Дидаскология
на базе комплексного подхода к решению его проблем.
Современные подходы изучения человека опираются на научно-
гуманистическую концепцию, по которой человек - существо, в которых
органично соединены социальные, биологические и нравственно-духовные
начала.
Господствовавшая в течение длительного времени марксистская методология
привела к развитию ракурса рассмотрения человека.
Ценность человека - эффективность его социального функционирования
(набор его социальных ролей, активное включение в решение общественно
значимых задач) => Целостный человек рассматривается через призму
социальных ориентации.
Онтологическая многогранность человека и форм его бытия задала
специфику антропологии как междисциплинарной области знания.
Пед. антропология - есть часть общей антропологии (научное
направление). Возникновение и развитие пед. антропологии существует (как
специфическая область человекознания), но она еще не оформилась
дисциплинарно (предмет, статус, методология и теория и т. д. надо
исследовать).
Становление пед. антропологии у нас происходит на солидном фундаменте
отечественной культуры, антропологических традиций и мировой культуры.
Ее задача: изучение закономерности развития целостного человека в
целостном образовательном процессе.
Пед. антропология - система знаний о человеке как субъекте и объекте
образования, позволяющая осуществлять поиск новых типов образовательных
стратегий и технологий.
Разитие педантропологии - условие изменения образовательной политики,
развитие новых отраслей пед. знания ( философия образования, социальная
педагогика, андрогогика, экономика образования, пед. диагностика и др.
отрасли).
Пед. антропология интенсифицирует исследования по:
выявление возрастной динамики воспитательных и образовательных задач,
поиск личностно-развитых стратегий и тактик пед. общения, изучение
возможностей создания личностно-развивающего образовательного пространства,
нахождение условия для становления новых типов учебных заведений,
прогнозирование тенденций развития образовательной политики,
совершенствование систем управления образовательных учреждений и т. п.
Пед. антропология берет задачу разработать требования к содержанию,
форме, концептуальному аппарату учебников и учебных пособий для различных
типов образовательных учреждений и создает условия для внедрения
инновационных образовательных идей в образовательную практику.
Пед. антропология формулирует основные принципы, которые приобретают
статус методологии для всего цикла пед. дисциплин:
1) соответствие содержания методов и форм образования их целостному и
системному знанию о человеке,
2) построение образовательного процесса на основе диахронической и
синхронической системности личности,
3) соответствие развиваемых типов образовательной практики этническим и
ментальным характеристикам субъектов образования,
4) соответствие внедряемых пед. технологий традиционным и инновационным
тенденциям и достижениям
Россиийской и мировой педагогике.
Система проблем методов, принципов пед. антропологии, по мнению Б. М.
Бид-Бада, может быть выстроена в виде пирамиды, фундаментом которого
являются знания:
1) о сущности человека, как объекта и субъекта образовательного
процесса,
2) над ними знания о закономерностях образования, воспитания, учения,
обучения,
3) венчает знания о природе и методе антропологии.
Т. о. это природа личности, общества и познания.
Сегодня производятся попытки определения статуса пед. антропологии в
целостной системе общей антропологии. Пед. антропология в настоящее время
проходит этап своего становления. Главным предметом образовательной и пед.
антропологии является человек.
В антропологии есть субъективный и объективный компонент => она
стремится познать человека как субъект и объект бытия.
Пед. антропология познает человека как субъект и объект
образовательного процесса.
Пед. антропология интегрирует широкий спектр знаний из различных
дисциплин (аксеология, биология, культурология, философия, кибернетика,
медицина, плитология, религиоведение), а чтобы вычленить знания, нбх-е для
пед. антропологии, надо выявить ведущие идеи, явлющиеся ее методологическим
основанием.
Сегодня очевидно, что пед. мысль России возвращается к
антропологическим основаниям.
Развитие идеи пед. антропологии. Возможно, что наследие отечественной
пед. культуры имеет блестящую плеяду ученых и практиков и специальная
область знаний, в которых была развита антропологическая проблематика
(педология, философия образования, социология, возрастная и педагогическая
психология и др.)
В основе обострения интереса к пед. антропологии лежит цель - выработка
новой парадигмы образования, центрированной на человеке. Педагогики научной
школы по-разному отреагировали на освоение антропологической проблематики.
Педагогика не может существовать без антропологического основания!
Современная пед. концепция развития образования и воспитания
основывается на идеях:
целостности человека,
его биологической и социальной природы,
личности и ее субъектности (для Сластенина!),
единства физического, психического и социального развития человека,
единства индивидуального и социального развития человека.
Ряд идей об изучении развития личности были в центре внимания учителя
на рубеже веков (Лесгафт, Пирогов, Ушинский, Рубинштейн М. М., Нечаев,
Бехтерев, Кантеро и др.). В их работах гуманистические традиции в подходах
к человеку и его поведению (идеи добра и справедливости, внести посильный
вклад в развитие человеческой культуры).
Большой вклад в разработку антропологического знания внес М. М. Бахтин.
Центральное понятие - "событие бытия", которое рассматривалось как
показатель индивидуального бытия, как срез определенной эпохи, историке
-культурной ситуации.
Жизнь - Д, цепь поступков, "сплошное поступление".
Событие бытия - как место встречи, точка пересечения, из которой
осмысливается индивидуальное бытие и бытие вообще.
Требование ответственности. Каждый шаг должен быть пропущен через
нравственное сознание человека. Антропология и этическая онтология Бахтина
длительное время были не задействованы до современных концепций личности.
Исходная посылка Бахтина - тезис об уникальности каждого человека, что
предполагает и наличие определенного долженствования (претворить свой
"избыток видения" в действительности) => каждый человек наделен избытком
видения, который открывается только ему с его места. В этом предназначении
человека-знать свою единственность и претворить ответственным поступком. Он
рассматривал человека как проблему философии, психологии и педагогики.
Пафос Бахтина составляло стремление не потерять человека, неповторимую
индивидуальность за штампами и разногласиями.
Идеей интеграции знаний о человеке были пронизаны работы Ананьева:
развернутая характеристика "индивидуальность", "личность", "субъект
деятельности". В его работе характеристика человека как субъекта Д,
становится основополагающей (способ организации личностью жизни).
Субъективность раскрывает личность индивидуально и типологически:
уровень активности (мера субъектности) - есть типологический критерий.
Затем Ананьев решает, как личность отражает и реализует общественные
тенденции. Леонтьев: концепция качеств личности как системного индивида.
Задача системноуровневого развития личности, диахронического
(развертывающегося во времени строения жизненного пути).
К нему присоединются Ломов, Абульханова-Славская, Асмолов и др. Новый
период: последнее десятилетие
Характеризуется "логикой самоосуществления" идеи личности.
Исследователи открыли новые грани личности:
отраженная субъективность, событийная общность, неадаптивная ак-сть,
персонификация.
Усилилось противостояние психологических школ, начинается переход на
новый парадигмальный уровень. Возрождаются идеи духовности, ценности,
ответственности, развития, самостроительства, бессмертности. Изменяется
образ концепций личности (из абстрактных к усложненным и операционным).
Сейчас идет тенденция изменения понимания масштаба субъектности человека.
Основа для построения концепций личности - идея субъектности учителя.
Субъектность (Петровский-мл.) - свойство самодетерминации бытия
личности в мире. =>, за свое развитие личность ответственна сама.
Субъективность не возникает сама, для ее развития нужны специфические
условия бытия, включенные в Д и общение, развитие умения давать отчет о
своей Д и общении. Личность - главный субъект Дей:
витальной (жизнеД), предметной (практической), коммуникативной
(общение), рефлексивной (саморазвитие).
Личность интегрирует все это в целостный гештальт, выбирая формы своей
активности, свободы и уровня развития.
"Отраженная Субъектность" как продолженность одного человека в другом
дает возможность исследовать образование устойчивых характеристик личности.
Экспериментальные исследования характеристик личности поставило вопрос
о мотивации воспроизводства своей субъективности в мире, т. е. о стремлении
человека быть отраженным в жизни, культуре, значимых других,
как "Я сам". Анализ системы "индивид - другой индивид" позволило
рассмотреть субъекта в его становлении, отраженного и возвращенного.
В процессе.... личность выбирает свои способы приобщения, формируется
индивидуальный мир, образ жизни.
Взаимосвязь... и индивидуализации на разных стадиях становления
личности отразилась на разных стадиях развития пед. антропологии (переход
от социального развития личности к принципу индивидуализации). В отличие от
принципа типологизации принцип индивидуализации чаще рассм-ся учеными. Одни
исследуют высший уровень развития личности (Ананьев), другие - модус
активности (Прангишвили), третьи - способность индивидуальным образом
интегрировать социально-типические качества (Мерлин), четвертые -
избирательность внутреннего по отношению к внешнему, как способность
внутреннего преобразовать внешнее (Рубинштейн).
Проблема индивидуальных различий по способности преобразовать в
проблему индивидуально-типологических различий.
В течение длительного времени в психологии выделяется один тип
личности. Его параметры расматривались как идеальная модель для реальных
личностей, но с позиции теории индивидуальности именно эта теория вобрала
представление о качествах личности, которые не вмещаются в единую
нормативную модель, т. к. индивидуальность отличается. => Выявление новых
более существенных модальностей.
Индивидуальное - не единичный вариант типического, а особая модель,
которая занимает свое место среди рядов типов.
В условиях этой проблемы наука должна установить единую линию перехода
от социальной к социально-психологической, а затем к собственно
психологической типизации. Единство перехода от одной типизации к другой
осуществляется введением характеристик....
Черты социального типа служили не основным признаком для поиска
социально-психологического типа, а задавали разнообразие при общем
социальном типе, по разным психологическим....
В основу типологии пед. антропологии вслед за Рубинштейном положен
принцип анализа личности через ее жизнеД, через способ ее жизни. Это дало
возможность преодолеть одностороннее понимание личности вне ее жизни.
Тезис: потребность в созидании должна охватывать не только предметный
мир, но и самого себя, свое сознание, общение, взаимодействие, личные
качества....
Нбх-о различать педагогические и психологические задачи.
Педагогические задачи связаны с созданием условий развития личности
(личностное пространство), с бытовым и психологическим сервисом:
психологическая атмосфера, гуманистическое взаимодействие, личностная
свобода, приятие, отсутствие авторитаризма, перспективы личностного и проф.
роста, возможность транслировать себя другим, доверительность в общении,
масштабность окружения, наличие средств психологической защиты и поддержки.
Представление развития личности в онтогенезе складывалось в течение
длительного времени и вызрело к концу ХХ в.
Рассмотрение онтогенеза как качественного преобразования личности -
несколько десятилетий назад. Это активизировало научную мысль и поставило
вопросы о динамике развития личности, этапов ее становления, оптимизации
методов пед. воздействия.
Исследования развития личности в онтогенезе проводила Л. И. Божович.
Личность - взрослый человек, который достиг достаточно высокого уровня
психического развития. Характеристика личности: способность господствовать
над обстоятельствами и изменять их в соответствии со своими целями и
сознательно управлять собой.
Но это не значит, что биологические особенности не влияют на развитие
психических (генетическое влияние) => нет ни одной врожденной особенности
организма, которая была бы полностью нейтральной для психического развития
ребенка. Их значение: в системе каких факторов они действуют.
16. 11. 99г.
Субъектно-деятельностный подход в педагогическом образовании.
Категориальный строй науки меняется при возникновении новых значимых
идеи, которые не обозначаются или нечетко описываются традиционными
понятиями. Так происходит с феноменом субъективной педагогики в
соответствии с гуманистической парадигмой образования, где личноть - есть
самоорганизующийся объект, наделенный характеристиками:
способность присваивать мир идей и предметов, производить,
преобразовывать их, создавать новое;
осознание и принятие задач, установок Дети на всех этапах ее осущ-ния,
способность самостоятельно их
определять;
владение умениями, ориентирующими основание Дей, реализуемых в
соответствии с принятыми или
самостоятельно выработанными установками и задачами;
осознание собственной значимости для других людей, ответственности за
результаты Д, причастности и
ответственности за явлениями природы и социальной действительностью;
способность к нравственному выбору в ситуациях противоречий,
обоснованный выбор внутри своего "Я", а не
во вне;
способность к рефлексии. Потребность в ней как условие осознанного
регулирования своего поведения, своей Д
в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, и с
другой стороны - с ограничениями,
осознанием своей несвободы;
интегративная активность (Абульханова-Славская) предполагает активную
позицию личности во всех
проявлениях от осознанного целеполагания до оперирования и
конструктивной корректировки самих способов
Д;
стремление и способность инициативно, критически и инновационно
рефлексировать и прогнозировать
результаты Д и отношений;
направлять на реализацию само- воспитания, образования, оценки,
анализа, развиитя, определения,
идентификации, детерминации и др.;
способность самостоятельно вносить коррективы в свою Д, в сопутствующие
ей обстоятельства с учетом
поставленной цели, внутренняя независимость от внешнего мира, от
внешних проявлений (не игнорирование, а
устойчивость взглядов, ценностей, мотивов, их коррекция и изменение);
творческий потенциал, уникальность, неповторимость, что есть основа для
плодотворных межсубъектных
отношений, взаимодействия, общения.
Это очерчивает объектное поле субъектной педагогики.
Предмет субъектной педагогики - механизм объект-субъектного
преобразования личности (С. М. Годник). Это процесс превращения человека из
объекта, на который влияют обстоятельства, в субъекта, господствующего над
обстоятельствами.
Это преобразование имеет место на:
- макроуровне (учащийся проходит по ступеням общего и проф. развития,
из звена в звено системы),
- микроуровне (с определением человека во всех ситуациях его
личностного развития и проф. роста). Такое преобразование осущ-ся на основе
субъектного подхода, который предусматривает:
смыслопоисковый диалог, как метод развития личности,
средства реализации новых технологий образовательного процесса
(взаимодействие, сотворчество, рефлексия, креативность, ситуационное
проектирвоание, индивидуальное самонаучение и саморазвитие). Субъективный
подход имеет длительную и обширную историографию. Философские знания.
Субъектное бытие человека изучалось:
1) в философских учениях: "человек деятельный" и "познающий субъект"
(Гегель, Кант, Фейербах);
2) вопросы онтологии субъекта, трансцендентальной сущности субъекта
(Хайдеггер, Каиин, Гуссерльд и др.);
Особое место отводится в исследовании онтологической проблемы идеи
русской философии (Бердяев, Зеньковский, соловьев, Лосский, Флоренский и
др.). Они связывали субъектную активность человека с любовью к жизни, к
Богу.
Свою высшую представленность идея субъектности получила в XX столетии в
рамках персонологического направления:
индивидуальная психология (Адлер),
аналитическая псияхология (Юнг),
эго-психология (Эриксон, Фромм, Хорни),
феноменология (Роджерса),
гуманистическая психология (Маслоу),
общая психологическая теория (Узнадзе),
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|