX века. Термин был
образован от греч. слова «acme», что в переводе означает «высшая степень
развития чего-либо, расцвет».
«Гиперборей» – журнал и издательство акмеистов. Гипербореями древние греки
называли легендарный народ, живший на дальнем севере, которым
покровительствовал Аполлон.
Декадентство – от лат. decadentia – упадок. Тенденция в культуре конца XIX
– начала XX века, связанная с кризисом идеалов предшествующего периода,
отмеченная настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.
Кларизм – от франц. clarie – ясность, одно из названий акмеизма. Термин
ввел в обиход М.А. Кузмин, требовавший от художника строгости и точности
поэтического образа, ясности и логичности в передаче смысла.
Модернизм – от франц. modern – новейший, современный. Это направление
художественной жизни конца XIX – начала XX века, ориентированное на
современные тенденции духовной жизни общества, объединяющее различные
литературные течения.
Указатель имен_________________________________________
1. Ахматова Анна (наст.фамилия Горенко). Годы жизни: 1889 – 1966. Поэтесса,
переводчик, автор серий лирических портретов, мемуарных эссе; значителен
ее вклад в отечественное пушкиноведение. Входила в кружок акмеистов «Цех
поэтов».
2. Городецкий Сергей (1884 - 1967 г.г.), один из создателей кружка «Цеха
поэтов», теоретик акмеизма, поэт, драматург, прозаик, переводчик.
3. Гумилев Николай (1886 – 1921 г.г.), один из создателей кружка «Цеха
поэтов», теоретик акмеизма, поэт, драматург, литературный критик,
прозаик, путешественник.
4. Иванов Вячеслав (1886 – 1949 г.г.), поэт – символист, прозаик,
публицист, философ, ученый – историк. Его квартира в Петербурге – «башня»
на Таврической улице стала местом встреч писателей, философов, ученых,
одним из самых ярких литратурно-общественных кружков.
5. Иванов Георгий (1894 – 1958 г.г.), поэт, прозаик, литературный критик,
переводчик, сотрудник журналов «Аполлон», «Современник».
6. Кузмин Михаил (1872 – 1936 г.г.), поэт, прозаик, критик, музыкант,
композитор, переводчик, теоретик акмеизма.
7. Маковский Сергей (1877 – 1962 г.г.), поэт, историк искусства, редактор
журнала «Аполлон», мемуарист.
8. Мандельштам Осип (1891 – 1938 г.г.), поэт, прозаик, переводчик, примыкал
одно время к акмеистам, сотрудничал в журналах «Аполлон», «Гиперборей».
9. Нарбут Владимир (1888 – 1938 г.г.), поэт, прозаик, входил в кружок
акмеистов «Цех поэтов», издатель.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|