МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дидаскология

    складывается образование:

    1) (по Гегелю) подъем индивида ко всеобщему опыту и знанию, то человек

    от природы желает того, чем он должен стать,

    2) субъективизация всеобщего опыта и знания в уникально единичных

    формах "я" и формах самопознания, Гегелевская интерпретация образования как

    отчуждения природы бытия и подъема индивида ко всеобщности предполагает:

    - понимание самого индивида как "я";

    предполагает понимание его как субъекта образования.

    Мы призваны отрефлексировать человека как уникальное явление природы,

    утвердить приоритет целостности внутреннего мира, осмыслить его права и

    обязанности, его ответственность перед собой за осуществление его

    творческого потенциала, обосновать степень вторжения общества в жизнь

    человека. Еще Достоевский в XIX в. писал:

    "Каждая великая нация вырабатывает некую высшую идею, без которой нации

    как единого целого быть не может". Например, идея народности воспитания у

    Ушинского.

    "Есть одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда

    может рассчитывать воспитание - это то, что мы называем народностью.

    Воспитание, основанное народом и на народных началах, имеет грандиозную

    воспитательную силу, которой нет в воспитательных системах, которые

    основаны на абстрактных идеях или на традициях чужого народа".

    Идея народности напрямую связана с представлениями о человеке как

    субъекте воспитания.

    Что такое человек? Это вопрос о его природе и сущности, о

    закономерностях его функционирования, о характерных особенностях и

    направленности его развития, что есть человек сегодня и чем он станет

    завтра и т. п.

    Наука издавна стремится понять человека во всех его сущностных

    проявлениях и жизненных отношениях. Ученые формулируют систему

    представлений и понятий о человеке, актуализирующие принцип, хар-щий

    человека как меру всех вещей.

    Многомерность человека как личности, субъекта, индивида... Он - объект

    многих наук.

    Человек как предмет воспитания. Следовательно, он объект пед.

    антропологии.

    7дек. 1867г. К. Д. Ушинский подписал предисловие к "Человек как предмет

    воспитания".

    Сверхзадача этого труда сформулирована - опыт пед. антропологии.

    Антропологический принцип требовал признания условности человека,

    неделимости духовной и телесной природы человека, сочетания умственного и

    нравственного воспитания с воспитанием физическим. "Для воспитания человека

    во всех отношениях, надо его узнать во всех отношениях". Это ключевая

    парадигма пед. антропологии. Но педагогики недостаточно для пониманиия

    человека. Пед. антропология должна начинаться с исследования физиологии и

    гигиены, развития человеческого организма, здоровья.

    В 1томе Ушинский отразил логику пед. антропологии: научные знания о

    физиололгических явлениях (рост, сила развития, питание, утомление,

    потребность отдыха, НС и органы чувтсв, мускульное чувство, отражательные и

    рефлективные движения...). Сюда вписывается и знание о психических явлениях

    (внимание, припоминание, ассоциации, представления, воображение,

    рассудочный процесс, образование понятий, история памяти и рассудка,

    рассудок и разум, общая характеристика сознания, чувства, страсти, воля..).

    В этой логике особое место занимает переход от физиологии к психологии

    в сфере психофизических явлений.

    В комплекс антропологических наук еще входят:

    анатомия, патология, логика, филология, география, статистика,

    политич. экономия и история всех наук.

    Во всех них должны излагаться факты и те соотнесения фактов, в которых

    обнаруживается свойство человека как предмета воспитания.

    Средства воспитательного влияния безграничны по своей мощи и своему

    многообразию. Они должны быть подчеркнуты из самого человека - центральная

    мысль.

    Пед. антропология открывает для воспитания неисчерпаемые возможности,

    ранее скрытые или еще не познанные наукой.

    Эти открытия приобретают особое значение, т. к. они создают предпосылки

    для проникновения в человеческую природу и управления ею.

    Ушинский писал книгу в период становления антропологического знания. Он

    полагал, что "это новая эра для педагогики и психологии. Мы сохраняем

    твердые убеждения, что великое искусство воспитания едва только начинается,

    что мы стоим еще только в преддверии этого искусства и не вошли в самый

    храм его и до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, которое

    оно заслуживает".

    Его концепция пед. антропологии дала толчок целостному изучению

    ребенка, тогда как отдельные науки подходили к ребенку со своих позиций и

    не давали синтезированного знания о нем.

    В конце Х1Х в. появилась педология, у истоков которой стояли Холл,

    Мейман, Торндайк.

    Обязанные своим происхождением пед. антропологии, экспериментальным

    исследованиям, педология распространилась в России.

    Представители начала ХХ в. Румянцев, Нечаев, Россолимо, Лазурский,

    Кащенко.

    Позднее: Абрамов, Басов, Бехтерев, Блонский, Выготский, Залкинд,

    Моложавый, Фортунатов и др.

    В 1904г. при пед. музее военного уч. заведения в СПб была открыта пед.

    лаборатория им. Ушинского.

    П. П. Блонский "Педология может претендовать на звание науки в том

    случае, если он имеет свой специфичный предмет изучения".

    "Педологическим изучением становится тогда, когда оно сосредоточено не

    на отдельных свойствах ребенка, а на связи этих свойств между собой".

    рост ребенка - физиолог,

    его - психолог,

    связь их — педолог.

    Т. о. свойства ребенка во всей их полноте и связях. Синтезирующей идеей

    всех свойств ребенка выступает идея развития. Т. е. как свойства ребенка

    связаны между собой в развитии. Морис де Пап: "Педология как

    самостоятельная наука прекратила свое существование после 1 мировой войны".

    У нас: в июле 1936г. "Постановлением ЦК ВКПб о педологических

    извращениях в системе наркомпросов".

    Причина - отчуждение от человека в тотально-командных режимах

    государствах.

    Недостаточно в педологической науке были отрефлексированы ее предмет,

    принципы, понятийно-категориальный аппарат, т. е. стремясь синтезировать

    знания о ребенке педологи подчас соединяли несоединимое

    (неквалифицированные методы диагностики).

    Главная цель педологов - изучение воспитанников с помощью разнообразных

    исследовательских процедур (а воспитывать должны педагоги).

    Блонский: педология должна находиться в центре школьной работы, быть не

    только исследующим, а обязательно действовать вместе с педагогом, врачом,

    психологом..

    1960-е годы - вновь обратились к проблематике пед. антропологии. Это

    связано с именем Б. Г. Ананьева.

    Он писал: "В системе связей человек изучается наукой то как продукт

    биологической эволюции, то как субъект и объект исторического процесса

    (личность), то как естественный индивид с генотипичиской программой

    развития и диапозоном изменчивости. Исключительно важное значение имеют

    исследования человека как основной производственной силы общества, субъекта

    труда, субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета

    воспитания".

    Развитие человека - есть единый процесс, определяемый историческими

    условиями общественной жизни.

    Он говорил, что результатом взаимодействия биологического и социального

    индивид. развития человека является формирование индивидуальности.

    Суть индивидуальности - единство и взаимосвязь свойств человека как

    личности и субъекта деятельности.

    Ананьев согласен с Ушинским.

    Пед. процесс должен быть природосообразным (соответствующий

    возможностям и потенциалам развития ребенка).

    Ананьев говорил о сущ-нии гомогенных и гетерогенных зависимостей между

    воспитанием и развитием человека.

    Блонский: "Педология - это наука об особенностях детского возраста".

    Басов: "Педология - это наука о росте, конституции и..... типичного

    массового ребенка в различные эпохи и фазы детства".

    Моложавый: "Педология - изучает симптомокомплекс различных эпох, фаз и

    стадии детского возраста в их временной последовательности и в их

    зависимости от различных условий".

    Залкинд: "Педология - наука о развивающейся человеческой личности, о

    растущем человеческом организме в условиях окружающей среды".

    Основные законы педологии:

    ("Педологический журнал",! 923 г, №1)

    1) закон специфичности детства, согласно которому ребенок не есть

    взрослый в миниатюре,

    2) закон конвергенции (схождения) внутренних и внешних факторов,

    согласно которому физическое и психическое развитие ребенка обусловлено

    одновременным действием наследственности и среды,

    3) закон динамогенеза, всякое впечатление приходит в движение,

    4) закон биогенетический (у Геккеля) - развитие ребенка повторяет в

    сокращенном виде развитие всех его предков,

    5) закон ритмизации или количественной периодичности развития ребенка:

    рост детей идет неравномерно,

    6) закон оптимальной продолжительности: более продолжительная стадия

    развития ребенка соотв-ет

    лучшей степени его развития в следующем периоде. Педологи отмечали, что

    некоторые законы бесспорные, другие вероятные.

    Бесспорные истины педологии (Блонский):

    1) Чем на более высшей ступени развития находится данное животное, тем

    относительно, по сравнению со всей жизнью, продолжительней его детство.

    Например, низшие животные и человек тоже и в истории человечества. Кошка-

    8%, собака-13%, слон-29%, человек-33%, детства от всей жизни. Но

    внутриутробное детство: кошка-15%, собака-9%. слон-6%. человек-3%.

    Современный ребенок развивается быстрее, чем ребенок прежних эпох. Т. о.

    чем выше данное животное по эволюции, тем из больших чисел стадий состоит

    его детство, детство длиннее, но и более быстры и темпы прохождения стадий,

    особенно если она более примитивна.

    2) Детство - возрастное развитие.

    Иметь короткое детство, значит иметь малое время для развития. Человек

    развивается дольше и быстрее. Чем благоприятнее соц-экономич. условия, тем

    быстрее темпы развития.

    3) Человек во чреве матери воспроизводит всю историю физического

    развития наших животных предков, но и после рождения у человека вначале

    преобладает более древний мозг, моторика которого палеокинетическая, в

    детстве у него развиватеся новый мозг и неокинетическая моторика (прямая

    походка, речь, владение рукой). Дошкольники - нормальное развитие, школьник

    - грамота, науки.

    4) В своем развитии ребенок проходит биохимическую, морфологическую,

    физиологическую, психологическую эволюции.

    Биохимическая - высыхание и об-ствелние организма с в 50м.

    Морфологическая - уменьшение широких коротких пропорций и увеличение

    длинных (например, от

    короткополостных к длиннополостным).

    Физиологическая - постепенное убывание растительных функций (питание и

    рост) и постепенный рост

    животных функций (сознание и движение).

    Психологическая - венчает предшествующее. Развитие психических

    процессов, свойств и состояний.

    Чувства развиваются раньше ощущений, эмоции ранее интеллекта, мышление

    конкретно-образное раньше

    абстрактно-количественного.

    Тезаурус педологии: развитие, рост, конституция и характер, среда,

    возраст и активность ребенка.

    Развитие - базовое понятие педологии.

    Рост - детство - это эпоха роста. Это не просто количественное

    прибавление, в результате его происходят сущ-е качественные изменения.

    Взрослый не просто больше ребенка, он - качественно иной и,

    следовательно, ребенок - не маленький взрослый.

    Конституция и характер - рост вызывает изменения в организме.

    - совокупность качественного многообразия в организме. Т. е.

    телосложение зависит от наследства, пола, возраста, условий жизни. Педолог

    исследует связь этих факторов. Среда и активность ребенка - конституция

    врождена и, следовательно, отсутствует идея развития. Все развитие зависит

    от воспитания и среды (Локк и Кондильяк).

    Среда- локализованное общественное отношение, микросоциум. Но ребенок и

    среда не противостоят друг другу, т. к. ребенок - член среды и живет в ней.

    Ребенок избирательно относится к влияниям среды. Ребенок - активное

    существо.

    Возраст - время жизни. Возрастная периодизация детства однозначно так и

    не решена. Более обосновано то, что невозможно охар-ть все стадии возраста

    на основе одного критерия. Совокупность возрастных изменений - возрастной

    симптомокомплекс. Эпоха, стадия - времена детской жизни, отделенные друг от

    друга кризисами, разными по силе. Фаза - время детской жизни, ограниченное

    друг от друга не резко, эволюционно. У каждой свое своеобразие, но каждый

    ребенок в свое время переживает одну и ту же стадию.

    Т. о. разделяют хронологический и педологический возраст. Отсталость

    ребенка - если разница велика в этих возрастах.

    Т. о. педология обращает нас к самому ребенку. Без ее знания нельзя

    строить пед. процесс. Пед. образование должно стать практическим

    человекознанием.

    09. 11. 99г.

    Пед. антропология в процессе обретения дисциплинарного статуса.

    Антропология имеет длительную предысторию: нбх-сть осмысления

    человеческой природы, создание науки о человеке, как особом феномене.

    Проблема человека всегда была и остается главной в истории человеческой

    мысли.

    Целостный человек никогда не был объектом научных построений. Эта идея

    становится общепризнанной в конце XIX - начале ХХ в. в., мигрирует из

    литературы и искусства в науку (философию, социологию, психологию,

    педагогику) и, как следствие, форм-ся задачи комплексного исследования

    человека с помощью различных методов.

    Именно Россия стала предвестником целостного изучения человека, избрав

    его центром человековедения (на стыке гуманистических и естественных наук).

    Ученым еще предстоит создать некий теоретический конструкт,

    объединяющий все знания о месте человека в мироздании, о его

    биофизиологическом строении, психических особенностях, об информационно-

    энергетическом строении организма, функционировании психики, эмоций,

    интеллекта, половозрастном развитии, исторические и социокультурные формы

    общения, этнокультурные и демографические характеристики человека, об

    основных способах Д, атрибутах человеческой природы (разум, воля, память,

    воображение и др.). Недостаточно изучены и психологические характеристики

    личности и нравственные мировоззренческие основы человеческого бытия (смысл

    жизни, свобода, ответственность, долг, честь, достоинство, а также

    глобальные последствия жизнедеятельности человечества).

    Несмотря на широкий диапазон интегрирования нбх-мые знания, они еще не

    дают видения человека в единстве всех слагаемых его бытия. Аппарат науки

    еще не достаточен для понимания природы человека. Сложность проблем

    человека требует синтеза и интеграции в теоретической конструкции различных

    областей знаний с их понятийными аппаратами. Построить целостный образ

    человека можно, вскрыв основополагающие особенности его жизнедеятельность,

    неповторимые черты его бытия, его человеческой природы.

    Феномен человека явно теснит и отодвигает ранее актуальные области

    знаний. Всплеск интереса к проблеме человека называется "антропологическим

    бумом" (конец XIX-началоХХ в. в.).

    Сейчас попытка создать общую антропологию как фундаментальную

    человековедческую дисциплину, т.к. долгое время она не разделяла

    биологические, пед., псих.вопросы, а рассматривала их в единстве (появление

    рас, языков, культур, типов умственной Д в отдельных культурах, отношений

    между человеком и обществом).

    Большой материал для антропологии дал ХIХв. Он создал образ человека во

    всей полноте его материальных, чувственных, духовных, рационально-

    нравственного бытия.

    Середина Х1Хв. Антропология сформировалась как самостоятельная наука.

    Основные разделы: морфология человека, учение об антропогенезе и

    поведение....

    Начало ХХв. Проблематика и задачи усложняются (полное постижение

    человека):

    1) собственно антропология или естественная история человека

    (эмбриология, анатомия, психофизиология),

    2) палеонтология (предыстория: происхождение человека, его

    самобытность),

    3) этнология (распространение человека на земле),

    4) социология,

    5) лингвистика (образование языков, связи),

    6) мифология (религии),

    7) медицинская география (климатические и атмосферные явления, их

    влияние на человека),

    8) география и этнографическая палитология,

    9) демография (статистические данные о человеке).

    Наряду с этими зарождались и новые отрасли человековедения (культурная

    антропология, религиозная, социальная антропология). Т. о. был сделан вывод

    о богатстве, многообразии и неповторимости человеческой природы. Было

    накоплено огромное количество эмпирических фактов, но не было целого образа

    человека, т. к. уровень синтетический не был достигнут (разные методики,

    взгляды, подходы).

    Попытка представить обобщенный образ человека были: Ф. Гальтон (портрет

    "среднего человека"). Но это был всего лишь материал о внешних характерах

    человека.

    Ананьев Б. Г., Бехтерев В. М., Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л.,

    Леонтьев А. Н. и др. стремились синтезировать знания о человеке, соединить

    методы различных наук, выработать относительно целостное понимание человека

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.