МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

    парка). Проводится вводная беседа, где коротко рассказывается, что такое

    природная тропинка, о чем дети узнают, пройдя по ней.

    - Прочитайте текст на щите, а в последующей беседе выясняется,

    насколько он им понятен.

    Содержание первого текста таково:

    Информационный щит 31.

    Ребята! Сейчас вы пройдете по природной тропинке. Пройдя по ней, вы узнаете

    много интересного о природе нашего края: о деревьях, кустарниках, травах; о

    зверях, птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку для его

    жизни и как человек должен охранять все живое. Пройдите! Посмотрите!

    Почувствуйте!

    Здесь мало увидеть,

    Здесь нужно всмотреться,

    Чтоб ясной любовью

    Наполнилось сердце.

    Р. Рыленков.

    На этом же щите размещен план тропы со стрелками – указателями. Рассказ

    учителя об объектах, расположенных на первой остановке

    - Назовите известные вам деревья, кустарники, травы? (Ответы детей)

    - Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения,

    птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с

    окружающим миром. Так, например, под землей находятся много корней трав,

    кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев

    сплетаются с нитями грибницы, они взаимно помогают друг другу

    развиваться. Под землей находятся дома у мышей, барсуков, кротов и разных

    насекомых. К жителям подземелья относятся также земляные черви. Они

    рыхлят почву, они перемещают перегной и делают ее более плодородной.

    - На поверхности земли растет мох и травянистые растения. Здесь лесное

    население более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнезда

    соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи, устраивают берлоги

    медведи, роют норы лисы и другие звери, и насекомые.

    - На следующем этаже растут кустарники. Здесь вьют свои гнезда дрозды. Еще

    выше находятся различной формы и высоты кроны деревьев. В стволах

    деревьев делают дупла (домики) белки, дятлы, синички, еще выше совы. На

    самых верхних этажах размещены гнезда хищных птиц: ястребов, орлов.

    - Ребята, а если я захочу запечатлеть какого-либо зверька, птицу или

    цветок? Что мне для этого нужно?

    - Какая охота разрешена в любое время года? (Ответы детей)

    - А сейчас мы поиграем.

    Дети встают в круг, учитель – в центр круга. Когда учитель назовет какое-

    нибудь дерево нашего леса (например, березу), дети должны поднять руки

    вверх. Когда назовет кустарник (например, шиповник), дети должны стоять с

    опущенными руками, назовет травянистое растение (например, кислицу), дети

    должны присесть. Учитель перечисляет: липа, дуб, шиповник, осина, кислица,

    береза, ель, подорожник, сосна, пихта, калина, клен, ива, зверобой, ландыш

    и т.д.

    - Ребята, а как человек использует растения для своей жизни? (Ответы детей)

    - А сейчас я загадаю вам загадки:

    Что это?

    Землю пробуравил

    Корешок оставил

    Сам на свет явился,

    Шапочкой прикрылся? (Гриб)

    Действительно, лес нам дает очень много разных вкусных грибов.

    Что же это за грибы?

    1) Золотистые…

    Очень дружные сестрички

    Ходят в рыженьких беретах.

    Осень в лес приносит лето.

    (Лисички)

    2) Что за ребятки на пеньках

    Столпились тесной кучкой?

    И держат зонтики в руках,

    Застегнутые тучкой. (Опенки)

    3) Не спорю – не белый,

    Я, братцы, попроще

    Расту я обычно

    В березовой роще. (Подберезовик)

    4) Я в красной шапочке расту

    Среди корней осиновых

    Меня увидишь за версту,-

    Зовусь я - … (Подосиновик)

    - Ребята, а как все эти грибы можно назвать одним словом?

    (Съедобные)

    - А вот, послушайте такую загадку:

    Он в лесу стоял,

    Никто его не брал,

    В красной шапке модной

    Никуда негодной. (Мухомор)

    - А что это за гриб? (Ответы детей)

    - Должны ли люди уничтожать мухоморы? (Ответы детей)

    Мухоморы питаются многие дикие животные и человек должен бережно относиться

    к этому красивому грибу.

    Растения дают человеку пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летом

    укрывают о жары, а зимой спасают от холода. А человек должен охранять леса

    и парки, растить новые леса и аллеи!

    Вторая остановка. У истоков старины глубокой. Посещение

    Христорождественской церкви.

    В 1483 году в устье реки Перехвалки образовалось селение Романцево, в

    котором была маленькая деревянная церковь, а служил в ней поп Иван. Но

    вскоре жители этого села переехали через вал и образовали село Перехваль. В

    1900 году по проекту Николая I была построена Христорождественская церковь

    (Пристольный праздник Рождество). Церковь действовала до 1930 года, а в

    1930 году поп был арестован на семь лет. После этого церковь не работала.

    Кроме церкви здесь было 2 часовни. В настоящее время часовни не

    сохранились. Рядом с церковью – кладбище, оно было огорожено каменной

    стеной. В 1930 г. стена была разрушена, надгробные плиты уложены в пруд,

    который находится рядом церковью. Церковь имела большое количество икон,

    многие из которых сохранились до настоящего времени. Церковь требует

    реставрации, это памятник истории нашего села.

    Третья остановка.

    Домашние животные и природа.

    - Ребята, мы подошли к животноводческой ферме. Роль домашних животных в

    жизни человека велика. Животные дают человеку продукты питания. Какие

    продукты питания дают нам домашние животные? (Ответы детей)

    От животных мы получаем не только мясо, но и шерсть (овцы, козы), яйца

    (куры) и т.д. Наша ферма расположена недалеко от речки Перехвалки.

    - Могут ли влиять вредные вещества фермы на обитателей речки? Как? (Ответы

    детей). Вредные вещества, которые поступают с животноводческой фермы

    губят речных обитателей речки? С каждым годом здесь уменьшается число

    различных видов рыб, других речных обитателей. А как же остановить

    дальнейшее загрязнение речных вод?

    Чтобы очистить сточные воды, необходимо построить очистительные сооружения.

    В них загрязненная вода проходит через различные фильтры. Они задерживают

    вредные примеси, а чистая вода поступает в водоем.

    - Ребята, как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?

    (Ответы детей).

    - На берегу большой реки

    Пчела ужалила медведя

    прямо в нос.

    Ой- ой –ей –ей!

    Взревел медведь.

    Сел на пчелу и начал петь:

    «Землю обмотали, землю обмотали.

    Тоненькие нити, тоненькие нити.

    Из зеленых рек, из зеленых рек

    Совершите чудо, совершите чудо,

    Руку протяните, руку протяните -

    Зеркало природы не должно тускнеть!

    Четвертая остановка.

    Дети - дозорные природы.

    Информационный шит:

    Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище,

    одежду. За эти бесценные лары мы отдаем природе свою любовь и защиту.

    Каждый из вас должен уметь вести себя в природе и помнить: Дети - друзья,

    защитники и дозорные природы. Нельзя ломать деревья, кустарники вытаптывать

    траву. Не срывай цветов, растущих в лесу, в поле, на лугу, около речки;

    пусть ими полюбуются другие люди.

    Не убивай змей, лягушек, жаб они приносят пользу.

    Мы находимся на берегу маленькой речушки Перехвалки. По берегам нашей

    речки растет рогоз (показываю учащимся). Это травянистое многолетнее

    растение с толстым горизонтальным корневищем. Его цветки собраны в початки

    и располагаются на побеге, отличаются черновато-бурым цветом. Такие початки

    мы часто используем для украшения в букеты. А вы знаете, что рогозовый

    “пух” применяют при изготовлении спасательных жилетов и курток? Растения

    используют для плетения корзин, веревок, матов.

    В отдельных местах поверхность водоема заросла ряской (показываю).

    Ряска - водное растение. Прошло много времени, прежде чем удалось

    установить, что представляют собой зеленые пластинки, которые сплошь

    покрывают водную гладь. Из этих пластинок состоит все тело растения.

    Несмотря на то, что с первого взгляда они напоминают листья, в

    действительности это сильно уплощенные стебли. Выполняющие роль листьев,

    которых у ряски нет. А какие красивые цветы можно увидеть на водной

    поверхности нашей речки? (Ответы детей).

    Научное название кувшинки или белой лилии - нимфея. Одна из легенд

    говорит, что в белый цветок кувшинки превратилась молодая прекрасная нимфа.

    Цветки кувшинки открываются в 5 часов вечера. Листьями и корневищами

    кувшинки питаются бобры, ондатры и лоси.

    Очень красива и ближайшая родственница кувшинки - кубышка. Ее желтые

    цветки служат украшением водоема.

    - А сейчас послушаем прекрасные стихи о белой кувшинке.

    Как чаши, на глади речного залива

    Раскрылись кувшинки в июльские дни.

    Перою волна покачает их лениво, -

    И вновь без движенья застынут они.

    Кувшинки, глядящие ввысь голубую,

    Всегда неподвижные, словно во сне,

    Вы знаете каждую тайну речную,

    Вы сами родились глубоко на дне.

    И, выйдя на свет, где все ярче и краше,

    Где лес, убаюканный зноем, затих,

    Раскрыли свои белоснежные чаши

    Над тихой водою, в затонах родных.

    Когда ты потянешься с лодки рукою

    К цветку, что сверкает красой восковой,

    То стебель, пружиня под темной водою,

    Не сразу отдаст тебе венчик живой.

    Мы не будем срывать эти прекрасные цветы! Пусть они цветут и

    благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом.

    Пятая остановка.

    Защитим пернатое племя. (Обращаю внимание на скворечник,

    прикрепленный к стволу дерева).

    - Как вы думаете, чье это жилище?

    - Кто приготовил это искусственное гнездовье для птиц? (Ответы детей).

    - Какие еще птицы могут селиться в таких домиках, кроме скворцов?

    - Почему человек о них так заботится?

    - Какую пользу приносят скворцы?

    Рассказ учителя.

    Прилет скворцов - верный признак весны. После прилета скворцы

    начинают устраивать свои гнезда. Скворцы даже предпочитают скворечники

    больше, чем естественные дупла. Свое гнездо скворцы устилают былинками и

    мягкой подстилкой.

    Сидя на сучке дерева скворец распевает по утрам и вечерам свои

    звонкие песни. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! Скворцы

    умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную

    звонкую трель, то закрякает дикой уткой.

    Работа над информационным щитом.

    Ребята! Осенью собирайте плоды и семена деревьев, кустарников, трав;

    сохраняйте их до зимы. Зимой подкармливайте птиц на кормушках в эти

    холодные месяцы; готовьте скворечники. Весной в парках, скверах, садах,

    лесах развешивайте для перелетных птиц домики, встречайте пернатых друзей.

    Летом оберегайте птиц, сидящих на гнездах, не шумите вблизи их гнезд,

    не разоряйте птичьих гнезд.

    Шестая остановка.

    В лесу родилась елочка.

    Эта остановка обозначена там, где сосредоточены несколько видов хвойных

    деревьев: лиственница, ель, сосна обыкновенная.

    - Какие хвойные деревья вы знаете?

    - Почему они называются хвойными? Воздух вблизи хвойных лесов особенно

    чист, так как хвоей выделяются фитонциды – особые летучие вещества,

    которые способны убивать многие болезнетворные бактерии, микробы и

    вредные грибы. (В качестве примера – опыт, который проделали ученые: они

    взяли каплю воды с кишащими в ней бактериями и поместили ее над

    растертыми хвоинками сосны. При помощи микроскопа они убедились, что уже

    через несколько минут все бактерии погибли). Недаром многие дома отдыха,

    санатории размещают именно в сосновых лесах.

    Информационный щит:

    Дорогие ребята!

    Чтобы сохранить наши хвойные леса, каждый из вас может:

    - посадить хотя бы одно хвойное дерево возле школы или около дома и

    ухаживать за ним.

    Седьмая остановка.

    Золотой луг.

    - Ребята, наша последняя остановка называется «Золотой луг»

    Мы по ковру идем с тобой,

    Его никто не ткал,

    Он разостлался сам с собой,

    Лежит у речки голубой,

    И желт, и синь, и ал!

    - О каком ковре говорится в стихотворении?

    - Можно ли наш луг назвать золотым ковром? Почему (Ответы детей).

    Учитель: - Сошли вешние воды, отогрелась земля и зазеленели луга. Прошло

    немного времени и сейчас они радуют нас буйством красок, узорным ковром

    украшают землю.

    - Ребята, посмотрите на этот луг.

    - Какие растения сделали его золотым? (Одуванчики).

    (Рассказывают дети)

    Все.

    Мы – цветы, и наша доля –

    Расти, цвести вот здесь на воле

    Все подробности о нас

    Мы расскажем вам сейчас.

    Одуванчик.

    Я – одуванчик

    Когда идешь тропинкою,

    Куда ни глянь, в лугах

    Белеют чудо – шарики

    На тонких стебельках

    Сквозные, серебристые,

    Они, как пух, легки,

    Стоят и чуть качаются

    От ветерка с реки.

    Колокольчик.

    Колокольчик! Колокольчик!

    На лугу со всех сторон.

    Легкий – легкий, тонкий – тонкий!

    Будто слышится мне звон

    Колокольчик! Колокольчик!

    Неужели это ты

    Так звенишь м так трепещешь

    Там, где травы и цветы?

    Ромашка.

    Знакомые с детства, родные ромашки

    Мы рвем на лужайке у тихой реки.

    Как белые звезды, средь розовой кашки

    Они развернули свои лепестки.

    - Ребята, растения – наши друзья. Они лечат нас от многих болезней. Такие

    растения мы называем лекарственными. Вы натерли ногу в пути. Как вы

    думаете, какое растение может облегчить боль? (Лист подорожника)

    - А плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черной смородины,

    шиповника).

    - Какими лечебными свойствами обладает мать- и- мачеха? (Отвар из сухих

    цветков и листьев – хорошее средство от кашля).

    - А какие еще лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей).

    Лекарственных растений очень много. Вот некоторые из них: зверобой,

    душица, липа, береза, одуванчик, календула, ромашка, валериана и другие.

    - Ребята, а вы знаете, когда следует собирать лекарственное сырье? (Когда в

    растениях накапливается большое количество питательных веществ: цветки –

    в начале цветения, листья – перед цветением или в начале его; корни и

    корневища – весной и осенью; кору – весной, в начале сокодвижения, когда

    они хорошо отделяются. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда

    высохнет роса).

    Вот и подходит к концу наше путешествие по экологической тропинке.

    Заключительное слово учителя:

    - Чтоб могли леса цвести,

    И сады, и реки

    Все живое береги

    Ты на этом свете.

    Ты природу полюби,

    Каждую травинку,

    С птицами давай дружи,

    Береги былинку.

    Мусор, друг, не оставляй

    В лесу на полянке,

    Реки ты не засоряй,

    Бой объявим склянке.

    Не неси домой ежа,

    Бабочку не трогай,

    Школьник, помни ты всегда –

    Их не так уж много.

    1 Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика.-1993.-№2.-С.19-21.

    1 Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно технический прогресс и

    экологическое образование //Советская педагогика.-1985.-№12.-С.10-12.

    1 Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в

    школе //Советская педагогика.-1990.№12.-С.47-49.

    2 Моисеева Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и

    сформированности экологических отношений у школьников //Министерство

    образования Российской федерации: УГПИ. Науч. пед. центр «Уникум.»-

    Екатеринбург, 1993.-148С.

    1 Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в

    школе // Советская педагогика. 1990.-№12.-С.47-49.

    1 Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и

    экологическое образование // Советская педагогика.-1985.№12.-С.10-12.

    2 Зверев Н.Д. Экогласность и образование. // Советская педагогика. -1991.-

    №1.-С.9-11.

    1 Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика.-1993.-№ 2-С.19-21.

    2 Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.-

    184 с.

    1 Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика.-1993.-№2.-С.19-21

    1 Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками //

    Начальная школа.-1993.-№ 9.-С. 16-17.

    1 Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево //Начальная школа. - 1997.-

    № 4- С.48(52.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.