МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Девиантное материнство в современном родительстве

    потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и

    соотнесения с условиями и способами их получения. Данный этап имеет

    хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового

    созревания). Он включает опыт собственного взаимодействия с объектом,

    носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием

    взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и

    общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции.

    . Этап дифференциации мотивационных основ половой и

    родительской (в данном случае – материнской) сферы

    поведения.

    В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие»

    некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых,

    тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской

    сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение

    имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как

    объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает

    адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком

    после родов. Присутствие объекта деятельности материнской сферы в

    этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение

    ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной

    стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт «кожа-кожа»,

    субъективные состояния матери при акте сосания и т. п.). Этот этап

    онтогенеза имеет специфику на человеческой стадии, связанную с

    осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-культурными

    моделями полового и материнского поведения.

    . Этап конкретизации онтогенетического развития материнской

    сферы в реальном взаимодействии с ребенком.

    Этот этап включает несколько самостоятельных периодов:

    беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка

    и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской

    сферы. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновение и

    развитие в ходе беременности отношения к шевелению плода и подготовки

    к осуществлению материнских функций в родовом и послеродовом

    периодах, обеспечивающих динамику развития эмоционального отношения

    матери к соответствующей динамике развития гештальта младенчества.

    Эта динамика также может быть разной, она зависит как от истории

    развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий

    актуального материнства, в том числе и от особенностей ребенка.

    . Послеродовый этап.

    Ему свойственны образование у матери эмоциональной привязанности

    к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему

    миру ребенка, к его развитию и изменению. В результате образуется

    устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из

    возраста, характеризующегося гештальтом младенчества, происходит

    продление его потребности в заботе и модификация содержания

    потребности в материнстве у матери.

    Содержание мотивационно-потребностной сферы матери

    В содержании материнской сферы можно выделить три блока:

    1. Потребностно-эмоциональный блок.

    Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом —

    носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о

    нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоционального

    блока происходит поэтапно и включает образование эмоциональной

    реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объекта

    деятельности — ребенка, динамику отношения к онтогенетическим

    изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие

    потребности в охране и заботе, а также возникновение потребности в

    материнстве на основе рефлексии своих переживаний.

    2. Операциональный блок.

    Состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операции

    общения с ребенком. Особенностью этих операций, помимо их

    инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая

    придает самим операциям специфические стилевые характеристики,

    соответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности:

    осторожность, мягкость, бережность и т. п., специфику вокализации и

    мимики.

    3. Ценностно-смысловой блок.

    Включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что

    связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его

    конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как

    состояния «быть матерью». Ценность материнства, в свою очередь,

    связана с рефлексией своих переживаний при выполнении материнских

    функций и способствует формированию потребности в материнстве.

    Одной из основных особенностей материнской сферы у человека

    является прижизненно формирующееся наполнение ценностно-смыслового

    блока потребностей и способов их удовлетворения. Можно говорить о

    конкретно-культурной модели материнства, которая ориентирована на

    развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности

    ребенка. Воспитание необходимого для каждой культуры типа

    индивидуальной материнской сферы, в свою очередь, обеспечено

    различными средствами (модели семьи, материнства и детства, традиции,

    система семейного и общественного воспитания и т.п.) и может быть

    описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает

    наличие материнских функций и их соответствие конкретной культурной

    модели.

    В настоящее время наблюдается тенденция поиска нового «пути к

    модели» материнской сферы, основанная на осознании, как потребностей

    самой матери, так и особенностей психического развития ребенка. Это

    выражается в повышении запроса родителей на квалифицированную

    психолого-педагогическую помощь в освоении своих родительских и, в

    частности, материнских функций. Подобная помощь в нашей стране пока

    еще не имеет научного, методического и практического обеспечения.

    1.2. Психологическая готовность к материнству

    Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в

    разных аспектах: в плане социологических исследований позднего

    материнства и материнства несовершеннолетних; при исследовании

    факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и

    психическими аномалиями матерей; в филогенетическом аспекте.

    Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери,

    разрабатываются методы, выявляющие отношения родителей к не

    родившемуся ребенку, изучаются факторы, влияющие на материнское

    поведение

    В зарубежной литературе выделено более 700 факторов, представ-

    ленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности

    и раннему периоду материнства. Они отражают историю жизни женщины, ее

    семейное, социальное положение, личностные качества, связь с

    особенностями развития ребенка. Несмотря на то, что проблемы

    пренатального развития слабо изучены, предпринимаются попытки

    организации пренатального воспитания в русле идеологии психоанализа и

    трансперсональной психологии.

    В концепции С. Ю. Мещеряковой психологическая готовность к

    материнству рассматривается как специфическое личностное образование,

    стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация

    по отношению к еще не родившемуся ребенку. Она формируется под

    влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной

    стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как

    особое личностное образование.

    Основными составляющими структуры психологической готовности к

    материнству являются:

    . особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве;

    . переживания женщиной беременности, в том числе отношение к

    еще не родившемуся ребенку;

    . ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем.

    О характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей

    матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным

    следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об

    их стиле воспитания, своих привязанностях. Важным является опыт,

    приобретаемый в играх с куклами, в «дочки-матери», о характере

    которого можно судить по воспоминаниям о любимых игрушках, по

    предпочтению детей того или иного возраста.

    Наиболее важными факторами, говорящими о характере переживания

    женщиной своей беременности, являются желанность — нежеланность

    ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны

    для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие

    субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое

    проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности,

    стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.

    Установки женщины на стратегию воспитания также свидетельствуют о

    преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Здесь

    учитывается то, как она собирается ухаживать за ним, следовать ли

    строгому режиму, предлагать ли соску и т. д., то есть ее стремление

    ориентироваться на потребности ребенка или руководствоваться

    собственными представлениями о том, что ему необходимо.

    По результатам исследования С. Ю. Мещеряковой были выделены три

    уровня психологической готовности к материнству:

    . Низкий уровень готовности к материнству (23% от всей

    выборки) характеризуется наличием колебаний в принятии

    решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в

    период беременности. Эти женщины скупо и формально отвечали

    на вопросы, касающиеся их отношения к не родившемуся

    ребенку (многие не переживали чувства общности с ним, не

    придумывали имя, не представляли себе малыша). Они

    преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого

    режима, были сторонницами «строгого» воспитания.

    Такие матери чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности

    к собственной матери и строгое отношение родителей, редко играли с

    куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.

    . Высокий уровень наблюдался у 27% испытуемых. Эти женщины не

    испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка,

    радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание

    положительных ощущений и переживаний в период беременности,

    охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их

    отношения к своему ребенку (разговаривали с ним,

    прислушивались к шевелению, реагировали на него какими-либо

    действиями). Ориентировались на соблюдение мягкого режима

    (кормить по потребности ребенка, чаще брать его на руки и

    т. п.). Все они имели в детстве благоприятный

    коммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери,

    ласковое отношение собственных родителей, любили играть с

    куклами'. Все отметили, что любят детей младенческого

    возраста.

    . Средний уровень составили 50% матерей; их ответы были

    частично сходны с ответами в первой группе и частично — во

    второй. У них наблюдалась противоречивая установка на

    воспитание, (они не собирались часто брать ребенка на руки,

    не были сторонницами кормления по часам и т. д.). Половина

    из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери,

    их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным. Треть

    группы отдавала предпочтение играм в «дочки-матери»,

    половина отмечала, что любит детей до года, остальные —

    постарше.

    Выделенные три уровня психологической готовности к материнству

    соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво

    сохраняющимся на последующих этапах.

    Младенцы матерей с высоким уровнем психологической готовности к

    материнству обнаружили самый высокий уровень общения с матерью. Они

    более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами

    общения, умеют развивать коммуникативную ситуацию, проявляют

    выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в

    него, не прекращают контакта по своей инициативе и активно

    протестуют, когда его прекращает мать. В последующем они отличаются

    яркой эмоциональностью, открытым и доброжелательным отношением к

    людям, высокой любознательностью.

    Младенцы первой группы имеют самые низкие показатели компонентов

    комплекса оживления, часто отвлекаются от общения, у них слабо

    выражено стремление к сопереживанию с матерью в радующей ситуации.

    Позднее они с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабо

    владеют речью, плохо умеют играть.

    У младенцев из третьей группы отмечался более низкий уровень

    общения с матерью, чем у второй. Они менее инициативны, но имеют

    высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируя

    преимущественно ответное поведение, слабее умеют развивать

    коммуникативную ситуацию, нередко сами прекращают общение.

    По данным анкетирования и реально наблюдаемому поведению, у

    матерей первой группы превалирует объектное отношение к ребенку, у

    матерей второй группы — субъектное, а у матерей третьей группы

    отмечается смешанное, или промежуточное, отношение.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что женщины, готовые и

    не готовые к материнству, имеют различные представления о матери и ее

    роли. У женщин, готовых к материнству, присутствует образ

    принимающей, отзывчивой матери, способствующей развитию и обучению

    ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность. У женщин, не

    готовых к материнству, ярко прослеживается сверхценность ребенка и не

    выраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к

    развитию ребенка.

    Мотивы сохранения беременности

    По происхождению беременность разделяют на случайную и

    запланированную. Случайной является беременность, которая является

    нежеланной или неожиданной для супругов. Запланированная делится на

    запланированную обоими партнерами и планируемую только женщиной.

    Мотивы сохранения беременности главным образом зависят от

    личностных установок женщины и социальных нормативов общества,

    определяемых культурно-историческим временем, в котором она живет. Н.

    В. Боровикова и С. А. Федоренко выделили следующие мотивы сохранения

    беременности. Первые два мотива проявляются как на бессознательном,

    так и на сознательном уровнях, остальные обычно не осознаются

    женщинами.

    1. Беременность ради ребенка (6%) — наиболее позитивный мотив,

    отражающий психологическую потребность женщины в

    материнстве и готовность к нему. Он характерен для

    социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких

    женщин в возрасте.

    2. Беременность от любимого человека (3%) способствует

    созданию высокого уровня адаптивности женщины к

    беременности. Будущий ребенок выступает как частица

    любимого человека, символ «светлого» прошлого или

    настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь.

    3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям

    (24%)—этот мотив обычно присущ молодым девушкам из

    обеспеченных семей или вышедшим замуж по расчету, когда

    пожилые родители не имеют внуков, (то есть они рождают

    ребенка не для себя, а для своих родителей). Следует

    отдельно выделить беременность для мужчины. При этом

    ребенок рождается не столько в соответствии со своим

    желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины.

    4. Беременность как протест (12%) — это «беременность назло»

    значимому мужчине или родителям. Такое поведение

    свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер

    вызова, противостояния миру взрослых, является для женщины

    драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий

    ребенок используется в качестве объективного аргумента,

    объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям.

    5. Беременность ради сохранения отношений (16%), когда женщина

    решается на рождение ребенка, чтобы внести нечто новое в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.