МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Девиантное материнство в современном родительстве

    выкидыш или необходимость искусственного прерывания беременности по

    медицинским показаниям). Если беременность не была запланирована, в

    большинстве случаев женщина обращается в консультацию с опозданием,

    когда беременность уже становится очевидной для нее самой и ей не

    остается ничего иного, кроме принятия себя в новом качестве.

    Описанное явление может быть охарактеризовано как симптом принятия

    решения. Для данного симптома характерно подсознательное отделение

    себя женщиной от факта собственной беременности; существуют два

    полюса: «Я и беременность». В этот период в самоощущениях делается

    акцент на себе (на своем «Я»), а отнюдь не на материнстве и будущем

    ребенке.

    Следующим этапом развития синдрома беременности является

    рефлексивное принятие нового собственного образа: «Я в положении»

    (симптом нового «Я»), который характеризуется признанием

    физиологических изменений в своем организме.

    Спайлбергер и Джейкобс показали, что реальные биологические и

    нейроэндокринные изменения, сопровождащающие беременность, могут

    оказывать глубокое психологическое влияние на ожидающих матерей.

    По мнению авторов, поскольку такие изменения носят интенсивный

    характер в начале беременности и для адаптации к ним требуется

    некоторое время, вероятно, что эмоциональные переживания женщины в

    течение первого триместра определяются главным образом этим фактором.

    Подобные изменения создают особый тип психологического стресса,

    характеризующегося такими проявлениями, как тошнота, рвота,

    головокружение, головные боли и нарушения аппетита.

    Особого внимания заслуживает симптом эмоциональной лабильности,

    который в той или иной степени присущ всему периоду беременности. Под

    этим симптомом подразумевается эмоциональная дезадаптивность, которая

    проявляется в колебаниях фона настроения. У некоторых женщин

    возрастает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности

    и наслаждения. У других в это время наступает легкая депрессия и

    усиливается физическая активность, возможно, потому, что беременная

    пытается отрицать новое ощущение собственной пассивности. Колебания

    настроения могут выражаться во внутреннем напряжении различной

    степени — от ощущения скуки, медлительности возрастающего

    недовольства собой до вербализованного чувства угнетенности.

    С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у

    женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к

    беременности. В. И. Брутман и М. С. Радионова считают, что даже самая

    желанная беременность окрашивается противоречивым аффектом, в котором

    одновременно сосуществуют радость, оптимизм, надежда и настороженное

    ожидание, страх, печаль. Здесь и опасения, и страхи, связанные с

    предстоящими родами, иногда доходящие до паники («Вынесу ли я

    роды?»); и неуверенность в своих способностях родить и стать

    полноценной матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка,

    обеспокоенность возможным ухудшением материального положения своей

    семьи, возможным ущемлением личной свободы; и, наконец, переживания

    своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной

    непривлекательности.

    По мере осознания беременной своего нового качества высвечиваются

    лишь отдельные и всякий раз определенные грани этого амбивалентного

    комплекса.

    Далее возникает характерная для беременности психическая

    перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него

    образа ребенка (симптом принятия новой жизни в себе). Этот этап чаще

    всего наступает тогда, когда женщина начинает ощущать первые

    шевеления плода. Ребенок своими движениями как бы заставляет признать

    себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью,

    которой мать управлять не может.

    По мере роста плода чувственный компонент этих ощущений

    становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в

    этот период обычно начинает трактовать поведение будущего младенца:

    «проснулся», «веселится», «беспокоится» и т. п. Наделенная смыслом

    беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий

    аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца,

    его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые

    эмоциональные тона.

    Некоторые женщины настолько погружены в эти переживания, что в их

    поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся

    более сензитивными и внушаемыми, беспомощными и «размягченными». Как

    считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает

    внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние

    способствует формированию образа ребенка, который включается в

    самосознание женщины. Этот образ наполняется особым чувственно-

    смысловым содержанием, которое можно охарактеризовать как

    «соединство», «сроднение».

    Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вершину

    синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия,

    переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического

    состояния. Он характеризуется надвигающейся ответственностью за

    судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем.

    В этот период беременности явно прослеживается изменение

    конструкта «Я — окружающий мир». Женщины, в соответствии с

    изменившимся восприятием действительности, склонны наделять свое

    привычное социальное окружение новыми качественными характеристиками

    на фоне повышенной требовательности. Эту склонность можно определить

    как симптом завышенных притязаний по отношению к другим.

    Внутри симптома завышенных притязаний следует разделять феномен

    недоверия к окружающим и феномен отношения к отцу будущего ребенка.

    Женщина, подсознательно требуя особого отношения к себе, может

    манипулировать окружающими. Изменяется и восприятие мужчины, который

    превращается в отца будущего ребенка. Большинство мужчин,

    подсознательно ожидая изменения социометрического статуса и свою

    ненужность (связанную с перспективой появления другого значимого

    человека в жизни своей женщины), на сознательном уровне скрывают

    вызванную этим тревогу, реализуя свои новые ощущения в неосознанном

    избегании жены. Таким образом, женщина оказывается лишенной мужской

    поддержки в тот момент, когда она больше всего нуждается в ней.

    Все это усугубляется еще и тем, что большинство женщин во время

    беременности испытывают так называемый сенсорный голод, вызывающий

    повышенную раздражительность, нередко переходящую в агрессию по

    отношению к окружающим, а в особенности к своему мужчине. В данном

    случае уместно говорить о симптоме ощущения депривации,

    сопровождающемся духовным отчуждением.

    Начиная с периода в 20 — 25 недель возникает еще одна проблема,

    заслуживающая особого внимания. Физиологические изменения,

    происходящие с беременной женщиной, нередко делают для нее

    невозможной полноценную сексуальную жизнь, что создает или

    увеличивает дистанцию в общении с мужчиной. Перечисленные факторы

    могут способствовать возникновению симптома сексуальной

    неполноценности периода беременности.

    Следующим и одним из самых ярких и эмоционально насыщенных

    симптомов является симптом страха перед родами. Вероятно, каждая

    женщина в некоторой степени испытывает внутренний конфликт, который

    выражается, с одной стороны, в желании, наконец, родить, а с другой

    стороны, избежать родов. С одной стороны, она ожидает благополучного

    завершения беременности, с другой стороны, роды вызывают страх и

    беспокойство. На степень психической незащищенности женщин перед

    родами указывает то, с какой легкостью большинство из них соглашаются

    на применение любых обезболивающих препаратов, не думая о возможных

    последствиях для ребенка.

    Одним из последних симптомов, переживаемых женщиной в период

    беременности, является симптом нетерпения. Женщина испытывает

    нарастающее нетерпение и возбуждение, связанное с уже надоевшей

    беременностью, и непреодолимое стремление к ее окончанию. В этот же

    период наблюдаются характерные колебания настроения: от радости,

    потому что ребенок вот-вот станет реальностью, до различных

    сознательных и бессознательных тревог всех беременных (о возможности

    смерти от родов, о том, нормален ли ребенок и не повредят ли его во

    время родов). Некоторые женщины испытывают радостное возбуждение

    оттого, что снова смогут играть активную роль при родах и оставить

    вынужденно пассивную роль беременной.

    Завершающим симптомом синдрома беременности является

    пигмалионизация родившегося ребенка: переход в восприятии матери от

    его фантастического образа к реальному. Описанный выше синдром

    является типичным для периода беременности у всех женщин. Вместе с

    тем его симптомы могут быть в разной степени выражены в каждом

    конкретном случае. Наиболее ярко указанные симптомы, усиленные

    страхом перед неизвестным, проявляются в течение первой сохраненной

    беременности. Таким образом, субъектное отношение к ребенку является

    стержневым фактором в структуре психологической готовности к

    материнству. Оно проецируется в стиль материнского поведения и тем

    самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического

    развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень

    общения ребенка с матерью, особенности становления у него образа себя

    и потребности в сопереживании. Для большинства женщин беременность

    является не только осознанным желанием, одухотворенным истинным

    смыслом материнства, но и в значительной степени необходимостью

    соответствовать социальным требованиям. Разрешение проблемы

    сохранения беременности определяется, прежде всего, личностью будущей

    матери в системе ее отношений с внешним миром. Следовательно,

    психопрофилактическую работу можно начинать задолго до беременности и

    ориентировать ее на систему отношений, ценностных ориентаций женщины.

    Значительным средством психопрофилактики здесь может быть

    психологическая подготовка к беременности и пренатальное воспитание.

    Неготовность к материнству — основной фактор психологического риска,

    лежащий в основе неадекватного обращения матери с младенцем.

    Исходя из сказанного, можно с полной уверенностью считать

    беременность качественно новым состоянием организма и психики

    женщины. Более того, это состояние является переходом к одному из

    самых важных периодов в жизни женщины — периоду, когда гармония в

    семье во многом (если не полностью) будет зависеть от ее умения быть

    матерью.

    2.2. Представления о материнстве и родительские позиции у женщин

    не готовых к материнству

    Обзор исследований психологии беременных женщин показал, что во

    время беременности у родителей формируется представление о своем

    ребенке и о роли матери.

    Мы предположили, что существуют различия в представлениях о

    материнстве у беременных женщин, готовых и не готовых к материнству.

    Чтобы определить представления о матери и ее роли у наших

    испытуемых, мы использовали метод свободных ассоциаций. Это позволило

    провести содержательнь1й анализ личностного смысла, который имеет

    слово «мать» для беременных женщин, готовых и не готовых к

    материнству.

    В выборке женщин, готовых к материнству, были получены следующие

    группы ассоциаций:

    • любящая — 95% (например, «любящая», «любовь»);

    • понимающая — 79% («понимающая», «справедливая»);

    • добрая, нежная, ласковая — 58% («улыбка», «ласковые руки»,

    «пушистая, как кошка», «доброта», «ласка»);

    • учитель, воспитатель, помощник — 53% («знающая», «мудрая»,

    «наставник», «учитель», «совет»);

    • заботливая — 47% («оберегающая», «заботливая»);

    • хранительница домашнего очага — 37% («дом», «семья», «уют»).

    Для испытуемых этой выборки характерно позитивное отношение к

    материнской роли и функциям женщины в семье, у них ярко выражены

    такие качества матери, как принятие (76%), отзывчивость (63%),

    предпосылки субъекта обучения составляют 53%. В их ассоциациях можно

    проследить самостоятельную ценность ребенка как объекта материнской

    сферы (потребность в контакте, в заботе о нем).

    В выборке женщин, не готовых к материнству, ассоциации следующие:

    • любящая — 43%;

    • живущая ради ребенка — 36% («живущая ради ребенка», «самое

    важное — это ребенок», «готова отдать все для своего ребенка»);

    • чрезмерно опекающая — 29% («постоянная опека», «огромная

    ответственность»);

    • игнорирующая ребенка — 29% («не должна вмешиваться в дела

    ребенка»);

    • учитель, советник — 7% («готова дать совет», «научить

    самостоятельности»).

    Следует отметить, что женщины этой выборки с трудом находили

    ассоциации, их количество было меньше, чем у женщин из выборки

    готовых к материнству. Анализ их ассоциаций свидетельствует о

    невыраженности таких качеств матери, как принятие и отзывчивость,

    представление о том, что надо развивать ребенка с первых месяцев

    жизни, незначимо. Ярко прослеживается представление о сверхценности

    ребенка (желание посвятить ему жизнь, отдать всю себя, чрезмерно

    опекать). Вероятно, это связано с удовлетворением потребности в

    объекте привязанности, стремлением уйти от собственных проблем в мир

    ребенка.

    Родительские позиции по отношению к будущему ребенку беременных

    женщин, готовых и не готовых к материнству

    Мы предположили, что существуют различия в родительских позициях

    по отношению к будущему ребенку у беременных женщин, готовых и не

    готовых к материнству.

    Проверка гипотезы проводилась с помощью методики PARI (измерение

    родительских установок и реакций) и метода статистической обработки

    данных критерий U Манна — Уитни.

    Имеются достоверные различия (на 1%-ном уровне значимости) между

    выборками женщин, готовых и не готовых к материнству, по показателям:

    . оберегание ребенка от трудностей;

    . «жертвенность» родителей;

    . страх причинить ребенку вред;

    . «мученичество» родителей;

    . раздражительность родителей;

    . зависимость ребенка от матери;

    . избегание общения с ребенком;

    . невнимательность мужа;

    . товарищеские отношения с ребенком;

    . необходимость посторонней помощи в воспитании.

    Исходя из сравнительного анализа средних значений изучаемых

    признаков, можно сделать следующие выводы:

    Испытуемые из выборки женщин, готовых к материнству,

    характеризуются более высокими показателями товарищеских отношений с

    ребенком.

    Испытуемые из выборки женщин, не готовых к материнству, имеют

    более высокие следующие показатели: оберегание ребенка оттрудностей,

    страх причинить ребенку вред, зависимость ребенка от матери. Они

    больше ощущают свою «жертвенность» по отношению к ребенку, чаще

    испытывают раздражение и избегают общения с ним, больше указывают на

    невнимательность мужа и необходимость посторонней помощи в

    воспитании.

    В целом для женщин, готовых к материнству, характерны:

    - повышенное внимание со стороны мужа (42%) и чрезмерное

    стремление к товарищеским отношениям с ребенком (42%);

    - остальные показатели методики PARI находятся в пределах средних

    значений, что является наиболее благоприятным для данной методики.

    Для женщин, не готовых к материнству, характерны:

    - ощущение самопожертвенности в роли матери, ограниченность

    интересов женщины рамками семьи, неудовлетворенность ролью хозяйки

    дома;

    - большое количество супружеских конфликтов и «безучастность»

    мужа, его невключенность в дела семьи; необходимость посторонней

    помощи в воспитании ребенка;

    - стремление к чрезмерному обереганию ребенка от трудностей и

    сверхавторитету родителей, повышенный страх причинить ребенку вред;

    - предрасположенность к нетоварищеским отношениям с ребенком;

    - склонность не подавлять сексуальность, агрессивность ребенка,

    нежелание ускорять его развитие и способствовать его активности.

    Механизм формирования психологической готовности к материнству

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.