МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

    Ответы учащихся на вопрос «Какие насекомые появляются весной

    первыми?». Как показывают результаты анкетирования (приложение № 5),

    учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные

    фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся.

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое

    «фотоохота?».Приведенные данные (приложение № 6) говорят о том, что

    большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный вид

    охоты ( фотоохота.

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как вы оцениваете состояние

    окружающей среды в вашей местности?». Как видно из графика (приложение №

    8), большинство учащихся оценивают состояние природы как

    удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его

    неудовлетворительным. Это связано с ухудшением экологической обстановки и с

    большой информированностью школьников об экологических проблемах.

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как человек разрушает природу?»

    Приведенные данные (приложение № 9) свидетельствуют, что учащиеся

    недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.

    Ответы учащихся на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны

    природы?» Как видно из графика (приложение № 10), не все учащиеся знают,

    что они могут сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают

    ограждение муравейников, посадка деревьев, что связано с положением школы в

    лесу.

    Анализ полученных данных убедило нас в том, что уровень экологической

    культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как

    экологические знания очень низок. В связи с этим нами было сделано

    предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по

    формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность

    формирования у школьников бережного отношения к природе.

    2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе

    Данковского района Липецкой области.

    Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического

    образования, мы разработали и предлагаем программу экологического

    воспитания младших школьников в рамках кружка «Юный эколог». Программа

    составлена из расчета один раз в неделю.

    При построении авторской программы кружковой работы мы сочли

    целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

    ( познавательном;

    ( познавательно-развлекательном;

    ( практическом;

    ( исследовательском.

    Программа кружка «Юный эколог»

    |срок|познавательные |познавательно-р|практические |Исследовательск|

    | |мероприятия |азвлекательные |мероприятия |ие мероприятия |

    | | |мероприятия | | |

    |1 |2 |3 |4 |5 |

    |сент|Утренник «Мир |Театрализованно|Работа над |Путешествие по |

    |ябрь|вокруг нас» |е представление|проектом «Мое |экологической |

    | | |на |дерево». |тропинке (I |

    | | |экологическую |Выставка |часть). |

    | | |тему: «Новые |детских | |

    | | |приключения |рисунков на | |

    | | |Маши и Вити». |экологическую | |

    | | | |тему: «Давайте | |

    | | | |сохраним | |

    | | | |планету». | |

    |октя|Беседа |Праздник |Операция |Экскурсия |

    |брь |«Перелетные |«Золотая |«Большие дела |«Удивительное |

    | |птицы. Их |волшебница |маленьких рук» |рядом». |

    | |охрана». |осень». Конкурс|(Сбор корма для|Фенологические |

    | | |на лучший |птиц). |наблюдения |

    | | |осенний букет. | |«Осенние |

    | | | | |явления». |

    |1 |2 |3 |4 |5 |

    |нояб|Путешествие за |Утренник «В |Операция «Малые|Опыт |

    |рь |капелькой воды.|гостях у |реки» (рейд в |«Волшебница |

    | |Проблема чистой|жителей |пойму реки |вода». |

    | |воды и здоровье|подводного |Дон). | |

    | |человека. |царства». | | |

    |дека|Спектакль |Утренник |Подготовка |Опыты «Почему |

    |брь |«Зачем зимой |«Здравствуй, |материалов для |идет снег?» |

    | |снег». |гостья ( зима».|экологической |«Почему снег |

    | | | |тропинки. |бывает разным?»|

    | | | |Конкурс | |

    | | | |рисунков | |

    | | | |«Снежные | |

    | | | |узоры». | |

    |янва|Беседа |Викторина «Что |Путешествие на |Опыт «Защитные |

    |рь |«Лиственные и |растет в моем |родину |свойства снега»|

    | |хвойные |краю». Работа |комнатных |(роль снега на |

    | |растения |над проектом |растений. Уход |растения |

    | |зимой». |«Мое дерево». |за комнатными |зимой). |

    | | | |растениями. | |

    |1 |2 |3 |4 |5 |

    |февр|Беседа |Устный журнал |Операция |Экскурсия |

    |аль |«Охраняемые |«Зимующие |«Синица» ( |«Следы. |

    | |животные |птицы. Кто как |изготовление и |Фенологические |

    | |Липецкой |проводит зиму».|развешивание |наблюдения.» |

    | |области». | |кормушек, | |

    | | | |подкормка птиц.| |

    |март|Дидактическая |Праздник весны.|Очистка аллеи |Опыт со |

    | |игра |Конкурс «Птичий|от сушняка. |срезанными |

    | |«Первоцветы. |КВН». |Операция |ветками. |

    | |Узнай растение | |«Скворец» ( | |

    | |по листу». | |изготовление | |

    | |Беседа «Встреча| |птичьих | |

    | |пернатых | |гнездовий | |

    | |друзей». | | | |

    |апре|Беседа «Что мы |Экологическая |Операция |Экскурсия на |

    |ль |знаем о |игра «Пестрый |«Муравей». |луг. |

    | |насекомых и их |мир насекомых».| |Фенологические |

    | |охране.» Чтение| | |наблюдения. |

    | |и обсуждение | | | |

    | |книг и статей в| | | |

    | |журналах о | | | |

    | |природе и ее | | | |

    | |охране. | | | |

    |1 |2 |3 |4 |5 |

    |май |Турнир-викторин|Игра-путешестви|Работа по |Путешествие по |

    | |а «Охраняемые |е «По лесным |проекту «Мое |экологической |

    | |растения |тропинкам». |дерево». |тропинке (II |

    | |Липецкой | |Озеленение |часть). |

    | |области». | |школьного |Лекарственные |

    | | | |двора. |растения. |

    Познавательное направление работы кружка включало цикл познавательных

    мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы,

    путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому

    расширению экологических знаний младших школьников.

    Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью

    знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой

    природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой

    занимательной форме: это ( тетрализованные представления на экологическую

    тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-

    путешествия.

    Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов

    родного края, связанное с практическими делами (практическое направление

    работы кружка «Юный эколог») ( посадкой деревьев и кустарников, охраной

    уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников,

    подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших

    школьников к родной природе.

    Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках

    следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые

    способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

    Программа может быть реализована при проведении внеучебной

    воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших

    школьников.

    Предлагаемая программа обеспечена пакетом методических разработок. Ее

    апробация проводилась на базе 2 класса Перехвальской средней школы. В ходе

    работы кружка нами был использован проект «Мое дерево» Н.А.Рыжовой.1

    Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников

    любого возраста, в том числе и младших, играет практическая,

    исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания,

    полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной

    оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения

    собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих

    наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы

    и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по

    книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на

    картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы,

    считает может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках

    экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим

    интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них

    уровне. Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми

    исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов

    исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендации по

    проблеме. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья

    играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако

    большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает,

    что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты.

    В то же время дерево ( прекрасный объект для фенологических наблюдений. На

    примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей

    средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую

    обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья ( довольно

    крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить

    дерево своим другом.

    Проект включает три этапа работы. Первый этап ( подготовительный. На

    этом этапе объясняется цель , задачи проекта , проводятся беседы,

    дискуссии, экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик

    выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий ( дерево должно

    находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность

    регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте,

    вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие

    школьники выбирают для исследований деревья, которые, видны из окон их

    домов, растут во дворе дома. У большинства детей сформировано представления

    о том, что главное дерево нашей страны ( береза. Однако для сравнения

    результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате

    среди объектов наблюдений оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня,

    ива.

    Важной задачей работы в рамках проекта ( воспитание эмоционального

    отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево ( друг,

    ребенок сам выбирает для него имя. Анализ детских работ показал, что все

    придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая (

    обычные, «человеческие» имена ( Саша, Аннушка, Аленушка и т.п. Возможно, в

    этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена, как у

    них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое отношение к

    дереву, как к другу. Вторая группа имен ( это придуманные слова, отражающие

    определенную характеристику дерева: дерево по имени «Среднекан» названо так

    потому, что оно и не великан, и не малыш, а нечто среднее между ними. В

    третьей группе имена деревьев отражают их особенности, но при этом дети

    использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза) Ежик

    (ель), Невеста (яблоня в цвету). Анализ детских рассказов о своем дереве

    показывал, что детям нравится называть деревья придуманными именами, а не

    ботаническим названием. Таким образом они подчеркивают свое личное

    отношение к дереву, выделяют его среди остальных.

    Экологический проект «Мое дерево» может стать семейным проектом. Для

    этого необходимо познакомить родителей с целями и задачами работы по

    проекту. Родители могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним,

    рассказать историю его появления.

    Подготовительный этап включает оформление специальной тетради «Мое

    дерево», в которую ученики заносят результаты своих наблюдений не только в

    виде кратких записей, но и в виде рисунков. Например, они рисуют портрет

    своего дерева в разное время года.

    Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с

    деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение

    плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое

    задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Ниже приводится

    пример одного из заданий ( «Изучение ствола, коры».

    1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.

    2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на

    ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь

    жить в этих трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы

    школьники даже отмечали, как изменяется кора после дождя.

    Некоторые дети, считали, что кора их дерева «средняя», так как она

    «не шершавая и не гладкая».Ответы ребят показали, что исследования

    дети проводили с большим интересом и на детальном уровне, в разное

    время года.

    3. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково

    пахнет кора дерева?

    Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при

    разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным

    маслом и грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками»,

    «свежими огурцами».

    4. Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить?

    5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало?

    Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать в тетради.

    6. Есть ли на стволе грибы?

    7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная

    кора, царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево

    залечить эти раны?

    Помимо чисто исследовательских заданий, ребята выполняли ряд

    дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления,

    эмоционального отношения к природе. Например, им предлагалось определить

    «настроение» дерева, нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Во

    время выполнения задания дети отмечали, что «настроение» их дерева бывает:

    грустное, веселое, счастливое, бодрое, печальное, молчаливое, шутливое,

    задумчивое. Параллельно с проведением исследований дети участвуют в

    практической деятельности по уходу за своим деревом, сажают рядом с ним

    другие растения, чтобы «дереву не было скучно и одиноко», делают кормушки

    для птиц.

    Третий этап – обобщение материалов – включает написание детьми

    сочинений о дереве, выполнение ряда рисунков, чтение литературы по теме.

    Ниже приводятся примеры сочинений учащихся.

    «Мое дерево дружит с рябиной, которая живет в другом дворе. Каждую

    ночь они подходят к забору и разговаривают. Ветра нет, а они качаются.

    Иногда они уходят в другой конец двора, где забор сломан, а утром

    возвращаются на свои места. Кажется, что деревья неживые, но на самом деле

    они живые». (Написала Ульянова Таня)

    «У меня есть любимые деревья. Это два могучих тополя. Они растут во

    дворе. Рядом с ними лежит снег, глубина его десять сантиметров. Есть

    проталины, уже видна трава. Кора у деревьев очень толстая, а запах –

    прихода весны. Моим деревьям нужна вода, земля, солнце, почва. Им нужен

    воздух» (Написал Гаджиев Борис)

    Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного

    отношения школьников к природе.

    Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети

    черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром

    зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом

    рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и

    распускающейся веточкой.

    Наблюдение окружающей действительности оказывают глубокое воздействие

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.