МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

    – например, с., стр. – страница; нельзя: нпрмр, стрнц. Исключения: млрд –

    миллиард, млн – миллион;

    4) сокращение проводится на согласном: стр. – страница, нельзя: стра;

    5) нельзя сокращать на Й, Ъ, Ь.

    Различают следующие типы графических сокращений:

    1) точечные – путём сокращения правой части слова и постановки точки:

    г. – год, гор. – город;

    2) дефисное – опускается середина и ставится дефис: р-н – район, н-р –

    например;

    3) косолинейные – части сокращения разделяются косой, дробной чертой:

    с/х – сельское хозяйство, в/с – высший сорт;

    4) курсивные или «нулевые» – стандартные графические сокращения

    названий метрических мер путем выделения особым шрифтом – курсивом: г, м,

    сут;

    5) комбинированные – применение нескольких приёмов сокращений: ж.-д –

    железнодорожный.

    Из всех видов сокращений наиболее распространены точечные. Помимо

    указанных общих принципов, точечные сокращения подчиняются особым правилам:

    1) сокращение на начальной букве слова проводится без ограничений ( на

    гласной или согласной): у. – улица, г. – год;

    2) сокращение на неначальной букве – только на согласном: гор. –

    город, ул. – улица;

    3) если в слове наблюдается стечение двух одинаковых согласных,

    сокращение рекомендуют проводить на первой из них: дис. – диссертация

    (нельзя – дисс.);

    4) при обозначении множественного числа сокращают удвоением первой

    согласной буквы (точка ставится в конце сокращения): тт. – тома, вв. –

    века;

    5) если после двойных согласных идет другая согласная, то сокращение

    делается на последней согласной: русск. – русский (нельзя: русс.) [63, 66-

    67].

    Глава II Психолого-педагогические основы формирования орфографического

    навыка у младших школьников.

    2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка

    В учебном процессе обеспечивается ускоренный темп познания явлений

    действительности. Процесс обучения строится с учетом возрастных

    особенностей учащихся, в связи с чем соответственно изменяются формы и

    методы познавательной деятельности. Многие виды знаний приобретаются

    учащимися не путём созерцания изучаемых объектов, а опосредованным путем,

    т.е. через рассказ учителя, описания, различную информацию [5, 100].

    Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. С одной

    стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им

    так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, - это сложная

    школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач

    и огорчений. Чтобы хорошо усваивать правила русского языка и быстро и точно

    применять их, школьник должен овладеть целым рядом общих умений и навыков.

    В педагогической психологии, общей дидактике и частных методиках много

    внимания уделяется проблемам формирования у учащихся навыков и умений. В

    связи с требованиями подготовки детей к труду, к жизни, к активному участию

    в ней этот вопрос в современной школе приобретает особую актуальность [8,

    19].

    Что же называется навыком?

    Навыки – автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в

    ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения

    этой деятельности. По мере выработки навыка лишние движения и операции

    устраняются, отдельные операции и движения сливаются в одно сложное

    действие, сознание все больше направляется не на способы действия, а

    переносится на его результаты, операции (двигательные, интеллектуальные)

    начинают осуществляться быстрее, улучшается самоконтроль.

    Особой разновидностью речевого навыка является орфографический навык.

    Орфографический навык – это навык письменной речи. Когда человек пишет

    письмо или книгу, он задумывается над содержанием того, о чём пишет, а не

    над орфографией каждого слова. Актуально осознает то, что находится в

    светлой точке сознания, т.е. является целью деятельности [29, 18].

    Грамотное письмо – речевая деятельность; каждый акт письма – сложное

    действие, в основе которого лежит наша речь; каждое написание так или иначе

    отражает строй языка. Говоря о психофизиологической природе

    орфографического навыка, нужно иметь в виду не только зрительные и

    рукодвигательные ощущения и представления, но и слуховые и речедвигательные

    (артикуляционные). Пишущий всегда отправляется от слышимого слова,

    различает в нем основные звуки (фонемы), правильно их произносит, и это в

    значительной мере обеспечивает правильный графический образ слова. То есть,

    если ученик хорошо слышит слово, то и правильно его пишет. Собственное

    произнесение слова учеником помогает пишущему: проясняет звуко-буквенный

    состав слова, регулирует процесс записи, содействует самопроверке

    написанного [5, 100].

    Создавая текст, мы начинаем сознавать орфографическую форму того или

    иного слова, когда затрудняемся его написать. При этом сознательно

    проконтролировать можно только то, что первоначально формировалось как

    целенаправленные способы действия с данным материалом. Возможность

    контролировать как раз и отличает сознательно сформированные операции от

    операций, возникших путём «прилаживания» действия к определённым образцам.

    Обратимся для простого доказательства к принципу из другой области.

    Навык ходьбы осваивают без каких бы то ни было теоретических оснований. Но

    если спортсмен, занимающийся спортивной ходьбой, захочет улучшить свои

    показания, ему понадобится тщательно проанализировать все операции,

    входящие в действие ходьбы.

    То же следует сказать о методах совершенствования навыков

    правописания. Нельзя забывать о возможности становления на чувственной,

    интуитивной основе. В одних и тех же условиях: в одном классе, у одного

    учителя, при примерно одинаковом уровне развития – дети достигают разных

    результатов. Разве можно отрицать так называемую природную грамотность

    некоторых учащихся? Им достаточно однажды увидеть слово написанным или один

    раз почувствовать его в движении руки (прописать), чтобы никогда не

    допускать ошибок в этом слове.

    Два пути овладения навыками давно описаны в литературе сторонниками

    грамматического и антиграмматического направления в методике обучения

    правописанию. Одним из безусловных достижений педагогической науки является

    безоговорочное признание положения, согласно которому наилучшие условия для

    обучения правописанию создаются тогда, когда вначале это действие

    складывается как полностью осознаваемое. Особая заслуга в осбосновании

    этого положения принадлежит психологам Л.И.Божович, Д.Н.Богоявленскому,

    С.А. Жуйкову, а также учёным-методистам А.М.Пешковскому, Л.Н.Гвоздеву,

    С.Н.Рождественскому и другим.

    Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических

    правил, в которых обобщены фонетические, лексические и другие особенности

    слов. Было доказано, что успешность обучению правописанию зависит от того,

    насколько своевременно, глубоко и правильно осознают ученики особенности

    слова как языковой единицы.

    Однако одна из заслуг К.Д.Ушинского состоит в том, что он разработал

    теорию орфографических навыков, согласно которой сознательность и

    автоматизм не противопоставляются, не исключают друг друга, а являются

    различными стадиями образования навыка. Заметим, что К.Д.Ушинский допускал

    и возможность обучения орфографии механическим путем, каким обычно

    усваивали правописание писари, но принципиально он был против такого пути

    овладения правописанием [10, 76].

    Автоматизация действия, понимаемая как отсутствие преднамеренности и

    сознательности при его выполнении, не означает невозможности при

    определённых условиях и в случае необходимости вновь сделать его

    сознательным. Это положение полностью относится к орфографическому навыку.

    Орфографические действия автоматизируются медленно. Время автоматизации

    зависит от сложности орфограммы. Автоматизация сознательных действий

    включает: во-первых, постепенное уменьшение роли осознавания своих

    действий, во-вторых, свёртывание умственных операций за счёт

    обосновывающих, а затем и оперативных суждений, в-третьих, объединение о

    обобщение частных действий в более крупные действия, в-четвертых,

    усовершенствование приёмов выполнения действий, отбор более рациональных

    способов решения орфографических задач и в конце концов автоматизирование

    действий, при котором учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого

    правила, т.е. без всяких рассуждений [5, 101].

    В исследованиях психологов Д.Н.Богоявленского, Л.М.Божович, Г.Г.Граник

    и др. раскрывается сам механизм формирования орфографического навыка как

    образования временных связей. Так, при формировании навыков правописания

    морфем слова эта же цепь ассоциаций имеет в своем составе несколько

    звеньев: 1)слухо-артикуляционное восприятие слова или предложения; 2)

    осмысливание смыслового и грамматических значений, морфемного состава

    слова; 3) зрительное представление – реакция письма.

    Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических

    навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу

    орфографического навыка. Как уже было сказано, навыки – это

    автоматизированные компоненты сознательной деятельности. При этом нужно

    учитывать, что слово, «автоматизированный» означает способ образования

    навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении

    определённых правил и лишь затем в процессе упражнений подвергающегося

    автоматизации.

    Важно еще обратить внимание на следующее обстоятельство:

    автоматизированный навык позволяет на каждом шагу, в частности при

    затруднениях, вновь становиться сознательным. Навыки формируются на базе

    умений, т.е. умения по мере автоматизации становятся навыками. Умения в

    свою очередь связаны с усвоение знаний и их применением на письме [41, 41].

    В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:

    - нахождение в слове орфограмм;

    - написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с

    непроверяемыми написаниями;

    - обоснование орфограмм;

    - нахождение и исправление орфографических ошибок.

    Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:

    - высокий научный уровень преподавания орфографии;

    - связь между формирование орфографических навыков и развитием речи;

    - знание орфографических правил;

    - знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и

    умение производить орфографический разбор, способствующий

    применению правил;

    - упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое

    правило.

    Причём следует подчеркнуть, что упражнения и правильно понятая

    тренировка – это не повторение одного и того же первично произведённого

    движения или действия, а повторное разрешение одной и той же задачи, в

    процессе которой первоначально движение (действие) совершенствуется и

    качественно видоизменяется [43, 37].

    Как формируются навыки? Как организовать быстрое, безошибочное и

    прочное овладение учащимися навыками?

    Умения и навыки формируются на основе выполнения определенной системы

    упражнений, совершенствуются и закрепляются в процессе творческого их

    применения в изменяющихся ситуациях.

    Что же следует понимать под термином «упражнение»?

    В психологии упражнением называют многократное выполнение определённых

    действий или видов деятельности, имеющее целью их основание, опирающееся на

    понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. В

    этом определении подчёркивается целенаправленность упражнений, которые

    осуществляются на основе понимания и тщательно продуманного педагогического

    руководства.

    Стихийное, неуправляемое повторение действий может не привести к их

    усовершенствованию или приведёт к механической тренировке в применении

    действий в стандартных условиях.

    Педагогическое руководство упражнениями учащихся предполагает

    применение определённой методики занятий и научно обоснованных пособий и

    руководств для учащихся. Сначала учащиеся неуверенно владеют изучаемыми

    действиями, при затруднении пытаются вспомнить соответствующее правило. По

    мере совершенствования действия потребность в припоминании правила или

    способа отпадает. Постепенно действия автоматизируются, переходят в навык.

    Внимание учащихся при этом переключается на процесс получения необходимого

    результата и на качество выполнения действия или лперации. При этом

    контроль человека над автоматизированным действием никогда не прекращается.

    Например, ученик автоматически записывает слова, которые диктует учитель.

    Ему не приходится вспоминать правила, как писать отдельные буквы. Но как

    только в диктанте встречается слово с незнакомой или сложной орфограммой, в

    процессе письма включается память, мышление и другие психологические

    процессы.

    Осуществляя функцию «скрытого контроля», сознание как бы находится

    всегда в резерве», включаясь тогда, когда выполнение автоматизированных

    действий наталкивается на какие-то препятствия: кончились чернила в

    авторучке, неправильно подобрано слово, на бумаге оказался волосок и буква

    не получилась – во всех этих случаях немедленно включается «главный

    контролер» – человеческое сознание. Оно осуществляет анализ затруднений и

    определяет путь преодоления препятствий. В результате такого контроля и

    устранения затруднения функционирование выработанного навыка продолжается.

    Показателями успешного формирования навыка являются:

    1) увеличивающаяся быстрота выполнения отрабатываемых движений;

    2) повышение их качества, точности, согласованности;

    3) падение физического и нервного напряжения у самого работающего

    человека.

    Нетрудно вспомнить, что взрослый, обучая ребенка писать, прыгать,

    играть на рояле, не только показывает ему образец автоматизируемого

    действия. Учитель объясняет, как его надо воспроизвести, какие ошибки и

    почему допустил ученик, находит средства побудить ребенка к новой пробе.

    Давая оценку выполненного действия и приложенного учеником старания,

    приводит обоснование высказанного им оценочного суждения. Одним словом, в

    процессе выработки навыка у человека огромную роль играет речь и те меры

    социального воздействия людей друг на друга, которые связаны с

    многообразными формами межлюдского общения. Следует особо подчеркнуть

    важное значение в выработке навыка осознания ребёнком цели

    автоматизированных действий и его собственное желание овладеть

    соответствующим навыком [5, 52].

    2.2. Сущность орфографического правила.

    Орфограмма

    При овладении навыками письма первоначально всё внимание ребенка

    уделяется технике письма и соблюдению правил посадки. Когда перед детьми

    ставится орфографическая задача, каллиграфическая сторона ухудшается, так

    как внимание сосредоточивается на соблюдении правил орфографии.

    Орфографическое правило – это предписание, устанавливающее порядок

    выполнения орфографического действия, решения задачи. В формулировке

    правила обычно содержатся следующие элементы: а) указания на орфограмму,

    которая проверяется; б) определение грамматической, фонетической,

    словообразовательной природы явления; в) указание способа проверки и

    получения результата.

    Формулировки орфографических правил в зависимости от способа

    перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и

    регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются

    условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. Одно

    из простейших правил – «В сочетаниях ЖИ, ШИ пишется буква И», это правило-

    указание, не требующее грамматического анализа. Действие по этому правилу

    имеет три ступени: обнаружение в слове сочетания; фонетический анализ;

    написание слова и самопроверка. Большинство орфографических правил

    констатирующие.

    В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий

    учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний.

    Например: правило проверки безударных гласных в корне слова опирается на

    фонетику (обнаружение безударного гласного звука), на словообразование и

    грамматику – на состав слова, подбор однокоренных слов или на изменение

    грамматической формы слова. Действие по этому правилу содержит 7-8

    ступеней: а) найти гласный звук, который надо проверить (безударный); б)

    убедиться, что безударный гласный – в корне; в) подобрать проверочное слово

    или форму того же слова; д) определить, под ударением ли стоит проверяемый

    гласный в проверочном слове; г) в случае необходимости подобрать второе,

    третье проверочное слово; е) сравнить проверочные слова с проверяемым; ж)

    написать в соответствии с принятым решением; з) осуществить самопроверку.

    Некоторые, наиболее трудные правила орфографии в начальных классах

    даются расчлененно, в несколько приемов. Не всегда следует давать младшим

    школьникам правила в готовом виде: многие правила могут быть выведены

    самими учащимися на основе наблюдений, практических действий и специально

    организованной беседы.

    Признавая важность изучения орфографических правил, которые избавляют

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.