МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дидаскология

    концепция психической акитвности субъекта (Ананьев, Блонский,

    Выготский, Рубинштейн),

    концепция отношений (Мясищев).

    Этапы развития идеи субъектности:

    1) конец XIX-началоХХв. в. - подготовительный: субъектная проблематика

    проявляется в попытках построения концепций личности (Грот, Лазурский,

    Узнадзе, Соловьев..),

    2) 30-60 г. г. - рождение субъектной проблематики, концепция природы

    психической активности субъекта, категория субъекта начинает занимать

    прочные позиции в фил-псих. исследованиях. Субъектность - это

    основополагающая характеристика личности.

    3) 60-80г. г. - закрепление ведущих идей психологии субъекта в

    концепциях персонализации, индивидуализации, подситуативности, адаптации

    (Асмолов, Братусь, Петровский А. В. и В. А., Чудновский и др.). Появляются

    работы Абульхановой-Славской об исследовании феномена субъекта Д.

    4) 80- настоящее время. "Бум", второе рождение субъектной проблематики.

    Ряд концепций:

    жизнеД личности (Абульхановой-Славской), виртуальной и возвращенной

    субъектности (В. Петровский), субъектной реальности, субъектно-

    генетическая.

    Это центральная проблема в исследованиях Института Психологии Рос.

    Академии Наук во главе В. Брушлинского.

    Одновременно с фил-псих. поисками исследование феномена субъектности

    идет в пед. науке. Фил-пед. воззрения.

    Античность: уже обозначились проблемы субъектного существования

    человека, субъектная позиция учителя. Человек - субъект, активно творящий и

    преобразующий окружающий мир.

    Это в центре фил-пед. идеи и эпохи Возрождения (Томас Мор, Рабле,

    Роттердамский). Развитие активности и самоД учащихся. Затем идеи

    позитивного самоизменения и самосовершенствования человеческой сущности

    (Бэкон).

    Активность личности в процессе жизнеД (Коменский, Локк, Руссо). Идея

    развития человеческой индивидуальности в учебно-воспитательной среде

    (Дидро).

    Ценности человеческой личности и ее стремление к саморазвитию

    (Песталоцци). Субъектная позиция учащихся в учебно-воспитательном процессе

    (Дистервег). Большинство отеч. пед. мыслителей прошлого отстаивали идеи

    полисубъектной педагогики, характер отношений педагога и учащихся,

    образование и саморазвитие личности, ценностно-смысловую сторону пед. Д.

    Центральное место в пед. системах в ХVIII-ХIХ в. в. занимали личность

    ученика и личность учителя, процесс взаимодействия между ними: активность,

    самостоятельность, творчество, инициатива. В этом значимость развития

    полисубъекной педагогики нашего века. Все призывали: надо постоянно изучать

    учителю внутренний мир учащихся, построение пед. процесса с учетом

    возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (Бецкой, Герцен,

    Добролюбов, Новиков, Каптерев, Ушинский).

    Российская пед. мысль вплотную подошла к идее развития субъектного

    потенциала в сер. 80-х г. г. ХХв. Современные концептуальные модели

    подготовки специалиста ориентируют на полисубъектность, на становление и

    развитие субъектной позиции учащихся. Но на Западе позиция специалиста

    изучалась на несколько десятилетий раньше из-за гуманистической психологии

    (Маслоу, Роджерс,...).

    Субъектная проблематика в настоящее время - центральное место в

    теоретическом и прикладном исследовании всех наук о человеке и приоритетное

    направление в изучении псих-пед. механизмах личностного и проф. развития

    людей.

    Современная теоетическая модель формирования субъектной позиции учителя

    может быть продуктивно выстроена на основе принципов синергетического

    мировоззрения (в любых формах жизнеД личности), что позволит

    переориентировать образовательную стратегию на личность учащихся, его

    равноправие с учителем, увидеть неодномоментность развития личности в пед.

    процессе и неоднозначность пед. воздействий и пед. процесса в целом.

    Подробное изучение синергетической парадигмы => вывод о его внутренних

    связях с полисубъектной идеологией образовательного процесса.

    Принципы функционирования образовательного процесса:, центр учебно-

    воспитательного процесса - личность учащегося, учащийся - субъект

    образования и воспитания, способный влиять на них и занимает активную

    творческую позицию,

    отказ от заранее заданной парадигмы обучения и воспитания, от

    манипулятивной педагогики, свобода самовыражения и самореализации личности

    в образовательной среде, смещение акцента с накопления ЗУНов на поиск

    индивидуальной стратегии самоопределения обучающихся в жизни.

    Субъектные функции образования:

    1) развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему

    выбирать оптимальные стратегии жизненного пути,

    2) воспитание инициативы и ответственности в природных и социальных

    сферах,

    3) обеспечение возможностей для личностно-проф. роста, самоопределения,

    самореализации,

    4) овладение средствами достижения интеллектуально-нравственной

    свободы,

    5) создание условий для самостоятельности, саморазвития, творческости,

    индивидуальности человека, развития его духовных потенций.

    Их реализация ставит проблему разработки и внедрения новых

    образовательных технологий, которые преодолели бы безличность,

    безсубъектность (т. е. моносубъектность), его отчуждение от реальной жизни.

    => Нужно не частичное обновление методов обучения и воспитания. Сущностная

    специфика субъектной технологии образования закладывается не столько в

    передаче знаний, сколько в обучении жить в раскрытии творческой

    индивидуальности, в совместном личностном росте педагога и учащихся,

    индивидуальной оптимизации путей роста.

    Субъектная технология преодолевает отчуждение учителей и учащихся друг

    от друга и от учебной Д. Она предполагает кардинальный разворот к личности,

    уважение, достоинство ее принять, создание условий для развития учащихся и

    учителя, полноценное проживание ими жизни. Учитываются особенности

    внутреннего мира, соединение социального и личностного начал в человеке при

    главенстве личностного. Субъект в современной педагогике и психологии

    рассматривается в двух значениях:

    субъект Д, способный ее освоить и творчески преобразовать, субъект

    жизни, внутреннего (душевного) мира, способный выстраивать стратегию и

    тактику своей жизнеД.

    Внутренняя организация субъекта - психологические структуры, которые

    дают возможность реализовать себя как творца, распорядителя собственной Д.

    Субъект - это носитель всего объективного и субъективного в человеке.

    Большинство концепций понятие субъект не определяет самостоятельным

    значением. Человек не рождается, а становится субъектом в процессе Д и

    общения. Относительно взрослых границ нет однозначного мнения: Исаев Е. И.,

    Слободчиков - превращение индивида в субъекта в дошкольном возрасте,

    Тотенко -субъективные качества индивид приобретает в процессе

    внутриутробного развития, доформировывается в юности. => Нет четких

    возрастных границ, соц, псих-пед. условия.

    Субъект-центральное образование человеческой субъектности. Это сложная

    характеристика личности (ее активность по избирательной инициативе,

    ответственное отношение к себе, Д и миру).

    Сластенин: становление и развитие... не имеет четких возрастных границ,

    т. к. зависит от псих-пед. и соц. условий индивидуального бытия человека.

    Субъектную позицию студента можно определить как личностное и проф.

    саморазвитие. Эту позицию можно представить, как системное отношение

    внутренних психических элементов, которые позволили гармонично осуществлять

    взаимодействие с внешней и внутриличностной средой.

    Важное условие развития личности: соответствие, согласованность,

    совпадение внешних пед. воздействий с его внутриличностным потенциалом,

    внутренними условиями. Система пед. требования должна инициировать

    способности учащихся в поиске путей жизненно-проф-личностного роста.

    Субъектная позиция студента - сложная целостная система, структурно

    объединяющая в себе различные компоненты и способы взаимодействия между

    ними. В структуре следующие блоки:

    мотивационно-ценностный, отношенческий, регулятивно-деятельностный.

    Сравнили студентов-педагогов и студентов-непедагогов:

    субъектность, как качество личности, в равной степени выражена у обеих

    слабо, субъектность определяет высшую степень жизнетворчества студента

    независимо от профессии, общее для них - мотивационно-ценностный,

    отношенческий и регулятивный блоки. нбх-о системное изменение всех звеньев

    образовательного процесса высшей школы с целью усиления субъектных

    потенциалов будущего специалиста.

    Моделирование становления личности студента пед. ВУЗов.

    Общее основание проектируемого образовательного процесса - уровневые

    сущностные характеристики и ориентации на развитие субъектности учащихся.

    Проф. среда, соответствующе организованный процесс обучения становятся

    внешними регуляторами по отношению к каждому студенту.

    Возможность стать субъектом образовательной и проф. Д происходит в

    процессе интериоризации внешних регуляторов во внутренние. Эффективность

    зависит от адекватности внешних регуляторов внутренним позициям

    субъектности студента.

    Этапы становления субъектной позиции будущего специалиста:

    1) нулевая (объектная) стадия,

    формируются навыки самопознания, развитие рефлексии и эмпатийной

    способности, самообладания,

    проф. интерпретация жизненных обстоятельств;

    2) объектно-субъектная стадия,

    овладение основами субъектного жизнетворчества, методология субъектного

    обучения, его основного понятия, субъектная позиция, ее содержание и

    структура, создается информационно-субъектный фон, овладение ценностями и

    смыслами учебно-образовательной Д, усиливается работоспособность в

    личностной и проф. самореализации;

    3) субъектно-объектная стадия,

    готовность к самостоятельному решению задач, формирование проектной

    культуры, преобразующие отношения к учебному труду и жизни, развитие

    регулятивных механизмов поведения и общения, индивидуальных способов

    творческого выражения, расширяющих поиск своеобразного почерка проф. Д;

    4) субъектный этап,

    практическая реализация индивидуальных программ личностно-проф.

    саморазвития, осущ-ся нбх-ая коррекция самоанализа учебно-проф. и жизненных

    достижении, точек роста, актуализация потребности в самосовершенствовании.

    Вторичное усиление роли псих-пед. дисциплин, повышение их статусного

    значения с личностных и проф. позиций.

    Доформировывается и развертывается субъектная позиция как система

    взглядов и установок по отношению к собственному жизненному и проф. пути.

    Резюме:

    1) применение синергетической парадигмы к изучению процессуальных форм

    субъектной позиции позволило определить ее как позицию личностного и

    профессионального саморазвития, как системное отличие внутренних

    психических элементов, которое позволило человеку осуще-ть взаимодействие с

    внешней и внутриличностной средой.

    Субъектная позиция - соответствие его целей, мотивов, способов действий

    пед. требованиям и выход за пределы нормативной действительности.

    2) Субъектная позиция - сложная целостная система, которая включает

    компоненты и способы взаимодействия между элементами. Структура:

    мотивационно-ценностый, отношенческий, регулятивно-деятельностный

    компоненты.

    3) Ведущий мотив становления - мотив самоутверждения субъектной позиции

    в проф. отношениях, чтобы были представлены ценности личностного роста в

    проф. Д. Развертывание мотивации - потребность в самоутверждении в любых

    сферах:

    в учебно-познавательной Д, в учебно-профессиональной Д, в проф-

    практической Д.

    4) Нбх-ым условием становления и развития субъектной позиции -

    осознанность проф. выбора, вербализуемая как "хочу быть и буду

    профессионалом".

    5) Субъектная позиция может быть выражена через систему его субъектных

    отношений с миром, людьми, собой.

    6) Мотивационно-ценностный и отношенческий компоненты определяют

    стратегию личностно-проф. поведения, жизнеД студента.

    Регуляторно-Дый компонент характеризует реализацию этой стратегии.

    Способность к саморегуляции и управление собственной жизнеД отражает этот

    компонент. Человек - субъект собственной жизни и Д. Это базовая

    составляющая регуляторно-Дго блока.

    7) Критерии, которые позволяют фиксировать и анализировать субъектную

    позицию студента:

    a) осознанный выбор профессии,

    b) стремление к личностной и проф. самореализации,

    c) устойчивый интерес к дисциплине специального и культуроведческого

    типа,

    d) отношение к себе как к субъекту собственной жизнеД,

    e) субъектные связи между студентами и преподаваетлями,

    f) между студентом и уч. группой,

    g) умение самостоятельно ставить цели, планирование и прогнозирование

    жизнеД,

    h) умение рационально организовать собственную жизнеД,

    i) умение контролировать, анализировать и оценивать себя, свою Д и

    поведение,

    j) умение осущ-ть коррекцию своей жизнеД в интересах стремления к

    самообразованию и самовоспитанию.

    23. 11. 99г. Профессиональное саморазвитие учителя.

    Система образования ориентирована на сохранение, воспроизводство

    накопленного. В недрах образования системы готовятся люди завтрашнего дня

    и, =>, система образования должна быть ориентирована на будущее. =>,

    образовательные институты должны учитывать и ориентироваться на изменения в

    обществе, что предполагает не только изменение форм организации обучения,

    но и изменение содержания образования, что зависит от конкретного педагога.

    Это требует от учителя способности изменять формы и методы, структуру и

    содержание программы учебного материала, индивидуализированные

    образовательные программы, разработку интегративного курса. Основа

    готовности к этому — развитие самостоятельности, творческой инициативы

    учителя. Разнообразные типы учебных заведений создают ситуацию

    самоопределения, в которой он должен ответить на вопрос: "Что для него есть

    проф. ценность?", "Что для него есть ориентир его Д?".

    Используют личностный подход, для которого требуется интеграция

    личностного и проф. развития в пед. Д учителя. Изменения проф. позиции

    педагога связаны с созданием внешних условий для проф. развития педагога,

    появлением внутреннего стремления и движения в плане проф. развития,

    которое предполагает принятие ценности проф. роста, наличия концепции

    собственного проф. развития, реализацию своего личностного потенциала

    педагога в проф. Д. умение диагностировать свои уровень проф. развития, т.

    е. требуется становление учителя субъектом собственного проф. развития.

    Существует противоречие: проф. подготовку осущ-ют внешние структуры

    (институты), а проф. становление есть результат собственного внутреннего

    движения.

    Т. о. проф. саморазвитие (Сластенин) - процесс интеграции внешней проф.

    подготовки и внутр. движения, личностного становления человека.

    Внешнее задает содержание, формы, схемы, а внутренне движение

    обеспечивает реализацию..., личностный смысл проф. саморазвития.

    Между ними могут быть рассогласования по времени и содержанию.

    Многие педагоги сегодня чувствуют себя нереализованными личностями. В

    пед. Д достаточное место отводится личности педагога и ее развитию. Могут

    быть рассогласования личностного и проф. конфликта личности и его проф. Д

    (превалирование проф-го в структуре Д и личности). => ценность личного

    снижается, тогда как они взаимосвязаны.

    Профессиональное пространство - форма реализации личности педагога

    (вовлечение в социо-культурный контекст).

    Личностное пространство - проблематизация и обновление проф. Д

    (отвечает за индивидуальность человека).

    Способствуют друг другу в развитии.

    Такая интеграция может осущ-ться в процессе саморазвития.

    Т. о. нбх-о проф. саморазвитие педагога, которое складывается из двух

    компонентов:

    внешнего условия,

    внутренней способности учителя, которой он овладевает в процессе

    удовлетворения потребностей в

    обновлении, развитии, самопознании, понимании своей Д, положительных

    цели и средства.

    Саморазвитие как психологический феномен имеет формы.

    На 1 этапе запускаются само-процессы, на следующих этапах они порождают

    новую форму - становятся его механизмами.

    Для характеристики проф. саморазвития важно определить критерии

    саморазвития и механизмы осущ-я саморазвития.

    Критерии саморазвития:

    1) самоорганизация качественных изменений в личности и Д;

    2) доминирование в структуре пед. Д действий педагога, направленных на

    проф. обновление, на изменение своих свособов Д;

    3) постановка и решение по отношению к самому себе пед., псих.,

    организационных, предметных задач;

    4) способность педагога воспринимать различные проявления окр. среды

    как предпосылки своего

    проф. развития. Механизмы саморазвития:

    1) самосознание, которое связано с пониманием, содержанием своего "Я",

    2) самоопределение, которое связано с обозначением границ своего "Я",

    3) самоактуализация, которая связана с проявлением и высвобождением

    того, что заложено и сформировано в "Я" человека,

    4) самореализация, которая связана с выражением потенциала "Я",

    5) самоД, которую осущ-ет субъект,

    6) саморегуляция, которая связана с управлением различными сторонами

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.