Изучение темы Акмеизм в 11 классе
4)Урок-дискуссия
На уроке ставится острый проблемный вопрос, связанный с восприятием
лирического произведения и его анализом, при ответе на который возможны
различные точки зрения. На протяжении всего урока происходит обмен
взглядами между участниками. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые
знания, учатся отстаивать собственное мнение. Одно из важных условий
эффективности такой формы урока – предварительная и основательная
подготовка к нему учащихся как в содержательном (накопление необходимых
знаний), так и в формальном (выбор формы изложения знаний) отношении.
Дискуссии помогают упорядочить содержание уже известного материала,
закрепить его и привнести новое понимание данного вопроса.
Весьма полезны дискуссии и в воспитательном значении. С их помощью
учитель может выявить особенности темперамента, памяти, мышления учащихся,
их поведения.
В книге И.П. Подласого «Педагогика» (25; 343) предлагается памятка
участнику дискуссии, которую можно использовать при проведении подобного
рода занятий.
5)Урок-концерт
Структурная особенность урока – это программа концерта. В отборе и
порядке следования стихов необходимо тематическое единство.
Большое значение при данной эмоционально-образной форме имеет музыка и
живопись. Данный тип урока особенно эффективен при работе над
произведениями современной русской поэзии, а также на этапе заключительной
работы по творчеству поэта (см. 10).
6)Урок-композиция
Он строится как литературный монтаж, соединяющий смысловое и
художественное целое стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников,
писем, воспоминания современников. Цель композиции - высветить личность
художника, чтобы глубже понять его творчество. Такая форма рекомендуется
при изучении трепетных и эмоциональных тем в творчестве поэта. Данная
эмоционально – образная форма урока рассматривается в книге Карсаловой
Е.В. «Стихи живые сами говорят»
(см.10).
По содержанию мы выделяем следующие уроки:
1) Урок-«монолог»
Так иногда называют учебное занятие, когда в центре внимания учителя и
класса – всего одно стихотворение. Это урок углубленного анализа
лирического произведения.
2)Урок изучения основ теории литературы
На данных уроках даются основные литературоведческие понятия, которые
связаны с анализом лирического произведения. Обработка последних может
стать основой так называемых уроков-тренингов, уроков-практикумов.
3)Урок работы над критическим материалом
Учащимся предлагаются для обсуждения критические материалы разных
исследований, посвященных различным аспектам анализа лирического
произведения.
Предложенная классификация дает возможность учителю, во-первых, найти
форму, адекватную субъективным представлениям учителя об избранном
материале; во-вторых, жанровое многообразие уроков соответствует задаче
культуросообразности образовательного процесса: предполагает проведение
урока об искусстве в формах самого искусства.
Проанализировав вышеизложенную классификацию уроков, мы пришли к
выводу, что одним из уроков при разработке нашей темы должен стать урок-
лекция.
1.3.Анализ методической литературы
В данной главе представлен обзор методических работ по изучению
лирического произведения и изучению творчества акмеистов в старших классах.
Книги
1.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта
работы. - М.: Просвещение. - 1990.
«Интерес к поэзии – это показатель духовности, эмоциональной
отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость
нравственную». Задача книги - поделиться с учителями конкретными
наблюдениями, предложить свои варианты изучения.
В книге излагаются принципы, на основе которых можно создавать живую
ткань урока, а именно:
- «максимально приблизиться к состоянию, пережитому поэтом»
(Л.И. Поливанов);
- первичное чтение должно быть ярким, эмоциональным (при первичном чтении
не стоит давать вопросов и заданий, чтобы не разрушать целостность
восприятия);
- переход к анализу стихотворения не должен быть резким;
- основой работы при анализе является постижение поэтического слова и
образа;
- обращение к идее стихотворения как выражению душевного опыта, чувств и
переживаний поэта;
- в процессе анализа необходима работа над его выразительным чтением.
В книге даются тщательно проведенные анализы стихотворений «Анчар» А.С.
Пушкина, «Ходоки» А.Н. Заболоцкого; система уроков внеклассного чтения.
Также можно найти варианты проведения обзорных уроков в 11 классе (формы
уроков по изучению лирики: урок – концерт, урок – композиция, урок –
новелла, урок – путешествие в мир поэта).
В главе «Искусство изучения поэтического произведения» предлагается памятка
для учащихся «Как учить стихи».
Автор отмечает, что «обязательное условие приобщения к лирике – постоянное
обращение к ней».
2.Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя. – М.:
Просвещение. - 1985.
В книге рассказывается о методах и формах изучения лирики, даются
образцы анализа (с 4 по 10 класс) уроков лирики любви и дружбы, лирики
философской, поэтической, пейзажной и т.д. (лирика М.Ю. Лермонтова, А.С.
Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.)
Литературоведческие понятия: художественный образ в лирике, художественный
метод, целостный анализ стихотворения, стиль писателя и др. рассматриваются
в связи с анализом лирических произведений.
Делается попытка применить к школьный практике тот богатый опыт
анализа лирики, который накоплен литературоведами и методистами.
3.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. – Л.: Просвещение. - 1968.
В книге представлены формы и приемы анализа поэтических произведений
в IV – VII классах. Интересными и полезными при подготовке к урокам могут
оказаться принципы изучения и формирования теоретико-литературных понятий.
Виды самостоятельной работы учащихся (анализ стихов, их сопоставление,
написание сочинения – описания) даны на основе практических результатов
опыта, проводимого в одной из школ Ленинграда.
4.Русская литература XX века. 11 класс.: Учебник для общеобразовательных
учебных заведений. – В 2 ч. Ч.1 / Под. ред.
В.В. Агеносова. - М.: Дрофа. - 1999.
Данное учебное пособие использовалось нами как теоретическая база при
изучении темы «Акмеизм» в школе, и как практическая - при подготовке к
урокам. Учебник, на наш взгляд, интересный, современный и довольно удобный.
Материал, представленный в учебном пособии, его стиль, слог может
показаться сложным для понимания учащихся. В таком случае учителю следует
самому отбирать материал для самостоятельного изучения и для совместного
разбора отдельных глав в классе.
Учебник состоит из обзорных глав (например: «Русский исторический
роман 20-х – 30-х годов»), где дается информация о литературном процессе
того или иного периода и монографических разделов (Александр Блок; Анна
Ахматова и др.), в которых рассматривается творчество наиболее ярких
писателей XX века. Каждая глава снабжена вопросами для самостоятельного
повторения по теме, примерными темами сочинений и списком рекомендуемой
литературы (мемуарные и биографические источники, критические статьи и
литературоведческие работы, хрестоматии и антологии русской поэзии,
справочники).
В комплекте с учебником может быть использована двухтомная
хрестоматия, составленная из программных произведений.
5.Черников А.П. Поэзия и проза Серебряного века. - Калуга: Институт
усовершенствования учителей. - 1993.
Книга представляет собой сочетание обзорного принципа изложения
материала с принципом монографическим. Примером обзорных тем могут стать:
«Художественное своеобразие русской литературы начала XX века»,
«Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века» и др.
В главах, посвященных отдельным персоналиям (А.Ахматова, И.Бунин, И.Куприн)
дается их творческий путь, не ограничиваясь временными рамками эпохи
Серебряного века. Таким образом, у читателя создается целостный облик того
или иного писателя. Особое внимание уделяется произведениям, изучаемым в
средней школе.
Статьи_
1.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы. XI класс // Русская
словесность. - 2001.-№6.- с.20 – 29.
В статье предлагается система уроков по творчеству А.Ахматовой:
1) Поэтическое вступление к теме. Раннее творчество поэтессы. А. Ахматова и
Пушкин.
2) Послеоктябрьская лирика Ахматовой. Драма поэта и народа и ее отражение в
поэме «Реквием».
3) Война и послевоенные годы. Итоги жизни и творчества. «Поэма без героя».
Из данной статьи при изучении обзорной темы «Акмеизм» мы рекомендуем
использовать материал первого урока и предлагаемый анализ стихотворения
Ахматовой «Песня последней встречи».
2.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения. //
Литература в школе. – 1997. - №6. – с. 80-88.
В статье сделана попытка анализа сборников А.Ахматовой «Вечер» (1912),
«Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini»
(1922). Материал может быть использован в качестве примера при подготовке к
урокам как при изучении обзорной темы «Акмеизм» (ранние сборники), так и на
уроках по творчеству поэтессы.
3.Лекманов О. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках
А.Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. – с. 216-230.
Статья интересна необычным взглядом на проблему существования акмеизма
как идейно – эстетической школы. Автор пытается на материале записных
книжек Анны Ахматовой разобраться в следующих вопросах:
- «…почему теория акмеистов была столь беспомощно и неуклюже
сформулированной?»;
- «…как эта теория соотносится с замечательными произведениями поэтов –
акмеистов?»;
- «…стоит ли всерьез говорить об акмеизме как о поэтической школе?»
Глава 2.Психолого-педагогическое обоснование темы______
Старший школьный возраст, или возраст ранней юности, - период жизни
человека от 15 до 17 лет, который приходится на 10 – 11 классы средней
школы.
Проблемами психологии юношеского возраста занималось и занимается
сейчас большое количество психологов (И.С. Кон, Р.С. Немов, А.В. Петровский
и др.). Приведем результаты исследований некоторых из них.
И.С. Кон считает, что «психология юношеского возраста – одна из самых
сложных разделов возрастной психологии. Юность – период завершения
физического созревания человека, бурного роста его самосознания,
формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления в новую
жизнь» (11;3).
В старших классах развитие познавательных процессов достигает высокого
уровня. Выпускники могут мыслить логически, заниматься теоретическими
рассуждениями. Старшеклассники способны усваивать научные понятия на
лекциях и использовать их в процессе выполнения определенных заданий на
уроках, так как у них сформировалось теоретическое и словесно-логическое
мышление. Поэтому можно говорить, что учащиеся юношеского возраста готовы
освоить довольно сложные теоретические понятия на уроках литературы по
изучению темы «Акмеизм», для осмысления которых особенно важны способности
школьников к обобщению частных явлений и умение мыслить абстрактно.
Восприятие старшеклассников характеризуется целенаправленностью, внимание –
произвольностью и устойчивостью; активно развивается логическая память.
Учащиеся юношеского возраста шире, чем подростки пользуются приемами
запоминания, составлением планов и схем текстов, конспектов, выделением
основных мыслей. У школьников совершенствуется способность к переключению
внимания.
Психологи отмечают, что у старшеклассников формируется умение
одновременно и слушать объяснение учителя, и вести запись лекции, следить и
за содержанием, и за формой своего ответа. Поэтому на уроках литературы
учащиеся готовы воспринимать материал в форме лекции.
Для активного восприятия излагаемые материалы большое значение имеет умение
учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым
и интересным.
Изучение лирических произведений способствует развитию личности.
«Самое большое, что может лирика, - это обогатить душу и усложнить
переживание», - писал А.Блок. Нам кажется, что новому поколению сейчас это
крайне необходимо. В юношеском возрасте наблюдается стремление школьников к
самосовершенствованию, поиску и приобретению знаний, чему способствует
желание стать интересным, образованным человеком.
Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего
внутреннего мира. В это время пробуждается интерес и к внутреннему миру
других людей, привлекают «вечные» проблемы: смысла жизни, счастья, любви,
долга, свободы личности. Поэтому старшеклассников интересуют произведения,
помогающие выстроить свою систему взглядов.
Изучение темы «Акмеизм» в разделе «Серебряный век русской поэзии»
воздействует на формирование личности старшеклассников, так как школьникам
данного возраста близко внимание художников этого периода к внутреннему
миру человека, к состоянию его души.
В учебнике Р.С. Немова обращается внимание на то, что «…к
одиннадцатому классу познавательные процессы школьников приобретают такие
качества, которые делают их совершенными и гибкими. Юноши уже могут мыслить
логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом, активно
развивается чтение, монологическая и письменная речь, формируются общие
интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.
Учащиеся могут формировать гипотезы, исследовать и сравнивать между собой
различные альтернативы при решении одних и тех же задач, развивается
стремление к самоанализу».
В соответствии с этими особенностями развития в юношеском возрасте
изучение литературы в старших классах предлагается строить на историко –
литературной основе. С одной стороны, у учащихся формируется понятие об
историко – литературном процессе, с другой – высокий уровень мыслительных
операций. Так, умение сравнивать совершенствуется при сопоставлении
различных эпох и мировоззрений писателей и поэтов, их судеб, а так же при
попытке отыскать сходство и различие в трактовке образов, в темах и
проблематике произведений.
В этом возрасте восстанавливаются и развиваются естественные отношения
читателя и писателя. Школьникам раннего юношеского возраста мы не просто
даем справку энциклопедического характера, а пытаемся вызвать в их сознании
воспоминания о прочитанных произведениях и связанных с ними эмоциях.
Правильное и систематическое изучение лирических произведений
способствует развитию у старшеклассников смысловой, образной и
ассоциативной памяти. Это, в свою очередь, формирует самостоятельность
мышления, а также помогает учащемуся осознать себя как личность социальную,
почувствовать свою связь с историей.
Основными целями изучения художественного произведения в школе мы
видим следующие:
воспитательные:
- становление духовного мира учащихся;
- воспитание эстетического вкуса учащихся;
- воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой
ценности;
- создание условий для формирования внутренней потребности личности в
самосовершенствовании, в реализации своих творческих возможностей;
образовательные:
- формирование и развитие умений творческого, т.е. эстетического чтения;
- формирование ассоциативного, абстрактного мышления в сфере
художественной литературы;
- развитие умения вести самостоятельный научный поиск (отбор материала,
его первоначального анализа);
- формирование представления о мировой литературе и мировом литературном
процессе;
- ориентировка не на количественное накопление фактов, но на формирование
целостного и многогранного видения литературного процесса.
Глава 3. Своеобразие лирики как рода литературы_
Об особенностях лирического рода литературы написано много; мы
попытаемся все эти особенности свести к нескольким пунктам.
1)лирический образ – это образ – переживание, непосредственное отражение
мыслей и чувств;
2)особенности сюжетной организации лирического произведения; лирический
сюжет как развитие переживания, мысли;
3) лирический герой как специфический персонаж, особая связь между ним и
автором;
«В лирике аналогом повествователя (фигуры более или менее условной)
может быть признан лирический герой…Термин «лирический герой»…способствует
различению многообразных способов выражения в лирике авторского сознания»
(2;43).
4)максимальная обобщенность идеи, заложенной в тексте (по сравнению с
прозой и ее осуществление на минимальном словесном пространстве;
5)особая роль контекста в стихе, меняющего значение использованного в
поэтическом тексте слова по сравнению с его значением в обычной речи;
6)неотделимость плана выражения от плана содержания, значимость всех
элементов стиха для понимания общей идеи:
7)особенности поэтического языка, в котором даже звуки имеют смысл,
определяющие музыкальность стиха.
«У музыки есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она,
как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|