МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)

    минут, во II классе – 8 минут, в III классе – 12 минут, в IV классе 15

    минут. При большом объеме и продолжительности письменных работ у школьников

    развивается утомление под влиянием комплексного воздействия непосредственно

    умственной работы и статической нагрузки. Оно выражается в определенном

    возбуждении, проявляется в двигательном беспокойстве, в сравнительно частых

    изменениях положения тела.

    Это важно учитывать при планировании уроков, предусматривая

    рациональное чередование устных и письменных видов работ. При выполнении

    упражнений большого объема (в силу необходимости) следует организовать

    краткий отдых детей, вводить упражнения для глаз (прикрыть, посмотреть

    вдаль, в стороны и тому подобное).

    Такой краткий отдых важен и для корректировки позы учащихся. В ходе

    специальных исследований, в частности В.А. Арсланова, выявлено, что они

    теряют рабочую посадку через каждые 2-7 минут после предъявленного к ним

    требования. Естественно, что одноразовые физкультминутки, обращения к детям

    по поводу посадки не имеют ощутимого педагогического воздействия.

    Таким образом, при обучении письму учителю важно опираться на принцип

    учета индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к

    письму, учитывать особенности зрения детей, замечать отклонения в моторике

    (подергивание руки во время письма, дрожание пальцев, частая смена

    положения тетради и руки на столе и другое). Учитель должен видеть каждого

    ученика не в общих, а в конкретных его действиях. Так же при работе с

    младшими школьниками необходимо проведение 2-3 физкультминуток и

    специальных подготовленных упражнений для развития пальцев, кисти,

    предплечья руки.

    Соблюдение учащимися гигиенических требований в процессе письма важно

    на протяжении всего периода обучения в школе. В настоящее время

    деятельность учителя по обучению посадке сводится к периодическому

    напоминанию – сядьте ровно, сядьте правильно – или же не проводится вовсе.

    Существенным недостатком деятельности учителя по обучению письму

    является несоблюдение длительности непрерывного письма, то есть временных

    норм, отводимых на письменные работы. При планировании уроков учитель не

    учитывает рациональное чередование письменных и устных видов работ. Это

    также является несоблюдением санитарно-гигиенических норм обучения письму.

    ВЫВОДЫ

    В этой главе мы рассмотрели следующие аспекты проблемы, это:

    - педагогический – методику и тактику работы учителя;

    - гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование

    самого процесса и орудий письма;

    - психофизический, являющийся основой для рационального построения

    методики и для гигиенического нормирования.

    Представление о психофизических особенностях развития каллиграфических

    навыков письма поможет учителю понять, как формируется каллиграфический

    навык, какие требования можно предъявлять учащимся при обучении письму в

    том или другом возрасте.

    Также процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет и

    большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая

    школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их

    почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и

    старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной,

    уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их

    эстетическому воспитанию.

    Гигиенический аспект при формировании каллиграфических навыков у

    младших школьников выделяют многие методисты. По их мнению, формирование

    навыков письма у младших школьников не может выполняться без условий

    гигиены при письме.

    От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших

    гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки,

    положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и ее

    продвижение во время письма, что в итоге способствует профилактике

    нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию

    четкого, быстрого письма.

    Т.О. ,можно сделать вывод, что при формировании каллиграфических

    умений и навыков у младших школьников нельзя упустить ни одного аспекта

    этой проблемы, что доказывают сделанные выводы.

    ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ

    НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    2.1. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ЧИСТОПИСАНИЯ

    Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей

    письменности, на возникновение которой, в свою очередь, оказали влияние

    этапы развития общества, расширяющие и усложняющие потребности людей в

    общении, достижения научно-технического и культурного прогресса

    человечества, резко повлиявшие на отбор орудий, материалов и способов

    письма [32, с.3].

    История письма – это, фактически, история человечества, есть даже

    специальная наука – грамматология, изучающая историю письма. Это интересно

    нам потому, что в процессе формирования письма каждый ребенок как бы

    повторяет историю человечества (от передачи мысли и отдельного слова при

    помощи графического изображения (рисунка) до сознательного выделения слов и

    звуков), но в сжатом виде. На самых ранних этапах своего развития письмо

    носило изобразительный характер – это были рисунки, передающие информацию.

    Очень давно люди, желая передать информацию, свои мысли, записать их,

    высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве.

    Письмо это называлось пиктографическим, его «возраст» 6-8 тысяч лет,

    но еще совсем недавно элементы пиктографического письма использовали

    некоторые народы Крайнего Севера. Затем письменные сообщения стали

    передаваться при помощи отдельных рисуночных знаков (символов-идеограмм),

    тех или иных слов. Фактически рисунок стал словом, и такое письмо

    называется идеографическим. Этот переход от графического к идеографическому

    письму был очень сложен, ведь нужно было, чтобы за определенным знаком

    (рисунком-символом) закрепилось значение - словесное или фразовое. Но таким

    письмом нельзя передать абстрактные понятия, оно очень конкретно.

    Собственно говоря, пиктографическое и идеографическое письмо не является

    письмом как таковым, так как в письме фиксируется не только общий смысл

    сообщения, но речь с ее грамматическими и словарными особенностями.

    В то же время появляются и легкие материалы для письма: папирус,

    пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка,

    кисть, гусиное перо, стальное перо и, наконец, шариковая ручка.

    Эти этапы истории в сжатой форме проходят практически каждый ребенок

    при обучении письму. Давайте вспомним, как пишет трех-четырехлетний малыш.

    Его «письмо» - это рисунок, изображающий то, что он видит, что хочет

    передать, ну и еще палочки, кружочки, ассоциирующиеся у него с внешней

    стороны (графикой) письма. «Письма» пяти-шестилетних больше похожи на

    кроссворд: там и отдельные слова, и буквы, и рисунки. Это уже элементы

    идеографического письма.

    Кстати, многие учителя используют идеографическое письмо в процессе

    формирования навыка и для развития письменной речи, позволяя в «сочинениях»

    заменять слова, которые ребенок не может записать, рисунками. При этом

    исчезает страх, неуверенность, сковывающие развитие письменной речи. Ведь

    выразить свою мысль ребенок может достаточно полно и ярко, а вот записать

    все это он научится гораздо позже. Возможность замены слов рисунками

    снимает эту трудность, способствует развитию письменной речи параллельно с

    формированием навыка письма. Родители тоже могут попробовать с детьми такие

    «сочинения».

    Но даже после освоения слога человек не сразу перешел к выделению

    отдельных звуков (фонем), а отделение согласных от гласных потребовало

    довольно сложной абстрагирующей работы мысли. «И до сих пор, - пишет

    известный историк письма И. Фридрих, - усвоение отдельности звука, особенно

    согласного звука, дается человеку с большим трудом» [94, с.115], не

    случайно школьники начальный классов испытывают в этом трудности.

    Существует несколько разновидностей истинного письма: словесное

    (логографическое), слоговое (силлабическое, буквенное). Во всех

    письменностях имеются системы знаков – графемы, соответствующие единице

    речи, которая записывается. В словесном письме – это слова, в слоговом –

    последовательность звучащих звуков (не обязательно слог), в буквенном

    значащий звук (фонема). Следует сказать, что история отечественной методики

    обучения письму прошла все эти этапы: от словесного до буквенного письма. В

    XVIII веке существовал в нашей отечественной методике так называемый метод

    целых слов, правда, не прижившийся, так как не соответствовал характеру

    русского звукобуквенного письма.

    Звукобуквенное (алфавитное) письмо - исторически самый поздний и

    самый совершенный вид письма. Историки этого письма – в классическом

    графическом алфавите, созданном в 403 году до Н.Э., включающим 17

    согласных, и 7 гласных букв, из которого в свою очередь развилось славяно-

    кирилловское письмо – русское, болгарское, сербское и другие.

    Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения

    чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало то, что на

    определенном историческом этапе больше удовлетворяло запросы человеческого

    общества.

    Обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод

    механических упражнений, переписывания. Учащиеся несколько месяцев

    переписывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом

    предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не

    учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности

    овладения грамотой.

    Только при Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать

    общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо

    значительно упростилось, но шрифт оставался все еще достаточно вычурным.

    Процесс обучения письму был длительным, а желаемой скорости достичь было

    трудно. Со временем обучения письму ввели в курс начальной школе как

    учебный предмет. Чистописание входило в цикл предметов искусства. Важно

    было писать красиво и скоро.

    Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства

    и разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта

    для ускорения и увеличения объема производимых записей. Гражданский шрифт,

    который был создан еще при Петре I, уже не удовлетворял запросы общества в

    скорописи.

    В начале XX века с новой остротой стал вопрос об упрощении письменного

    шрифта.

    Потребность в дальнейшей работе в этом направлении существует и в

    настоящее время. Распространение машинописи, введение в обиход авторучек,

    увеличение объема потока информации постоянно требовали внесения изменений

    в письменный шрифт. В 1970 году в школах был принят новый школьный

    письменный шрифт, значительно упрощенный, приспособленный к безнажимному

    письму шариковой ручкой и способствующий развитию навыков безотывного

    скоростного письма.

    Письмо, которому учат в нашей школе – это русское курсивное письмо.

    Следует сказать, что его графика менялась в течение столетий. Собирались

    наиболее рациональные, простые в написании графические формы, и почти в

    таком виде как сейчас они сложились уже в 18 веке. Последняя реформа (1969

    года) существенно изменила способ выполнения букв (предложив отнюдь не

    лучший вариант), а графические формы претерпели незначительные изменения.

    Поиски наиболее рациональной графики идут в разных станах. В последние

    десятилетия в США, Англии, Канаде и других станах получило распространение

    так называемое письмо «скрипт» (script), в котором буквы по конфигурации

    представляют нечто среднее между рукописным и печатным шрифтом, пишутся они

    все с отрывом («печатаются»). Такое письмо довольно успешно используется на

    начальных этапах обучения, и на наш взгляд, целесообразно использовать

    письмо такого типа при обучении детей, имеющих трудности [9, с.11-13].

    С развитием истории человечества, развивалась и методика чистописания,

    а значит и методы обучения письму.

    В системе обучения письму получают распространение такие исторически

    сложившиеся методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический,

    генетический, метод Карстеа. В разные годы предпочтение отдавалось какому-

    либо одному из них.

    Копировальный (или стиграфический) способ заключается в объединении

    букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками или бледными чернилами)

    или написанных от руки учителем карандашом.

    Этот метод был введен в школу в XIX веке и был рассчитан на то, что

    длительное, хотя и механическое, обведение красивых образцов письма должно

    в итоге выработать правильную форму букв.

    В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению – точные и

    всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты

    и ширины буквы и ее частей, то есть букву, а следовательно, и слова можно

    было писать, используя вспомогательную сетку, определяющую высоту письма

    буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и так

    далее.

    Графическая сетка стала применяться с 1857 года в Германии, но была

    быстро отвергнута на том основании, что вредна для зрения, лишает детей

    самостоятельности, сковывает движения руки.

    Может применяться в каких-то специальных целях.

    Генетический способ заключается в изучении букв в порядке от

    графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу

    сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической

    сложности. Об этом способе упоминалось еще в XVI веке немецким художником

    Дюрером. Он доказывал, что все письмо состоит из определенного количества

    основных линий.

    В методических разработках этот способ применяется для отработки формы

    букв в послебукварной период. Постепенное нарастание трудностей происходит

    не только при изучении формы букв, но и в переходе от одной разлиновки к

    другой, в переходе от поэлементного к побуквенному, затем к безотрывному

    письму.

    Тактический (ритмический) метод – это письмо под счет, в одинаковом

    для всех учащихся темпе, ритме.

    Этот метод удобен для работы со всем классом, повышает интерес к

    занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует

    установлению нужной скорости письма, но при ограниченном его применении.

    Метод Карстера – обучение письму путем прописывания специальных

    упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья.

    Пи применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые

    движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв,

    связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий.

    Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением,

    пространством листа и развития свободы и легкости движения руки [32, с.6-

    8].

    В этом параграфе рассмотрены исторически сложившиеся традиционные

    способы обучения чистописанию. В практике широкого обучения ни один из

    рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдывает.

    Наилучшие результаты всегда достигаются путем разумного сочетания методов

    на определенных этапах обучения письму и чистописанию плюс альтернативные

    технологии.

    Т.О., история письма – это история человечества. И каждый человек,

    ребенок при обучении письму повторяет историю письменности от самого ее

    возникновения и до настоящих времен, от рисунков до русского курсивного

    письма. Может быть и в нашей стане в ближайшем будущем письмо будет носить

    название «скрипт».

    2.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ЧИСТОПИСАНИЮ

    Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из

    главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней

    поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и

    продолжается в последующих классах.

    Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому,

    эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности,

    сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы.

    Целью занятий чистописания является формирование графически

    правильного, четкого и достаточно скорого письма.

    Цели и задачи предмета чистописания теснейшим образом связаны с

    формированием навыка письма в целом.

    Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом

    общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством

    общения, если будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым. В этом

    проявляется и культура самого пишущего, и уважения к тому, кто будет читать

    написанное. В современном обществе человеку приходится заниматься

    образованием и самообразованием, вести записи лекции, конспектов и другое.

    Во всех этих случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и

    быстром письме.

    На уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и

    проведения специальных упражнений сформулировать у учащихся такие навыки,

    которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости

    почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.