МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)

    Упражнения в развитии ритмичности, плавности движения руки типа:

    ____, ____, ____, ____ и других, для выработки навыка письма в

    ускоренном темпе. Работа по устранению графических недочетов в почерках

    учащихся.

    Упражнения по чистописанию в III-IV классах проводятся ежедневно (по 8-

    10 минут) на уроках русского языка, грамматики и правописания.

    Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк.

    Программа для начальной школы Н.Г. Агарковой.

    Предлагаемая программа представляет собой новую универсальную

    развивающую систему обучения первоначальному письму и формирования у

    ребенка элементарного графического навыка. Она может быть использована к

    любому букварю и азбуке, так как в учебных пособиях по письму изменяется

    лишь словарное содержание и последовательность изучения прописных букв в

    соответствии с порядком усвоения звуков – фонем по чтению. Кроме того,

    продолжительность овладения первоначальным письмом, то есть количество

    часов, отводимое на изучение каждой буквы, будет зависеть от срока обучения

    младшего школьника в начальной школе: 3 или 4 года. Содержание самой

    системы остается относительно постоянной.

    Программа.

    Обучение первоначальному письму.

    I класс.

    Период обучения первоначальному письму состоит из 3-х этапов:

    1) подготовительного (элементного);

    2) основного (буквенного)

    3) заключительного (послебуквенного).

    Количество часов, отводимых на каждый из перечисленных этапов (см.

    Приложение 8, таблица 1).

    В процессе отработки начертания всех букв на заключительном этапе

    используются группы буквенных знаков, образованные на основе логического

    принципа их объединения (см. Приложение 10, таблица 3).

    Формирование графического навыка и каллиграфического почерка.

    I-III классы II-IV классы

    Автоматизированность навыка письма и индивидуальный почерк учащегося

    формируются на протяжении последующего периода обучения его в начальных и

    средних классах школы.

    В начальной школе каллиграфические занятия проводятся три раза в

    неделю по 15 минут на уроках русского языка – всего 45 минут в неделю (см.

    Приложение 9, таблица 2). Оценка по каллиграфии выставляется отдельно от

    оценки по русскому языку.

    Основой для разработки каллиграфических заданий является логический

    принцип группировки письменных букв, а именно: буквы изучаются по

    определенным группам и в заданной последовательности (см. Приложение 10,

    таблица 3). Перед изучение букв группы дети овладевают начертанием

    основного элемента этой группы в различных его вариантах по размеру и

    пространственному положению. Подгруппы букв, планируемые для каждого

    занятия, выделяются на основе переменных свойств формы основного элемента:

    размер, количества и пространственного положения.

    На протяжении всего периода обучения в начальных классах

    совершенствуется каллиграфическое качество письма: вырабатывается

    идентичность и устойчивость в воспроизведении букв и их соединений, в

    почерке учащихся появляются индивидуальные черты – округлость, угловатость,

    тяготение к более прямому или более наклонному письму.

    Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина («Прописи» составлены

    Н.Г. Агарковой).

    Основная цель обучения шестилетних школьников первоначальному письму –

    формирование элементарного графического навыка. Освоение графики связано с

    развитием пространственных представлений, совершенствование мелкой

    моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Помимо этих

    традиционных задач подготовки к чистописанию, данная методическая система,

    ориентированная на концепцию развивающего обучения, включает в формирование

    графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных

    операций: анализа – синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Основу

    методики составляют принципы одновариантного начертания и поэлементного

    изучения букв, реализуемое с помощью новых методических приемов:

    аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков.

    Впервые совокупность письменных букв русского алфавита структурирована

    в виде графической системы, основу которой составляют 8 постоянных

    структурных единиц, отличающихся по относительно законченной форме. Форма

    каждого элемента является постоянной, а размер, пространственная ориентация

    и количество элементов – переменными свойствами графической системы

    письменных букв.

    Для того, чтобы преодолеть типичные для традиционного обучения

    трудности, связанные с переносом зрительно вычленяемых элементов в

    двигательное звено письма и обеспечить плавность и безотрывность

    воспроизведения букв и их соединений, в данной методике предлагается

    двойная система эталонов: зрительные и двигательные элементы букв.

    Зрительные элементы используются на уровне первичного зрительного изучения

    буквы при ее анализе, синтезе, сравнении, конструировании и реконструкции.

    На основе двигательных элементов построен алгоритм действий ученика

    при отработке начертания буквы в тетради – прописи, а именно: на рисунке

    двигательных элементов, выполненных с помощью пунктирных линий, даны точки

    со штрихами, которые указывают на начало и последовательность начертания

    этих элементов в букве, а также места их соединения. Используются два типа

    точек: черная точка со штрихом обслуживает первоначальный этап усвоения

    технологии начертания букв, показывая места соединений двигательных

    элементов в букве и направление движения руки при их написании, в то время,

    как красная точка со штрихом регулируют процесс усвоения техники соединения

    букв и сохраняет свою сигнальную функцию на разных этапах обучения письму.

    Избежать излишнего утомления при письме помогает прием тактирования,

    формирующий у ребенка умение чередовать напряжение руки с расслаблением.

    Так организованное усвоение правил поэлементно-целостного письма

    обеспечивает переход к безотрывному письму на последующих этапах выработки

    автоматизированности графического навыка и каллиграфического

    индивидуального почерка каждого ученика.

    На первоначальном этапе овладения письмом, когда дети умеют писать

    весьма ограниченное число букв, рекомендуется использовать вписывание букв

    в графическую модель заданного слова, имитируя процесс его целостного

    воспроизведения.

    Таким образом, в тетрадях-прописях даны логически упражнения, при

    выполнении которых дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы

    на основе выделения в них общих и отличительных признаков. Такие задания

    способствуют повторению и систематизации изученного графического материала

    и одновременно развивают мышление ребенка.

    Отдельно выделяется в программе Д.В. Эльконина каллиграфия.

    Подготовительный период 30 часов.

    Формирование умения правильно сидеть за партой и пользоваться

    письменными принадлежностями (держать ручку, наклонно располагать тетрадь

    на столе во время письма). Знакомство с основными элементами графической

    системы и отработка их начертания. Знакомство с направлениями руки во время

    письма (сверху вниз, снизу вверх, слева на право, справа на лево).

    Формирование понятия о прямой (горизонтальной, вертикальной, наклонной) и

    полуовальной линиях, умения ориентироваться на пространстве листа (в

    тетради-прописи) и на пространстве классной доски. Развитие мелких движений

    руки при копировании и штриховке рисунков-бордюров (см. Приложения 7, 8).

    Основной период – 88 часов.

    Формирование четко дифференцированных зрительно-двигательных образцов

    всех письменных букв (работа по усвоению письменной буквы включает в себя

    анализ, конструирование, реконструирование, сравнение буквы с другими

    буквенными знаками).

    Освоение стабильного, одновариантного начертания букв и установленных

    способов их соединений. Отработка безотрывного начертания букв и буквенных

    комплексов в два знака, где реализуется средне-плавное соединение.

    Автоматизация действия письма. Умение при письме устойчиво удерживать угол

    наклона, ширину и высоту воспроизводимых букв. Формирование приема

    аналитического восприятия как отдельных буквенных знаков, так и их

    комплексов.

    Звукобуквенный анализ слов и предложений с последующей их записью в

    тетради-прописи.

    Заключительный период – 22 часа.

    Повторение и отработка начертания тех букв и сочетаний, которые

    наиболее трудны для 6-и летних учеников каждого конкретного класса.

    Выполнение логических упражнений на группировку букв по общности того или

    иного графического элемента.

    Обучение русскому языку, а значит и каллиграфии, во II и последующих

    классах 4-х летней начальной школы рекомендуется проводить по программе

    В.В. Репкина, в основу которой положены идеи и методические рекомендации

    Д.Б. Эльконина. Близость психолого-педагогических и лингвистических

    оснований курса, разработанного группой В.В. Репкина, и «Букваря» Д.Б.

    Эльконина открывает возможность в поной мере использовать результаты

    развивающего обучения, достигнутые к концу I класса, в дальнейшей работе с

    детьми.

    Учебно-методический комплект для первого класса (1-4) под общей

    редакцией Н.Ф. Виноградова.

    Грамота. Учебник и рабочие тетради. Интегрированный курс обучения

    грамоте, письму и математики. Изучается в первом полугодии учебного года.

    Этот новый для школы учебный предмет строится как своеобразный курс

    формирования умения учиться, он специально направлен на развитие мышления и

    речи, языковой и математической грамотности. При этом успешно решается

    задача формирования умений читать, писать и математических навыков.

    Особенностью данного курса является значительно увеличенный

    подготовительный период, обеспечивающий мягкую адаптацию ребенка к

    школьному обучению, последовательное введение в языковую и математическую

    действительность, постепенную подготовку руки ребенка к письму (от

    печатания и письма элементов букв к письму слов и предложений).

    Разработчики курса: Л.Е. Журова, М.М. Безруких, В.Н. Рудницкая, А.О.

    Евдокимова, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова.

    Чтение и письмо. Учебники и рабочие тетради. Интегрированный курс

    чтения, русского языка и письма. Изучается после курса «Грамота» во втором

    полугодие учебного года. Овладение чтением, устным и письменный русским

    языком, а также развитие речи осуществляется на основе текстов

    художественных произведений. Особое внимание уделено продолжению работы по

    формированию учебной деятельности школьников. Задания, включенные в учебник

    и рабочие тетради, развивают звуковую культуру, восприятие и мышление,

    расширяют лингвистически представления учащихся. Разработчики: А.О.

    Евдокимова, Л.А. Ефросинина, М.М. Безруких, М.Н. Кузнецова.

    Учебно-методический комплект для обучения грамоте по системе Л.В.

    Занкова («Прописи» под ред. Нечаевой).

    В «Прописях» дети учатся безотрывному и отрывному письму, построенному

    на осознании ими следующих моментов: все буквы алфавита составлены из

    небольшого набора элементов, которые пишутся сверху, с середины и снизу

    строки. Эти элементы соединяются в буквы также верхним, средним и нижним

    соединением в зависимости от следующего элемента. По этому же принципу

    буквы соединяются в слове.

    В «Прописях» широко представлены коррекционно-развивающие задания по

    развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе процедур

    чтения и письма. Это еще один способ косвенного пути формирования этих

    общеучебных навыков. Выделяются 5 типов заданий такого рода. Все они

    многофункциональны.

    При выполнении всех заданий «Прописей» от детей требуется активная

    самостоятельная деятельность, опирающаяся на важнейшие для чтения и письма

    умственные операции – анализ, синтез, и обобщение.

    В конце каждой части «Прописей» введены работы «Проверь себя». Их цель

    – установить уровень относительной успешности школьника в обучении (то есть

    по отношению к собственным предыдущим достижениям) и построение дальнейшей

    стратегии обучения в соответствии с возможностями каждого ребенка. Это

    инструмент для выяснения меры трудности при реализации дидактического

    принципа обучение на высоком уровне трудности.

    Таким образом, во все задания авторы стремились вложить развивающий,

    воспитывающий и образовательный смысл.

    «Прописи» авторов В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько.

    С первых дней подготовительного периода (до письма букв) дети начинают

    работать в «Прописи 1», где они знакомятся с рабочей строкой и

    междустрочным пространством.

    Сначала дети обследуют рабочую строку и междустрочное пространство,

    затем вместе с учителем делают выводы о них.

    Во время урока предусмотрены упражнения для расслабления мышц,

    изменения позы.

    Все уроки строятся в занимательной форме, так как при обучении письму

    первоклассников должен быть постепенный переход от игры к учебе. На уроках

    используются много стихотворений и загадок.

    Проанализировав УМК по данной проблеме можно сделать вывод, что не во

    всех программах уделяется особое место каллиграфии. Наиболее выигрышной в

    этом плане является программа для начальной школы Н.Г. Агарковой «Письмо.

    Графический навык. Каллиграфический почерк». Она направлена не только на

    обучение первоначальному письму, но и на формирования у ребенка графических

    навыков. Даже если класс обучается по одной из любы программ учителем могут

    быть взяты элементы и из других программ, для лучшего формирования

    каллиграфических умений и навыков у учащихся своего класса.

    3.2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ

    НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (по данным эксперимента)

    Целью данного проекта явилось описание систем работы по формированию у

    учащихся каллиграфического навыка письма, то есть четкого разборчивого

    почерка. Для эффективности данной работы необходимо проверить уровень

    сформированности каллиграфических умений и навыков на практике в ходе

    эксперимента.

    Для проведения исследования был выбран 2б класс, школы №11 г. Абакана.

    Детям были предложены следующие задания:

    1) контрольное списывание текста с доски;

    2) письмо текста на слух.

    Взяты следующие тексты.

    Текст 1.

    Румяной зарею покрылся восток,

    В селе за рекою потух огонек.

    Росой окропились цветы на полях.

    Стада пробудились на мягких лугах.

    (А. Пушкин)

    Текст 2.

    Тетерев.

    Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь черный, а

    брови красные-красные. Ноги короткие, все в перышках, будто в валенках,

    чтобы зимой не мерзли.

    (Е. Чарушин)

    Проанализировав работы всего класса, для дальнейшего эксперимента были

    отобраны 5 учеников со следующими недостатками письма: разная величина

    букв, несоблюдение строки, искажение формы букв и способов соединения,

    расстояния между буквами, несоблюдение гигиенических правил при письме.

    Полученные данные оформлены в таблице Приложения 11.

    В соответствии с недостатками почерков учащихся была намечена

    следующая система работы по формированию графических навыков и исправлению

    недостатков формирующихся почерков у младших школьников.

    1) Использование альбома с письменными буквами и их элементами,

    предложенного методистом Н.А. Федосовой, для развития зрительных и

    двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующим

    воспроизведении формы букв (см. Глава 2, п.5).

    Детям было предложено сначала обвести пальчиком, затем палочкой (или

    обратным концом ручки) по методу Н.А. Зайцева букву (см. Глава 2, п.5),

    затем нахождение элементов буквы в кармане и наложение их на букву, и лишь

    затем, написание буквы в тетради. В основе этой работы – прием списывания с

    готового образца и анализа формы буквы.

    2) Отработка правильной величины букв и расстояния между ними основана

    на приемах работы учителей-методистов Потаповой Е.Н. и Илюхиной

    В.А. Учащимся были предложены такие задания как: письмо букв с

    помощью трафарета Потаповой Е.Н. (см. Глава 2, п.5). При выполнении

    этого задания у учащихся создается в памяти образ заглавной

    (прописной) и строчной буквы и их соединений, вырабатывается

    правильный наклон букв, направление письма, написание буквы и ее

    элементов.

    Другое задание по отработки величины букв и расстояния между ними было

    предложено В.А. Илюхиной: написание прямой наклонной линии. Причем линии

    должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть

    одинаковой высоты (см. Глава 2, п.5).

    Таким образом отрабатывается высота строчной и заглавной букв и

    расстояние между буквами.

    3) Задания на отработку умения делить линию на две-три равных части.

    Это умение помогает при написании таких букв, как __, __, __, __,

    __, __ - особенно, а при соединении всех букв абсолютно необходимо

    уметь находить эти части.

    4) Для отработки способа соединения был взят алгоритм отработки

    соединений букв Н.Г. Агарковой, которая выделяет 3 вида соединений:

    верхнее, нижнее и среднеплавное (см. Глава 2, п.5).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.