МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дидаскология

    на базе комплексного подхода к решению его проблем.

    Современные подходы изучения человека опираются на научно-

    гуманистическую концепцию, по которой человек - существо, в которых

    органично соединены социальные, биологические и нравственно-духовные

    начала.

    Господствовавшая в течение длительного времени марксистская методология

    привела к развитию ракурса рассмотрения человека.

    Ценность человека - эффективность его социального функционирования

    (набор его социальных ролей, активное включение в решение общественно

    значимых задач) => Целостный человек рассматривается через призму

    социальных ориентации.

    Онтологическая многогранность человека и форм его бытия задала

    специфику антропологии как междисциплинарной области знания.

    Пед. антропология - есть часть общей антропологии (научное

    направление). Возникновение и развитие пед. антропологии существует (как

    специфическая область человекознания), но она еще не оформилась

    дисциплинарно (предмет, статус, методология и теория и т. д. надо

    исследовать).

    Становление пед. антропологии у нас происходит на солидном фундаменте

    отечественной культуры, антропологических традиций и мировой культуры.

    Ее задача: изучение закономерности развития целостного человека в

    целостном образовательном процессе.

    Пед. антропология - система знаний о человеке как субъекте и объекте

    образования, позволяющая осуществлять поиск новых типов образовательных

    стратегий и технологий.

    Разитие педантропологии - условие изменения образовательной политики,

    развитие новых отраслей пед. знания ( философия образования, социальная

    педагогика, андрогогика, экономика образования, пед. диагностика и др.

    отрасли).

    Пед. антропология интенсифицирует исследования по:

    выявление возрастной динамики воспитательных и образовательных задач,

    поиск личностно-развитых стратегий и тактик пед. общения, изучение

    возможностей создания личностно-развивающего образовательного пространства,

    нахождение условия для становления новых типов учебных заведений,

    прогнозирование тенденций развития образовательной политики,

    совершенствование систем управления образовательных учреждений и т. п.

    Пед. антропология берет задачу разработать требования к содержанию,

    форме, концептуальному аппарату учебников и учебных пособий для различных

    типов образовательных учреждений и создает условия для внедрения

    инновационных образовательных идей в образовательную практику.

    Пед. антропология формулирует основные принципы, которые приобретают

    статус методологии для всего цикла пед. дисциплин:

    1) соответствие содержания методов и форм образования их целостному и

    системному знанию о человеке,

    2) построение образовательного процесса на основе диахронической и

    синхронической системности личности,

    3) соответствие развиваемых типов образовательной практики этническим и

    ментальным характеристикам субъектов образования,

    4) соответствие внедряемых пед. технологий традиционным и инновационным

    тенденциям и достижениям

    Россиийской и мировой педагогике.

    Система проблем методов, принципов пед. антропологии, по мнению Б. М.

    Бид-Бада, может быть выстроена в виде пирамиды, фундаментом которого

    являются знания:

    1) о сущности человека, как объекта и субъекта образовательного

    процесса,

    2) над ними знания о закономерностях образования, воспитания, учения,

    обучения,

    3) венчает знания о природе и методе антропологии.

    Т. о. это природа личности, общества и познания.

    Сегодня производятся попытки определения статуса пед. антропологии в

    целостной системе общей антропологии. Пед. антропология в настоящее время

    проходит этап своего становления. Главным предметом образовательной и пед.

    антропологии является человек.

    В антропологии есть субъективный и объективный компонент => она

    стремится познать человека как субъект и объект бытия.

    Пед. антропология познает человека как субъект и объект

    образовательного процесса.

    Пед. антропология интегрирует широкий спектр знаний из различных

    дисциплин (аксеология, биология, культурология, философия, кибернетика,

    медицина, плитология, религиоведение), а чтобы вычленить знания, нбх-е для

    пед. антропологии, надо выявить ведущие идеи, явлющиеся ее методологическим

    основанием.

    Сегодня очевидно, что пед. мысль России возвращается к

    антропологическим основаниям.

    Развитие идеи пед. антропологии. Возможно, что наследие отечественной

    пед. культуры имеет блестящую плеяду ученых и практиков и специальная

    область знаний, в которых была развита антропологическая проблематика

    (педология, философия образования, социология, возрастная и педагогическая

    психология и др.)

    В основе обострения интереса к пед. антропологии лежит цель - выработка

    новой парадигмы образования, центрированной на человеке. Педагогики научной

    школы по-разному отреагировали на освоение антропологической проблематики.

    Педагогика не может существовать без антропологического основания!

    Современная пед. концепция развития образования и воспитания

    основывается на идеях:

    целостности человека,

    его биологической и социальной природы,

    личности и ее субъектности (для Сластенина!),

    единства физического, психического и социального развития человека,

    единства индивидуального и социального развития человека.

    Ряд идей об изучении развития личности были в центре внимания учителя

    на рубеже веков (Лесгафт, Пирогов, Ушинский, Рубинштейн М. М., Нечаев,

    Бехтерев, Кантеро и др.). В их работах гуманистические традиции в подходах

    к человеку и его поведению (идеи добра и справедливости, внести посильный

    вклад в развитие человеческой культуры).

    Большой вклад в разработку антропологического знания внес М. М. Бахтин.

    Центральное понятие - "событие бытия", которое рассматривалось как

    показатель индивидуального бытия, как срез определенной эпохи, историке

    -культурной ситуации.

    Жизнь - Д, цепь поступков, "сплошное поступление".

    Событие бытия - как место встречи, точка пересечения, из которой

    осмысливается индивидуальное бытие и бытие вообще.

    Требование ответственности. Каждый шаг должен быть пропущен через

    нравственное сознание человека. Антропология и этическая онтология Бахтина

    длительное время были не задействованы до современных концепций личности.

    Исходная посылка Бахтина - тезис об уникальности каждого человека, что

    предполагает и наличие определенного долженствования (претворить свой

    "избыток видения" в действительности) => каждый человек наделен избытком

    видения, который открывается только ему с его места. В этом предназначении

    человека-знать свою единственность и претворить ответственным поступком. Он

    рассматривал человека как проблему философии, психологии и педагогики.

    Пафос Бахтина составляло стремление не потерять человека, неповторимую

    индивидуальность за штампами и разногласиями.

    Идеей интеграции знаний о человеке были пронизаны работы Ананьева:

    развернутая характеристика "индивидуальность", "личность", "субъект

    деятельности". В его работе характеристика человека как субъекта Д,

    становится основополагающей (способ организации личностью жизни).

    Субъективность раскрывает личность индивидуально и типологически:

    уровень активности (мера субъектности) - есть типологический критерий.

    Затем Ананьев решает, как личность отражает и реализует общественные

    тенденции. Леонтьев: концепция качеств личности как системного индивида.

    Задача системноуровневого развития личности, диахронического

    (развертывающегося во времени строения жизненного пути).

    К нему присоединются Ломов, Абульханова-Славская, Асмолов и др. Новый

    период: последнее десятилетие

    Характеризуется "логикой самоосуществления" идеи личности.

    Исследователи открыли новые грани личности:

    отраженная субъективность, событийная общность, неадаптивная ак-сть,

    персонификация.

    Усилилось противостояние психологических школ, начинается переход на

    новый парадигмальный уровень. Возрождаются идеи духовности, ценности,

    ответственности, развития, самостроительства, бессмертности. Изменяется

    образ концепций личности (из абстрактных к усложненным и операционным).

    Сейчас идет тенденция изменения понимания масштаба субъектности человека.

    Основа для построения концепций личности - идея субъектности учителя.

    Субъектность (Петровский-мл.) - свойство самодетерминации бытия

    личности в мире. =>, за свое развитие личность ответственна сама.

    Субъективность не возникает сама, для ее развития нужны специфические

    условия бытия, включенные в Д и общение, развитие умения давать отчет о

    своей Д и общении. Личность - главный субъект Дей:

    витальной (жизнеД), предметной (практической), коммуникативной

    (общение), рефлексивной (саморазвитие).

    Личность интегрирует все это в целостный гештальт, выбирая формы своей

    активности, свободы и уровня развития.

    "Отраженная Субъектность" как продолженность одного человека в другом

    дает возможность исследовать образование устойчивых характеристик личности.

    Экспериментальные исследования характеристик личности поставило вопрос

    о мотивации воспроизводства своей субъективности в мире, т. е. о стремлении

    человека быть отраженным в жизни, культуре, значимых других,

    как "Я сам". Анализ системы "индивид - другой индивид" позволило

    рассмотреть субъекта в его становлении, отраженного и возвращенного.

    В процессе.... личность выбирает свои способы приобщения, формируется

    индивидуальный мир, образ жизни.

    Взаимосвязь... и индивидуализации на разных стадиях становления

    личности отразилась на разных стадиях развития пед. антропологии (переход

    от социального развития личности к принципу индивидуализации). В отличие от

    принципа типологизации принцип индивидуализации чаще рассм-ся учеными. Одни

    исследуют высший уровень развития личности (Ананьев), другие - модус

    активности (Прангишвили), третьи - способность индивидуальным образом

    интегрировать социально-типические качества (Мерлин), четвертые -

    избирательность внутреннего по отношению к внешнему, как способность

    внутреннего преобразовать внешнее (Рубинштейн).

    Проблема индивидуальных различий по способности преобразовать в

    проблему индивидуально-типологических различий.

    В течение длительного времени в психологии выделяется один тип

    личности. Его параметры расматривались как идеальная модель для реальных

    личностей, но с позиции теории индивидуальности именно эта теория вобрала

    представление о качествах личности, которые не вмещаются в единую

    нормативную модель, т. к. индивидуальность отличается. => Выявление новых

    более существенных модальностей.

    Индивидуальное - не единичный вариант типического, а особая модель,

    которая занимает свое место среди рядов типов.

    В условиях этой проблемы наука должна установить единую линию перехода

    от социальной к социально-психологической, а затем к собственно

    психологической типизации. Единство перехода от одной типизации к другой

    осуществляется введением характеристик....

    Черты социального типа служили не основным признаком для поиска

    социально-психологического типа, а задавали разнообразие при общем

    социальном типе, по разным психологическим....

    В основу типологии пед. антропологии вслед за Рубинштейном положен

    принцип анализа личности через ее жизнеД, через способ ее жизни. Это дало

    возможность преодолеть одностороннее понимание личности вне ее жизни.

    Тезис: потребность в созидании должна охватывать не только предметный

    мир, но и самого себя, свое сознание, общение, взаимодействие, личные

    качества....

    Нбх-о различать педагогические и психологические задачи.

    Педагогические задачи связаны с созданием условий развития личности

    (личностное пространство), с бытовым и психологическим сервисом:

    психологическая атмосфера, гуманистическое взаимодействие, личностная

    свобода, приятие, отсутствие авторитаризма, перспективы личностного и проф.

    роста, возможность транслировать себя другим, доверительность в общении,

    масштабность окружения, наличие средств психологической защиты и поддержки.

    Представление развития личности в онтогенезе складывалось в течение

    длительного времени и вызрело к концу ХХ в.

    Рассмотрение онтогенеза как качественного преобразования личности -

    несколько десятилетий назад. Это активизировало научную мысль и поставило

    вопросы о динамике развития личности, этапов ее становления, оптимизации

    методов пед. воздействия.

    Исследования развития личности в онтогенезе проводила Л. И. Божович.

    Личность - взрослый человек, который достиг достаточно высокого уровня

    психического развития. Характеристика личности: способность господствовать

    над обстоятельствами и изменять их в соответствии со своими целями и

    сознательно управлять собой.

    Но это не значит, что биологические особенности не влияют на развитие

    психических (генетическое влияние) => нет ни одной врожденной особенности

    организма, которая была бы полностью нейтральной для психического развития

    ребенка. Их значение: в системе каких факторов они действуют.

    16. 11. 99г.

    Субъектно-деятельностный подход в педагогическом образовании.

    Категориальный строй науки меняется при возникновении новых значимых

    идеи, которые не обозначаются или нечетко описываются традиционными

    понятиями. Так происходит с феноменом субъективной педагогики в

    соответствии с гуманистической парадигмой образования, где личноть - есть

    самоорганизующийся объект, наделенный характеристиками:

    способность присваивать мир идей и предметов, производить,

    преобразовывать их, создавать новое;

    осознание и принятие задач, установок Дети на всех этапах ее осущ-ния,

    способность самостоятельно их

    определять;

    владение умениями, ориентирующими основание Дей, реализуемых в

    соответствии с принятыми или

    самостоятельно выработанными установками и задачами;

    осознание собственной значимости для других людей, ответственности за

    результаты Д, причастности и

    ответственности за явлениями природы и социальной действительностью;

    способность к нравственному выбору в ситуациях противоречий,

    обоснованный выбор внутри своего "Я", а не

    во вне;

    способность к рефлексии. Потребность в ней как условие осознанного

    регулирования своего поведения, своей Д

    в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, и с

    другой стороны - с ограничениями,

    осознанием своей несвободы;

    интегративная активность (Абульханова-Славская) предполагает активную

    позицию личности во всех

    проявлениях от осознанного целеполагания до оперирования и

    конструктивной корректировки самих способов

    Д;

    стремление и способность инициативно, критически и инновационно

    рефлексировать и прогнозировать

    результаты Д и отношений;

    направлять на реализацию само- воспитания, образования, оценки,

    анализа, развиитя, определения,

    идентификации, детерминации и др.;

    способность самостоятельно вносить коррективы в свою Д, в сопутствующие

    ей обстоятельства с учетом

    поставленной цели, внутренняя независимость от внешнего мира, от

    внешних проявлений (не игнорирование, а

    устойчивость взглядов, ценностей, мотивов, их коррекция и изменение);

    творческий потенциал, уникальность, неповторимость, что есть основа для

    плодотворных межсубъектных

    отношений, взаимодействия, общения.

    Это очерчивает объектное поле субъектной педагогики.

    Предмет субъектной педагогики - механизм объект-субъектного

    преобразования личности (С. М. Годник). Это процесс превращения человека из

    объекта, на который влияют обстоятельства, в субъекта, господствующего над

    обстоятельствами.

    Это преобразование имеет место на:

    - макроуровне (учащийся проходит по ступеням общего и проф. развития,

    из звена в звено системы),

    - микроуровне (с определением человека во всех ситуациях его

    личностного развития и проф. роста). Такое преобразование осущ-ся на основе

    субъектного подхода, который предусматривает:

    смыслопоисковый диалог, как метод развития личности,

    средства реализации новых технологий образовательного процесса

    (взаимодействие, сотворчество, рефлексия, креативность, ситуационное

    проектирвоание, индивидуальное самонаучение и саморазвитие). Субъективный

    подход имеет длительную и обширную историографию. Философские знания.

    Субъектное бытие человека изучалось:

    1) в философских учениях: "человек деятельный" и "познающий субъект"

    (Гегель, Кант, Фейербах);

    2) вопросы онтологии субъекта, трансцендентальной сущности субъекта

    (Хайдеггер, Каиин, Гуссерльд и др.);

    Особое место отводится в исследовании онтологической проблемы идеи

    русской философии (Бердяев, Зеньковский, соловьев, Лосский, Флоренский и

    др.). Они связывали субъектную активность человека с любовью к жизни, к

    Богу.

    Свою высшую представленность идея субъектности получила в XX столетии в

    рамках персонологического направления:

    индивидуальная психология (Адлер),

    аналитическая псияхология (Юнг),

    эго-психология (Эриксон, Фромм, Хорни),

    феноменология (Роджерса),

    гуманистическая психология (Маслоу),

    общая психологическая теория (Узнадзе),

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.