МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Девиантное материнство в современном родительстве

    В одних внимание сосредоточено на руководстве поведением ребенка, в

    других — на его интеллектуальном развитии, в третьих - на развитии

    социальной компетентности личности. Общим для всех программ по

    воспитанию родителей является стремление расширить их

    самостоятельность при решении разных задач, во взаимоотношениях с

    разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях. Задачи

    воспитания родителей можно классифицировать исходя из особенностей

    каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он

    должен решать на каждом этапе самостоятельно.

    Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-

    первых, на потребности родителей в поддержке, во-вторых, на

    потребности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на

    существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и

    социальными проблемами общества. Следовательно, необходимость

    воспитания родителей можно обосновать либо ссылкой на благополучие

    ребенка и семьи в целом, либо подчеркивая общественную значимость

    данной проблемы. Воспитание родителей при условии соблюдения прав

    семьи на самоопределение и принципа добровольности является здоровой

    социальной функцией.

    4.1.Основные концепции воспитания родителей

    Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей

    (религиозные, социальные, эстетические, нравственные и др.). В нем

    всегда проявляется образ мышления и уровень культуры данного

    общества, и учитываются потребности самих родителей. Эти положения

    находят отражение в разнообразных концепциях и моделях воспитания

    родителей, наиболее распространенными из которых являются следующие.

    Адлеровская модель (А. Адлер). Это направление воспитания

    родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении

    поведения родителей, которое определяется ведущим принципом

    взаимоуважения членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом,

    делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, т. е.

    формирует социальный характер. Поскольку развитие личности и

    определяется социальными мотивами, а человек — существо социальное по

    своей природе, для него важно чувство принадлежности к определенной

    группе. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности

    и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития

    личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через

    своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой

    ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится

    жить.

    Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются

    «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними

    связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет

    потребностей ребенка. По данной модели помощь родителям должна носить

    воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность,

    индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого

    раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей,

    войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их

    поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности.

    Естественные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания,

    позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или

    прочувствовать на деле результаты своих действий. Это способствует

    гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком

    недостатков собственного поведения.

    Учебно-теоретическая модель (Б. Ф. Скиннер). В основе модели

    лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых

    была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение

    родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории

    бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение

    родителей и их детей можно изменить методом переучивания или

    научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам

    поведения. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих

    и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями

    регулирования поведения. Способами формирования поведения являются

    положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление

    (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители

    играют роль «агентов» социального окружения, которые регулируют

    поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения

    родители обеспечиваются научными сведениями о регуляции поведения,

    знакомятся со специальной терминологией, помогающей описывать эти

    процессы. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать

    их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все программы

    учебно-теоретического направления. Целью программ данного направления

    является обучение родителей наблюдению и измерению поведения и

    практическое применение принципов теории социального научения в

    изменении поведения в домашних условиях.

    Модель чувственной коммуникации (Томас Гордон) базируется на

    феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент-

    центрированной терапии, целью которой является создание условий для

    самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между «Я-

    идельным» и «Я-реальным» при определенных психологических

    обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные

    потребности: позитивного отношения других и самоуважения, то условием

    здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между

    представлением о том, как к нему относятся другие («Я-идельное») и

    действительным уровнем любви («Я-реальным»). Изменить поведение

    человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. Тем самым

    психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства и осознать

    свое поведение и предпринять конкретные шаги по его изменению. В

    семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает

    диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их

    искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению

    каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей.

    Родители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основных

    умения:

    1) активного слушания;

    2) доступно для ребенка выражения собственных чувств;

    3) практического использования принципа «оба правы» в семейном

    общении.

    С названными навыками связано и умение поставить, правильно

    сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что

    родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать

    детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю

    ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

    Модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джон-

    гард). Согласно теории трансактного анализа Э. Берна личность каждого

    индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями

    «Я». Это способ восприятия действительности, анализа получаемой

    информации и реагирования индивидуума на действительность. Человек

    может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.

    «Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуиция. С

    этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения

    человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней

    представлено все самое естественное в человеке.

    «Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого

    начала, этой части человеческой личности являются систематические

    наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность.

    В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное.

    Оно начинается с развития сенсорно-моторноro уровня восприятия и

    достигает формального, абстрактно-логического мышления.

    Положение «родится в личности» включает в себя приобретенные

    нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитетных людей в

    социальном окружении учит личность определенным нормам и способам

    поведения через «родительскую» часть. Родительское программирование

    во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно

    осуществляется, прежде всего, через трансакции-единицы общения,

    которые могут быть дополняющимися, то есть способствующими

    взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение

    и скрытыми, при которых информация в ходе общения искажается.

    Основная задача воспитания родителей — научить членов семьи взаимным

    компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для

    этого они должны овладеть терминологией трансактного анализа при

    рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, научиться

    определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с

    ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к

    изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между

    родителями и ребенком.

    Модель групповой терапии (Х. Джинот). В основе модели лежит

    стремление научить родителей переориентации своих установок в

    зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический

    характер и сосредоточение на рассмотрении проблемных ситуаций: как

    говорить с детьми, как хвалить ребенка, страхи детей и т. д.

    Воспитание родителей по Джиноту осуществляется в форме групповых

    консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является

    достижение позитивных изменений в структуре личности родителей (для

    людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с

    проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации

    должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при

    воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться

    от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семьях,

    родители делятся переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о

    трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на

    проблемы своей семьи. Инструктаж родителей также происходит в группе

    и напоминает групповую консультацию.

    Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них по-

    своему пытается передать родителям какую-то идею действия,

    необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выдвигает

    какую-то основную мысль, на базе которой родители могут строить свою

    методику воспитания.

    Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной

    жизни (И. В. Гребенников). В 70 — 80-е годы под руководством И. В.

    Гребенникова была разработана и методически оснащена программа

    педагогического просвещения родителей, которая исходила из

    предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в

    семейном воспитании и семейных отношениях связана с

    психологопедагогической неграмотностью родителей. Разработка программ

    такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей

    разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также

    деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их

    реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной

    жизни и семейного воспитания значительно активизировал внимание к

    проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим

    аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни,

    проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология

    семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной

    проблемой реализации модели в ее психологических аспектах было

    отсутствие в учреждениях образования практических психологов и

    неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и

    семейного воспитания.

    Таким образом, существуют разнообразные методологические подходы

    к воспитанию родителей, используя которые можно осуществлять

    психологическое сопровождение родительства. Каждый из них направлен

    на решение определенных практических задач и должен быть соотнесен

    как с семейными ценностями, так и психологическими трудностями

    родителей.

    Модели психологического сопровождения родительства

    Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-

    психологической поддержки личности, так и источником психической

    травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами:

    неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными

    перверсиями и отклонениями в поведении.

    К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек

    чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее

    влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье

    формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней

    происходит первичная социализация личности, осваиваются первые

    социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители

    естественным образом оказывают влияние на своих детей: через

    механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов

    родительского поведения. Уникальным катализатором семейного

    воспитания являются родственные чувства. Семейное воспитание

    индивидуально, и потому его невозможно заменить никакими суррогатами

    анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны с большим трудом

    восполняются в последующей жизни человека.

    Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать

    функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство

    исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой

    межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам,

    потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры

    родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-

    типологическими особенностями родителей, По мнению специалистов,

    наибольшее значение для формирования личности имеет морально-

    психологический климат семьи, который определяет и опосредует все

    другие факторы. В свою очередь, сам микроклимат семьи зависит от

    характера семейных и прежде всего супружеских и детско-родительских

    отношений.

    Мы определяем воспитательный потенциал семьи, прежде всего через

    детско-родительские отношения. К семьям с высоким воспитательным

    потенциалом мы относим семьи подростков, в которых семья и

    родительство являются жизненными терминальными ценностями, в которых

    присутствует безусловное принятие ребенка как личности, позитивное

    отношение ребенка к отцу (матери) и родителям как семейной чете. Не

    нарушена структура семейных связей и функционально-ролевое

    взаимодействие, преобладают социально-желательный тип поведения

    родителей и социальная адекватность поведения детей.

    Семьи с низким воспитательным потенциалом имеют противоположные

    характеристики.

    Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, психолог

    рассматривает семью как один из главных объектов своей

    профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной

    ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам

    работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультирование,

    психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекция отношения

    родителей к ребенку, семейная психотерапия.

    С точки зрения влияния семьи на развитие личности ребенка

    психологу важно выяснить, какую роль в этом влиянии играют личность

    родителей, их отношение к ребенку, семейный эмоционально-

    психологический микроклимат, складывающийся в определенную семейную

    ситуацию развития. Его также интересует, каким образом та или иная

    семейная ситуация воспринимается ребенком, какие последствия она

    вызывает в его личностном развитии, поведении и как это сказывается

    на его эмоциональном самочувствии.

    Воспитательный микросоциум — часть социальной микросреды, которая

    осуществляет направленное и ненаправленное воспитательное воздействие

    и влияет на формирование личности ребенка.

    Семье в воспитательном микросоциуме, этом малом круге общения,

    принадлежит главная роль. Семья осуществляет воспитательные

    воздействия и влияния позитивной и негативной направленности в

    зависимости от личностных особенностей родителей, их отношения к

    ребенку и его воспитанию, стиля семейного воспитания. В каждой семье,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.