Девиантное материнство в современном родительстве
близкие отношения с мужчиной и удержать его рядом.
6. Беременность как отказ от прошлого (8%) — в этом случае
беременность может расцениваться самой женщиной как желание
почувствовать себя личностью, обрести женскую
индивидуальность, зачеркнуть свое прошлое. Нередко
символизирует начало нового этапа в жизни и наиболее часто
встречается у женщин с «туманным и бурным» прошлым.
7. Беременность как уход от настоящего (5%) преобладает у
одиноких женщин, потерявших надежду на личное счастье. Они
пытаются уйти от собственных проблем в своего ребенка,
заместить свою жизнь его жизнью.
8. Беременность ради сохранения собственного здоровья (26%)
мотив обусловлен боязнью причинить вред своему здоровью
абортом или утратить возможность деторождения в будущем.
Кроме того, можно выделить мотив рождения ребенка для получения
материальной выгоды, получивший в последнее время достаточно широкое
распространение.
Описанные мотивации не существуют в психике женщины в чистом
виде, а взаимно дополняют друг друга на фоне доминирования одной из
них. Кроме того, их присутствие отличается особым мотивационным
фоном. Были выделены три таких фона.
Для молодых женщин эту роль часто играют привлекательность
неизвестного, стремление к новым острым ощущениям. Решение родить
ребенка обычно характеризуется недопониманием степени ответственности
материнства, что обусловливается, прежде всего незрелостью и
несформированностью личности. При условии благоприятной в целом
атмосферы социального окружения женщины беременность может протекать
в экзальтированном, приподнятом настроении. Поведенческие реакции
характеризуются как игровые, с преобладанием в них детских паттернов
поведения.
Для женщин более старшего возраста (после 25 лет) решение
сохранить беременность может определяться стремлением «не быть хуже
других». Особенно ярко это проявляется у женщин, несколько лет
состоящих в бездетном браке. В этом случае беременность приобретает
позитивную психологическую окраску: ребенок является ожидаемым и
желанным, а сама женщина испытывает чувство гордости, связанное со
своим новым положением.
Самоутверждение через беременность. Основной характеристикой
этого фона является его приобретенность. Он навязывается женщине в
процессе социализации посредством воспитания и всего комплекса
прививаемых ей с детства психологических установок.
1.3. Стиль переживания женщиной беременности
В психологии беременности особый интерес представляет возможность
прогнозирования отклонений от адекватного материнского поведения и
проектирование психологического вмешательства. В этих целях
разрабатываются типологии и способы выявления отношения женщины к
беременности.
Стиль переживания беременности включает в себя:
• физическое и эмоциональное переживание момента идентификации
беременности,
• переживание симптоматики беременности,
• динамика переживания симптоматики по триместрам беременности;
• преимущественный фон настроения в эти периоды;
• переживание первого шевеления и шевелений в течение всей второй
половины беременности;
• содержание активности женщины в третий триместр беременности.
Г. Г. Филиппова выделяет шесть стилей переживания беременности.
1. Адекватный. Для него характерны: идентификация беременности
без сильных и длительных отрицательных эмоций; выраженные
соматические ощущения от состояния беременности. В первом триместре
возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов,
появление раздражительности, во втором триместре — благополучное
эмоциональное состояние, в третьем триместре — повышение тревожности
и ее снижение к последним неделям. Активность в третьем триместре
ориентирована на подготовку к послеродовому периоду. Первое шевеление
ребенка ощущается в 16-20 недель, сопровождается положительными
эмоциями; последующие шевеления четко отделены от других ощущений, не
сопровождаются отрицательными соматическими и эмоциональными
переживаниями.
2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом,
беспокойством, которые периодически возобновляются. Соматический
компонент сильно выражен по типу болезненного состояния.
Эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или
депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации,
повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре
это усиливается. Активность в третьем триместре связана со страхами
за исход беременности, родов, послеродовой период. Первое шевеление
ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями или, напротив,
четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с
тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения. Дальнейшие
шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой за себя и
здоровье ребенка. Характерна направленность на получение
дополнительных сведений, патронаж. Характер шевеления
интерпретируется с точки зрения возможных нарушений в развитии
ребенка.
3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную
эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным
проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного
отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности
появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в
ожиданиях послеродового периода.
4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя,
сопровождается чувством досады или неприятного удивления.
Соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже
лучше, чем до беременности. Динамики эмоционального состояния по
триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности
и общего эмоционального тонуса. Первое шевеление отмечается очень
поздно; последующие шевеления носят характер физиологических
переживаний, как доставляющие физическое неудобство. Активность в
третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные
с ребенком.
5. Амбивалентной. Общая симптоматика сходна с тревожным типом,
особенностью являются резко противоположные по физическим и
эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно
возникновение болевых ощущений. Интерпретация своих отрицательных
эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход
беременности, родов. Характерны ссылки на внешние обстоятельства,
мешающие благополучному переживанию беременности.
6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими
отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно
физически и эмоционально окрашена. Беременность переживается как
кара, помеха и т. п. Шевеление окрашено неприятными физиологическими
ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью. К концу
беременности возможны всплески депрессивных или аффективных
состояний.
Ю. Шмурак выделила следующую типологию матерей, отражающую меру
сознательного и бессознательного принятия ребенка:
1. Идеальная (сознательное и бессознательное принятие ребенка).
2. Холодная (сознательное отвержение и бессознательное принятие).
3. Амбивалентная (сочетание сознательного принятия ребенка с
бессознательным его отвержением).
4. Катастрофическая (сознательное и бессознательное отвержение).
При сравнительном изучении переживания беременности у
«благополучных» беременных и женщин, отказывающихся от детей, было
выявлено, что отсутствие или сильное снижение выраженности
симптоматики беременности характерно для «отказниц». Слишком сильная
выраженность симптоматики, сопровождаемая отрицательными
эмоциональными переживаниями, также характерна для неблагоприятного
отношения к беременности и материнству. В психоанализе и
микропсихоанализе при рассмотрении отношения женщин к беременности
обращали внимание на переживание ею шевеления ребенка. Эти
исследования, а также данные о разной интенсивности переживаний
женщиной шевелений ребенка и интерпретации своих физических и
эмоциональных состояний в разных культурах дают возможность
предположить, что стиль переживания женщиной соматического компонента
беременности и шевеления ребенка могут иметь прогностическую ценность
для выявления отклонения от адекватной модели материнства.
2. Девиантное материнство
В последние десятилетия в нашей стране наблюдается тенденция к
такому социальному явлению, как «скрытый инфантицид» — отказ матери
от ребенка. Существуют ли какие-то специфические характерологические
особенности личности, которые нарушают естественное формирование
готовности к материнству? Исследователи указывают на полиморфизм
факторов, предрасполагающих к этому. Одним из малоизученных аспектов
проблемы является обнаруженный еще в начале века феномен искаженного
восприятия матерью своего нежеланного ребенка. В последующем это
наблюдалось у женщин с послеродовой депрессией.
Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональным
состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между
реальным и «идеальным» ребенком, о котором она мечтала во время
беременности. При этом она воспринимает его как обманувшего ее
надежды, источник принуждения и страдания.
Так, исследователи считают, что к таким искажениям особенно
предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью,
потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они
проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает в
себе зло, которое они испытали, все, в чем они себе отказывают.
По мнению В. И. Брутман, одной из причин девиантного материнства
является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая
«отказница» отвергалась своей матерью с детства, что привело к
нарушению процесса идентификации, как на уровне психологического
пола, так и при формировании материнской роли. Неудовлетворенная
потребность в материнской любви и признании не позволяет «отказнице»
самой стать матерью. В. И. Брутман полагает, что для формирования
нормального материнского поведения необходима идентификация с
матерью, а затем на ее основе — эмоциональная сепарация.
Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время
проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочисленных
исследований, в частности С. О. Кашаповой, свидетельствуют об
искаженном формировании материнской сферы, несформированной мотивации
материнства и инфантильном отношении к беременности у девушек-
подростков, ожидающих ребенка. В целом можно отметить следующие
характеристики женщин с нарушенной готовностью к материнству:
1. Эмоциональная и психологическая незрелость, низкая
толерантность к стрессам, несдержанность аффектов.
2. Неготовность к браку в силу эмоциональной
неустойчивости, эгоцентризма, стремления к
независимости.
3. Сосредоточенность на своих проблемах, переживание
чувства несправедливости и недостатка любви.
4. Неразрешенность детских и пубертатных конфликтов.
5. Неполная собственная семья, нередко отсутствует муж,
часто воспитывается отчимом.
6. В ее семейной истории существует паттерн отказа от
ребенка; разводы и физическое насилие регистрируются уже
в поколении бабушки.
7. Эмоциональная зависимость от матери, несмотря на то, что
отношения с ней могут быть негативными.
8. Мать характеризуется ею как агрессивная, директивная и
холодная; она либо не знает о беременности дочери, либо
возражает против нее.
9. Ребенок для нее — источник психологических проблем,
страха и тревоги. Он кажется ей недоступный для
контакта, как нечто незначительное и далекое от нее
самой.
2.1. Психология беременной женщины
Исследователи рассматривают беременность как время эмоционального
кризиса, стресса, поворотного пункта или как некий вид болезни,
навязанный женщине.
С их точки зрения, беременность, особенно первая, — это кризисная
точка в поиске своей женской идентичности. Беременность доказывает
половую принадлежность женщины и видимым образом заявляет внешнему
миру, что она состояла в сексуальных отношениях,
По определению отечественных авторов, беременность — это
физиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной
яйцеклетки, в результате которого формируется плод, способный в
дальнейшем к внеутробному существованию.
Беременность представляет собой качественно. новое состояние
организма, требующее максимальной работы всех органов и систем. Ее
можно рассматривать как стадию развития.
Мы придерживаемся точки зрения, сочетающей оба подхода:
беременность, роды и материнство — это определенные ступени
формирования зрелой женской идентичности. По нашему мнению, эти этапы
связаны между собой таким образом, что от того, насколько полно
женщина проживет предыдущий этап, зависит возможность прохождения
следующего. Рассматривая беременность как стадию развития, можно
выделить основные отличительные характеристики этого периода. На наш
взгляд, изменения затрагивают как психофизиологический, так и
психологический уровень.
На психофизиологическом уровне выделяют изменения в следующих
сенсорных областях.
Акустическая: беременным женщинам часто не нравится громкая
музыка, они начинают предпочитать классическую или медитативную
музыку. Они вздрагивают, когда слышат громкий звук, выстреливающий
звук или внезапный шум.
Визуальная: многие женщины сообщают об изменениях в зрительном
восприятии, в частности, эмоциональных реакциях на визуальные
стимулы, такие, как изображения уродств, жестокость, неприятные
события; в то же время беременные начинают глубже чувствовать красоту
и гармонию. Они также более чувствительны к цветовым сочетаниям.
Кинестетическая: большинство беременных женщин становятся более
чувствительными к способу прикосновения к ним и другим тактильным
сигналам.
Запах: появляется более дифференцированное чувство обоняния.
Поскольку сильные запахи могут быть вредны для будущего ребенка, а
некоторые запахи действуют на мать целебно и успокаивающе, более
дифференцированное обоняние позволяет ей избегать или искать
определенные запахи и их источники.
Вкус: многим беременным женщинам не нравятся определенная пища и
напитки, так же, как вещества, которые являются вредными для
нормального развития плода, например, никотин, алкоголь, кофеин и
т.п. Однако беременные часто начинают бессознательно употреблять в
пищу те продукты, в которых имеются необходимые питательные вещества.
Психологические изменения во время беременности проявляются в так
называемом синдроме беременности — это новое психогенное состояние,
ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в
день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения, и
заканчивается не родами, а в момент «пигмалионизации» своего ребенка.
Синдром беременности переживается женщиной, как правило, на
бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и
характеризуется следующими симптомами.
На первом этапе женщины чаще всего испытывают аффект осознания
себя беременной. Чем выше социальный и интеллектуальный уровень
беременной женщины, чем более она независима и профессионально
успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения будет поставлено
ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью.
Часто женщины первое время «полагаются на волю случая»,
подсознательно желая, чтобы все разрешилось «само собой» (например,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|