МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дидаскология

    но изучение личности педагога и его профессии продолжалось, анализ

    конкретного пед. опыта увеличивался (книги педагогов издавались: Головин,

    Новиков, Клопачева).

    Затем осветились проблемы авторитета учителя, проблемы пед. мастерства

    (Калибанов), пед. такта (Прозоров, Страхов).

    Большое значение в педагогике имели Макаренко, Сорока-Росинский,

    Сухомлинский. Сорока-Росинский выделил типы педагогов, которые отражают

    различные типы характеров:

    1) учителя-теоретисты (главное - теория, а не реальный мир вещей,

    манера смотреть на класс - на учеников не смотрит, угловат);

    2) педагоги-реалисты (хорошо разбираются в мире вещей, людей, тонко

    чувствуют настроение, умеют сопереживать, дружелюбны, веселы, работают

    легко и свободно);

    3) педагоги-утилитаристы (хорошо ориентируются в мире вещей и людях,

    главное - тренировка, в упражнениях);

    4) педагоги-артисты (интуитивисты. Главное свойство - способность

    действовать по вдохновению, по наитию,

    глубоко понимают другого человека, эмпатийны, очень творческие).

    Сухомлинский: "Ни один учитель не м/б универсальным воплощением всех

    достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую жилинку,

    способен ярче других раскрыть себя. Эта сфера и является тем личным

    вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния

    на воспитанников".

    В послевоенные годы: НИИ пед. образования выполнил интересные работы. В

    частности и Ленинград. пед. институт им. Герцена по этой теме. Журанл "Пед.

    образование".

    В целом в этот период опред. затишья преобладание эмпирических

    описательных методик исследования. Целостной системы научно-обоснованных

    требований к професии и личности учителя не было.

    Профессиография в конце 50 - начале 60 г. г. - III период.

    Новый подъем: появление крупных монографий, сложнее и строже методики

    исследований. Используется сравнительная критика, выводы по

    экспериментальным данным, разработка проблем учителя на основе анализа

    структуры пед. Д и закономерностей воспит. процесса.

    Одним из первых к профессиограмме обращается Ф. Н. Гонобокин.

    Психология труда и личности учителя изучались Кузьминой ("Очерки

    психологии труда учителя". Л, 1967).

    Психологические основы формирования личности учителя в высших пед.

    образования раскрыты Щербаковым А. И. (1967).

    Общие закономерности профессиональной подготовленности и формирования

    личности учителя. (Сластенин, 1976).

    Пед. Д как творческий процесс (Кан-Калик, 1977).

    Соц-пед. аспект профессиональной Д учителя (Вершловский С. Г., 1982).

    В последние десятилетия намечается переход к разработке теоретических

    проблем пед. образования (т. е. из описательной в объясняющую).

    Главная роль - факультет педагогики и психологии МПГУ - мощная научная

    школа по этой проблеме (29 докторских диссертаций и 160 кандидатских по

    проблеме учителя и формирования его личности).

    Исследования за рубежом.

    Развитие профессиографии пед. труда в 4 осн. направлениях:

    1) определение нормативных требовании к учителю, выраженных в

    официально утвержденных кодексах пед. профессий,

    2) совершенствование содержания и структуры профессиональной подготовки

    учителя,

    3) выработка рекомендаций начинающим учителям,

    4) изучение возможностей учащихся и педагогов.

    Особое внимание уделяют американские ученые.

    Томас Букер - качества, опр-щие допуск к профес. педагогике (личные

    качества, широта интересов, моральный облик, любовь к детям, желание быть

    учителем...).

    Личные качества: контактность, умение ладить с людьми,

    любознательность, прилежание, устойчивый моральный облик, религиозность.

    Ален Додж рейтингом установил качества личности очень успешных

    учителей: общительность, ответственность, эмоциональная устойчивость,

    чувствительность к мнению других, неторопливость в принятии решении. Питер

    Витти три первых места среди выделенных учащимися черт педагогов отдал:

    моральным качествам,

    демократизму в образовании, (доброта, терпение),

    обширным интересам.

    Нежелательные качества: плохой характер, нетерпимость,

    несправедливость, отсутствие интереса к детям.

    Ле Ру: с психологической позиции главное для хорошего педагога -

    эмоциональная стабильность,

    любознательность, способность к творчеству, иначе повышается

    утомляемость и разочарование.

    Лео Стайно: отсутствие дифференцированных описаний пед. профессий

    является тормозом в повышении

    профессиональной компетентности.

    Кауфман, Жермене, Д. Жеральд: причины затруднений молодых педагогов в

    неуверенности в себе, в отсутствии

    должной помощи и руководства старших, в отсутствии взаимопомощи.

    В. Уоллер: нравственное отчуждение учителя от ученика, происходит

    непонимание друг друга, нет желания учиться

    и учить.

    Шугермэн: сравнение различных учителей по характеру и стилю их работы.

    Выделил инструментальный и

    экспрессивный тип педагога (важность формирования положительных мотивов

    к учению, эмоциональный фактор

    учитывают...). Прогрессивный стиль работы выделяют. Проявляют интерес к

    учащимся, их жизни - учителя

    широкого типа, а узкого типа - только о предмете. Полезны для школы

    оба: и для учебы, и для общения с другими.

    Форма соц. контроля, необходимость подчинения учат учителя узкого

    профиля.

    Наличие этих учителей позволяет избежать конформизма и нигилизма.

    Жан Тронмардт (француз): главное - умение учителя предупреждать

    конфликты с учащимися.

    Германия.

    Определение типов профессиональной пригодности учителей. Поиск образа

    педагога путем анализа исторического

    опыта и период наблюдений и представлений учащихся об идеальном

    учителе. Вывод:

    нормативный облик педагога зависит от общественных условий,

    изменение представлений учащихся об идеальном учителе зависти от уровня

    их развития,

    преднамеренный образ действия учителя при решении пед. задач совпадает

    с его реальными знаниями в

    конфликтных ситуациях (отсюда высший профессионализм),

    формы руководства и контроля за учащимися влияют на успехи в учебе и

    знаниях детей.

    Д. Роланд (немец): условия эффективности пед. труда:

    успешно работающие педагоги преподают оживленно и интересно, варьируют

    методы, учитывают инд. различия учащихся, умеют находить правильный тон, не

    диктат и не панибрат, интеллектуально подвижны в выполнении

    профессиональных задач, имеют свои идеалы, надежны в работе.

    Эрист Гомм: лучшие педагоги организуют условия ориентирования ученика в

    процессе обучения и т. о.

    стимулируют его активную самостоятельную работу.

    Тюссель: хороший педагог доверяет своим ученика, помогает решать

    трудные проблемы, которые сам и ставит.

    Тендлер (американец): общество зависит от тех, кто учит.

    Мидли, Фландерс, Брофи, Гуд и др.: изучение свойств личности учителя

    является сегодня пройденным этапом.

    Ранее только описывались качества эффективности учителей. Чаще

    наблюдение и экспертные оценки.

    Ф. Харт (американец): анализирует мнение студентов нравится учителей от

    хороших специалистов (больше

    научаться).

    Вторые - требуют больше профес. навыков, лучше знают предмет, умеют

    создать дисциплину.

    С целью преодоления недостатков (описание отдельных черт);

    создание простых классификаций, т. е. группировка личностных свойств на

    основе усмотрения сходства между ними, т. е. от "теории черт" пришел

    "структурный подход к профессиографии".

    Фред Стокинг: "Какой учитель лучше?"

    Хороший учитель должен уметь отвечать на множество вопросов, но лучший

    может немного "играть", чтобы

    учащиеся сами нашли ответ.

    Хороший учитель легко говорит и объясняет, но лучший знает, как надо

    быть тихим и внимательным, когда его

    учащиеся стараются высказать свои мысли.

    Хороший учитель скромен, знание предмета важенее его самого, но лучший

    учитель еще более скромен:

    уважительное отношение к чувствам детей для него важнее, чем "старый

    глупый предмет". Хороший учитель знает, что его учащиеся д/б

    ответственными, честными и с хорошими знаниями, но лучший понимает, что

    честности, ответственности и гражданственности нельзя обучить, т. к. они

    формируются в ежедневной работе над собой, но не посредством лекций.

    Хороший учитель стремится контролировать класс, лучший - контролирует

    самого себя в первую очередь. Заработанные деньги, а глубокое и большое

    удовлетворение, которое нельзя выразить в деньгах. Ученики заканчивают и

    становятся хорошими работниками, но получают в награду каждый день своей

    жизни, что они открыли, что жизнь человека с пытливым умом замечательна.

    Большой интерес - монография.

    Гандер, Поуэл, Хазерд "Образование и новый учитель". Требования к

    образовательному процессу:

    обучение должно постоянно выступать как деятельность творческая, с

    большими требованиями к педагогу и школьнику. Учитель в классе должен

    выглядеть как фундамент всего обширного здания образования, но не как

    дорогостоящее и старомодное укрепление всего сооружения.

    Обучение - как наука и как искусство.

    Наука обеспечивает знание, искусство - возможность их применения.

    Следовательно, педагог должен обладать:

    знаниями,

    артистическими умениями,

    личностными особенностями. В США концепция самоактуализации личности

    Маслоу.

    Они говорят, что если выбор профессии педагога верен, то это

    обеспечивает большие возможности для самореализации. Личностные

    характеристики:

    интеллектуальные,

    личностные свойства, которые отражают зрелую и сбалансированную

    личность. Характеристики, определяющие умение работать:

    знание предмета,

    владение материалом,

    решение задач... в итоге они выделили следующие хар-ки для хор. работы

    педагогов:

    интеллект выше среднего,

    быть лучше среди учеников колледжа,

    любить и стремится понять людей,

    умение излагать свои мысли,

    обладать хорошим здоровьем (умственным и физическим),

    любить учащихся,

    быть любознательным, социально и эмоционально зрелым,

    верить в ценность и значимость обучения, воспитания и развития детей,

    любить общаться с людьми,

    обладать личностными свойствами, которые необходимы педагогу для работы

    с людьми.

    Исследования с позиции структурного подхода. Адам Дрейер: проблемы

    обучения в средней и высшей школе. Личностные качества педагогов

    рассматриваются с необходимыми личностными характеристиками в контексте

    ошибочных действий учителя. Выделим основные, общие ошибки по основаниям:

    личностные качества учителя,

    условия обучения,

    дисциплинированные воспитанники,

    методика обучения,

    оценка знаний учащихся,

    трудные пед. ситуации,

    отношение к пед. теории.

    Личностные качества: поставленный голос, обширный словарный запас,

    коммуникационные умения, отсутствие дурных привычек, выполнение правил

    личной дисциплины, такт, знание учеников, профес. этика, умение работать

    индивидуально и в группе, позитивный подход к жизни и учащимся,

    эмоциональный самоконтроль. Для преодоления ошибок в дисциплинированности

    учащихся необходимы снисходительность в сочетании со строгостью и разумной

    требовательностью.

    Т. о. Дрейер раскрывает те сущностные свойства личности педагога,

    которые характеризуют его всесторонне. Отрицательные стороны его модели -

    отсутствие структурированности, анализа целостной личности педагога.

    Основная функция учителя все-таки признается — обучение, а воспитание -

    явно недооценивается. Это дало возможность Дональду Мидлеру сделать вывод:

    главное - личностный подход. Его идея легла в основу направления.

    В формуле Мидлера нашли идеи пед. неопрагматизма, который популярен в

    США. Америк. иссл-ли сейчас изучают знания учителя и его влияние на знания

    учащихся. Они особенно активно поощряют методы утилитарной модификации

    знаний и образа мыслей в удобном для властей направлении.

    Это следствие 60-70-х годов - анархизм. Крепить дисциплину, т. к. рост

    преступности и вандализма в школе. Охрана в школе, надзор за подростками.

    Вандализм среди учащихся распространяется и на другие страны. Пед.

    общественность США обратилась к технократическим направлениям в педагогике,

    основанные на бихевиористской технике методику модификации знаний. Проблема

    учителя приобретает иной вид. Учитель - узаконенный "модификатор знаний",

    социальный инженер. Это тенденция все больше начинает проявляться в России.

    21. 09. 99г.

    Бельгия. Жельбер де Ландшир.

    Особенно важно учитывать, что учителя и ученики - это не пассивные

    существа, которые могут целиком подчиняться определенным теориям и

    установлениям. Каждый из них - это личность, в которой есть какие-то

    доминирующие качества, которые и определяют стиль преподавания в такой

    степени, что можно выделить определенные типы педагогов.

    1) стремящиеся развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональный и

    социальный факторы, гибок, не замыкается на содержании изученного

    материала, непринужденная манера общения, дружеский тон, индивидуальный

    подход. Антипод: отчужден, эгоист, сдержан.

    2) заинтересован в умелом развитии учащихся, строго придерживается

    содержания учебных программ, высокие требования к учащимся, строгие в

    проверке усвоения, общение на расстоянии, подход сугубо профессиональный.

    Антипод: неорганизован, небрежен.

    3) творческий, изобретательный, увлекающийся, менее озабочен, развивает

    только умения, способности, отношение к учащимся субъективно. Антипод:

    скушен, традиционен.

    В чистом виде встречается редко (доминирующие свойства), т. к. каждая

    ситуация и личность отличаются одна от другой.

    На основе типов создают большое количество моделей. Например:

    тип отражен в следующей модели. Эмоциональная сфера - расположенность к

    обучению, дружба с учащимися, но без фамильярности, умеет слушать и

    понимать, оптимист, ему доверяют. Познавательная сфера', гармонические

    способности, здравый смысл, имеет симпатии, хорошо владеет речью и

    предметом, меньше внимания на предметное содержание, а больше на

    эмоциональные реакции, ссылается на личностный опыт, к учащимся

    субъективен, оценивает приблизительно, подбадривает в трудные минуты и т.

    п.

    Теоретически нет единого типа хорошего педагога и нет единой модели его

    личности.

    Хороший педагог тот, кто дает возможность учащимся усвоить больше и

    лучше, а практически один педагог в различных ситуациях м/б хорошим и

    плохим.

    Т. о. он пытается дать целостную характеристику личности педагога.

    Пытается создать образ модели личности педагога, включенную в эмоциональную

    и познавательную сферу, где эмоциональная важнее.

    Его исследования не дают четкие рекомендации по отбору молодежи на пед.

    профессию и затрудняют создание методики по проф. отбору.

    Еще занимаются проблемой Мидли, Миллер, Хис и другие.

    Эффективные педагоги отличаются от неэффективного большим числом ЗУНов,

    возможностей, составляющих продуктивность, профес. общение их.

    Мидли: число проф. умений велико, всеми не обязательно обладать, одни

    инвариантные (общие) и их должен иметь каждый педагог.

    Значение этого подхода: дает гарантию того, что положительно

    подготавливаемые педагоги могут

    выполнять проф. функции, можно избежать и энциклопедизма. И программу

    экзамена легче составить.

    Гуманистический подход к профессиографическому анализу пед. Д

    К. Роджерс (индериктивный метод)

    Нельзя влиять на клиента, контакт должен основываться на уважении друг

    к другу (главное правило), к инд. позиции

    человека. Это есть и в психологии педагога.

    Учитель должен выступать в роли человека, облегчающего обучение и

    отношения с учащимися, по типу врача и

    клиента (на уважении).

    "Облегчение обучения основывается на опр. личностных качествах, которые

    существуют в межличностных

    отношениях между фасилитатором (облегчающим обучение) и учеником".

    Все обычные средства (умение, стиль руководства, знания, методы

    обучения) бывают необходимы время от

    времени, но взаимоотношений, основанных на человеческих контактах, они

    не заменяют. Качества (отношения) педагога:

    искренность и неподдельность;

    оценивание, принятие личности, которое выражается в доверии

    (объективное и верное);

    эмпатийное понимание. На нем развиваются творчество, развиваются

    обучение - это не оценивающее понимание, а оно основывается на правиле:

    "Понимаю, что вы чувствуете и думаете, но не анализирую и не осуждаю Вас".

    Эффективен тот педагог, который пользуется этим психотерапевтическим

    инструментарием, дает

    возможность сдерживать привнесенные культурой агрессивные черты и

    развивать гуманистические черты,

    заложенные изначально.

    Развивая теорию Роджерса, Дэвид Асспи обращает внимание на важность

    "равнозначных ответов" обратных реакций (реакция учителя на действия

    ученика: "Я тебя слышал и понял". Один из главных обратных ответов -

    эмпапия.

    Т. о. Роджерс и Асспи - главное внимание уделили эмоционально-волевой

    сфере учителя - "аффективным переменным", зачастую в ущерб другим

    качествам.

    Вообще амер. исследователи большое внимание уделяли аффективным сферам

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.