Девиантное материнство в современном родительстве
потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и
соотнесения с условиями и способами их получения. Данный этап имеет
хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового
созревания). Он включает опыт собственного взаимодействия с объектом,
носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием
взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и
общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции.
. Этап дифференциации мотивационных основ половой и
родительской (в данном случае – материнской) сферы
поведения.
В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие»
некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых,
тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской
сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение
имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как
объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает
адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком
после родов. Присутствие объекта деятельности материнской сферы в
этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение
ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной
стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт «кожа-кожа»,
субъективные состояния матери при акте сосания и т. п.). Этот этап
онтогенеза имеет специфику на человеческой стадии, связанную с
осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-культурными
моделями полового и материнского поведения.
. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской
сферы в реальном взаимодействии с ребенком.
Этот этап включает несколько самостоятельных периодов:
беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка
и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской
сферы. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновение и
развитие в ходе беременности отношения к шевелению плода и подготовки
к осуществлению материнских функций в родовом и послеродовом
периодах, обеспечивающих динамику развития эмоционального отношения
матери к соответствующей динамике развития гештальта младенчества.
Эта динамика также может быть разной, она зависит как от истории
развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий
актуального материнства, в том числе и от особенностей ребенка.
. Послеродовый этап.
Ему свойственны образование у матери эмоциональной привязанности
к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему
миру ребенка, к его развитию и изменению. В результате образуется
устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из
возраста, характеризующегося гештальтом младенчества, происходит
продление его потребности в заботе и модификация содержания
потребности в материнстве у матери.
Содержание мотивационно-потребностной сферы матери
В содержании материнской сферы можно выделить три блока:
1. Потребностно-эмоциональный блок.
Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом —
носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о
нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоционального
блока происходит поэтапно и включает образование эмоциональной
реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объекта
деятельности — ребенка, динамику отношения к онтогенетическим
изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие
потребности в охране и заботе, а также возникновение потребности в
материнстве на основе рефлексии своих переживаний.
2. Операциональный блок.
Состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операции
общения с ребенком. Особенностью этих операций, помимо их
инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая
придает самим операциям специфические стилевые характеристики,
соответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности:
осторожность, мягкость, бережность и т. п., специфику вокализации и
мимики.
3. Ценностно-смысловой блок.
Включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что
связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его
конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как
состояния «быть матерью». Ценность материнства, в свою очередь,
связана с рефлексией своих переживаний при выполнении материнских
функций и способствует формированию потребности в материнстве.
Одной из основных особенностей материнской сферы у человека
является прижизненно формирующееся наполнение ценностно-смыслового
блока потребностей и способов их удовлетворения. Можно говорить о
конкретно-культурной модели материнства, которая ориентирована на
развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности
ребенка. Воспитание необходимого для каждой культуры типа
индивидуальной материнской сферы, в свою очередь, обеспечено
различными средствами (модели семьи, материнства и детства, традиции,
система семейного и общественного воспитания и т.п.) и может быть
описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает
наличие материнских функций и их соответствие конкретной культурной
модели.
В настоящее время наблюдается тенденция поиска нового «пути к
модели» материнской сферы, основанная на осознании, как потребностей
самой матери, так и особенностей психического развития ребенка. Это
выражается в повышении запроса родителей на квалифицированную
психолого-педагогическую помощь в освоении своих родительских и, в
частности, материнских функций. Подобная помощь в нашей стране пока
еще не имеет научного, методического и практического обеспечения.
1.2. Психологическая готовность к материнству
Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в
разных аспектах: в плане социологических исследований позднего
материнства и материнства несовершеннолетних; при исследовании
факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и
психическими аномалиями матерей; в филогенетическом аспекте.
Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери,
разрабатываются методы, выявляющие отношения родителей к не
родившемуся ребенку, изучаются факторы, влияющие на материнское
поведение
В зарубежной литературе выделено более 700 факторов, представ-
ленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности
и раннему периоду материнства. Они отражают историю жизни женщины, ее
семейное, социальное положение, личностные качества, связь с
особенностями развития ребенка. Несмотря на то, что проблемы
пренатального развития слабо изучены, предпринимаются попытки
организации пренатального воспитания в русле идеологии психоанализа и
трансперсональной психологии.
В концепции С. Ю. Мещеряковой психологическая готовность к
материнству рассматривается как специфическое личностное образование,
стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация
по отношению к еще не родившемуся ребенку. Она формируется под
влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной
стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как
особое личностное образование.
Основными составляющими структуры психологической готовности к
материнству являются:
. особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве;
. переживания женщиной беременности, в том числе отношение к
еще не родившемуся ребенку;
. ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем.
О характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей
матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным
следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об
их стиле воспитания, своих привязанностях. Важным является опыт,
приобретаемый в играх с куклами, в «дочки-матери», о характере
которого можно судить по воспоминаниям о любимых игрушках, по
предпочтению детей того или иного возраста.
Наиболее важными факторами, говорящими о характере переживания
женщиной своей беременности, являются желанность — нежеланность
ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны
для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие
субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое
проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности,
стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
Установки женщины на стратегию воспитания также свидетельствуют о
преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Здесь
учитывается то, как она собирается ухаживать за ним, следовать ли
строгому режиму, предлагать ли соску и т. д., то есть ее стремление
ориентироваться на потребности ребенка или руководствоваться
собственными представлениями о том, что ему необходимо.
По результатам исследования С. Ю. Мещеряковой были выделены три
уровня психологической готовности к материнству:
. Низкий уровень готовности к материнству (23% от всей
выборки) характеризуется наличием колебаний в принятии
решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в
период беременности. Эти женщины скупо и формально отвечали
на вопросы, касающиеся их отношения к не родившемуся
ребенку (многие не переживали чувства общности с ним, не
придумывали имя, не представляли себе малыша). Они
преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого
режима, были сторонницами «строгого» воспитания.
Такие матери чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности
к собственной матери и строгое отношение родителей, редко играли с
куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.
. Высокий уровень наблюдался у 27% испытуемых. Эти женщины не
испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка,
радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание
положительных ощущений и переживаний в период беременности,
охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их
отношения к своему ребенку (разговаривали с ним,
прислушивались к шевелению, реагировали на него какими-либо
действиями). Ориентировались на соблюдение мягкого режима
(кормить по потребности ребенка, чаще брать его на руки и
т. п.). Все они имели в детстве благоприятный
коммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери,
ласковое отношение собственных родителей, любили играть с
куклами'. Все отметили, что любят детей младенческого
возраста.
. Средний уровень составили 50% матерей; их ответы были
частично сходны с ответами в первой группе и частично — во
второй. У них наблюдалась противоречивая установка на
воспитание, (они не собирались часто брать ребенка на руки,
не были сторонницами кормления по часам и т. д.). Половина
из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери,
их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным. Треть
группы отдавала предпочтение играм в «дочки-матери»,
половина отмечала, что любит детей до года, остальные —
постарше.
Выделенные три уровня психологической готовности к материнству
соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво
сохраняющимся на последующих этапах.
Младенцы матерей с высоким уровнем психологической готовности к
материнству обнаружили самый высокий уровень общения с матерью. Они
более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами
общения, умеют развивать коммуникативную ситуацию, проявляют
выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в
него, не прекращают контакта по своей инициативе и активно
протестуют, когда его прекращает мать. В последующем они отличаются
яркой эмоциональностью, открытым и доброжелательным отношением к
людям, высокой любознательностью.
Младенцы первой группы имеют самые низкие показатели компонентов
комплекса оживления, часто отвлекаются от общения, у них слабо
выражено стремление к сопереживанию с матерью в радующей ситуации.
Позднее они с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабо
владеют речью, плохо умеют играть.
У младенцев из третьей группы отмечался более низкий уровень
общения с матерью, чем у второй. Они менее инициативны, но имеют
высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируя
преимущественно ответное поведение, слабее умеют развивать
коммуникативную ситуацию, нередко сами прекращают общение.
По данным анкетирования и реально наблюдаемому поведению, у
матерей первой группы превалирует объектное отношение к ребенку, у
матерей второй группы — субъектное, а у матерей третьей группы
отмечается смешанное, или промежуточное, отношение.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что женщины, готовые и
не готовые к материнству, имеют различные представления о матери и ее
роли. У женщин, готовых к материнству, присутствует образ
принимающей, отзывчивой матери, способствующей развитию и обучению
ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность. У женщин, не
готовых к материнству, ярко прослеживается сверхценность ребенка и не
выраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к
развитию ребенка.
Мотивы сохранения беременности
По происхождению беременность разделяют на случайную и
запланированную. Случайной является беременность, которая является
нежеланной или неожиданной для супругов. Запланированная делится на
запланированную обоими партнерами и планируемую только женщиной.
Мотивы сохранения беременности главным образом зависят от
личностных установок женщины и социальных нормативов общества,
определяемых культурно-историческим временем, в котором она живет. Н.
В. Боровикова и С. А. Федоренко выделили следующие мотивы сохранения
беременности. Первые два мотива проявляются как на бессознательном,
так и на сознательном уровнях, остальные обычно не осознаются
женщинами.
1. Беременность ради ребенка (6%) — наиболее позитивный мотив,
отражающий психологическую потребность женщины в
материнстве и готовность к нему. Он характерен для
социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких
женщин в возрасте.
2. Беременность от любимого человека (3%) способствует
созданию высокого уровня адаптивности женщины к
беременности. Будущий ребенок выступает как частица
любимого человека, символ «светлого» прошлого или
настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь.
3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям
(24%)—этот мотив обычно присущ молодым девушкам из
обеспеченных семей или вышедшим замуж по расчету, когда
пожилые родители не имеют внуков, (то есть они рождают
ребенка не для себя, а для своих родителей). Следует
отдельно выделить беременность для мужчины. При этом
ребенок рождается не столько в соответствии со своим
желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины.
4. Беременность как протест (12%) — это «беременность назло»
значимому мужчине или родителям. Такое поведение
свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер
вызова, противостояния миру взрослых, является для женщины
драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий
ребенок используется в качестве объективного аргумента,
объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям.
5. Беременность ради сохранения отношений (16%), когда женщина
решается на рождение ребенка, чтобы внести нечто новое в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|