Изучение темы Акмеизм в 11 классе
всеобщей». (Л. Гинзбург) (8; 8).
3.1.Общие подходы к изучению лирического произведения
Чтобы понять и сопережить поэтичный смысл стихотворения, необходимо
учитывать особые законы лирики, отличные от законов эпоса и драмы. По
сравнению с ними лирика менее информативна, она сосредоточена на нюансах
настроений, переживаний и этим близка музыке. Как и музыкальное
произведение, стихотворение невозможно пересказать без потерь. Мешают
недоговоренность и многозначность лирических образов, лаконизм, отсутствие
внешнего сюжета. Тут необходима ответная работа читателя, определенная
культура чтения, помогающая открыть новые границы произведения.
У поэзии свой язык, свои законы. В стихах выражаются такие глубокие,
такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно «перевести» на
язык прозы. В них есть слова и выражения, несущие гораздо более широкий
смысл, чем в обычной речи. Лирика требует вдумчивости, вчитывания, только
тогда смысл стихотворения может быть выявлен, а не просто указан.
Анализируя отдельное стихотворение, нельзя вырывать его из контекста
творчества поэта. При этом необходимо учитывать, что поэт, рассказывая о
себе, о своих переживаниях и размышлениях, делится с нами собственным
опытом, и главный интерес для нас – в постижении этого духовного опыта.
Е.В.Карсалова видит цель изучения лирического произведения следующей:
«Главная цель учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания и
соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, вложить
кирпичик в формирование читательских качеств, необходимых для полноценного
восприятия лирики:
эмоциональной отзывчивости, образного ассоциативного мышления, эстетической
реакции на художественное слово» (10;17).
3.2.Приемы анализа лирического произведения_____________
На уроках литературы в старших классах при анализе лирического произведения
могут быть использованы такие приемы:
- по вопросам, предлагаемым учителем;
- по схеме анализа для самостоятельного разбора;
- с привлечением критических и литературоведческих статей;
- с использованием межпредметных связей;
- сопоставление различных вариантов конкретного стихотворения одного
автора;
- компаративный анализ двух стихотворений с одинаковыми мотивами разных
авторов;
- компаративный анализ идеи стихотворения и живописного произведения;
- «интертекстуальный (сравнение данного стихотворения с предшествующей
традицией)» (3; 4);
- сопоставление различных точек зрения авторов критических и
литературоведческих статей по поводу одного лирического произведения;
- составление словаря стихотворения и т.п.
Термин «приемы анализа» по отношению к лирике нуждается в оговорке,
поскольку анализ лирического произведения индивидуален, и порой
представляет собой смешение методов и приемов. Методику урока, на наш
взгляд, прежде всего определяет художественное своеобразие произведения. В
этом смысле текст является главным методическим пособием учителя.
«Традиционный анализ художественного произведения в масштабах «темы»,
«проблемы», «идеи», «образов» не приближает школьников к его осмыслению, а
делает его формальным, отдаляет от жизни художественного текста. Эти
понятия важны, но, как и в случае с научной литературой, лучше «идти» к
ним, а не от них, чтобы они стали естественным обобщением размышлений» (32;
15).
Намерение и концепция, направляющие анализ, могут быть различными.
Однако, «в любом случае главная задача анализа – выявление наиболее
существенных смысловых элементов, темы и идеи стихотворения» (31; 13).
Существуют определенные аспекты анализа лирики:
1) жанровый аспект;
2) композиционный аспект;
3) индивидуально-авторский («вслед за автором»).
А.В.Белова в статье «Имманентный анализ поэтического текста»
рассматривает имманентный анализ в противопоставлении его контекстуальному.
«Имманентный анализ – не выходящий за пределы материала данного
стихотворения. Анализ интертекстуальный – учитывающий сторонний материал:
подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для
переводов и объекты для пародий…» (3; 3).
Имманентными в большей мере являются формальный анализ, структурный и
так называемое «медленное чтение». « В школьном варианте имманентный анализ
– это, прежде всего, анализ, не выходящий за пределы материала данного
стихотворения. Он может быть реализован в условиях как формального, так и
структурного анализа, равно как и в условиях «медленного чтения». В основе
«медленного» чтения – статарный принцип, остановка: читатель делает
остановку после каждой фразы (строки, строфы) для того, чтобы понять, какую
она дала ему новую информацию и как перестроила старую».
Важным условием для реализации задач имманентного анализа является
осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического.
В ходе такого анализа обнаруживается тема и основная мысль
поэтического текста. Обычно учащиеся смешивают понятия темы и идеи. В таком
случае учителю важно объяснить, что в поэтическом тексте существуют
понятия: «про что» и «о чем» в отношении темы. Идея же – это определенный
ракурс рассмотрения темы.
К имманентному анализу поэтического текста приходятся обращаться на
уроках литературы и в средних, и в старших классах.
Независимо от выбранного аспекта анализ должен иметь внутреннюю
логику.
- Началом работы над лирическим произведением может быть повторение
изученного ранее. Цель этого этапа – проверить знания учащихся,
систематизировать и закрепить их.
- Следующим этапом может стать расширение и углубление знаний учащихся и
в области историко-литературного процесса, и в области теории
литературы.
- В итоге проведенной работы предполагается усвоение учащимися алгоритма
(схемы) анализа, а также понимания того, что схема не является
универсальной и подлежит пересмотру в каждом отдельном случае.
Характерной особенностью изучения лирического произведения в старших
классах является необходимое рассмотрение стихотворения или группы
стихотворений в контексте творчества автора или в контексте определенной
эпохи (литературного направления).
3.3.Трудности при изучении лирического произведения
Изучение курса литературы в целом в выпускном классе представляет
определенные сложности, которые решаются с помощью педагогических умений
педагога и на основе знаний психологических особенностей школьников. В
основе изучения литературы в 11 классе лежит рассмотрение художественного
произведения на историко-литературной основе.
При анализе лирического произведения в школе следует помнить о
некоторых трудностях, которые могут возникнуть у учителя. Это и излишне
социологический подход к стихотворению, с одной стороны, и слишком
формального разбора – с другой; упрощения поэтической мысли и в то же
время неопределенность в терминологии и выводах.
В.П. Медведев в книге «Изучение лирики в школе » говорит и о том, что
многие стихи без соответствующих комментариев поняты не будут, многие же
рассчитаны на мгновенный эмоциональный отклик читателя. ()
Об этом, несомненно, следует помнить при подготовке к уроку по лирике.
Несмотря на определенные трудности анализ лирического произведения в школе
возможен и даже нужен. Ведь малый объем материала позволяет сказать
читателю гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. При анализе учитель
может продемонстрировать структурное единство произведения, нераздельность
в нем формы и содержания.
«Анализировать стихи – значит открывать гармонию звуков, чувств и дум,
видеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно
понять только вдумываясь в слово» (10; 34).
В каждом возрасте свои специфические черты восприятия лирики. В
старших классах происходит сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под
влиянием нестандартных методов школьного анализа критерии оценки лирических
произведений становятся глубже и многограннее.
Глава 4. Практическая часть_______________________
Практическая часть содержит материал, использованный при проведении
уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе.
4.1. Примерный план анализа лирического произведения____________
1. Автор, название, время появления, история создания.
2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты
лирического героя.
3. Особенности поэтического языка:
- тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)
- звукопись (аллитерация, ассонанс)
- стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее
выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон, анафора,
инверсия, риторический вопрос.
4. Стихотворный размер, рифма.
5. Связь стихотворения с литературным направлением.
6. Мое восприятие произведения.
4.2.Примерный анализ стихотворения_____________________________
1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева
«Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма,
свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики
считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А.
Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.
2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей
является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и
необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно
говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В
стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она
предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами
возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта
жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так
как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме
и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать
нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».
Композиционно стихотворение состоит из трех частей:
1) 1-3 строфы,
2) 4 строфа,
3) 5 строфа.
Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.
3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко
характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье
зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».
3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной
выразительности:
- эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный
песок»);
- сравнения («четки сны ее, как тени»);
- гиперболы («держит молнии в руке»);
- метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая
боль»).
Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:
душа – 1)внутренний мир человека;
2)свойства характера;
открыта – 1)поднять что-либо;
2)сделать доступным;
3)обнажить;
жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;
2)скупость, корысть.
Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения,
почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.
3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д),
17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту
чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие,
солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.
Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы
выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в
сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно
для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два
основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].
3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она
осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение
объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я
жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее
глубокое психологическое раскрытие образа женщины.
4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма
точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.
5.С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных
художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм
Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по
мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.
6.Ответ на данный вопрос зависит от духовного опыта ученика, от того,
знакомо ли ему чувство любви, от его эмоционального состояния.
4.3.Планирование уроков по теме «Акмеизм»
|Номер |Основные этапы |Деятельность |ТСО и оборудование |Работа с |Домашнее задание |Использованная |
|урока |урока |учащихся | |литературовед| |литература |
|Тема | | | |ческими | | |
| | | | |терминами | | |
|1 урок |1.Орг. момент. |слушают |доска; |акмеизм |К следующему уроку |1.Гумилев Н.С. |
| |2.Эмоц. слово |записывают |портреты Н.Гумилева, |адамизм |прочитать и |Наследие |
|Акмеизм|учителя. | |А.Ахматовой, |кларизм |приготовиться к анализу|символизма и |
|и | | |О.Мандельштама; |«Цех поэтов» |следующих |акмеизм // Гумилев|
|акмеист|3.Изложение |конспектируют|грамзапись стихов в |«Гиперборей» |стихотворений: «Она», |Н.С. Письма о |
|ы |нового | |исполнении Н.Гумилева,|«Аполлон» |«Жираф» Н.Гумилева, |русской поэзии. – |
| |материала. | |А.Ахматовой. | |«Я пришла к поэту в |М.: Просвещение. -|
| | | | | |гости», |1990. |
| |4.Сообщения |делают | | |«Песня последней |2.Жирмунский В.М. |
| |учащихся. |сообщения, | | |встречи» А.Ахматовой; |Преодолевшие |
| | |записывают | | |«Невыразимая печаль», |символизм // |
| | | | | |«Бессонница. Гомер. |Жирмунский В.М. |
| |5.Задание на |записывают | | |Тугие паруса» |Теория литературы.|
| |дом. | | | |О.Мандельштама. |Поэтика. |
| | | | | | |Стилистика.- Л. – |
| | | | | | |1977. |
| | | | | | |3.Мандельштам О.Э.|
| | | | | | |Утро акмеизма // |
| | | | | | |Мандельштам О. |
| | | | | | |Слово и культура. |
| | | | | | |– М. – 1987. |
| | | | | | |4.Русская |
| | | | | | |литература XX |
| | | | | | |века. 11 класс. В |
| | | | | | |2-х частях. Часть |
| | | | | | |1 / Под ред. В.В. |
| | | | | | |Агеносова. – М.: |
| | | | | | |Дрофа. - 1998. |
|2 – 3 |1.Орг. момент. |слушают |тексты стихотворений, |лирический |Выучить понравившееся |см. выше |
|урок |2.Работа по |анализируют, |примерный план анализа|герой, |стихотворение любого из| |
|Анализ |анализу |работают в | |тема, |поэтов – акмеистов. | |
|стихов |стихотворений по|группах по | |идея, | | |
| |группам. |плану | |виды тропов, | | |
| | | | |стилистически| | |
| | |выступают, | |е фигуры. | | |
| |3.Анализ |задают | | | | |
| |стихотворений. |вопросы, | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|