Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте
фонетический и традиционно-исторический принципы.
Рассмотрим далее фонетический принцип. Предполагается, что
первоначально возникшая у разных народов звуко-буквенная письменность
всегда была фонетической: каждый звук речи фиксировался так, как он звучит,
так, как его слышит пишущий. И в современном русском письме немало таких
написаний, где не возникает никаких расхождений между звучанием и письмом:
«луна»; «стул», «мы», «рак» и многие другие. В большинстве слов, наряду с
проверяемыми или непроверяемыми орфограммами, остальные звуки обозначаются
буквами, в сущности, по фонетическому принципу. Так, в слове «вагон» звук
[а] безударный , считается непроверяемым, буква -а- пишется по традиции,
но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием. В
сущности, все эти написания должны называться не фонетическими, а фонетико-
графическими.
Фонетико-графические написания не вызывают у пишущих затруднений,
поэтому обычно их просто не замечают; но в начальных классах их роль очень
велика. Фонетико-графические написания не противоречат морфологическому
принципу русской орфографии, так как не ведут к неодинаковому написанию
морфем Но их опасность в том, что они всё же создают у учащихся иллюзию
благополучия, иллюзию соответствия буквы звуку, что на самом деле бывает
далеко не всегда.
Случаи типа «стол», «рука», «лампа» (фонетические написания) отражают
фонемный состав этих слов и не противостоят морфологическому принципу
орфографии. Итак, фонетический принцип русской орфографии заключается в
том, что в словах пишутся звуки так, как слышатся, т.е. написание передаёт
звучание слова.
На фонетическом принципе основаны:
1) написание приставок на з-: без-, воз-, них-, из-, раз-, чрез-,
через-. Так, перед корнем, начинающимся глухим согласным пишется буква с, а
в остальных случаях сохраняется з: бесклассовый, безвредный, известить,
испить, ниспадать;
2) написание ударяемых гласных: дом, лес, сад;
3) правописание гласных в приставках раз-, рас-, роз-, рос-: под
ударением слышится О и пишется О; в безударном положении слышится А и
пишется А: розыск – разыскивать, роспись – расписка;
4) написание Ы вместо начального И в корне после приставок на твёрдый
согласный: играть, но сыграть, искать, но сыскать, история, но предыстория;
5) написание под ударением О и в безударном положении Е в окончаниях
существительных, прилагательных и наречий после шипящих: душой, но кашей,
большой, но рыжего, горячо, свежо, но певуче, бойче;
6) написание под ударением –ОЙ, в безударном положении –ЫЙ в
окончаниях прилагательных, причастий и порядковых числительных: большой, но
новый, восьмой, но пятый;
7) написание Ы после Ц: лисицын, синицын, сестрицын;
8) написание Ь после мягкого Л: соль, уголь, сильный.
В системе орфографических правил есть и такие, которые опираются на
фонетический принцип и находятся в резком противоречии с ведущим,
морфологическим принципом. Противоречие состоит в том, что морфемы (в
данном случае – приставки на- -з) пишутся не единообразно, а в зависимости
от произношения, отражая позиционное чередование. Приставки из-, ис-, раз-,
рас-, вз-, вс-, через-, черес- и другие морфологическому принципу не
подчиняются. Согласно правилу, эти приставки пишутся с буквой З перед
гласными или звонкими согласными, а в остальных случаях – с буквой С:
«безымянный, но «бесконечный». Нетрудно заметить, что написание З- (С- в
этом примере соответствует произношению, т.е. подчинено фонетическому
принципу.
Правила, опирающиеся на фонетический принцип и противоречащие
морфологическому, вызывают у учащихся затруднения, разрушают только что
начавшиеся формироваться у них представления о системе орфографии,
противоречат общему принципу проверки гласных и согласных в слабых
позициях.
Поскольку правила, опирающиеся на фонетический принцип, противоречат
формирующемуся у детей пониманию системы русской орфографии и вообще,
трудные для усвоения, то в курсе начальной школы они не изучаются. Но
слова, содержащие такие орфограммы, младшие школьники встречают в
письменной речи и пишут их, усваивая на практической основе путём
запоминания.
Можно подчеркнуть, что случаи, подобные правописанию приставок на –з-,
немногочисленны: другие принципы орфографии, в основном не противоречат, а,
наоборот, поддерживают морфологический принцип прусской орфографии. Таков
третий принцип – традиционный (исторический). Согласно этому принципу
многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами.
Не проверяемые правилами слова весьма многочисленны: в тексте,
характерном для письменной речи младших школьников, их число достигает 20%
(многие из таких слов позднее, в старших классах, станут для учащихся
проверяемыми). По преимуществу это заимствованные из других языков слова.
Многие из них вошли в русский язык сравнительно недавно: «ванна» – немецк.,
«чемодан» - персидск., иные в давние времена: «арбуз», «балык», «тулуп» –
тюркск. и др.
Многие написания, относимые к числу традиционных, на самом деле могут
быть проверены на основе языка-источника: «картон» – от латинского;
«костюм» – от французского и т.д.
Иногда написание, считающееся традиционным, может быть проверено на
основе знания истории этимологии слов и исторических изменений в фонетике
русского языка: «петух» - от старорусского «пети», «горох» - содержит
полногласие –оро-, в котором не бывает –а-.
На традиционно-историческом принципе основано:
1) написание Г в род.п.,ед.ч. прилагательных, причастий, неличных
местоимений, порядковых числительных мужского и среднего рода: молодого
(произносится – во), пятого (произносится – во). Написание Г сохранилось с
тех далёких эпох, когда эти формы произносились с [г].;
2) по традиции пишется буква И после шипящих Ж и Ш. Эти согласные были
в древнерусском языке мягкими, поэтому после них было закономерным писать
И,Е,Ё,Ю,Я, как слышится, но к 13 в. эти согласные отвердели, но написание
И продолжается по традиции, хотя произносятся согласные твёрдо и слышится
Ы, а не И: жить, шить;
3) по традиции пишется Ь в окончаниях глаголов настоящего и будущего
времени во 2 л. ед.ч.: читаешь, играешь;
4) по традиции пишется, а никак не объясняется написание с
непроверяемыми безударными гласными: гончар, болван, корабль, собака,
вокзал;
5) суффиксы -еньк, -тель, -очк, -ечк, -енн, -оват, -еват.
Итак, традиционно-исторические написания – это такие написания,
которые не зависят ни от морфем, ни от произношений, а сохраняется письмо
по традиции.
В рамках традиционного принципа, в целом не противоречащего общим
правилам русского письма и ведущему принципу русской орфографии –
морфологическому, есть несколько случаев, противоречащих общей системе.
Традиционное написание сочетаний ЖИ, ШИ, с буквой «и», ЧА,ЩА, с
буквой «а», ЧУ, ЩУ с буквой «у» противоречит общему правилу русской
орфографии, согласно которому после твердых согласных следует писать не
«и», а «ы», после мягких – не «у», «а», а «ю», «я».
В начальных классах написание этих сочетаний заучивается без какого-
либо объяснения, и, конечно, не может не наносить ущерба формированию
понятия орфографической системы в сознании учащихся.
Морфологическому принципу противоречит традиционное написание
отдельных слов: «калач» (по морфологическому принципу следовало бы писать
«колач»).
Если морфологические написания проверяются и усваиваются на основе
фонетического, словообразовательного и грамматического анализа слов и их
сочетаний, то традиционные написания – в основном на запоминании, в порядке
так называемой словарно-орфографической работы. Запоминание в начальных
классах играет важную роль, им нельзя пренебрегать, наоборот, нужно
разрабатывать глубокую систему мотиваций, игровых методик, облегчающих
детям запоминание слов с трудными написаниями.
С развитием фонологии, с введением в научный обиход понятия фонемы,
был предложен новый, фонематический принцип, который некоторые ученые-
лингвисты определяют как основной принцип русской орфографии. Но, как
говорилось выше, ведущая роль в проверке орфограмм принадлежит
морфологическому подходу: необходимо знать, в корне, суффиксе, приставке
или окончании находится орфограмма. И без морфологического подхода фонемный
способ проверки слеп и применим лишь в простейших, очевидных случаях типа
«вода» - «воды» или «луг» – «луга».
Невозможно проверить написание слов [р шот], [длиный], [шыт ] и
множество других орфограмм, если не прибегать к морфологическому анализу.
Морфологический принцип все эти случаи объясняет; иными словами,
морфологический принцип шире фонематического, он охватывает значительно
большее количество орфограмм, чем фонетический. Авторы большинства учебных
пособий для вузов рассматривают морфологический и фонематический принципы в
тесной связи, но однако не равноправными, так как фонетический принцип есть
часть морфологического.
1.3. Дифференцирующие написания.
Слитные, полуслитные и раздельные написания слов.
В русской орфографии известны такие приёмы написаний, которые не
характерны для всей системы письма в целом, а являются частными правилами,
дополняющими всю систему письма. Такими частными правилами
предусматриваются и дифференцирующие написания.
Дифференцирующие написания – это такие, в которых одинаково
произносятся слова, но на письме обозначаются по-разному. При этом
орфография служит для различения:
1) разных значений слов: компания – кампания, бал – балл, копчик –
кобчик;
2) разных грамматических классов и грамматических форм (поэтому
дифференцирующие написания иногда называются грамматическими): сущ.м.р. и
ж.р. тушь – ж.р., туш – м.р., рож – мн.ч.род.п.; рожь – ж.р. 3скл.
3) разных частей речи: ожог – сущ., ожёг – глагол, плач – сущ., плачь
– повелительное наклонение глагола;
4) собственных и нарицательных существительных: Орёл (город) – орёл
(птица).
Дифференцирующие написания встречаются редко, они составляют 4% от
всех написаний.
Слитные, полуслитные и раздельные написания, как и дифференцирующие,
являются частными правилами. основной закономерностью русского правописания
является раздельное написание слов при построении предложений, но не всегда
было так. В древних памятниках письменности текст не членился на
предложения, а предложения не распадались на слова, образуя непрерывный
ряд букв в одной строке. Но при этом чтении документов это вызывало
определенные трудности. Раздельное написание сложилось лишь к 17-18 векам.
В языке постоянно идет процесс образования слов, при этом образовании
лексические единицы могут терять самостоятельность и превратиться в одно
слово, но такой процесс идёт медленно, постепенно [44,269].
Полуслитные (дефисные) написания отражают незаконченность превращения
двух лексических единиц в одно целое (слово), а слитные – завершённость
этого процесса. В орфографии смысловое единство слов получает структурное
выражение: наличие соединительных гласных, одноударность, однооформленность
флексией (кораблестроение, землемер).
Однако современные правила о слитных и полуслитных написаниях
достаточно сложны и в некоторых моментах противоречивы, но всё же можно
выделить ряд правил, относящихся к разным частям речи.
Через дефис пишутся:
1. Сложные слова, образуемые повторением одного и того же слова с
разными приставками или без них: чуть-чуть, жить-поживать, еле-еле, большой-
пребольшой.
2. Слова с иноязычными приставками: экс-, обер-, ун-, тер-, лейб-,
штабс-, вице-: экс-чемпион.
3. Специальные термины, в состав которых входят отдельные буквы
алфавита и цифры: ЗИЛ-150, ТУ-134.
4. Некоторые сложные прилагательные: хозяйственно-продовольственный.
Слитно всегда пишутся:
1. Сложносокращенные слова, первой частью которых выступает
числительное: пятилетка.
2. С приставками до-, вне-, под-, сверх-, контр-, анти-, архи-, а- и
другими и начальными частями псевдо-, пан-, ква-, зи-: антистатик.
3. Все сложносокращенные слова: судмедэксперт.
4. Многие наречия, образованные от имён существительных: вдали, сбоку
[49,67].
1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения
Прописные буквы
В современном русском языке прописные буквы выполняют следующие
функции:
1) выделяют имена собственные (личные, астрономические, названия
журналов, газет, предприятий, прозвищ)6 Жучок – жучок, Шарик – шарик;
2) указывает на начло текста или нового предложения (после точки);
3) употребляются при написании аббревиатур собственных и
нарицательных: АО, МХАТ, КВН.
Выделение с помощью прописных букв отдельных слов, не зависящее от
строения текста, опирается на три основных принципа – грамматический,
семантический и словообразовательный.
1. Грамматический принцип заключается в том, что имена собственные
пишутся с прописной буквы, имена нарицательные – со строчной: шарик
– Шарик (кличка собаки).
2. Семантический принцип – с прописной буквы могут писаться имена
нарицательные, если они наделены особой патетикой или символикой:
Родина, Отчизна; названия праздников, знаменательных дат: День
Победы, День учителя; местоимение Вы при обращении к одному лицу;
написание формы множественного числа имён собственных, перешедших в
нарицательные и употребляющихся не как индивидуальные названия, а
как обозначения лиц, обладающих определенными качествами (если этим
качествам придаётся положительное значение): …может собственных
Платонов земля рожать.
3. Словообразовательный принцип заключается в том, что прописные буквы
употребляются в аббревиатурах, обозначающих собственные названия:
РФ, ООН [44,276].
Перенос слов
Перенос слов не всегда имеет особые правила, так в древности не было
специальных правил переноса, а переносили любую часть слова, если это было
необходимо, затем стали учитывать и морфологическую структуру.
В современном русском языке орфография регулирует правила переноса
слов, основным из которых является перенос по слогам, с учетом
словообразовательной структуры слова. Главное – это то, что слово
переносится по слогам, то есть основной принцип правил переноса слов –
фонетический; слово членится в соответствии со слогоделением, поэтому
нельзя ни оставить, ни переносить на другую строку часть слова, не
составляющую слога. Перенос слов опирается на морфологический принцип: при
переносе членение должно проходить между приставкой и корнем, корнем и
суффиксом, между значимыми частями сложных слов – при-ехать, раз-би-вать.
С учётом фонетического и морфологического принципов строятся основные
правила переноса слов:
1) перенос слов проводится по слогам: мо-ло-ко;
2) нельзя переносить или оставлять одну букву, составляющую или не
составляющую слога: ар-мия (нельзя ар-ми-я);
3) при переносе учитывается морфемное строение слова (под-носить,
нельзя по-дносить);
4) нельзя отрывать согласную букву от следующей гласной, то есть
нарушать слоговой принцип чтения и письма (нельзя раб-ота, надо ра-бота);
5) нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной зай-ка, нельзя за-
йка;
6) запрещается переносить части слова, начинающиеся с Ь,Ъ,Ы, так как
они выполняют определенные функции: разы-грать, боль-шой, подъ-езд;
7) при стечении внутри слова нескольких согласных между гласными
допускается вариативность переноса: ме-рзкий, мер-зкий, мерз-кий;
8) запрещается переносить сочетание звуков, из которых один сонорный,
но без гласных, хотя в беглой речи такое сочетание образует слог (нельзя:
ме-тр);
9) нельзя разбивать буквенные аббревиатуры: РФ, МИД;
10) запрещается разрывать цифры и грамматические окончания при них: 2-
е, 5-ого;
11) нельзя разбивать условные графические сокращения: и т.д., т.к.,
т.п.;
12) нельзя переносить на другую строку знаки препинания, кроме тире
после точки или двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи;
13) знак переноса не повторяется на второй строке;
14) нельзя оставлять в конце строки открывающие скобки или кавычки или
переносить их [49, 69].
Графические сокращения
Графические сокращения характерны для письменной речи. Они в
сокращённом виде не читаются, а переводятся в полный вид: т.е. – то есть,
напр. – например…
Для грамотного, точного и ясного изложения мыслей на письме важное
значение имеют правила и принципы графических сокращений.
Графические сокращения подчиняются следующим принципам:
1) при сокращении не может быть опущена начальная часть слова,
опускается его конечная часть или середина: напр., н-р – например;
2) опускается не менее двух букв (исключение: юг – ю.): з-д – завод,
фабр.- фабрика;
3) сокращается только одна линейная последовательная часть букв: напр.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|