МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

    Наш пруд застыл. Береги нос в большой мороз.

    3) Был бы ёж ты хорош,

    только в руки не возьмешь.

    - Не хорош? Ну и что ж?

    Без иголок я не ёж. (Л.Корчагина)

    4. бумажка, юбка, шубка, флажки,

    березка, беседка, сетка, краска.

    - Очень полезно предлагать списывание и диктанты с заданием пропустить

    буквы, написание которых нужно проверять.

    Третья группа упражнений направлена на отработку умения обосновывать

    выбор проверочного слова. Проверочное слово должно удовлетворять следующим

    условиям: быть близким по значению, после согласного должна идти гласная.

    1. Один из способов проверки: много – один (ножи – нож). Этот способ

    проверки можно разнообразить:

    а) записать слова в следующем порядке: проверочное – проверяемое:

    завод, глаза, сторож, тулуп, тулупы, заводы, глаз, сторожа

    б) выбрать проверочные слова из следующего ряда, доказать

    правильность своего ответа:

    гриб – грибы, грибки, грибок

    дед – дедушка, детки

    рукав – рукавица, рукавчик, рукава

    сторож – сторожка, сторожить

    час – часок, частичный

    Подобные задания направлены на установление учениками семантического

    сходства проверяемого и проверочного слов; расширяется словарный запас

    школьников, чем создается база для последующего обучения правописанию [7,

    27-30].

    2. «Выбери букву»

    а) Как у старой ба( б/п ) ки

    Жили-были ла (б/п ) ки

    Встанет ба (б/п ) ка утром рано,

    Выйдет в погре (б/п) за сметаной-

    Ла (б/п ) ки вслед за ней идут

    Всюду ба (б/п ) ку стерегут.

    б) У Алёнки в гостях

    Петушок в сапо (ж/ш) ках,

    Курочка в серё (ж/ш) ках,

    А корова в ю(б/п) ке

    И в тепленькой шу (б/п) ке.

    в) Наша у (д/т) ка – крякалка,

    А Серё (ж/ш) ка – якалка:

    «Я сумею,

    Я смогу,

    Я быстрее пробегу!..»

    Отдохни немно (ж/ш) ко

    Якалка Серё (ж/ш) ка!

    3. Соедини пары

    ловок ги кий

    гладок ро кий

    близок кре кий

    резок ло кий

    лёгок сла кий

    крепок гла кий

    гибок лё кий

    робок бли кий

    сладок сколь кий

    скользок ре кий

    4. Восстанови стихотворение

    (Вставьте пропущенные слова, используя проверочные)

    Возле (грядок) – две (лопаток)

    Возле (кадок) – два ведра.

    После утренней (зарядок)

    Мы работали на (грядок) –

    И (посадок) все в (порядок),

    Их теперь полить пора.

    (Е.Благинина.)

    5. Подберите слова, которые отличаются звонкими или глухими

    согласными.

    шар – жар год – код

    пой - … том - …

    тень - … тело - …

    пил - … полка - …

    точка - … тоска - …

    [51, 38].

    Упражнения четвертой группы довольно трудны уже по своей структуре.

    Ребенок должен обозначить согласный звук, основываясь на сопоставлении

    проверяемого и проверочного слов. Все те умения, которые формируются в

    процессе выполнения упражнений первых трёх видов, здесь выступают в

    совокупности, образуя первую собственно орфографическую задачу. Обычно

    такие задания составляют основное содержание уроков по русскому языку:

    различного рода списывания, диктанты, комментированное письмо [7, 29-30].

    Наблюдения за работой в начальной школе показывают, что детям

    интересны предложенные задания, с которыми они успешно справляются.

    К работе прилагаются различные виды упражнений по темам: жи, ши, ча,

    ща, чу, щу. Правописание слов с удвоенными согласными. Разделительный

    твердый знак. Разделительный мягкий знак. (См. приложение)

    3.5. Использование перфокарт и карточек с выборочным ответом при повторении

    орфографии

    В последние годы в школе стали применяться элементы программированного

    обучения. Используются они и в младших классах. Один из элементов

    программированного обучения при повторении правописания безударных гласных

    в корне – выборочный ответ.

    Младшие школьники знают: чтобы научиться писать без ошибок, надо

    подкреплять знание правил упражнениями. Повторяя правописание безударных

    гласных в корне, они неоднократно встречаются с такими видами работ, как

    ведение словариков, объяснение трудных написаний, составление со словами с

    такими написаниями словосочетаний, предложений и связных текстов, диктанты

    и т.д. Задания с выборочным ответом – новый для учащихся вид работы,

    который тоже поможет им практически усвоить правописание безударных гласных

    в корне. Смысл его применительно к указанной орфограмме в следующем.

    Учащимся предлагается несколько слов (например, с пропущенными буквами в

    корне). Следует указать, какие буквы надо вставлять, чтобы слово было

    написано правильно; выделить корень; проверить выделенную безударную

    гласную в корне и т.д. К заданиям предлагаются 3-4 ответа, из которых

    правильным является только один. Нужно выбрать именно этот ответ. Например,

    в приводимой таблице записаны слова с пропущенными буквами и даются ответы.

    |Слова |Ответы |

    | |1 |2 |3 |4 |

    |зад…ржаться |е |е |и |е |

    |к…лючий |а |о |о |о |

    |щ…ка |е |е |е |и |

    Требуется:

    1) вставить пропущенные буквы сначала мысленно ( в уме);

    2) объяснить, почему в данном слове надо вставить ту, а не иную букву;

    3) выбрать правильный ответ и обосновать свой выбор (отсюда и его

    название – «выборочный ответ»).

    Ответы лучше всего читать сверху вниз: так легче обнаружить ошибки.

    Мысленно вставив предлагаемые в таблице буквы, учащиеся делают вывод, что

    первый ответ неверен, так как в слове колючий в таблице дается буква а, а

    следует писать о (колется); в третьем и четвертом ответах также допущены

    ошибки: третий «подсказывает» написание слова задержаться через и, а надо е

    (задержится), в четвертом – слово щека таблица «предлагает» писать с и, а

    надо с буквой е (щёки). Остальные слова в этих ответах таблица

    «рекомендует» писать так, как этого требует правило. Из разбора таблицы

    можно сделать вывод, что правильным является второй ответ. Его и следует

    «выбрать» и выписать: задержаться, колючий, щека.

    Приведем примеры заданий с выборочным ответом.

    Задание 1. Проверьте написание безударных гласных в корне в данных

    словах. Запишите правильный ответ вместе с проверочными словами. Объясните

    (устно), почему вы считаете неправильными и другие ответы.

    |Слова |Ответы |

    | |1 |2 |3 |

    |вареный |варенье |варит |сварить |

    |маслёнка |маслить |масло |намаслить |

    |отпилить |пилить |пилка |пила |

    Образец (для учителя). В первом и третьем ответах допущены ошибки: в

    них не во всех словах безударная гласная стоит под ударением и слышится

    неясно. Во втором ответе безударные гласные в корнях всех слов находятся

    под ударением и слышатся чётко. Этот ответ правильный: варит, масло, пилка.

    Задание №3. Выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными в

    корне. Безударные гласные подчеркните. Составьте и запишите с этими словами

    предложения.

    |Слова |Ответы |

    | |1 |2 |3 |

    |барометр |барометр |доказать |барометр |

    |доказать |иллюстрация |капель |доказать |

    |иллюстрация |мизинец |мизинец |иллюстрация |

    |капель |тетрадь |спешить |мизинец |

    |мизинец | |барометр |тетрадь |

    |спешить | | | |

    |тетрадь | | | |

    Образец: Правильным является первый ответ. В этих словах безударные

    гласные в корне написаны верно, но проверить их нельзя. Правописание этих

    слов нужно запомнить.

    Приведём примеры предложений с этими словами: Барометр предсказывает

    сегодня дождливую погоду. В иллюстрации к сказке художник использовал яркие

    краски. Мизинец – самый маленький палец на нашей руке. В моей тетради

    всегда чистота и порядок.

    Дети относятся к этим заданиям с большим интересом, выполняют их

    охотно и успешно. [33, 25-27].

    В своей работе многие учителя используют перфокарты. Работа с

    перфокартами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание,

    развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно

    разбираться в поставленных целях. И, главное, дает возможность осуществлять

    на уроке обратную связь

    Приведем примеры работы с перфокартами.

    Дети получают задание определить склонение имён существительных.

    Учитель рисует на доске кружочки с цифрами склонений: 1, 2, 3.

    У каждого ученика перфокарта, внутрь которой он вставляет половинку

    листа: Крестиком в кружочке отмечает нужное склонение.

    |I вариант |II вариант |

    |I м…дведь |I п…ртфель |

    |II м…тель |II л…нейка |

    |III праз…ник |III пл…щадка |

    |IV д…ревня |IV площ…дь |

    |V ж…знь |V оз…ро |

    |VI р…бина |VI ноч… |

    Например, работая над существительным медведь, дети определяют, что он

    2-го скл., ставят крестик во втором кружочке вертикального ряда 1-й строки

    и т.д. После того как листочки собраны, ученики получают задание списать

    данные существительные в тетради, вставить пропущенные орфограммы.

    |Титов I вариант |

    |I |

    |II |

    |III |

    |IV |

    |V |

    |VI |

    |VII |

    |VIII |

    |IX |

    |X |

    Выполняя эту работу, дети за короткое время успевают определить

    склонение имён существительных, повторить правописание безударных гласных и

    гласных после шипящих (жизнь, площадь).

    Следующий вид работы с перфокартами: определить падеж имён

    существительных. На доске обозначены падежи:

    1 2 3 4 5

    р д в т п

    приведены следующие слова:

    I на полян…

    II у дедушк…

    III в магазин…

    IV к постел…

    V из маши…

    VI под яблон…

    В первом ряду под цифрой 5 предложный падеж4 во 2-м ряду под цифрой 1

    – родительный падеж и т.д. Пока учитель проверяет, дети списывают слова в

    тетради, вставляют пропущенные окончания, подбирают к существительным имена

    прилагательные. При выполнении данной работы учащиеся повторяют

    правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных.

    |Титов I вариант |

    |I |

    |II |

    |III |

    |IV |

    |V |

    |VI |

    |VII |

    |VIII |

    |IX |

    |X |

    Таким же образом можно работать с безударными гласными, звонкими,

    глухими и непроизносимыми согласными [23, 23-24].

    Данные перфокарты не единственные, существует большое количество

    разнообразных как по форме, так и по содержанию, перфокарт. Каждый учитель

    должен творчески подойти к их изготовлению Главное, что они помогают

    проводить интересную работу по предупреждению орфографических ошибок.

    Заключение

    Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной

    функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством

    человеческого общения.

    В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание

    правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное

    значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных

    вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об

    орфографической грамотности учащихся. В связи с этим возникает

    необходимость совершенствовать нашу методическую науку. усиливать поиск

    новых, более эффективных средств и направлений для решения задач в области

    обучения орфографии.

    В процессе работы мы познакомились с рядом новых источников

    методической и научной литературы, систематизировали и углубили знания о

    лингвистических основах орфографических навыков. Этот материал можно

    рекомендовать для ознакомления как начинающим педагогам, так и опытным

    учителям.

    При работе над второй главой мы уяснили, что такое навык, и как он

    может формироваться. Определили ряд упражнений для формирования навыка.

    Считаем это главным, так как навыки, заложенные в начальной школе, являются

    базисом грамотности ребят. Эта основа поможет школьникам в среднем и

    старшем звене совершенствовать свои знания, развивать интеллект.

    На основе анализа и обобщения нашего опыта и опыта учителей, успешно

    работающих над формированием орфографических навыков у младших школьников и

    изучения лингвистических и психолого-педагогических основ изучения

    орфографии в школе, можно сделать следующие выводы:

    1. В работе над формированием орфографических навыков у младших

    школьников необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в

    школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей,

    особенности изучаемой темы и т.д.

    2. Приёмы, методы, формы, используемые в ходе этой работы, самые

    разнообразные: это выработка фонематического слуха в результате проведения

    звуко-буквенного анализа, решение орфографических задач методом запоминания

    и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими

    ошибками.

    3. Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается

    лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила

    из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности,

    наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели –

    сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.

    Библиография

    1.Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач // Начальная школа.

    –1988 №4

    2. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. –М.: Русский

    язык, 1987

    3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. –М.: Педагогика, 1989

    4. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в

    корне// Начальная школа. –1997 №2

    5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. –М., 1966

    6. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии,

    обучение орфографии// Начальная школа. –1976 №4

    7. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные// Начальная школа.

    –1986. №9

    8. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. –Изд.»Знание» –М., 1977

    9. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности

    учащихся//Начальная школа. –1991 №1

    10. Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и

    правописанию// Начальная школа.-1991. №11

    11. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В.Гошезо –М.:

    Просвещение, 1991

    12. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. –М.: Просвещение, 1991

    13. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у

    школьников// Вопросы психологии, 1963 №5

    14. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского

    языка// Начальная школа. –1988. №3

    15. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне

    слов//Начальная школа. –1988. №2

    16. Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями//Начальная школа.

    –1989. №6

    17. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения

    русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. –М.:

    Просвещение. 1992

    18. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию//

    Начальная школа. –1989. №8

    19. Журжина Ш.В., Козлова В.П. Изучение темы. Правописание безударных

    гласных в корне слов во 2 классе. –М., 1977

    20. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная

    школа. –1993. -№11

    21. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. –М., 1991

    22. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. –М., 1982

    23. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка//Начальная

    школа. –1988. №11

    24. Кузьменко А.С. С чего начинать орфографическую работу в 1

    классе?//Начальная школа. –1992. №9-10

    25. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка//Начальная школа.

    –1990. №3

    26. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. –М.:

    Просвещение, 1982.

    27. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая

    культура//Начльная школа. 1993. №5

    28. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым

    написанием//Начальная школа. –1994. -№8

    29. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка. –М., 1974.

    30. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская Н. Методика обучения русскому

    языку в начальных классах. –М.: Просвещение, 1987.

    31. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах//Начальная школа.

    –1984. №12

    32. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. –М.: Просвещение, 1990

    33. Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении

    орфографии//Начальная школа. -1996. №9

    34. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. –М.:

    Просвещение. 1980.

    35. Никитина Л.А. Правописание непроизносимых согласных в корне

    слова//Начальная школа. –1987. -№5.

    36. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости//Начальник школа. –1989.

    №6

    37. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического

    навыка//Начальная школа. –1997. -№1

    38. Работу учащихся I-III классов по русскому языку.

    39. Разумовская Л.И. Обучение орфографии в восьмилетней школе. –М., 1974.

    40. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя

    2-е изд., доп. –М.: Просвещение, 1996.

    41. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. –М., 1960.

    42. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.

    –М.: Высш.шк. 1991.

    43. Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. –М., 1978.

    44. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-та/Под ред. Л.Ю.Максимова.

    –М.: Просвещение, 1989.

    45. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической

    зоркости//Начальная школа. –1996. №1

    46. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости//Начальная

    школа. –1997. №1

    47. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика

    обучения. –М., 1993.

    48. Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слова//Начальная

    школа. –1988. №2

    49. Трубицына Г.Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения

    грамоте//Начальная школа. –1990. №3

    50. Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. _Майкоп, 1996.

    51. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. –Екатеринбург, 1997.

    52. Уткина Т.И. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная

    школа. –1989. №6

    53. Ушакова В.С. Школьные психологи советуют//Начальная школа. –1996. №8

    54. Ушинский К.Д. Собр.соч. М.-Л., 1949 Т.7

    55. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте

    шестилетних детей//Начальная школа. –1990. №7

    56. Цейтлинг С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. –М.,1982.

    57. Чернева Л.Г. Работа над предлогами// Начальная школа. –1994. -№8

    58. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических

    ошибок//Начальная школа. –1997. №2

    59. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими

    ошибками//Начальная школа. –1991. №4

    -----------------------

    гр…чи зм…я

    р…ка с…ды

    др…зды п…чтальон

    з…ма гр…бы

    м…чи в…зание

    п…рты

    гр…да

    ст…

    пл..та

    гл..за

    О

    Я

    Е

    И

    А

    Е

    О

    Я

    И

    А

    р..ка

    в…да

    п…тно

    гр..бы

    ш..рфы

    Я ? утра ? лесу гуляю,

    ? росы я ведь промок.

    Но зато теперь я знаю

    ? березку и ? мох,

    ? малину, ежевику,

    ? ежа и ? ежиху,

    ? которой ? ежат

    Все иголочки дрожат.

    (Н. Матвеева)

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.