МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

    природными объектами и отношением людей к природе. Разнообразны и формы

    художественного творчества учащихся: выполнение рисунков, плакатов,

    сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам;

    сочинение и оформление экологических сказок; участие в подготовке

    спектаклей экологического содержания; изготовление поделок из природного

    материала и др. При этом желательно использовать произведения искусства

    местных авторов, однако можно применять и работы других мастеров, если в

    них отражены изучаемые объекты природы.

    Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и

    улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельности,

    несмотря на кажущееся разнообразие конкретных проявлений, ограничены

    преимущественно благоустройством своего класса и школы, ее территории. Сюда

    входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними,

    уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и

    древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке

    (полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников и т.п.

    Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-

    краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в

    образовании и воспитании, причем следует иметь в виду, что при выделении

    отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная

    деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение

    учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения

    с учителем и т.п. Осознание специфики каждого деятельности и их взаимосвязи

    позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую

    работу с учащимися.

    1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших

    школьников.

    Экологическое образование обладает такими особенностями, как

    актуализация идеи К. Маркса о неразрывной связи физической и духовной жизни

    человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе

    глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы:

    сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических

    достоинств окружающей Среды, рациональное использование природных ресурсов.

    Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение

    которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной

    работы.

    Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность,

    которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и

    самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы

    необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами,

    которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной

    работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и

    интересов.

    Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию

    экологической культуры младших школьников является ведущим.

    Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной

    работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения

    разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения

    людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам

    извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать

    решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом

    обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

    Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия

    экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со

    сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить

    тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими

    растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям;

    как вести себя в природе, если встретится дикое животное.

    Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к

    самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той

    скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более

    продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться

    к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию

    связей человека с природой в течении длительного срока с фиксацией на

    фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает

    исследования природной Среды и ее охраны привлекательными и интересными.

    Формирование экологической культуры младших школьников возможно

    только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной

    деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам

    овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть

    экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по

    охране природы.

    Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах

    внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные

    занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов

    растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных

    в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В

    индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят

    школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их

    состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом

    улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса

    от сушняка, подкормить птиц зимой.

    Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников

    к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.

    Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В

    них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению

    взаимосвязей человека с живой природой.

    В формировании экологической культуры младших школьников огромную

    роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые

    игры на экологические темы.

    Выводы по I главе:

    1. Проблемы экологического воспитания младших школьников является

    актуальной и достаточно в научной и методической литературе.

    2. Кружковая работа по формированию экономической культуры младших

    школьников не находит широкого применения в практике работы школы.

    3. Уровень экологической культуры младших школьников недостаточно высокий.

    Глава II. Опыт организации кружковой

    работы с младшими школьниками.

    2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших

    школьников.

    Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов

    наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического

    кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

    ( научно-познавательного;

    ( ценностного;

    ( нормативного;

    ( практически-деятельностного.

    Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших

    школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о

    научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим

    свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

    Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно

    познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс

    знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле

    формирования отношения детей к своему дому ( природно-социальному

    окружению.

    Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную

    значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в

    практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности

    с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к

    окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость,

    милосердие, сочувствие, сопереживание

    Нормативный аспект содержания экологического образования ( это

    правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в

    природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали

    ( показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между

    людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих

    людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой,

    закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе

    необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

    Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста,

    слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время

    претерпевает существенные изменения. Ребенок этого возраста ( не только

    объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому

    при разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что младший

    школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях

    с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих

    действий в конкретной ситуации.

    Практически ( деятельностный аспект содержания играет не менее важную

    роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая

    деятельность ( конечный результат формирующихся отношений, критерий

    развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и

    закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший

    школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в

    деятельность природоохранительного характера. Опыт показывает, что объем и

    содержание практического участия детей в защите и благоустройстве

    окружающей среды своего села может быть значительно шире: это уборка

    школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в

    живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных

    сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много

    других важных дел. Следует учитывать, что организация практической

    деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо

    научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно

    подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения,

    соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.

    В содержании экологического образования в начальной школе должны

    найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие

    возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый

    интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых

    организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно

    детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как

    они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям

    обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние

    оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное

    воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и

    животных.

    Естественно, в содержании должны найти отражение знания о местах

    обитания живых организмов: о их домах ( природных сообществах, в которых

    протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью

    человека.

    В содержании экологического образования многоаспектно должны быть

    представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.

    Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния

    окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать

    эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей

    среды ( значит заботиться о здоровье человека, его нормальной

    жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность

    познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой

    населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании

    природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и

    на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений

    человека с природным и социальным окружением.

    Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают

    достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не

    могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении

    окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в

    занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при

    знакомстве с дорогами и транспортом в селе есть возможность показать, что

    дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт

    отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ

    можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов (

    влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.

    Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в

    которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их

    красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека.

    Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть

    прослежены несколько содержательных линий:

    ( человек ( природное существо и член общества;

    ( многообразие природного и социо-культурного окружения человека;

    ( экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;

    ( труд и поведение человека в окружающей среде.

    Успех работы кружка зависит от того, как учитель сочетает

    деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в

    окрестностях школы или села. Так, органической составной частью кружковой

    работы по теме «Экология села» может стать прокладка экологической

    тропинки. Прокладка тропинки связана с изучением окружающей школу природы:

    поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор

    информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием

    общества и природы, разработка схемы маршрута, составление плана местности.

    Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и

    методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в

    наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным

    экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей,

    выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности,

    овладевает приемами общения со сверстниками.

    Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов

    животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника

    рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает

    необходимость его сохранения.

    Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно

    дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших

    школьников.

    Для выявления уровня экологической культуры младших школьников в

    Перехвальской средней школы Данковского района Липецкой области во 2

    классе, нами был проведен констатирующий эксперимент.

    Детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования

    использовался в сочетании с методом интервью.

    Анкета

    1. Что такое природа?

    2. Что природа дает человеку?

    3. Назовите охраняемые растения нашей местности.

    4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?

    5. Какие насекомые появляются весной первыми?

    6. Что такое «фотоохота»?

    7. Назовите лекарственные растения.

    8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

    9. Как человек разрушает природу?

    10. Что могут сделать дети для охраны природы?

    Данные полученные в ходе анкетирования, представляют в графиках и

    диаграммах.(Приложение № 4-10)

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое природа?» Как видно из

    графика (приложение № 1), большинство учащихся не имеют полного

    представления, о том что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся

    называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы

    ( воздух и вода.

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что природа дает человеку?».

    Приведенные данные (приложение № 2) свидетельствуют, что большинство

    учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют птицу,

    лекарства, одежду, мебель. Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.

    Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся на вопрос «Назовите

    охраняемые растения нашей местности». Данные диаграммы (приложение № 3)

    свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых

    растениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить

    значительное количество неверных (например: одуванчик, подорожник и

    другие).60 % учащихся не смогли ответить на поставленный вопрос.

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Какие животные занесены в Красную

    книгу нашей страны?». Как видно из графика (приложение № 4), большинство

    учащихся не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были

    названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время

    многие учащиеся не дали полных и точных ответов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.