МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

    на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка

    включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет

    исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в

    реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка – все это приятно

    для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и

    соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники.

    Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок

    чувствует все шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного

    песка и чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение

    ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой

    земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит

    формами, красками, звуками». Процесс наблюдения можно условно разделить на

    четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего

    наблюдения. Рассмотрим каждый этап в отдельности (по А.В. Васильевой).

    Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к

    объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа

    ориентирует на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить

    внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли

    предмет, где видел, каким он был тогда, что знает о нем); показ диафильма,

    иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта. На данном этапе учитель

    указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему

    наблюдению. Этот этап может непосредственно предшествовать началу

    наблюдения, а иногда – несколько отстоять по времени от начала самого

    наблюдения.

    Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется

    направить и сосредоточить на наблюдательном объекте, поддержать интерес,

    вызванный еще на первом этапе.

    Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших

    школьников – использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Но

    этого не всегда достаточно. Можно применить такие приемы, которые вызвали

    бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию

    произвольного внимания в течение определенного времени. Хорошо для этой

    цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение,

    показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы

    направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной

    умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и

    удерживают внимание ребенка на наблюдательном объекте.

    Третий этап – основной момент всего процесса наблюдения. Он самый

    длительный по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно

    сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного

    наблюдения заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного

    последовательного обследования и помочь их усвоить. Этот этап (по своему

    содержанию и роли наблюдения) можно условно разграничить на три части.

    Первая часть – обследование предмета или явления в целом. Как правило, дети

    обращаются к обследованию отдельных деталей и частей предмета. Учитывая эту

    особенность восприятия, целесообразно подобрать предмету такую

    характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному

    восприятию предмета. Молча созерцать предмет дети могут несколько секунд.

    Молчаливое восприятие должно быть не стихийным, целеустремленным – таким

    его делает направляющее слово педагога (вопрос, указание). Вторая часть –

    анализ обследуемого предмета. Учитель направляет внимание ребенка на

    особенности предмета. Мы заметили, что младшие школьники сравнительно легко

    выделяют части предмета и несколько затруднены в выделении его свойств.

    Части и свойства предмета являются его признаками, которые ребенок должен

    вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предмете в

    целом. Выделяя существенные признаки, ребенок учится определять

    принадлежность предмета к той или иной группе, по характерным признакам,

    учится отличать его от других однородных предметов. Следует подчеркнуть,

    что младшие школьники способны вычленить и различить несколько признаков в

    воспринимаемом предмете ил явлении. Если воспринимаемы предмет малоизвестен

    детям, то развернутый анализ его проводится при непосредственном участии

    самого учителя, руководство и помощь которого при этом способствует большей

    тонкости анализирующего восприятия.

    Учитель направляет внимание детей на выделение тех свойств предмета,

    которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через

    восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам

    такого рода, в результате чего у них формируется обобщенное представление

    типичного строения, окраски, формы и других признаков предмета. По мере

    участвования навыков анализа умение наблюдать принимает все более

    самостоятельный характер. Третья часть – обследование интерпретирующее,

    раскрывающее те только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их

    основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных

    взаимосвязях. Цель этой части наблюдения – отнесение данного предмета к

    определенной группе однородных предметов, а также установление причинных

    связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и

    свойствами.

    С этой целью учитель привлекает и использует в наблюдении детей их

    личный сенсорный опыт, полученными ими ранее (самостоятельно или под

    руководством учителя). Четвертый этап – заключительный. Цель его – в

    подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о

    предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предметов,

    которыми дети пользовались.

    Как показывает опыт работы, при однородном восприятии даже

    однократном восприятии даже обученный ребенок не всегда умеет четко

    выделить отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому

    необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных

    импульсов теми же путями, по которым они протекали в процессе первичного

    восприятия. Правильное построение структуры наблюдения, обучения детей

    приемам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и

    воспитанию наблюдательности.

    Учитель руководит процессом наблюдения и воспитания детей в

    соответствии с обобщенной схемой обследования предмета.

    Примерная схема наблюдения животного.

    В процессе восприятия дети, следуя указанию учителя (или

    самостоятельно), отмечают:

    1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей.

    Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида

    наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным

    животным.

    2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие

    жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим

    признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отличая и

    сходство, и различия.

    3. Особенности и роль данного животного в жизни человека.

    4. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.

    Результаты работы по программе

    экологического воспитания младших школьников.

    Формирующий эксперимент проводимый по нашей программе во 2 классе

    Перехвальской средней школы Данковского района Липецкой области показал,

    что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились

    экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать

    природу и произведения искусства о природе. Так, например, Таня Ульянова

    прочитала и рассказала своим товарищам сказку А. Дитриха и Г. Юрмина

    «Разноцветная речка» о вреде, который приносят промышленные заводы,

    загрязняя наши речки и озера. А Женя Фролов повесил кормушку и поделился со

    своими друзьями наблюдениями о том, какие птицы прилетали к его

    искусственной столовой. В заключении формирующего эксперимента нами был

    проведен повторный срез. Детям были предложены вопросы анкеты (см. гл. II.

    2.1.) Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло

    количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов.

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что такое природа?

    Как видно из графика (приложение №1), большинство учащихся дали достаточно

    точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы

    школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных,

    человека.

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что природа дает человеку?

    Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали

    правильные ответы на этот вопрос (приложение №2)

    Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся 2 класса на вопрос:

    Назовите охраняемые растения нашей местности (приложение №3). Полученные

    ответы позволяют делать вывод о том, что занятия по программе привели к

    повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Уменьшилось количество

    неточных ответов, многие растения, называвшиеся до занятий одним – двумя

    школьниками, стали известны большинству школьников.

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Какие животные занесены в Красную

    книгу нашей страны? Как видно из графика (приложение №4), большинство

    учащихся назвали охраняемых животных.

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Какие насекомые появляются весной

    первыми? Как показывают результаты анкетирования (приложение №5),

    целенаправленные систематические фенологические наблюдения под руководством

    учителя способствовали расширению знаний учащихся по данному вопросу.

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что такое «фотоохота»?

    (приложение №6). Приведенные данные говорят о том, что многие учащиеся

    познакомились на занятиях кружка с безопасным видом охоты в природе –

    фотоохотой.

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Назовите лекарственные растения.

    Как видно из графика, большинство учащихся узнали достаточное число видов

    лекарственных растений (об этом свидетельствуют графики и диаграммы –

    приложение №7).

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Как вы оцениваете состояние

    окружающей среды в вашей местности? Как видно из графика (приложение №8), у

    большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в

    своей местности.

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Как человек разрушает природу?

    Приведенные данные свидетельствуют (приложение №9), что школьники узнали о

    многочисленной деятельности человека на природу.

    Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что могут сделать дети для охраны

    природы? Как видно из графика (приложение №10), большинство учащихся

    осознают свою роль в охране и восстановлении природной среды.

    Приведенные данные свидетельствуют об эффективности практической

    работы с учащимися в формировании экологической культуры. По результатам

    анкетирования можно сделать вывод, что работа по программе достигает цели

    при правильной ее реализации. Изменение отношения школьников к природе

    выразилось в повышении интереса к проблемам ее охраны.

    Выводы по II главе:

    1. Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию

    экологической культуры младших школьников.

    2. Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и

    углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

    3. Кружковая работа формирует практические умения по оказанию помощи

    природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи

    природе.

    Заключение.

    Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком

    важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи

    с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической

    культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти

    показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за

    счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно

    проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами,

    вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик,

    позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все

    компоненты экологической культуры как качества личности в части общей

    культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в

    работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства,

    формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако

    систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не

    ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка программы

    кружковой работы экологического воспитания младших школьников, позволяющей

    полнее реализовать возможности экологического воспитания.

    Проделанная работа привела к следующим выводам:

    1. экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе

    школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной

    целью формирование экологической культуры.

    2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников

    достаточно разработаны в научной и методической литературе.

    3. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее

    уровень, как правило, остается достаточно низким.

    4. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания

    младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной,

    познавательно-развлекательной, практической и исследовательской

    деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и

    традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и

    последовательность в изложении материала.

    5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень

    экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация

    поступков в природе, а также интересы учащихся.

    6. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию,

    проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Юный

    эколог», способствует значительному повышению экологической культуры

    школьников.

    Подготовка дипломной работы убедила меня в большой важности разработки

    специальной программы, направленной на повышение экологической культуры

    учащихся начальных классов сельских школ.

    Литература.

    1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромидат, 1989. –

    383с.

    2. Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. – Минск: Пламя,

    1993. – 412с.

    3. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1.

    – С.30-32.

    4. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками //

    Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17.

    5. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето // Начальная школа. – 1996. №6. –

    С.56-58.

    6. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального

    экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.32-33.

    7. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания

    младших школьников // Реализация практической направленности в учебном

    процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1989.

    – С.77-83.

    8. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания //

    Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59.

    9. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными

    растениями // Начальная школа. – 1996. - №3. – С.48-49.

    10. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы

    и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.

    11. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для

    учащихся – М.: Просвещение, 1985. – 192с.

    12. Гробова Т. Амариллис // Юный натуралист. – 1991. - №10. –С.35-37.

    13. Данилов В.И. Галичья гора – Воронеж, 1975. – 19с.

    14. Дерим-Олгу Е.Н. Кукушка // Юный натуралист. – 1991. - №6. – С.28-31.

    15. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на

    водоем // Начальная школа. – 1994. - №4. – С.34-38.

    16. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в

    смешанный лес // Начальная школа. – 1992. - №3 – С.36-40.

    17. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании

    школьников // Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32.

    18. Желтов Н.М. Край родной навек любимый – Тамбов, 1981. – 26с.

    19. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе –

    М.: Педагогика, 1983. – 232с.

    20. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и

    принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9. – С.16-22.

    21. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981.

    – 184с.

    22. Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном

    природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном

    природоохранительном просвещении – М., 1976. С.20-28.

    23. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном

    курсе биологии – М.: Просвещение, 1977. – 206с.

    24. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и

    экологическое образование // Советская педагогика. – 1985. - №12. – С.10-

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.