Изучение темы Акмеизм в 11 классе
| | |отвечают на | | | | |
| | |вопросы, | | | | |
| | |рассуждают, | | | | |
| | |делают выводы| | | | |
| | | | | | | |
| |4. Задание на | | | | | |
| |дом |записывают | | | | |
4.4. План - конспект урока по литературе___________________________
тема: Акмеизм и акмеисты
цели урока:
1) образовательная - дать представление о литературном течении акмеизм,
познакомить учащихся с его основными представителями;
2) воспитательная – вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному
течению, его представителям через рассказ об их творческой судьбе, через
их стихотворения, воспитывать грамотного читателя;
3) развивающая – развивать у учащихся навык конспектирования лекции,
развитие эмоциональной отзывчивости.
тип урока: лекция с сообщениями учащихся.
методы: - репродуктивный (лекция);
- эвристическая беседа;
- исследовательский (сообщения учащихся).
эпиграф к уроку: «Акмеизм – это тоска по мировой культуре»
(О. Мандельштам).
4.4. План – конспект урока по теме «Акмеизм и акмеисты»
|Этапы урока, |Тип урока | Деятельность учителя |Деятельность |Домашнее задание |Заметки по |
|Время | | |учащихся | |ходу урока |
|Организационный |Лекция с |Учитель озвучивает тему, |Слушают, |Прочитать в учебнике |Перед уроком |
|момент (1,5 мин)|сообщениями|цель, предлагает ход урока. |записывают тему |Агеносова в разделе |необходимо |
| |учащихся | |урока. |«Модернизм» главу |посмотреть |
| | | | |об акмеизме. Трое учащихся|сообщения |
| | | | |готовят небольшие |учащихся |
| | | | |сообщения | |
| | | | |(5 мин.) о жизни и | |
| | | | |творчестве Н.Гумилева, | |
| | | | |А.Ахматовой, | |
| | | | |О.Мандельштама | |
|2.Слово учителя,| |Литературное течение акмеизм | | | |
| | |возникло в начале 1910-х годов| | | |
|изложение нового| |и генетически было связано с | | | |
|материала | |символизмом. Близкие | | | |
|(15 – 20 мин.) | |символизму в начале своего | | | |
| | |творческого пути молодые поэты| | |1911 год |
| | |посещали в начале ХХ века | | |Название «Цех|
| | |«Башню» Вячеслава Иванова. | | |поэтов» |
| | |1911 год – возникновение | | |вынесено на |
| | |литературного объединения «Цех| | |доску |
| | |поэтов» в Петербурге. | | | |
|Вопрос классу | |– Что можно сказать о названии|Отвечают на | | |
| | |объединения? Каковы ваши |вопрос | | |
| | |ассоциации со словом «цех»? | | | |
| | |Литературная группа строилась | | |Имена |
| | |по модели средневековых | | |акмеистов и |
| | |мастеровых цехов, синдиками | | |годы жизни |
| | |(главами) избраны С. |Записывают в | |вынесены на |
| | |Городецкий и Н. Гумилев, |тетради | |доску |
| | |секретарем – | | | |
| | |А. Ахматова. Членами являлись:| | | |
| | |Георгий Адамович, Владимир | | | |
| | |Нарбут, Осип Мандельштам и | | | |
| | |другие. | | | |
| | |На одном из собраний «Цеха | | | |
| | |поэтов» Гумилев и Городецкий | | |Черты |
| | |провозгласили программу своего| | |акмеизма |
| | |литературного направления, | | |вынесены на |
| | |которое должно было сменить | | |доску |
| | |символизм. | | | |
| | |Сущность нового течения | | | |
| | |сводилась к следующему – отказ|Записывают | | |
| | |от мистики символистов, | | | |
| | |безусловное принятие | | | |
| | |действительности. | | | |
| | |Вспоминает Анна Ахматова: | | | |
| | |«Заговорили о необходимости | | |На доске |
| | |отмежеваться от символизма, | | |записаны |
| | |поднять новое поэтическое | | |значения |
| | |знамя. Слова «расцвет», | | |слова «acme» |
| | |«цветение» были избраны новым |Записывают | | |
| | |поэтическим ориентиром. Тут же| | | |
| | |стали рыться в словарях и | | | |
| | |набрели на греческое слово | | | |
| | |«вершина» («acme»). Так | | | |
| | |родилось слово «акмеизм». | | | |
| | |Сергей Городецкий | | | |
| | |акцентировал внимание на | | | |
| | |другом значении этого слова – | | | |
| | |«острие». Он говорил, что | | | |
| | |«акмеизм, как стрела проходит | | | |
| | |сквозь туман к чистому воздуху| | | |
| | |грядущей поэзии». | | | |
| | |Было предложено и еще одно | | | |
| | |название – « адамизм». Поэты | | | |
| | |считали, что современный | | | |
| | |человек должен уступить место | | | |
| | |«новому Адаму», с его | | | |
| | |первобытно-звериными | | | |
| | |ощущениями, незамутненными | | | |
| | |культурой, со свежим взглядом | | | |
| | |на мир. | | | |
| | |Характерно, что наиболее | | | |
| | |авторитетными учителями для | | | |
| | |акмеистов стали поэты – | | | |
| | |символисты: Михаил Кузмин, | | | |
| | |Иннокентий Анненский, | | | |
| | |Александр Блок. Об этом нужно | | |На доске – |
| | |знать, чтобы не думать, что | | |дата, |
| | |между акмеистами и их | | |название |
| | |предшественниками была большая|Записывают | |журнала |
| | |острота расхождений. | | | |
| | |Акмеисты наследовали | | | |
| | |достижения символистов, минуя | | | |
| | |их крайности. | | | |
| | |1912 год – выход в свет | | | |
| | |первого номера журнала | | | |
| | |«Гиперборей», среди авторов – | | | |
| | |Ахматова, Гумилев, | | | |
| | |Мандельштам, Городецкий. | | | |
| | |Знаете ли вы, кто такие | | | |
| | |«гипербореи»? | | | |
| | |Гипербореи – в греческой | | | |
| | |мифологии – народ, живущий на | | | |
| | |крайнем севере, «за Бореем», | | |На доске – |
| | |любимый Аполлоном. Гипербореи | | |название |
| | |художественно одарены, их | | |статьи, год |
| | |жизнь сопровождается песнями, |Записывают | | |
| | |танцами и музыкой. | | | |
| | |Таким названием журнала | | | |
| | |акмеисты подчеркивали свою | | | |
| | |независимость, | | | |
| | |индивидуальность. | | | |
| | |1913 год – выход статьи Н. | | | |
| | |Гумилева «Наследие символизма | | | |
| | |и акмеизм» в журнале | | | |
| | |«Аполлон», которая стала | | | |
| | |манифестом новой школы. | | | |
| | |Отношение к поэзии: с самого | | | |
| | |начала к поэзии был взят | | | |
| | |подход, как к ремеслу. Н. | | | |
| | |Гумилев, например, считал, что| | | |
| | |любой знающий культурный | | | |
| | |человек может стать поэтом. | | | |
| | |Детально разработанной |Записывают в | | |
| | |эстетической программы акмеизм|тетради | | |
| | |так и не выдвинул. | | | |
| | |«Преодоление» символизма | | | |
| | |происходило в основном на | | | |
| | |уровне поэтики, нежели на | | | |
| | |идейном: | | | |
| | |очищение слова от наносных | | | |
| | |смыслов, | | | |
| | |отказ от эффектных рифм, | | | |
| | |точность поэтического образа, | | | |
| | |четкость композиции. | | | |
| | |Для акмеистов роза, лилия – | | | |
| | |это цветы, и только. | | | |
| | |Такая реалистичность вовсе не | | | |
| | |означала, что акмеизм | | | |
| | |отказывался от духовных | | | |
| | |поисков. Напротив, высшей |Записывают | | |
| | |духовной ценностью объявляется| | | |
| | |культура (возвращение к | | | |
| | |эпиграфу). | | | |
| | |Акмеизм опирался на самые | | | |
| | |разные культурные традиции. | | | |
| | |Это и мифологические сюжеты, | | | |
| | |образы живописи, графики, | | | |
| | |архитектуры. Ориентирами были | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|