МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение темы Акмеизм в 11 классе

    Изучение темы Акмеизм в 11 классе

    Министерство общего и профессионального образования РФ

    Вологодский государственный педагогический университет

    факультет филологии

    Изучение темы «Акмеизм» в 11 классе

    Индивидуальный творческий проект

    по литературе

    выполнен студенткой V курса

    Осининой О.В.

    Научный руководитель:

    канд. культурологии

    Якушева Л.А.

    Вологда, 2002

    План

    Глава 1. Введение…………………………………………………………..2

    1. Общая характеристика работы……………………………………...2

    2. Методическое обоснование работы………………………………...5

    3. Анализ методической литературы…………………………………14

    Глава 2. Психолого-педагогическое обоснование……………………….18

    Глава 3.Своеобразие лирики как рода литературы………………………22

    3.1. Общие подходы к изучению лирического произведения…………...23

    3.2. Приемы анализа лирического произведения в старших классах…...24

    3.3. Трудности при изучении лирического произведения……………….27

    Глава 4. Практическая часть……………………………………………….28

    4.1. Примерный план анализа стихотворения…………………………….28

    4.2. Примерный анализ стихотворения……………………………………29

    4.3. Планирование уроков…………………………………………………..32

    4.4. План-конспект урока…………………………………………………...35

    Заключение…………………………………………………………………..44

    Библиография………………………………………………………………….

    Приложения…………………………………………………………………..

    Глава 1. Введение__________________________________

    1.1. Общая характеристика работы________________________

    До недавнего времени в связи с идейно-политической ситуацией в нашей

    стране литературный период конца XIX - начала XX в.в. являлся закрытой

    темой как для массового читателя, так и для изучения в школе. По этой

    причине исследовательской работы в плане методики преподавания данной темы

    долгое время почти не проводилось. Вплоть до начала 1960-х годов сколько-

    нибудь значительных работ об акмеизме, созданных историками литературы,

    также не появлялось.

    После официального “открытия” культуры Серебряного века литература

    модернизма стала широко исследоваться культурологами, лингвистами,

    литературоведами, методистами. В это же время впервые в программу для

    общеобразовательных учреждений вводятся произведения ранее никогда не

    изучавшиеся в школе.

    На сегодняшний день изучение культурного пласта, именующегося

    Серебряным веком, является неотъемлемой частью всех программ по литературе

    (см.1.2.). К сожалению, до сих пор мы не можем сказать, что создан единый

    труд, который был бы полным и с литературоведческой, и с методической точки

    зрения.

    Таким образом, актуальность работы обусловлена обращением к теме,

    недостаточно разработанной в методической литературе.

    Трудности изучения лирического произведения в школе предопределили

    исследовательский интерес к методам и приемами анализа стихотворения в

    старших классах. Вследствие чего мы не только изучили психолого-

    педагогические особенности возраста старшеклассников, но и попытались

    совместить их с целями и задачами образовательного процесса.

    Объектом работы явилось рассмотрение акмеизма как идейно – художественного

    направления XX века, а предметом - рассмотрение изучения данной темы в

    старших классах.

    Методологическая база работы

    В соответствии с выбранной темой и поставленными задачами, методология

    данной работы базируется на следующих принципах:

    1) системного анализа, в основе которого лежит наблюдение над лирическим

    произведением с точки зрения специфики и функциональности его элементов;

    2) интерпретации как основополагающего принципа герменевтики,

    предполагающего расшифровку и перевод смыслов и символов художественного

    произведения на язык объективного знания;

    3) компаративного анализа, применяемого в данной работе как к собственно

    художественным высказываниям, так и к методическим разработкам;

    4) метод экстраполяции психологических исследований возраста

    старшеклассников (работы И.С. Кона, Р.С. Немова, А.В. Петровского и др.)

    в сферу их практического применения.

    Новизна работы заключается в рассмотрении темы «Модернизм» сквозь призму

    одного идейно – художественного направления (акмеизм), в конкретизации

    данного феномена и особенностях его применения

    теоретических знаний с точки зрения практикующего педагога.

    Практическая значимость заключается в описании механизма анализа

    лирического произведения, в моделировании темы, в возможности использования

    материалов в практике преподавания курса в 11 классе общеобразовательной

    школы.

    В работе представлены все необходимые материалы для проведения уроков

    по теме «Акмеизм» в 11 классе: планирование уроков, конспект урока -

    лекции, тексты произведений для анализа, схема анализа,

    примерный анализ стихотворения, указатель имен, словарь понятий по теме,

    библиография.

    В связи с этим практическая часть может быть полезна начинающим

    педагогам и интересна опытным преподавателям.

    Апробация работы проводилась с 17.09.01 г. по 28.10.01 г. на базе 11 класса

    гимназии №2 г. Вологды.

    Структура работы

    Индивидуальный творческий проект состоит из:

    - введения, где дается, во-первых, общее представление о работе

    (актуальность проблемы, объект и предмет работы, методологическая база,

    значимость исследования), а во-вторых, - методического обоснования

    выбора темы (анализ основных программ по литературе и методической

    литературы по вопросам изучения лирического произведения и, в частности,

    темы «Акмеизм»);

    психолого-педагогического обоснования работы, где выявлены особенности

    психического развития старшеклассников, сделана попытка выбрать

    педагогические приемы и методы с учетом этих особенностей;

    главы о своеобразии лирики как рода литературы, в которой мы представили

    общие подходы к изучению лирического произведения, рассмотрели внутреннюю

    логику его анализа, определили трудности при изучении лирического

    произведения в старших классах;

    - практической части, где нами предлагается примерный план анализа

    стихотворения, возможный вариант анализа, планирование трех уроков по теме

    «Акмеизм» и план-конспект одного урока;

    заключения, где подводятся итоги проделанной работы, намечаются пути

    дальнейших исследований в области данной проблемы;

    приложения, состоящего из текстов стихотворений для анализа, словаря

    понятий, указателя имен, библиографии.

    Объем работы: 55 страниц, список литературы содержит 32 наименования.

    1.2.Методическое обоснование работы

    Тема «Акмеизм» изучается в 11 классе обзорно и в монографических

    темах. В программах для общеобразовательных учреждений данная тема

    представлена с небольшими вариациями в разделе «Серебряный век русской

    поэзии». Такие авторы, как Г.И. Беленький, Т.А. Калганова,

    В.Я.Коровина предлагают изучение этой темы обзорно с разбором

    избранных стихотворений (на материале произведений Н. Гумилева).

    В.Г. Маранцман в разделе «Литература 30-х годов» обзорно рассматривает

    жизнь и творчество Осипа Мандельштама, а в разделе «Литература 40-х годов»

    - Анны Ахматовой.

    В программе Т.Ф. Курдюмовой осуществляется принцип вариативности, т.е.

    учителю предлагается самому варьировать предложенную программу. Здесь же, в

    разделе «Серебряный век русской поэзии» к рассмотрению

    предлагается проблема традиций и новаторства в литературе начала века (на

    примере изучения стихотворений «Капитаны», «Мои читатели», «Дон Жуан»,

    «Старый конквистадор», «Озеро Чад», «Отвечай мне, картонажный мастер» Н.

    Гумилева и стихотворений М. Цветаевой).

    Довольно интересной, на наш взгляд, является программа

    А.Г. Кутузова. В разделе «Декадентство в русской литературе на рубеже XIX-

    XX в.в.» представлены наиболее яркие литературные течения: символизм,

    акмеизм, футуризм. Акмеизм рассматривается как национальная форма

    неоромантизма. При изучении лирики Н. Гумилева предлагается сделать акцент

    на эстетическом совершенстве его поэзии, показать героический и

    жизнеутверждающий пафос его поэзии («Капитаны», «Сонет», «Дон Жуан»,

    «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай»). В ранней поэзии А. Ахматовой

    предлагаются к рассмотрению такие дефиниции как психологизм («Песня

    последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью») и стихотворная форма

    («Сероглазый король»).

    Программа С.Ю. Баранова предполагает изучение данной темы в разделе

    «Литература русского модернизма» и предлагает рассмотреть более широкий

    круг авторов. Наряду с произведениями Н.Гумилева, А.Ахматовой - стихи О.

    Мандельштама, С.Городецкого, М.Кузмина. Программа имеет определенные

    преимущества по сравнению с вышеуказанными: при работе с ней не возникает

    необходимости составлять указатель литературоведческих терминов, заниматься

    поиском необходимой литературы – все это представлено в программе.

    Проанализировав данные программы по литературе для общеобразовательных

    школ, мы пришли к выводу, что все методисты предлагают изучение темы

    «Акмеизм» обзорно, отводя на это 1-2 академических часа (в одной из

    последних программ 2001 г. под ред.

    В.Я. Коровиной дается 1 час). В конечном итоге количество уроков

    определяется спецификой школы, класса, интересом учителя и учащихся к теме,

    годовым планом самого учителя.

    Думается, что обзорное изучение данной темы вполне уместно. В обзорных

    темах дается характеристика литературной и культурной жизни страны в

    определенный исторический период; они расширяют кругозор учащихся, учат

    рассматривать взаимосвязь явлений.

    Перед учителем при изучении подобных тем стоят следующие задачи:

    - образовательные:

    1) воссоздание духовной атмосферы эпохи, обобщение сведений по истории

    литературы данного периода;

    2) выявление традиций и новаторства в развитии литературы,

    3)знакомство с творчеством и отдельными произведениями представителей

    данного периода;

    4)формирование ассоциативного мышления учащихся в сфере художественной

    культуры;

    - воспитательные:

    1) воспитание эстетического вкуса учащихся;

    - дидактические:

    1) создание установки на изучение или самостоятельное чтение произведений;

    2)формирование читательских интересов учащихся, развитие умения

    самостоятельно ориентироваться в литературе определенного периода.

    Все эти задачи должны решаться при изучении темы «Акмеизм» в 11

    классе.

    Классификация уроков

    Существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от

    того, какие признаки и стороны урока берутся за основу, выделяют различные

    типы занятий.

    1. Н.И. Кудряшев в работе «Взаимосвязь методов обучения на уроках

    литературы» выделяет три типа уроков:

    - уроки изучения художественных произведений;

    - уроки изучения основ теории и истории литературы;

    - уроки развития речи.

    2. Уроки могут быть классифицированы по основной дидактической цели,

    реализуемой на уроке (классификация М.А. Данилова, И.Т Огородникова).

    Они выделяют следующие типы:

    - уроки первоначального усвоения нового материала;

    - уроки комбинированные;

    - уроки закрепления изученного материала;

    - уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

    - уроки проверки и оценки знаний.

    В нашей работе мы использовали практически все типы уроков.

    В преподавании литературы нашла свое применение типология форм уроков,

    принятая в дидактике.

    И.К. Казанцев подразделяет уроки по признаку основного способа их

    проведения и выделяет семь типов:

    - уроки в виде лекций;

    - уроки в виде беседы;

    - уроки-экскурсии;

    - киноуроки;

    - уроки самостоятельной работы учащихся;

    - уроки с разнообразными видами лекций;

    - лабораторные занятия.

    Мы предлагаем использование урока-лекции с сообщениями учащихся и урока

    самостоятельной работы.

    Уроки изучения лирики

    Уроки по изучению лирики можно рассмотреть в связи с их формой и

    содержанием.

    По форме уроки можно классифицировать следующим образом:

    1)Урок-лекция

    В современной педагогике понятие «лекция» означает не просто чтение заранее

    подготовленного конспекта, а устное изложение значительного по объему

    материала с использованием приемов активизации познавательной деятельности

    учащихся. Иногда на уроках учитель ограничивается анализом одного,

    указанного в программе стихотворения. Отсюда – скудность вызываемых

    ассоциаций, неумение видеть за поэтическим произведением поэзию в целом.

    Нередко работа над поэтической речью, над словесным образом сводится лишь к

    перечислению эпитетов, метафор или сравнений.

    Вообще, уроки о поэзии нуждаются в определенной атмосфере

    праздничности. Создать подобную атмосферу помогают живопись и музыка (см.

    22; гл.8).

    Предлагаемая нами методическая часть содержит три урока по теме

    «Акмеизм», одним из которых является лекция с сообщениями учащихся.

    Лекция помогает ученикам вырабатывать самостоятельность мышления,

    развивает умение отбирать и интерпретировать изложенный материал,

    выстраивать систему знаний. Образцовая речь учителя способствует

    формированию навыка логического изложения и литературного строя речи.

    Лекция предусматривает строгий детальный план изложения; она экономит

    учебное время и поэтому является одним из наиболее эффективных методов по

    показателю восприятия содержания информации.

    Р.У. Илина в своей статье «Лекция на уроке в старших классах» (9;37)

    предлагает свою классификацию вариантов лекций:

    - вводные лекции, предваряющие изучение курса;

    - лекции обзорные, предшествующие анализу литературного произведения;

    - обобщающие лекции, подводящие итог изучению произведения или

    монографической темы;

    - лекции, связанные с вопросами теории литературы.

    Лекция в широком смысле слова представляет собой сочетание следующих

    этапов:

    - организационного момента,

    - постановки цели,

    - актуализации знаний,

    - сообщения знаний и усвоения их учащимися,

    - обобщения и систематизации знаний,

    - определения домашнего задания.

    а) собственно лекция

    На этом уроке учитель рассказывает о жизненном и творческом пути

    автора, истории создания; дается образец анализа.

    б) урок-новелла

    Урок строится по принципу повествования о писателе и произведении.

    Материалом для урока может служить только произведение, небольшое по объему

    и имеющее интересную и важную для анализа произведения историю создания.

    Урок-новелла – это монолог учителя, но от обычной лекции он отличается

    сюжетностью, особой интонацией, а главное – образностью рассказа,

    напоминающего художественное произведение.

    в) урок-путешествие в мир поэта

    На данном уроке учитель пробует совершить с учениками такое

    путешествие, которое от событий и впечатлений жизни поведет к личности

    поэта, а через нее – к самому творчеству (см. 10).

    г) урок - лекция с сообщениями учащихся

    На этих занятиях лекция учителя чередуется с заранее приготовленными

    сообщениями учащихся. Подобный тип урока рассматривается в практической

    части данной работы.

    2)Урок-беседа

    Анализ лирического произведения проходит в форме беседы учителя с

    учениками; в ее основе – хорошо продуманная система вопросов, которая

    предполагает их логическую связь, способствует усвоению знаний в системе.

    По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития

    учащихся, т.к. легкие вопросы не стимулируют активную познавательную

    деятельность.

    Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. Беседа

    эвристического характера (частично поискового) нацелена на

    исследовательскую деятельность учащихся, на решение проблемных ситуаций, в

    то время как беседа репродуктивного характера предполагает сознательное

    усвоение знаний учащимися (критерием усвоения является правильное

    воспроизведение знаний).

    Успех беседы зависит от контакта с классом. И.П. Подласый отмечает,

    что «… беседа – неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени,

    напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня

    педагогического мастерства» (25; 340).

    3)Урок-семинар

    Работа на уроке представляет собой групповую или индивидуальную

    деятельность учащихся. Уроки-семинары целесообразно проводить по таким

    темам, где ученик должен не просто усвоить определенные сведения о

    рассматриваемом лирическом произведении, но и найти решение проблемы. Таким

    образом, особенностью данного типа является проблемная постановка вопроса.

    Цель семинарского занятия – это формирование умения самостоятельно

    трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои качества.

    Часто урок данного типа строится на сочетании фронтальной беседы с

    дискуссией.

    Урок-семинар должен представлять собой сочетание следующих этапов:

    - организационный момент,

    - постановка цели,

    - выдвижение проблемы и ее обсуждение,

    - обобщение знаний и определение домашнего задания.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.