Девиантное материнство в современном родительстве
В одних внимание сосредоточено на руководстве поведением ребенка, в
других — на его интеллектуальном развитии, в третьих - на развитии
социальной компетентности личности. Общим для всех программ по
воспитанию родителей является стремление расширить их
самостоятельность при решении разных задач, во взаимоотношениях с
разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях. Задачи
воспитания родителей можно классифицировать исходя из особенностей
каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он
должен решать на каждом этапе самостоятельно.
Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-
первых, на потребности родителей в поддержке, во-вторых, на
потребности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на
существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и
социальными проблемами общества. Следовательно, необходимость
воспитания родителей можно обосновать либо ссылкой на благополучие
ребенка и семьи в целом, либо подчеркивая общественную значимость
данной проблемы. Воспитание родителей при условии соблюдения прав
семьи на самоопределение и принципа добровольности является здоровой
социальной функцией.
4.1.Основные концепции воспитания родителей
Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей
(религиозные, социальные, эстетические, нравственные и др.). В нем
всегда проявляется образ мышления и уровень культуры данного
общества, и учитываются потребности самих родителей. Эти положения
находят отражение в разнообразных концепциях и моделях воспитания
родителей, наиболее распространенными из которых являются следующие.
Адлеровская модель (А. Адлер). Это направление воспитания
родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении
поведения родителей, которое определяется ведущим принципом
взаимоуважения членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом,
делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, т. е.
формирует социальный характер. Поскольку развитие личности и
определяется социальными мотивами, а человек — существо социальное по
своей природе, для него важно чувство принадлежности к определенной
группе. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности
и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития
личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через
своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой
ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится
жить.
Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются
«равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними
связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет
потребностей ребенка. По данной модели помощь родителям должна носить
воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность,
индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого
раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей,
войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их
поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности.
Естественные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания,
позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или
прочувствовать на деле результаты своих действий. Это способствует
гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком
недостатков собственного поведения.
Учебно-теоретическая модель (Б. Ф. Скиннер). В основе модели
лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых
была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение
родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории
бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение
родителей и их детей можно изменить методом переучивания или
научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам
поведения. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих
и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями
регулирования поведения. Способами формирования поведения являются
положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление
(наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители
играют роль «агентов» социального окружения, которые регулируют
поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения
родители обеспечиваются научными сведениями о регуляции поведения,
знакомятся со специальной терминологией, помогающей описывать эти
процессы. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать
их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все программы
учебно-теоретического направления. Целью программ данного направления
является обучение родителей наблюдению и измерению поведения и
практическое применение принципов теории социального научения в
изменении поведения в домашних условиях.
Модель чувственной коммуникации (Томас Гордон) базируется на
феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент-
центрированной терапии, целью которой является создание условий для
самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между «Я-
идельным» и «Я-реальным» при определенных психологических
обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные
потребности: позитивного отношения других и самоуважения, то условием
здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между
представлением о том, как к нему относятся другие («Я-идельное») и
действительным уровнем любви («Я-реальным»). Изменить поведение
человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. Тем самым
психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства и осознать
свое поведение и предпринять конкретные шаги по его изменению. В
семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает
диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их
искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению
каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей.
Родители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основных
умения:
1) активного слушания;
2) доступно для ребенка выражения собственных чувств;
3) практического использования принципа «оба правы» в семейном
общении.
С названными навыками связано и умение поставить, правильно
сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что
родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать
детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю
ответственность за поиск их решения на самого ребенка.
Модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джон-
гард). Согласно теории трансактного анализа Э. Берна личность каждого
индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями
«Я». Это способ восприятия действительности, анализа получаемой
информации и реагирования индивидуума на действительность. Человек
может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.
«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуиция. С
этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения
человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней
представлено все самое естественное в человеке.
«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого
начала, этой части человеческой личности являются систематические
наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность.
В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное.
Оно начинается с развития сенсорно-моторноro уровня восприятия и
достигает формального, абстрактно-логического мышления.
Положение «родится в личности» включает в себя приобретенные
нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитетных людей в
социальном окружении учит личность определенным нормам и способам
поведения через «родительскую» часть. Родительское программирование
во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно
осуществляется, прежде всего, через трансакции-единицы общения,
которые могут быть дополняющимися, то есть способствующими
взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение
и скрытыми, при которых информация в ходе общения искажается.
Основная задача воспитания родителей — научить членов семьи взаимным
компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для
этого они должны овладеть терминологией трансактного анализа при
рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, научиться
определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с
ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к
изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между
родителями и ребенком.
Модель групповой терапии (Х. Джинот). В основе модели лежит
стремление научить родителей переориентации своих установок в
зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический
характер и сосредоточение на рассмотрении проблемных ситуаций: как
говорить с детьми, как хвалить ребенка, страхи детей и т. д.
Воспитание родителей по Джиноту осуществляется в форме групповых
консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является
достижение позитивных изменений в структуре личности родителей (для
людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с
проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации
должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при
воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться
от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семьях,
родители делятся переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о
трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на
проблемы своей семьи. Инструктаж родителей также происходит в группе
и напоминает групповую консультацию.
Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них по-
своему пытается передать родителям какую-то идею действия,
необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выдвигает
какую-то основную мысль, на базе которой родители могут строить свою
методику воспитания.
Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной
жизни (И. В. Гребенников). В 70 — 80-е годы под руководством И. В.
Гребенникова была разработана и методически оснащена программа
педагогического просвещения родителей, которая исходила из
предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в
семейном воспитании и семейных отношениях связана с
психологопедагогической неграмотностью родителей. Разработка программ
такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей
разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также
деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их
реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной
жизни и семейного воспитания значительно активизировал внимание к
проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим
аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни,
проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология
семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной
проблемой реализации модели в ее психологических аспектах было
отсутствие в учреждениях образования практических психологов и
неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и
семейного воспитания.
Таким образом, существуют разнообразные методологические подходы
к воспитанию родителей, используя которые можно осуществлять
психологическое сопровождение родительства. Каждый из них направлен
на решение определенных практических задач и должен быть соотнесен
как с семейными ценностями, так и психологическими трудностями
родителей.
Модели психологического сопровождения родительства
Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-
психологической поддержки личности, так и источником психической
травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами:
неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными
перверсиями и отклонениями в поведении.
К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек
чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее
влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье
формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней
происходит первичная социализация личности, осваиваются первые
социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители
естественным образом оказывают влияние на своих детей: через
механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов
родительского поведения. Уникальным катализатором семейного
воспитания являются родственные чувства. Семейное воспитание
индивидуально, и потому его невозможно заменить никакими суррогатами
анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны с большим трудом
восполняются в последующей жизни человека.
Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать
функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство
исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой
межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам,
потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры
родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-
типологическими особенностями родителей, По мнению специалистов,
наибольшее значение для формирования личности имеет морально-
психологический климат семьи, который определяет и опосредует все
другие факторы. В свою очередь, сам микроклимат семьи зависит от
характера семейных и прежде всего супружеских и детско-родительских
отношений.
Мы определяем воспитательный потенциал семьи, прежде всего через
детско-родительские отношения. К семьям с высоким воспитательным
потенциалом мы относим семьи подростков, в которых семья и
родительство являются жизненными терминальными ценностями, в которых
присутствует безусловное принятие ребенка как личности, позитивное
отношение ребенка к отцу (матери) и родителям как семейной чете. Не
нарушена структура семейных связей и функционально-ролевое
взаимодействие, преобладают социально-желательный тип поведения
родителей и социальная адекватность поведения детей.
Семьи с низким воспитательным потенциалом имеют противоположные
характеристики.
Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, психолог
рассматривает семью как один из главных объектов своей
профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной
ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам
работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультирование,
психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекция отношения
родителей к ребенку, семейная психотерапия.
С точки зрения влияния семьи на развитие личности ребенка
психологу важно выяснить, какую роль в этом влиянии играют личность
родителей, их отношение к ребенку, семейный эмоционально-
психологический микроклимат, складывающийся в определенную семейную
ситуацию развития. Его также интересует, каким образом та или иная
семейная ситуация воспринимается ребенком, какие последствия она
вызывает в его личностном развитии, поведении и как это сказывается
на его эмоциональном самочувствии.
Воспитательный микросоциум — часть социальной микросреды, которая
осуществляет направленное и ненаправленное воспитательное воздействие
и влияет на формирование личности ребенка.
Семье в воспитательном микросоциуме, этом малом круге общения,
принадлежит главная роль. Семья осуществляет воспитательные
воздействия и влияния позитивной и негативной направленности в
зависимости от личностных особенностей родителей, их отношения к
ребенку и его воспитанию, стиля семейного воспитания. В каждой семье,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|