МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

    Как мы назовем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства

    этого слова? Сколько н надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы

    назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем

    для этого слова?

    В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая

    запись:

    рябина ряб – пёстрый, рябой

    рябинка

    рябинник

    рябинный

    рябиновое

    На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:

    Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней

    красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет

    целый рябинник. Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым

    написанием можно использовать замену развернутого определения одним словом

    из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной

    работы учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом:

    комната для занятий в школе; человек, которые едет в поезде; дорога с

    рядами деревьев по обеим сторонам, площадка, с которой производится посадка

    на поезд». Или другое задание: «1. Ответь на вопросы, ответы записать.

    Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча

    граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими

    интересами? Как называется рисунок в книге?

    2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

    1). Сообщение по телеграфу-… 2). Килограмм – это тысяча … 3). Смотр

    готовности войск - … 4). Рисунок в книге - … 5). Огородное растение,

    растущее кочаном, - … 6). Учреждения, в котором собирают, хранят и выдают

    книги - ….

    Для учащихся, показывает практика, этимологический анализ – важное

    средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном

    усвоении чего бы то ни было степень запоминания значительно повышается.

    Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит

    человеку большее моральное удовлетворение, чем механическая.

    Этимологические справки к словам можно взять в школьном этимологическом

    словарике Л. Успенского «Почему не иначе?» (М., 1967), в «Занимательной

    грамматике» А.Т. Арсирия и Г.М. Дмитриевой (М., 1963. – 4.1).

    Порой на помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими

    шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово лимон.

    На доске стихотворение Г. Сапгира «Ли-мон».

    Что за ли?

    Что за мон?

    В звуках нету смысла.

    Но едва шепнут?

    - Лимон… -

    Сразу станет кисло.

    Две первые строчки легко запоминаются, и в перемену только и

    слышится: «Что за ли? Что за мон?» Значит, в этом слове ошибок не будет.

    Описанные виды заданий и приемы работы имеют свои цели: сделать

    словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их

    грамотности, связать ее с различными видами работ по развитию речи и по

    изучению грамматики, сделать ее более интересной и привлекательной [25, 23-

    25].

    Работа над предлогами.

    Правописание предлогов вызывает у детей определенную трудность. В

    учебнике русского языка по этой теме сказано: «Слова в, из, к, на, от, п,

    с, ц пишутся отдельно от других слов».

    Некоторые дети, зная это правило, начинают отделять буквы и слоги,

    похожие на предлоги, в любом слове, например: по суда. И, конечно, всегда

    находятся учащиеся, которые всегда пишут предлоги со словами вместе,

    несмотря на большую работу над этим правилом.

    Приведем примеры наглядных пособий, которые применяются в

    определенной последовательности в работе с предлогами.

    1. Знакомство с предлогами проходит с начала букварного периода с

    помощью игры. Для этого можно иметь наглядное пособие «Птичка

    и клетка».

    Помещаем птичку (она на нитке) в разные положения по отношению к

    клетке, дети знакомятся с первыми предлогами (термин «предлог» не

    употребляется), которые имеют значение местоположения предмета по отношению

    к другому предмету (на клетке, над клеткой, у клетки, в клетке). Работу

    можно проводить по-разному. Ученик играет с птичкой, дети отвечают. Дети

    называют действие (помести птичку в клетку), а ученик показывает.

    2. Когда учащиеся познакомятся с буквами, можно использовать

    следующее наглядное пособие: дерево с кармашками и отдельно

    слова: над, на, под, у.

    Маленькие слова можно вынимать из кармашков и вставлять в них,

    наглядно видно, что эти слова и они отдельны от предлога.

    К моменту изучения предлогов дети уже знают, что это маленькие слова,

    которые пишутся отдельно от других слов.

    Чтобы работа была более интересной, можно ввести схемы предлогов.

    Схемы составляются с помощью картинок сами детьми.

    Дети запоминают схемы и легко их различают. Схемы лучше поместить на

    плакате под номерами: 1 – на, 2 – над, 3- в, 4 – под, 5- у, 6 – из, 7 – по,

    8 – к.

    Схемы можно использовать в словарной работе, например, учащиеся

    изучают слова капуста. Предложить или сказать это слово со всеми

    предлогами, записать с предлогом под номером 6 или назвать номера предлогов

    родительного падежа, дательного падежа и т.д.

    Все схемы должны «рождаться» на глазах у учащихся и с их помощью.

    [57, 60-61].

    3. Помогите вернуть предлоги на свои места.

    В

    ЗА

    У

    ОТ

    С

    ПРО

    4. Добавьте необходимые предлоги. Прочитайте, что получилось

    лото

    лапту

    мяч играет

    гитаре

    скрипке

    пластинка [51,50]

    Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.

    В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная

    школа достигла значительных успехов. Вместе с тем в работах младших

    школьников встречаются ошибки, вызванные неумением учащихся найти объект

    правила (ученик не может выделить, например, безударную гласную или корень

    слова), либо неумением пользоваться правилом (ученик не может подобрать

    однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не может изменить слово

    так, чтобы безударная гласная стояла под ударением, подбирает в качестве

    проверки не однокоренные слова, а слова, близкие по звучанию: слизал

    сметану – лез, посидел на скамейке – сед [19, 12].

    Обучение правописанию безударных гласных в корне слов будет успешным

    в том случае, если каждый учитель четко определит для себя теоретические

    основы данной темы.

    В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и

    многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской

    орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в

    сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно

    показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно,

    надо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный

    звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

    Умению выделить сомнительный звук помогут отличительные частные

    признаки правила правописания безударных гласных в корне слов, раскрытые

    М.Р. Львовым:

    1) безударность, отсутствие ударения, неясность звучания;

    2) гласные [а], [о],[е],[и] как наиболее опасные;

    3) место в слове – корень.

    Учитывая отличительные признаки правописания безударных гласных в корне

    слов, можно определить структуру этого правила. В самом правиле можно

    выделить четыре составляющих его ступени:

    |Что надо проверять? |Проверять надо безударную гласную. |

    |Где надо проверять? |Проверять безударную гласную надо в корне |

    | |слова, так как написание безударных гласных |

    | |в других частях слов не подчиняется правилу.|

    |Как надо проверять? |Чтобы проверить безударную гласную в корне |

    | |слова, надо подобрать к этому слову |

    | |родственное слово или изменить форму слова. |

    |Чем надо проверять? |Проверять надо ударением, так как в |

    | |положении под ударением написание гласной |

    | |соответствует произношению. |

    В ходе изучения данного правила ученик должен поставить в слове

    ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова,

    подобрать к слову родственные слова или изменить форму слова, выбрать

    нужное проверочное слово с ударной гласной в корне. [31, 47]

    Приведем примеры упражнений и дидактических игр, которые учитель

    может использовать в работе под правилом правописания безударных гласных:

    1. Дидактическая игра «Забей гол».

    На доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для двух

    команд. У каждой команды набор мячей (круг с записанной в нем гласной). По

    сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет

    наибольшее количество голов.

    2) Игра «Волшебные яблочки».

    На доску вывешивается плакат со словами:

    На двух других плакатах нарисованы яблоки с яблоками (среди яблок 5

    из них те, что с буквами, прикреплены к картине кнопками или вставлены в

    прорези).

    Учитель говорит детям: «Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней

    выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами а, о, и, е, я.

    Сорвать яблоко с буквой может только тот, кто правильно подберет для него

    слово на плакате». [23, 21].

    3) «Дополни сам»

    тр? п? тали в? ч? реет

    трепещет

    вечерний

    ст? р? жили з? л? нели

    сторожка зелень

    л? п? тали х? л? да

    лепет

    б? р? да г? л? ва

    В качестве дидактического материала можно использовать загадки,

    пословицы, поговорки.

    Безударный хитрый гласный:

    слышим мы его прекрасно.

    А в письме какая буква?

    Здесь поможет нам наука:

    гласный ставь под ударенье,

    чтоб развеять все сомненья!

    Если буква гласная вызвала сомнение,

    Ты ее немедленно ставь под ударенье.

    Загадки используются те, в отгадках которых есть нужная нам

    орфограмм.

    1. Меня пьют, меня льют. Вам нужная я. Кто я такая? (Вода)

    2. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова).

    3. Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава).

    4. Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб,

    поломала зуб, зуб. (Пила).

    При изучении правила правописания проверяемой безударной гласной в

    корне (II класс) учитель может предлагать разнообразные задания, усложняя

    их: списать загадки с доски (под безударной гласной красный огонек);

    вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово, подчеркнуть в

    тексте проверяемую безударную гласную, выписать слова с проверяемой

    безударной гласной, обозначить в них орфограмму, т.е. подчеркнуть гласную

    одной чертой, поставить знак ударения, рядом написать проверочное слово,

    поставить в нем знак ударения, подчеркнуть ударную гласную двумя чертами, и

    в том, и в другом слове выделить корень. Такие задания отрабатывают умения

    видеть орфограмму, решать орфографическую задачу.

    Тема «Проверяемые безударные гласные в корне» проходит красной нитью

    через все программу начальной школы и является основой для повышения

    грамотности учащихся. [48, 28].

    Правописание звонких и глухих согласных.

    Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет

    определенные трудности в начальной школе. Много работая над этой проблемой,

    учителя тем не менее не всегда добиваются хороших результатов. В практике

    учителя стремятся либо насытить урок чрезмерно трудными заданиями, либо,

    наоборот, стараются материал искусственно упростить. Это объясняется тем,

    что слабо учитывается преемственность и не видится перспективность в

    изучении парных звонких и глухих согласных.

    Работая по теме, дети учатся производить более дифференцированный

    звуко-буквенный анализ, находить орфограммы, подлежащие проверке,

    соотносить их с опорными написаниями и писать в соответствии с этими

    проверками.

    Первая группа упражнений направлена на формирование умения

    распознавать парные звонкие и глухие согласные. При изучении данной темы

    предлагаемые упражнения носят повторительно-обобщающий характер, поскольку

    основная работа в названном направлении вилась в период обучения грамоте.

    1. В начальной школе обычно больший акцент делается на акустической

    стороне звука (учителя предлагают детям закрыть уши ладонями и «услышать»

    звонкость-глухость парных согласных).

    Артикуляционные упражнения необходимо включать уже в период обучения

    грамоте. Дети наблюдают за местом образования шума: звуки «могут жить» на

    губах ([б]-[п],[б’]-[п’]), между губами и зубами ([в]-[ф],[в’]-[ф’]), на

    кончике языка ([д]-[т],[д’]-[т’],[з]-[с],[з’]-[с’],[ж]-[ш]), у коря языка

    ([г]-[к],[г’]-[к’]). Во втором классе (школа I-IV) остается только сделать

    вывод, что согласные образуют пары, так как являются близкими соседями по

    месту образования.

    2. Поняв сходство, дети должны уяснить и различие этих согласных.

    Шумные звонкие и глухие согласные выделяют в зависимости от степени участия

    голосовых связок, силы мускульного напряжения органов речи. Голос не

    участвует в образовании шумных глухих. Сближение, напряжение, колебание

    голосовых наблюдаются при образовании шумных звонких согласных. Дети легко

    понимают это различие при выполнении следующего упражнения:

    - Положите руку на горло. Произнесите [ж]. Чувствуете дрожание? Это

    голос. Из чего состоит [ж]? (Из голоса и шума).

    Учительница записывает на доске (голос+шум).

    - Теперь произнесите [ж] шепотом. Если говорим шепотом, голос не

    участвует. Проверьте, положите ладонь на горло.

    - Вычтем голос из нашей суммы.

    Запись продолжается : (голос+шум) – голос=

    - Что слышно, когда шепчем [ж]? Что остается от [ж], когда «вычли»

    голос? (остается шум). Запись продолжается: (голос + шум) – голос =

    шум.

    - - Какой звук состоит только из шума?

    - Глухой согласный.

    - Какой согласный состоит их голоса и шума?

    - Звонкий согласный.

    - Чем же различаются звонкие и глухие согласные?

    - Наличием или отсутствием голоса.

    3. Запоминание пар согласных способствует не только известная с

    первого класса «лента букв», но и игра-путешествие на улицу парных

    согласных.

    - На улице в каждом домике живут парные согласные. Когда утром

    согласный звук просыпается, он открывает окошко. Узнайте, какой согласный

    еще спит, и разбудите его.

    Б П З С В

    Ж К

    синий, твердые согласные

    зелёный, мягкие согласные

    4. В процессе выполнения следующего упражнения дети узнают, что замена

    согласного парным влечет за собой изменение смысла слова. Целесообразно при

    его выполнении использовать предметные картинки и звуковые схемы.

    Школьники, пользуясь предметными картинками, понимают, что слово, с одной

    стороны, обозначает что-либо, с другой – имеет звуковую и буквенную формы.

    а) С глухим траву она срезает, со звонким и листочки объедает.

    коса

    коза

    б) С глухим согласным мы его читаем, со звонким в нем мы обитаем.

    том

    дом

    Вторая группа упражнений направлена на формирование умения находить в

    слове согласный, который нужно проверять.

    В современном русском языке определены три слабые позиции для парных

    согласных: на конце слова (дуб, сноп), перед глухим согласным (шапка,

    шубка), перед звонкими согласными (просьба, резьба).

    Лишь овладев умением определять положение и качество звука в слове,

    школьник поймет, во-первых, почему парные согласные на конце слова и перед

    согласными нужно проверять (потому что в этих позициях парные звонкие и

    глухие согласные звуки не различаются, а следовательно, возможен и выбор

    букв); во-вторых, почему надо проверять положением перед гласным (потому

    что этим положением парные согласные различаются, ясно слышится то звонкий,

    то глухой).

    - Найдите слова с парными согласными, написание которых нужно

    проверять:

    1) лев, слон, верблюд

    ястреб, грач, стриж

    сом, ёрш, краб

    год, неделя, день

    2) Выпал снег. Весь сад белый. Сильный мороз. У дома большой сугроб.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.