МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение темы Акмеизм в 11 классе

    всеобщей». (Л. Гинзбург) (8; 8).

    3.1.Общие подходы к изучению лирического произведения

    Чтобы понять и сопережить поэтичный смысл стихотворения, необходимо

    учитывать особые законы лирики, отличные от законов эпоса и драмы. По

    сравнению с ними лирика менее информативна, она сосредоточена на нюансах

    настроений, переживаний и этим близка музыке. Как и музыкальное

    произведение, стихотворение невозможно пересказать без потерь. Мешают

    недоговоренность и многозначность лирических образов, лаконизм, отсутствие

    внешнего сюжета. Тут необходима ответная работа читателя, определенная

    культура чтения, помогающая открыть новые границы произведения.

    У поэзии свой язык, свои законы. В стихах выражаются такие глубокие,

    такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно «перевести» на

    язык прозы. В них есть слова и выражения, несущие гораздо более широкий

    смысл, чем в обычной речи. Лирика требует вдумчивости, вчитывания, только

    тогда смысл стихотворения может быть выявлен, а не просто указан.

    Анализируя отдельное стихотворение, нельзя вырывать его из контекста

    творчества поэта. При этом необходимо учитывать, что поэт, рассказывая о

    себе, о своих переживаниях и размышлениях, делится с нами собственным

    опытом, и главный интерес для нас – в постижении этого духовного опыта.

    Е.В.Карсалова видит цель изучения лирического произведения следующей:

    «Главная цель учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания и

    соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, вложить

    кирпичик в формирование читательских качеств, необходимых для полноценного

    восприятия лирики:

    эмоциональной отзывчивости, образного ассоциативного мышления, эстетической

    реакции на художественное слово» (10;17).

    3.2.Приемы анализа лирического произведения_____________

    На уроках литературы в старших классах при анализе лирического произведения

    могут быть использованы такие приемы:

    - по вопросам, предлагаемым учителем;

    - по схеме анализа для самостоятельного разбора;

    - с привлечением критических и литературоведческих статей;

    - с использованием межпредметных связей;

    - сопоставление различных вариантов конкретного стихотворения одного

    автора;

    - компаративный анализ двух стихотворений с одинаковыми мотивами разных

    авторов;

    - компаративный анализ идеи стихотворения и живописного произведения;

    - «интертекстуальный (сравнение данного стихотворения с предшествующей

    традицией)» (3; 4);

    - сопоставление различных точек зрения авторов критических и

    литературоведческих статей по поводу одного лирического произведения;

    - составление словаря стихотворения и т.п.

    Термин «приемы анализа» по отношению к лирике нуждается в оговорке,

    поскольку анализ лирического произведения индивидуален, и порой

    представляет собой смешение методов и приемов. Методику урока, на наш

    взгляд, прежде всего определяет художественное своеобразие произведения. В

    этом смысле текст является главным методическим пособием учителя.

    «Традиционный анализ художественного произведения в масштабах «темы»,

    «проблемы», «идеи», «образов» не приближает школьников к его осмыслению, а

    делает его формальным, отдаляет от жизни художественного текста. Эти

    понятия важны, но, как и в случае с научной литературой, лучше «идти» к

    ним, а не от них, чтобы они стали естественным обобщением размышлений» (32;

    15).

    Намерение и концепция, направляющие анализ, могут быть различными.

    Однако, «в любом случае главная задача анализа – выявление наиболее

    существенных смысловых элементов, темы и идеи стихотворения» (31; 13).

    Существуют определенные аспекты анализа лирики:

    1) жанровый аспект;

    2) композиционный аспект;

    3) индивидуально-авторский («вслед за автором»).

    А.В.Белова в статье «Имманентный анализ поэтического текста»

    рассматривает имманентный анализ в противопоставлении его контекстуальному.

    «Имманентный анализ – не выходящий за пределы материала данного

    стихотворения. Анализ интертекстуальный – учитывающий сторонний материал:

    подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для

    переводов и объекты для пародий…» (3; 3).

    Имманентными в большей мере являются формальный анализ, структурный и

    так называемое «медленное чтение». « В школьном варианте имманентный анализ

    – это, прежде всего, анализ, не выходящий за пределы материала данного

    стихотворения. Он может быть реализован в условиях как формального, так и

    структурного анализа, равно как и в условиях «медленного чтения». В основе

    «медленного» чтения – статарный принцип, остановка: читатель делает

    остановку после каждой фразы (строки, строфы) для того, чтобы понять, какую

    она дала ему новую информацию и как перестроила старую».

    Важным условием для реализации задач имманентного анализа является

    осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического.

    В ходе такого анализа обнаруживается тема и основная мысль

    поэтического текста. Обычно учащиеся смешивают понятия темы и идеи. В таком

    случае учителю важно объяснить, что в поэтическом тексте существуют

    понятия: «про что» и «о чем» в отношении темы. Идея же – это определенный

    ракурс рассмотрения темы.

    К имманентному анализу поэтического текста приходятся обращаться на

    уроках литературы и в средних, и в старших классах.

    Независимо от выбранного аспекта анализ должен иметь внутреннюю

    логику.

    - Началом работы над лирическим произведением может быть повторение

    изученного ранее. Цель этого этапа – проверить знания учащихся,

    систематизировать и закрепить их.

    - Следующим этапом может стать расширение и углубление знаний учащихся и

    в области историко-литературного процесса, и в области теории

    литературы.

    - В итоге проведенной работы предполагается усвоение учащимися алгоритма

    (схемы) анализа, а также понимания того, что схема не является

    универсальной и подлежит пересмотру в каждом отдельном случае.

    Характерной особенностью изучения лирического произведения в старших

    классах является необходимое рассмотрение стихотворения или группы

    стихотворений в контексте творчества автора или в контексте определенной

    эпохи (литературного направления).

    3.3.Трудности при изучении лирического произведения

    Изучение курса литературы в целом в выпускном классе представляет

    определенные сложности, которые решаются с помощью педагогических умений

    педагога и на основе знаний психологических особенностей школьников. В

    основе изучения литературы в 11 классе лежит рассмотрение художественного

    произведения на историко-литературной основе.

    При анализе лирического произведения в школе следует помнить о

    некоторых трудностях, которые могут возникнуть у учителя. Это и излишне

    социологический подход к стихотворению, с одной стороны, и слишком

    формального разбора – с другой; упрощения поэтической мысли и в то же

    время неопределенность в терминологии и выводах.

    В.П. Медведев в книге «Изучение лирики в школе » говорит и о том, что

    многие стихи без соответствующих комментариев поняты не будут, многие же

    рассчитаны на мгновенный эмоциональный отклик читателя. ()

    Об этом, несомненно, следует помнить при подготовке к уроку по лирике.

    Несмотря на определенные трудности анализ лирического произведения в школе

    возможен и даже нужен. Ведь малый объем материала позволяет сказать

    читателю гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. При анализе учитель

    может продемонстрировать структурное единство произведения, нераздельность

    в нем формы и содержания.

    «Анализировать стихи – значит открывать гармонию звуков, чувств и дум,

    видеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно

    понять только вдумываясь в слово» (10; 34).

    В каждом возрасте свои специфические черты восприятия лирики. В

    старших классах происходит сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под

    влиянием нестандартных методов школьного анализа критерии оценки лирических

    произведений становятся глубже и многограннее.

    Глава 4. Практическая часть_______________________

    Практическая часть содержит материал, использованный при проведении

    уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе.

    4.1. Примерный план анализа лирического произведения____________

    1. Автор, название, время появления, история создания.

    2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты

    лирического героя.

    3. Особенности поэтического языка:

    - тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)

    - звукопись (аллитерация, ассонанс)

    - стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее

    выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон, анафора,

    инверсия, риторический вопрос.

    4. Стихотворный размер, рифма.

    5. Связь стихотворения с литературным направлением.

    6. Мое восприятие произведения.

    4.2.Примерный анализ стихотворения_____________________________

    1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева

    «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма,

    свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики

    считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А.

    Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

    2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей

    является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и

    необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно

    говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В

    стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она

    предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами

    возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта

    жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так

    как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме

    и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать

    нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

    Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

    1) 1-3 строфы,

    2) 4 строфа,

    3) 5 строфа.

    Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.

    3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко

    характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье

    зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

    3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной

    выразительности:

    - эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный

    песок»);

    - сравнения («четки сны ее, как тени»);

    - гиперболы («держит молнии в руке»);

    - метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая

    боль»).

    Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:

    душа – 1)внутренний мир человека;

    2)свойства характера;

    открыта – 1)поднять что-либо;

    2)сделать доступным;

    3)обнажить;

    жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;

    2)скупость, корысть.

    Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения,

    почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

    3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д),

    17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту

    чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие,

    солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

    Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы

    выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в

    сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно

    для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два

    основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

    3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она

    осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение

    объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я

    жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее

    глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

    4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма

    точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

    5.С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных

    художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм

    Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по

    мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

    6.Ответ на данный вопрос зависит от духовного опыта ученика, от того,

    знакомо ли ему чувство любви, от его эмоционального состояния.

    4.3.Планирование уроков по теме «Акмеизм»

    |Номер |Основные этапы |Деятельность |ТСО и оборудование |Работа с |Домашнее задание |Использованная |

    |урока |урока |учащихся | |литературовед| |литература |

    |Тема | | | |ческими | | |

    | | | | |терминами | | |

    |1 урок |1.Орг. момент. |слушают |доска; |акмеизм |К следующему уроку |1.Гумилев Н.С. |

    | |2.Эмоц. слово |записывают |портреты Н.Гумилева, |адамизм |прочитать и |Наследие |

    |Акмеизм|учителя. | |А.Ахматовой, |кларизм |приготовиться к анализу|символизма и |

    |и | | |О.Мандельштама; |«Цех поэтов» |следующих |акмеизм // Гумилев|

    |акмеист|3.Изложение |конспектируют|грамзапись стихов в |«Гиперборей» |стихотворений: «Она», |Н.С. Письма о |

    |ы |нового | |исполнении Н.Гумилева,|«Аполлон» |«Жираф» Н.Гумилева, |русской поэзии. – |

    | |материала. | |А.Ахматовой. | |«Я пришла к поэту в |М.: Просвещение. -|

    | | | | | |гости», |1990. |

    | |4.Сообщения |делают | | |«Песня последней |2.Жирмунский В.М. |

    | |учащихся. |сообщения, | | |встречи» А.Ахматовой; |Преодолевшие |

    | | |записывают | | |«Невыразимая печаль», |символизм // |

    | | | | | |«Бессонница. Гомер. |Жирмунский В.М. |

    | |5.Задание на |записывают | | |Тугие паруса» |Теория литературы.|

    | |дом. | | | |О.Мандельштама. |Поэтика. |

    | | | | | | |Стилистика.- Л. – |

    | | | | | | |1977. |

    | | | | | | |3.Мандельштам О.Э.|

    | | | | | | |Утро акмеизма // |

    | | | | | | |Мандельштам О. |

    | | | | | | |Слово и культура. |

    | | | | | | |– М. – 1987. |

    | | | | | | |4.Русская |

    | | | | | | |литература XX |

    | | | | | | |века. 11 класс. В |

    | | | | | | |2-х частях. Часть |

    | | | | | | |1 / Под ред. В.В. |

    | | | | | | |Агеносова. – М.: |

    | | | | | | |Дрофа. - 1998. |

    |2 – 3 |1.Орг. момент. |слушают |тексты стихотворений, |лирический |Выучить понравившееся |см. выше |

    |урок |2.Работа по |анализируют, |примерный план анализа|герой, |стихотворение любого из| |

    |Анализ |анализу |работают в | |тема, |поэтов – акмеистов. | |

    |стихов |стихотворений по|группах по | |идея, | | |

    | |группам. |плану | |виды тропов, | | |

    | | | | |стилистически| | |

    | | |выступают, | |е фигуры. | | |

    | |3.Анализ |задают | | | | |

    | |стихотворений. |вопросы, | | | | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.