МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение темы Акмеизм в 11 классе

    4)Урок-дискуссия

    На уроке ставится острый проблемный вопрос, связанный с восприятием

    лирического произведения и его анализом, при ответе на который возможны

    различные точки зрения. На протяжении всего урока происходит обмен

    взглядами между участниками. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые

    знания, учатся отстаивать собственное мнение. Одно из важных условий

    эффективности такой формы урока – предварительная и основательная

    подготовка к нему учащихся как в содержательном (накопление необходимых

    знаний), так и в формальном (выбор формы изложения знаний) отношении.

    Дискуссии помогают упорядочить содержание уже известного материала,

    закрепить его и привнести новое понимание данного вопроса.

    Весьма полезны дискуссии и в воспитательном значении. С их помощью

    учитель может выявить особенности темперамента, памяти, мышления учащихся,

    их поведения.

    В книге И.П. Подласого «Педагогика» (25; 343) предлагается памятка

    участнику дискуссии, которую можно использовать при проведении подобного

    рода занятий.

    5)Урок-концерт

    Структурная особенность урока – это программа концерта. В отборе и

    порядке следования стихов необходимо тематическое единство.

    Большое значение при данной эмоционально-образной форме имеет музыка и

    живопись. Данный тип урока особенно эффективен при работе над

    произведениями современной русской поэзии, а также на этапе заключительной

    работы по творчеству поэта (см. 10).

    6)Урок-композиция

    Он строится как литературный монтаж, соединяющий смысловое и

    художественное целое стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников,

    писем, воспоминания современников. Цель композиции - высветить личность

    художника, чтобы глубже понять его творчество. Такая форма рекомендуется

    при изучении трепетных и эмоциональных тем в творчестве поэта. Данная

    эмоционально – образная форма урока рассматривается в книге Карсаловой

    Е.В. «Стихи живые сами говорят»

    (см.10).

    По содержанию мы выделяем следующие уроки:

    1) Урок-«монолог»

    Так иногда называют учебное занятие, когда в центре внимания учителя и

    класса – всего одно стихотворение. Это урок углубленного анализа

    лирического произведения.

    2)Урок изучения основ теории литературы

    На данных уроках даются основные литературоведческие понятия, которые

    связаны с анализом лирического произведения. Обработка последних может

    стать основой так называемых уроков-тренингов, уроков-практикумов.

    3)Урок работы над критическим материалом

    Учащимся предлагаются для обсуждения критические материалы разных

    исследований, посвященных различным аспектам анализа лирического

    произведения.

    Предложенная классификация дает возможность учителю, во-первых, найти

    форму, адекватную субъективным представлениям учителя об избранном

    материале; во-вторых, жанровое многообразие уроков соответствует задаче

    культуросообразности образовательного процесса: предполагает проведение

    урока об искусстве в формах самого искусства.

    Проанализировав вышеизложенную классификацию уроков, мы пришли к

    выводу, что одним из уроков при разработке нашей темы должен стать урок-

    лекция.

    1.3.Анализ методической литературы

    В данной главе представлен обзор методических работ по изучению

    лирического произведения и изучению творчества акмеистов в старших классах.

    Книги

    1.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта

    работы. - М.: Просвещение. - 1990.

    «Интерес к поэзии – это показатель духовности, эмоциональной

    отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость

    нравственную». Задача книги - поделиться с учителями конкретными

    наблюдениями, предложить свои варианты изучения.

    В книге излагаются принципы, на основе которых можно создавать живую

    ткань урока, а именно:

    - «максимально приблизиться к состоянию, пережитому поэтом»

    (Л.И. Поливанов);

    - первичное чтение должно быть ярким, эмоциональным (при первичном чтении

    не стоит давать вопросов и заданий, чтобы не разрушать целостность

    восприятия);

    - переход к анализу стихотворения не должен быть резким;

    - основой работы при анализе является постижение поэтического слова и

    образа;

    - обращение к идее стихотворения как выражению душевного опыта, чувств и

    переживаний поэта;

    - в процессе анализа необходима работа над его выразительным чтением.

    В книге даются тщательно проведенные анализы стихотворений «Анчар» А.С.

    Пушкина, «Ходоки» А.Н. Заболоцкого; система уроков внеклассного чтения.

    Также можно найти варианты проведения обзорных уроков в 11 классе (формы

    уроков по изучению лирики: урок – концерт, урок – композиция, урок –

    новелла, урок – путешествие в мир поэта).

    В главе «Искусство изучения поэтического произведения» предлагается памятка

    для учащихся «Как учить стихи».

    Автор отмечает, что «обязательное условие приобщения к лирике – постоянное

    обращение к ней».

    2.Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя. – М.:

    Просвещение. - 1985.

    В книге рассказывается о методах и формах изучения лирики, даются

    образцы анализа (с 4 по 10 класс) уроков лирики любви и дружбы, лирики

    философской, поэтической, пейзажной и т.д. (лирика М.Ю. Лермонтова, А.С.

    Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.)

    Литературоведческие понятия: художественный образ в лирике, художественный

    метод, целостный анализ стихотворения, стиль писателя и др. рассматриваются

    в связи с анализом лирических произведений.

    Делается попытка применить к школьный практике тот богатый опыт

    анализа лирики, который накоплен литературоведами и методистами.

    3.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. – Л.: Просвещение. - 1968.

    В книге представлены формы и приемы анализа поэтических произведений

    в IV – VII классах. Интересными и полезными при подготовке к урокам могут

    оказаться принципы изучения и формирования теоретико-литературных понятий.

    Виды самостоятельной работы учащихся (анализ стихов, их сопоставление,

    написание сочинения – описания) даны на основе практических результатов

    опыта, проводимого в одной из школ Ленинграда.

    4.Русская литература XX века. 11 класс.: Учебник для общеобразовательных

    учебных заведений. – В 2 ч. Ч.1 / Под. ред.

    В.В. Агеносова. - М.: Дрофа. - 1999.

    Данное учебное пособие использовалось нами как теоретическая база при

    изучении темы «Акмеизм» в школе, и как практическая - при подготовке к

    урокам. Учебник, на наш взгляд, интересный, современный и довольно удобный.

    Материал, представленный в учебном пособии, его стиль, слог может

    показаться сложным для понимания учащихся. В таком случае учителю следует

    самому отбирать материал для самостоятельного изучения и для совместного

    разбора отдельных глав в классе.

    Учебник состоит из обзорных глав (например: «Русский исторический

    роман 20-х – 30-х годов»), где дается информация о литературном процессе

    того или иного периода и монографических разделов (Александр Блок; Анна

    Ахматова и др.), в которых рассматривается творчество наиболее ярких

    писателей XX века. Каждая глава снабжена вопросами для самостоятельного

    повторения по теме, примерными темами сочинений и списком рекомендуемой

    литературы (мемуарные и биографические источники, критические статьи и

    литературоведческие работы, хрестоматии и антологии русской поэзии,

    справочники).

    В комплекте с учебником может быть использована двухтомная

    хрестоматия, составленная из программных произведений.

    5.Черников А.П. Поэзия и проза Серебряного века. - Калуга: Институт

    усовершенствования учителей. - 1993.

    Книга представляет собой сочетание обзорного принципа изложения

    материала с принципом монографическим. Примером обзорных тем могут стать:

    «Художественное своеобразие русской литературы начала XX века»,

    «Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века» и др.

    В главах, посвященных отдельным персоналиям (А.Ахматова, И.Бунин, И.Куприн)

    дается их творческий путь, не ограничиваясь временными рамками эпохи

    Серебряного века. Таким образом, у читателя создается целостный облик того

    или иного писателя. Особое внимание уделяется произведениям, изучаемым в

    средней школе.

    Статьи_

    1.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы. XI класс // Русская

    словесность. - 2001.-№6.- с.20 – 29.

    В статье предлагается система уроков по творчеству А.Ахматовой:

    1) Поэтическое вступление к теме. Раннее творчество поэтессы. А. Ахматова и

    Пушкин.

    2) Послеоктябрьская лирика Ахматовой. Драма поэта и народа и ее отражение в

    поэме «Реквием».

    3) Война и послевоенные годы. Итоги жизни и творчества. «Поэма без героя».

    Из данной статьи при изучении обзорной темы «Акмеизм» мы рекомендуем

    использовать материал первого урока и предлагаемый анализ стихотворения

    Ахматовой «Песня последней встречи».

    2.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения. //

    Литература в школе. – 1997. - №6. – с. 80-88.

    В статье сделана попытка анализа сборников А.Ахматовой «Вечер» (1912),

    «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini»

    (1922). Материал может быть использован в качестве примера при подготовке к

    урокам как при изучении обзорной темы «Акмеизм» (ранние сборники), так и на

    уроках по творчеству поэтессы.

    3.Лекманов О. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках

    А.Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. – с. 216-230.

    Статья интересна необычным взглядом на проблему существования акмеизма

    как идейно – эстетической школы. Автор пытается на материале записных

    книжек Анны Ахматовой разобраться в следующих вопросах:

    - «…почему теория акмеистов была столь беспомощно и неуклюже

    сформулированной?»;

    - «…как эта теория соотносится с замечательными произведениями поэтов –

    акмеистов?»;

    - «…стоит ли всерьез говорить об акмеизме как о поэтической школе?»

    Глава 2.Психолого-педагогическое обоснование темы______

    Старший школьный возраст, или возраст ранней юности, - период жизни

    человека от 15 до 17 лет, который приходится на 10 – 11 классы средней

    школы.

    Проблемами психологии юношеского возраста занималось и занимается

    сейчас большое количество психологов (И.С. Кон, Р.С. Немов, А.В. Петровский

    и др.). Приведем результаты исследований некоторых из них.

    И.С. Кон считает, что «психология юношеского возраста – одна из самых

    сложных разделов возрастной психологии. Юность – период завершения

    физического созревания человека, бурного роста его самосознания,

    формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления в новую

    жизнь» (11;3).

    В старших классах развитие познавательных процессов достигает высокого

    уровня. Выпускники могут мыслить логически, заниматься теоретическими

    рассуждениями. Старшеклассники способны усваивать научные понятия на

    лекциях и использовать их в процессе выполнения определенных заданий на

    уроках, так как у них сформировалось теоретическое и словесно-логическое

    мышление. Поэтому можно говорить, что учащиеся юношеского возраста готовы

    освоить довольно сложные теоретические понятия на уроках литературы по

    изучению темы «Акмеизм», для осмысления которых особенно важны способности

    школьников к обобщению частных явлений и умение мыслить абстрактно.

    Восприятие старшеклассников характеризуется целенаправленностью, внимание –

    произвольностью и устойчивостью; активно развивается логическая память.

    Учащиеся юношеского возраста шире, чем подростки пользуются приемами

    запоминания, составлением планов и схем текстов, конспектов, выделением

    основных мыслей. У школьников совершенствуется способность к переключению

    внимания.

    Психологи отмечают, что у старшеклассников формируется умение

    одновременно и слушать объяснение учителя, и вести запись лекции, следить и

    за содержанием, и за формой своего ответа. Поэтому на уроках литературы

    учащиеся готовы воспринимать материал в форме лекции.

    Для активного восприятия излагаемые материалы большое значение имеет умение

    учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым

    и интересным.

    Изучение лирических произведений способствует развитию личности.

    «Самое большое, что может лирика, - это обогатить душу и усложнить

    переживание», - писал А.Блок. Нам кажется, что новому поколению сейчас это

    крайне необходимо. В юношеском возрасте наблюдается стремление школьников к

    самосовершенствованию, поиску и приобретению знаний, чему способствует

    желание стать интересным, образованным человеком.

    Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего

    внутреннего мира. В это время пробуждается интерес и к внутреннему миру

    других людей, привлекают «вечные» проблемы: смысла жизни, счастья, любви,

    долга, свободы личности. Поэтому старшеклассников интересуют произведения,

    помогающие выстроить свою систему взглядов.

    Изучение темы «Акмеизм» в разделе «Серебряный век русской поэзии»

    воздействует на формирование личности старшеклассников, так как школьникам

    данного возраста близко внимание художников этого периода к внутреннему

    миру человека, к состоянию его души.

    В учебнике Р.С. Немова обращается внимание на то, что «…к

    одиннадцатому классу познавательные процессы школьников приобретают такие

    качества, которые делают их совершенными и гибкими. Юноши уже могут мыслить

    логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом, активно

    развивается чтение, монологическая и письменная речь, формируются общие

    интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.

    Учащиеся могут формировать гипотезы, исследовать и сравнивать между собой

    различные альтернативы при решении одних и тех же задач, развивается

    стремление к самоанализу».

    В соответствии с этими особенностями развития в юношеском возрасте

    изучение литературы в старших классах предлагается строить на историко –

    литературной основе. С одной стороны, у учащихся формируется понятие об

    историко – литературном процессе, с другой – высокий уровень мыслительных

    операций. Так, умение сравнивать совершенствуется при сопоставлении

    различных эпох и мировоззрений писателей и поэтов, их судеб, а так же при

    попытке отыскать сходство и различие в трактовке образов, в темах и

    проблематике произведений.

    В этом возрасте восстанавливаются и развиваются естественные отношения

    читателя и писателя. Школьникам раннего юношеского возраста мы не просто

    даем справку энциклопедического характера, а пытаемся вызвать в их сознании

    воспоминания о прочитанных произведениях и связанных с ними эмоциях.

    Правильное и систематическое изучение лирических произведений

    способствует развитию у старшеклассников смысловой, образной и

    ассоциативной памяти. Это, в свою очередь, формирует самостоятельность

    мышления, а также помогает учащемуся осознать себя как личность социальную,

    почувствовать свою связь с историей.

    Основными целями изучения художественного произведения в школе мы

    видим следующие:

    воспитательные:

    - становление духовного мира учащихся;

    - воспитание эстетического вкуса учащихся;

    - воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой

    ценности;

    - создание условий для формирования внутренней потребности личности в

    самосовершенствовании, в реализации своих творческих возможностей;

    образовательные:

    - формирование и развитие умений творческого, т.е. эстетического чтения;

    - формирование ассоциативного, абстрактного мышления в сфере

    художественной литературы;

    - развитие умения вести самостоятельный научный поиск (отбор материала,

    его первоначального анализа);

    - формирование представления о мировой литературе и мировом литературном

    процессе;

    - ориентировка не на количественное накопление фактов, но на формирование

    целостного и многогранного видения литературного процесса.

    Глава 3. Своеобразие лирики как рода литературы_

    Об особенностях лирического рода литературы написано много; мы

    попытаемся все эти особенности свести к нескольким пунктам.

    1)лирический образ – это образ – переживание, непосредственное отражение

    мыслей и чувств;

    2)особенности сюжетной организации лирического произведения; лирический

    сюжет как развитие переживания, мысли;

    3) лирический герой как специфический персонаж, особая связь между ним и

    автором;

    «В лирике аналогом повествователя (фигуры более или менее условной)

    может быть признан лирический герой…Термин «лирический герой»…способствует

    различению многообразных способов выражения в лирике авторского сознания»

    (2;43).

    4)максимальная обобщенность идеи, заложенной в тексте (по сравнению с

    прозой и ее осуществление на минимальном словесном пространстве;

    5)особая роль контекста в стихе, меняющего значение использованного в

    поэтическом тексте слова по сравнению с его значением в обычной речи;

    6)неотделимость плана выражения от плана содержания, значимость всех

    элементов стиха для понимания общей идеи:

    7)особенности поэтического языка, в котором даже звуки имеют смысл,

    определяющие музыкальность стиха.

    «У музыки есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она,

    как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.