МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

    учебником. Этот метод эффективен и при работе над написаниями, проверяемыми

    словарём.

    Существует ряд приёмов работ по орфографии. Рассмотрим их.

    Списывание – это прием, состоящий в полном копировании учеником с

    книги или с доски отдельных слов, предложений или целых связных отрывков.

    Списывание – это один из эффективных видов упражнений, содействующих

    выработке навыков орфографического безошибочного письма. Выполнение этого

    упражнения сводится к записыванию учениками обозреваемых ими текстов.

    Знание классификации вариантов списывания полезно учителю, так как

    позволяет держать в поле зрения всё многообразие подобных упражнений,

    поможет более правильно выбрать нужный вид списывания в каждом отдельном

    случае, увязать с другими орфографическими упражнениями, например

    диктантами, и даст возможность добиться разнообразия на уроках

    правописания.

    Списывание с готового текста или списывание-копирование

    Задача ученика, списывающего с готового текста, состоит в том, чтобы

    воспроизвести его у себя в тетради точно в таком же виде, не допуская

    никаких отступлений в написании. Всякие отступления в этом случае считаются

    ошибкой.

    Как показала практика работы школ, списывание готового текста является

    одним из самых малоэффективных приёмов обучения орфографии на всех этапах,

    за исключением только самых ранних ступеней в обучении. В букварный период,

    когда дети учатся писать буквы, обойтись без него невозможно. Удельный вес

    такого рода упражнений в ряду других и в общей системе работы по орфографии

    уже со второго класса должен постепенно уменьшаться. Дело в том, что

    списывание с готового текста – упражнение механического характера, почти не

    требующее от ученика активной работы и напряжения мысли, а потому и

    лишённое для него интереса. При списывании с готового текста, которое

    неизбежно является побуквенным (особенно на ранней стадии обучения), ученик

    воспроизводит не целое слово, а его части (отдельные буквы или слоги),

    обычно не связывая записываемое со значением, со смыслом. Это списывание

    находится в противоречии с естественной природой письма и орфографического

    навыка, являющихся процессом воспроизведения слов как единого комплекса

    ряда движений для руки и единого цельного образа для глаз.

    чтобы добиться заметных положительных результатов при обучении

    орфографии посредством списывания с готового текста, требуется очень

    большое количество повторений одного и того же, что без надобности отнимает

    слишком много сил и времени, не давая надежных и значительных результатов,

    так как в конечном счете делает учащихся беспомощными при самостоятельном

    письме, приучая всегда опираться на текст.

    Простое списывание довольно широкое применение находит на первой

    ступени (первое полугодие 1 класса) и используется оно с целью научить

    детей списывать предложенный текст без ошибок. Обучение этому виду

    упражнений осуществляется с помощью алгоритма:

    1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

    2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли

    его.

    3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

    4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе

    диктовать во время письма).

    5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

    6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

    7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками

    слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую

    орфограмму с исходным текстом.

    Термин «орфограмма» в данном алгоритме можно заменить оборотами,

    понятными детям, например, «трудные для написания места», «то, что пишется

    по правилам».

    Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму,

    происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного

    письма, но и его осознанности [50, 26].

    Со второго полугодия в 1 классе все большее применение находит

    списывание осложненное различными заданиями (грамматические,

    орфографические, логические, лексические, стилистические). Эти упражнения

    являются эффективными и входят в систему упражнений по орфографии как её

    неотъемлемая часть. Сознательное списывание как один из примеров обучения

    грамотному письму может быть использовано в работе над многими

    орфографическими правилами. Осложненное списывание проводится в разных

    вариантах, это может быть списывание с дополнительным заданием (указать

    проверочное слово, подписать грамматические формы, разделить слово на слоги

    и другие); с изменением текста (дописать слово, вставить отдельные буквы,

    слова).

    В начальных классах грамматические задания сводятся к нахождению и

    выделению слов, относящихся к какой-либо части речи, к обозначению рода,

    склонения, числа, падежа имён существительных и прочие. Обычно упражнения с

    грамматическими заданиями предшествуют по времени работам с заданиями

    орфографическими: нахождение, выделение, обозначение тех или иных орфограмм

    и их обоснование.

    Упражнения на списывание в начальной школе, начиная с 1 класса,

    нередко усложняются логическими заданиями. Логические задания могут быть

    очень разнообразны. Одни из них требуют от учеников определять признаки

    предметов и явлений, другие – подведение видового понятия под родовое,

    третьи предполагают классификации слов по их значению в различных

    вариантах. Упражнения в списывании могут быть осложнены и лексическими

    заданиями. К лексическим заданиям относятся: подчеркнуть близки по смыслу

    слова, противоположные по значению.

    Систематические задания при списывании преследуют цель научить детей

    соединять слова по смыслу, распространять предложения второстепенными

    членами, строить предложения из предлагаемого словесного материала,

    отвечать на поставленные вопросы с использованием слов для справок и без

    них.

    Нередко в упражнении, помещённом в учебнике, указывается не одно, а

    сразу несколько заданий. В таких случаях можно говорить о комбинированных

    видах списывания, когда сочетаются различные по своему характеру задания.

    Для списывания можно предложить отдельные слова, сочетания слов, отдельные,

    не связанные между собой по смыслу предложения, а также целые связные

    тексты. Соответственно возникают полное и выборочное списывание.

    Полным называется списывание всех слов упражнения с разными заданиями,

    а выборочным – когда ученики отбирают для записи части текста,

    соответствующие поставленному учителем условию.

    Ценность выборочного списывания в том, что оно исключает механические

    записи, даёт насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствуя тем

    самым более быстрому запоминанию учащимися отдельных написаний.

    Одним из видов сознательного списывания является списывание по

    вопросам. Это упражнение состоит в следующем6 по знакомому учащимся тексту

    даются вопросы, ответы на которые школьники должны найти в тексте

    произведения и выписать соответствующие части текста в тетради.

    Рекомендуется при этом, чтобы школьники во время списывания произносили

    вполголоса то, что пишут, чтобы установить и закрепить в памяти зрительные,

    моторно-двигательные и слуховые ассоциации, связываемые с записываемым

    словом. И если такое «внутреннее говорение» является весьма существенной

    опорой в упражнениях по развитию речи, то в не меньшей мере, хотя и в

    несколько другом виде, оно важно для закрепления навыков орфографически

    правильного письма.

    Таким образом, одним из видов орфографических упражнений является

    списывание.

    Орфографический разбор

    Под орфографическим разбором подразумеваются упражнения, состоящие в

    анализе и объяснении написаний слов с целью наилучшего осознания и более

    прочного запоминания их школьниками. Орфографический разбор – одно из

    эффективных средств закрепления знаний учащихся в области орфографии. О

    чаще всего применяется в сочетании с грамматическим, собственно

    морфологическим разбором, так как большинство орфографических правил

    связано с грамматикой.

    Грамматический разбор в начальных классах направлен на развитие умений

    детей осознанно применять полученные грамматические знания в процессе

    письменной и устной речи. В зависимости от конкретных целей обучения

    используется обучающий и контрольный, устный и письменный разбор. Обычно

    орфографический разбор (который не следует смешивать с морфологическим)

    проводится в устной форме и преимущественно всем классом, коллективно.

    В отличие от грамматического при разборе орфографическом основное

    внимание сосредотачивается на тех словах или отдельных морфемах, которые

    могут представлять интерес именно с точки зрения обучения правописанию, в

    написании которых возможны или обычны орфографические ошибки.

    Орфографический разбор следует проводить на достаточно насыщенном в

    орфографическом отношении тексте, по такому, например, плану:

    1. Учащиеся отыскивают в тексте данные орфограммы: эти орфограммы

    можно не только выделить и назвать, но и подчеркнуть их, если работа идет

    по тетради, или отметить точками, или выписать в тетрадь, если работа

    ведётся по печатному тексту.

    2. Ученики обозначают орфограммы, формулируют правила, сопоставляют

    это написание с другими, аналогичными, уже разобранными на уроке.

    Орфографический и грамматический разбор как упражнения по форме и

    содержанию очень близки между собой: они могут применяться как

    самостоятельные упражнения или входить в упражнения другого рода в

    качестве их элементов. Последнее имеет место, например, при

    предупредительном или объяснительном диктанте, при раздаче тетрадей после

    проверки письменных работ, в работе над ошибками.

    Орфографический разбор можно связать с чтением, если, например, в

    тесте встречается значительное количество случаев на изучаемую орфограмму

    или на проходимые в данный момент разделы программы по грамматике,

    связанные по своему содержанию с орфографией.

    Орфографический разбор находит себе применение также при проверке

    домашнего задания, при объяснении нового материала, при закреплении и

    повторении. Упражнения в орфографическом разборе могут состоять как в

    разборе всех орфограмм, встречающихся в тексте, так и в разборе лишь

    орфограмм одного какого-либо рода, что определяется целями и характером

    каждого данного урока. Орфографический разбор должен применяться

    систематически, в течение всего периода обучения орфографии. Но посвящать

    целый урок только орфографическому разбору нецелесообразно, в один приём

    на него может затрачиваться 10-15 минут. Таким образом остается время для

    других упражнений.

    Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора

    находятся в тесной взаимосвязи: разбор по составу слова с орфографическим

    разбором, проведение синтаксического разбора в совокупности с

    морфологическим, орфографического с опорой на разбор по составу слова.

    При орфографическом разборе должны соблюдаться следующие этапы решения

    орфографических задач:

    1. нахождение орфограммы и определение её типа.

    2. Решение задач в общем виде (правило).

    3. Способ проверки.

    4. Запись.

    Письменно: Подготовки (3) – цифрой в скобках указывается количество

    орфограмм в слове.

    Устно: разбор начинаю с приставки.

    Приставка – под- с гласной –о- и согласной –д-

    Доказываю: готовил, приготовил.

    В корне безударная гласная –о-, запоминаю её. Непроизносимых и

    сомнительных нет.

    Суффикс –и-, потому что в неопределенной форме –подготовить- суффикс

    –и-.

    Большую помощь в решении орфографических задач оказывают опорные

    схемы. Для правописания корня и окончания используются также схемы.

    Орфографический разбор проводится в процессе комментированного письма.

    Этот вид письма строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не

    просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают

    правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно,

    чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая

    вперед. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и

    все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению,

    сообразительность, речь, фонематический слух, мышление [36, 21].

    Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использование

    следующих алгоритма:

    проговариваю

    определяю орфограмму

    вспоминаю правило

    применяю его

    пишу

    проверяю

    Успешному усвоению знаний способствует графическое обозначение

    орфограмм и их количество в слове. Это позволяет проводить орфографический

    разбор как самостоятельную работу и контролировать формирование у учащихся

    орфографической зоркости.

    Для укрепления орфографических навыков, для приобретения новых знаний

    по орфографии очень важно использовать упражнения, которые можно

    подразделить на несколько видов. Например, упражнения на усовершенствование

    действий по выделению корня в слове и установлению родственности слов;

    такие упражнения могут быть нескольких типов в зависимости от

    дополнительного действия.

    Упражнение 1.

    Спишите только однокоренные слова, докажите их родственность.

    Дорогой, дороже, дорожка. Смех, смешить, смешать. Ползти, ползучий,

    полезный.

    Упражнение 2.

    Выпишите сначала пары слов, проверяемые одним проверочным словом, а

    потом пары слов, проверяемые разными словами.

    1. Пос…дела от горя.

    Пос…дела на скамейке.

    2. Девочка выгл…нула.

    Солнце выглянуло.

    3. Сл…зать по лестнице.

    Сл…зать сметану.

    Для осознания способов проверки использовались упражнения, связанные с

    орфографическими наблюдениями.

    Упражнения 1.

    Измените словосочетание по образцу, вставляя пропущенные буквы.

    Подчеркните проверочные слова. Как вы подобрали проверочные слова?

    Образец: м…ховая шапка – шапка из меха

    ст…льные рельсы - …,

    ш…рстяной платок - …,

    д…ревянная постройка - …,

    м…сные котлеты - …,

    з…лотое кольцо - … .

    Упражнение 2.

    В каждой паре родственных слов подчеркните проверочные слова для

    безударного гласного в корне слова. Назовите способ проверки.

    Осенние краски – краски осени,

    звериный след – след зверя,

    городская улица – улица города,

    лесной житель – житель леса

    морской берег – берег моря.

    Приём постановки орфографической цели был направлен на выработку у

    детей орфографической зоркости.

    Для закрепления орфографического навыка использовались также слова,

    содержащие в себе сразу несколько орфограмм, над которыми велась работа

    одновременно.

    Упражнение 1.

    Найдите в словах несовпадение звучания и написания. Устно докажите

    правильность написания.

    Молодёжь, город, кадушка, головка, полоска, площадка, снежки.

    Упражнение 2.

    Подберите такое слово, чтобы оно было проверочным для звонких и глухих

    согласных, для безударных гласных.

    Девчата, девчонки – девочки,

    легко - …, поезд - …,

    молот - …, голубка - … .

    Упражнение 3.

    Проверьте написание звонких и глухих согласных. подчеркните в

    проверочных словах безударные гласные.

    Просьба – просить, след – следить, пост - , глаз - …, лошадка - … .

    Письмо по памяти.

    Для усвоения ряда орфограмм, запоминание которых основывается по

    преимуществу на зрительных восприятиях и которые не подходят ни под какие

    определенные правила, следует наряду с другими упражнениями использовать и

    письмо по памяти заученного наизусть. Это может проводится с целью усвоения

    и закрепления навыка правописания слов с безударными гласными, слитного и

    раздельного написания, традиционных написаний и написаний, представляющих

    собой исключения из общего и известного учащимся правила. Это письменное

    упражнение применяется в двух вариантах: записываться может текст, заранее

    разученный с орфографической точки зрения в классе или дома, и всякий

    другой известный учащемся текст, который был ими когда-либо в прошлом

    заучен с другими целями. В первом случае учитель дает задание учащимся

    выучить дома определенный текст, предварительно разобрав его с

    орфографической точки зрения, то есть выделив в нем слова с проходимыми или

    повторяемыми в данный момент орфограммами. В качестве домашнего это задание

    может быть осложнено, во-первых, тем, что текст переписывается школьниками

    в тетрадь (нужные орфограммы при этом подчеркиваются); во-вторых,

    повторением соответствующих правил или параграфов учебника, в-третьих,

    справками в орфографическом словаре и подыскиванием в последнем аналогичных

    случаев правописания: учитель должен указать (приблизительно), на каких

    страницах или в каких разделах словаря (на какую букву) ученики могут

    получить эти справки. Подготовительный текст записывается учащимися на

    уроке по памяти. В этой записи не должно быть ни одной ошибки. Оценка за

    такие работы, как и за хорошо выполненные домашние задания, должны быть

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.