МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)

    среднем звене. Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо

    невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык

    письма формируется медленно. Достижение этой цели зависит от решения многих

    задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.

    Сначала необходимы ознакомление с правилами посадки и владение

    инструментами, ориентировка на страницах прописей, тетрадей, первоначальное

    ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов,

    предложений. Затем закрепление и совершенствование этих умений на уроках

    чистописания. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению

    форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному

    соединению букв в словах. Правильный расстановки слов на строке. Со сменой

    разлиновки становится актуальным становится актуальным соблюдение

    одинаковой высоты букв в словах на всей строке, пропорции строчных и

    заглавных букв. Параллельно на каждом этапе решаются задачи по обучению

    безотрывному письму и скорому письму. На уроках чистописания выдвигаются

    задачи усовершенствования письма букв, относящихся к определенной группе,

    предупреждения и исправления общих для данной группы ошибок при их письме.

    Поздние, когда возникают случаи букв в связи с нарастанием скорости письма

    и некоторые буквы начинают употребляться одна другой (__ как __, __, как __

    и другие), встает задача предупреждения таких исканий в более скором

    письме. Помимо общих задач работы со всем классом, учитель ставит перед

    собой задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных

    учащихся.

    Работа по чистописанию начинается одновременно с обучением письму и ее

    цели и задачи связаны с формированием навыка письма в целом, где основная

    цель – формирования графически правильного, четкого и достаточно скорого

    письма.

    Т.О., достижения этой цели зависит от решения задач, перечисленных

    выше. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, учитель

    воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, старательность и

    добросовестность.

    2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

    КАЛЛИГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ПИСЬМА

    Рассматривая развитие методов чистописания в историческом плане, мы

    остановились на описании некоторых из них. Рассмотрим, какими приемами

    пользовался учитель при обучении детей чистописанию, отметим при этом,

    какие из приемов являются главными.

    Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем

    процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов,

    предложений. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам

    письма. Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики

    видели как учитель пишет.

    Другим приемом при обучении чистописанию следует считать списывание

    учащимся с готового образца – образца учителя на доске или в тетради. Это

    очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают,

    воспроизводят образец письма. При списывании с образца и сравнение его с

    воспроизведенным. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся

    не только через сознательное копирование – это образец еще и для

    неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень

    выражение.

    Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем,

    что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознание процесса

    письма и даже видение формы буквы. Иногда ученик может обводить букву,

    элемент не в нужном направлении. Однако при копировании ученик упражняется

    в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление,

    форма, - словом, того, чего иногда, зрительно воспринимаемая, он не может

    перенести в свое время движение во время письма. Психологическое значение

    списывания с образца и обведение образца различного для формирования навыка

    письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления.

    Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное

    обведение утомляет и раздражает ученика.

    Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную

    бумагу – кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет

    то же значение – закрепление правильного движения. В любом случае

    копирование важно, что бы оно осуществлялось как письмо, правильными

    движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта

    и может привести к закреплению неправильных движений.

    Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.

    Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на

    зрительно воспринимаемый образец. Воображаемое письмо проводится или по

    написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на

    доске. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образа, по

    памяти, писать в воздухе, держа руку в руке. Такие упражнения оживляют

    процесс обучения. Недостаток этого приема в том, что учитель не может

    учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно

    дети воспроизводят движения и форму образца.

    Как копировальный способ, так и воображаемое письмо – это

    вспомогательные приемы, которые, помимо прямого влияния – удвоение

    движения, восприятия формы, привлекают внимания ученика, вызывает интерес к

    письму, разнообразят форму обучения.

    Анализ формы букв. Он может осуществляться по-разному. Можно

    анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно

    выделяемые элементы. Например, можно рассматривать, что буква __ состоит из

    овала и палочки с закруглением внизу. Это только формальный анализ. А если

    мы разберем эту букву по элементам движения, то увидим, что она состоит из

    таких элементов: __. Некоторые буквы, довольно сложные по форме, пишутся

    одним неделимым движением; например, так пишутся буквы __ и __. Учитель

    должен помнить, что поэлементный анализ не позволяет собой рассмотрение

    формы буквы и особенностей ее написания. Поэтому учитель вслед за этим

    объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет

    особенности формы буквы, размер соотношения элементов. Таким образом,

    анализ формы букв проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли

    вводится буква, насколько она сложна по способу написания.

    Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать

    введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это

    способствует сознательному овладению навыками письма. Сознательное усвоение

    особенно необходимо тогда, когда навык еще совершенствуется, не стал

    автоматизированным. Знание правил при письме должны формироваться очень

    кратко и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила

    и применять их на практике. Правила складываются из тех задач, которые

    ставит учитель перед учениками в процессе письма.

    В 1 классе (1-4) вводятся сначала правила, касающиеся посадки,

    положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом

    письма:

    1) буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;

    2) необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от

    друга;

    3) писать надо красиво.

    Со 2 класса вводятся такие правила:

    1) буквы в словах следует писать одинаковой высоты (2-е полугодие);

    2) слог пишется безотрывно;

    3) писать надо быстро и красиво.

    Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он может сначала

    ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже

    в добуквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит

    писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но

    наклонные палочки. При переходя к письму букв, слогов и слов формируется

    правило о наклонном письме. Затем при переходе к письму предложений

    вводится правило о равномерной расстановке букв. После того как объяснены

    приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном

    письме. Правило – писать надо красиво – является как бы выводом из

    предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто, без помарок, не

    заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.

    Не следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот

    прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в свою

    противоположность: слова не доходят до сознания учащихся.

    Важным приемом обучения чистописанию являются письмо под счет или в

    такт счету. Этот прием при обучении письму применялся давно (см. выше).

    Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмического письма

    определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес с письму.

    Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и

    постоянно, чтобы не делать работу однообразной.

    Еще одним из приемов обучения можно считать прием ошибочного написания

    для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово

    написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. При этом

    в 1 классе лучше не наносить на доску пример ошибочного написания букв.

    Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить.

    Во 2 и 3 классе общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на

    доску. Учитель может применять и еще ряд приемов. Применяются также приемы

    взаимопроверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто видят чужую

    ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на

    помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. Для

    развития плавности и сложности движений руки вводится письмо различных

    дополнительных петель и росчерков (см. Приложение 7), рассчитанных на

    развитие смелости, легкости и плавности движения в письме.

    Т.О., мы описали основные приемы, применяемые в обучении

    каллиграфическим навыкам письма. Кроме этих приемов, можно отметить и

    некоторые другие, такие как рисование детьми бордюров, штриховка мелких

    форм и других.

    На разных этапах обучения степень применения того или иного приема

    будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.

    2.4. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО

    НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Орфографическое действие – один

    из аспектов письма. Однако ученик

    может сосредоточить на них свое

    внимание только тогда, когда письмо

    перестает быть предметом обучения.

    Н.Г. Агаркова

    Исходя из определения графики как раздела лингвистики, который изучает

    систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также

    рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее,

    необходимо уточнить содержание понятия «графический» и «каллиграфический»

    (навык), так как они до настоящего до настоящего времени неправомерно

    употребляются в методических пособиях как синонимы. Понятия «графический» и

    «каллиграфический» (навык) мы определяем вслед за Н.Г. Агарковой. Понятие

    «графический» (навык) «вбирает» в себя все содержание графики как раздела

    лингвистики, тогда как «каллиграфический» (навык) характеризует лишь

    внешнее качество письма, то есть умение писать правильным и устойчивым

    почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и

    соединений букв. Следовательно, ключевым понятием в методике обучения

    первоначальному письму является «графика». Таким образом, графический навык

    – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков

    (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с

    тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов). А каллиграфия –

    лишь искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (четким)

    и устойчивым почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами

    «почерк», «письмо».

    Графический навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое

    проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой

    как, двигательное. Поэтому в процессе обучения первоначальному письму и

    формирования графического навыка необходимо создать такие методики

    целесообразные условия, в которых будут учтены эти закономерности. Кстати,

    давайте вспомним, что навык – это «действие, сформированное путем

    повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием

    поэлементной сознательной регуляции и контроля» [2, с.195].

    В период обучения грамоте письмо как сложное речерукодвигательное

    действие представляет собой предмет специального изучения и усвоения. А по

    мере выработки автоматизированности это действие утрачивает значение самого

    предмета усвоения и начинает выполнять лишь техническую (исполнительскую)

    функцию письма и письменной речи в целом. Процесс воспроизведения букв и их

    комплексов на бумаге совершается учащимися быстро, качественно и легко, без

    особого умственного и физического напряжения. Это позволяет им

    сосредоточить свое внимание на других аспектах письма: формирование

    орфографического и синтаксического действий, умений правильно и точно

    выражать свои мысли письменного и другие [1, с.4].

    В формировании навыка выделяются три основных этапа. I этап –

    аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия,

    уяснения содержания. II этап – условно назван синтетическим – соединением

    отдельных элементов в целостное действие. III этапе – автоматизация –

    фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося

    высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции

    и контроля. Характерными чертами автоматизации являются быстрота,

    плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся

    естественным результатом совершенствования движений, и плавность

    (связность), возникающая как естественный результат формирования навыка.

    Когда говорят о сформировании навыка, чаще всего считают основное – это

    упражнение и тренировка, тренировка и упражнение. Действительно, без

    упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но упражнение

    целесообразно и эффективно лишь на третьем (!) этапе формирования навыка, а

    первые два этапа – это осознанная действительность (а не механические

    упражнения).

    Первый этап формирования навыка имеет чрезвычайно сложную структуру и

    специфику, отличающую его от последующих этапов обучения и сформированного

    навыка. На этом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, «что

    он должен сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с

    требованиями (или «задачей действия»). Выписывание каждого элемента в

    отдельности (хотим мы этого или не хотим, требуем ли уже сейчас, на этом

    этапе цельного выполнения буквы, а тем более написания нескольких букв

    сразу, безотрывно) невозможно. Объективная закономерность начального этапа

    – сосредоточенное внимание к графике (то есть постоянный контроль,

    сличение, коррегирование по ходу действия) и определяет временную структуру

    движений при письме на этом этапе. А особенность временной организации

    письма в том, что выполнение двигательного действия как бы разбивается на

    отдельные циклы: время движения и паузу перед движением, необходимую для

    осознания последующего движения. Это подтвердил эксперимент, проведенный

    психологами и физиологами, и специальная запись движений (с помощью

    шариковой ручки, на стержне которой были закреплены специальные датчики) у

    первоклассников разного возраста. При этом они не только получили наглядную

    схему и структуру движений, но и смогли вычислить (определить) время паузы

    на разных этапах формирования навыка. Как показали расчеты, время движения

    на начальном этапе практически равно времени паузы, то есть на осознание

    действия, определение стратегии последующего действия необходимо такое же

    время, как и на выполнение самого движения.

    Вот почему так медленно и так напряженно пишут дети, вот почему их

    нельзя торопить (им ведь нужно осознанно определить «что и как»), вот

    почему так важно сформировать осознанный «образ действия» - зрительно-

    двигательный образ буквы». Зрительно-двигательный образ буквы – это

    представление о целостном, относительно законченном движении руки при

    воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе

    зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания

    ее двигательных элементов. Двигательные элементы представляют собой

    относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны,

    учитывается форма соответствующих зрительных элементов, а с другой –

    закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге.

    Зрительные элементы – относительно законченности рисунка, на которые она

    закономерно расчленяется в процессе ее зрительного восприятия и которые

    легко, соотносятся с определенными формами: овал, полуовал, прямая линия,

    линия с закруглением с двух сторон, линия с петлей, линия с четвертным

    овалом и плавная линия [81, с.23].

    Остановимся подробнее на том, как сформировать осознанное действие.

    Существующая методика обучения фактически является модификацией так

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.