Учет материальных активов
Учет МБП на ООО «Камень» организован на складе и
в эксплуатации. Сначала малоценные и быстроизнашивающиеся предметы обычно
поступают на склад.
При поступлении МБП на склад материально
ответственным лицом ООО «Камень» выписывается установленной формы приходной
ордер и открывается карточка складского учета малоценных и
быстроизнашивающихся предметов. Каждому наименованию или группе МБП
присваивается номенклатурный номер, в разрезе которых они учитываются. Учет МБП
на ООО «Камень» ведется по материально ответственным лицам.
Отпуск малоценных и быстроизнашивающихся
предметов со склада в эксплуатацию производится по разрешению руководителя
предприятия и оформляется расходными накладными или требованиями установленной
формы (на основании заявок структурных подразделений в пределах установленных
лимитов). МБП стоимостью до одной минимальной заработной платы за единицу
(комплект), за исключением столовой и кухонной посуды, обеденных приборов,
столового белья могут списываться на издержки производства и обращения по мере
отпуска в эксплуатацию. Руководитель предприятия в приказе об учетной политике
устанавливает перечень малоценных и быстроизнашивающихся предметов стоимостью
до одной минимальной заработной платы за единицу, по которым должен вестись
количественно-суммовой учет после передачи их в эксплуатацию. По этим предметам
для обеспечения их сохранности организуют оперативный учет МБП по материально
ответственным лицам на карточках или в специальной книге.
Выдача производственного и хозяйственного
инвентаря отражается в специальных карточках учета МБП ООО «Камень».
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в
процессе эксплуатации изнашиваются. Предприятия торговли и общественного
питания самостоятельно выбирают способ начисления износа МБП на весь отчетный
период, который оговаривается в приказе об учетной политике. МБП стоимостью до
одной минимальной заработной платы за единицу (комплект) на основании первичных
документов (требований, накладных, лимитно-заборных карт и др.) при передаче их
в эксплуатацию могут быть отнесены на издержки производства и обращения без
начисления износа либо с начислением износа в размере 100% и одновременным
списанием в расход.
Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов
стоимостью свыше одной минимальной заработной платы за единицы (комплект)
может начисляться одним из следующих способов:
исходя из сроков службы и стоимости МБП
(аналогично как и амортизация основных средств);
в размере 50% стоимости предметов при передаче их
в эксплуатацию и оставшихся 50% за вычетом полученных материалов, утиля,
лома—при вы-, бытии МБП из эксплуатации и списании.
Сумма износа малоценных и быстроизнашивающихся
предметов включается в издержки предприятий торговли и общественного питания.
Пришедшие в негодность, поломанные и утерянные
МБП подлежат списанию. Для определения непригодности малоценных и
быстроизнашивающихся предметов к дальнейшему использованию на предприятиях
создаются постоянно действующие комиссии, которые осматривают предметы,
подлежащие списанию, устанавливают их непригодность к восстановлению и дальнейшему
использованию, определяют наличие возвратных отходов и возможность их
реализации. Эти комиссии составляют "Акт на списание малоценных и
быстроизнашивающихся предметов" установленной формы. На разные виды МБП
акты на списание рекомендуется составлять отдельно.
При поломке, порче или утере малоценных и
быстроизнашивающихся предметов сначала составляется "Акт выбытия
малоценных и быстроизнашивающихся предметов", в котором указывают причины
их выбь'ггия. Акты выбытия МБП обычно составляются в одном экземпляре и
впоследствии прикладываются к актам на их списание. После составления акта
выбытия МБП работнику взамен изношенного или утраченного предмета выдают новый.
При поломке, порче или утере малоценных и
быстроизнашивающихся предметов по вине работника акт выбытия МБП составляется в
двух экземплярах. Один экземпляр акта остаемся в структурном подразделении
предприятия; второй экземпляр направляется в расчетный отдел бухгалтерии
предприятия для удержания в установленном порядке с работника стоимости поломанного
(испорченного) либо утерянного предмета.
"Акт выбытия мапоценных и
быстроизнашивающихся предметов" служит основанием для составления
"Акта на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов".
Непригодное к дальнейшему использованию МБП сдают на склад предприятия для
утилизации. После расписки кладовщика о принятии утиля акты на списание МБП
утверждаются руководителем предприятия. Утвержденные акты передают в
бухгалтерию предприятия для списания МБП с материально ответственных лиц.
Работники бухгалтерии ежемесячно составляют
оборотные ведомости количественно-суммового учета инвентаря, специальной одежды
и обуви, столовой посуды и приборов по местам хранения и эксплуатации и производят
их сверку с данными учета материально ответственных лиц.
Синтетический учет МБП на ООО «Камень» ведется на
активном счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".
Для учета износа МБП предназначен специальный
регулируемый счет 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся
предметов". (Приложение 12)
По кредиту счета 13 "Износ малоценных и
быстроизнашивающихся предметов" отражают начисление износа МБП; по дебету
счета—первоначальную стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов,
выбывших из эксплуатации (за вычетом стоимости материальных ценностей,
полученных при ликвидации МБП, по ценам возможного их использования).
Реализацию малоценных и быстроизнашивающихся предметов учитывают на
операционно-результатном счете 48 "Реализация прочих активов". По
дебету этого счета отражают первоначальную стоимость выбывших МБП, а также
начисленные налоги и неналоговые обязательные платежи. По кредиту счета 48
"Реа-. лизация прочих активов" учитывают суммы начисленного износа
по выбывшим МБП и их продажную стоимость. Дебетовое (убыток) или кредитовое
(доход) сальдо по счету 48 "Реализация прочих активов" списывают на
счет 80 "Прибыли или убытки".Для обеспечения контроля за сохранностью
и качественным состоянием основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся
предметов, уточнения данных учета периодически проводится их инвентаризация.
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств проводится в соответствии
со статьей 12 Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности".
Сроки проведения инвентаризации основных средств и МБП определяются
руководителем предприятия, собственником имущества или уполномоченным им
органом. Проведение инвентаризации обязательно при смене собственника,
реорганизации либо ликвидации субъекта хозяйствования; при смене материально
ответственных лиц; при составлении годового бухгалтерского отчета, но не ранее
1 октября отчетного года; при установлении фактов хищений или злоупотреблений,
порчи имущества; в случае пожара или стихийных бедствий; по решению
контролирующих, судебных и других уполномоченных на то органов.
Порядок проведения инвентаризации основных
средств и МБП определен "Методическими указаниями по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств", утвержденных Министерством финансов
Республики Беларусь 05.12.1995 года. Для проведения инвентаризации основных
средств и МБП приказом (распоряжением) руководителя предприятия создается
специальная комиссия, которая проверяет фактическое их наличие в местах
эксплуатации и хранения. В задачу комиссии входит проверка правильности
использования и хранения основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся
предметов, выявление ненужного имущества (по ним составляются отдельные инвентаризационные
ведомости).
До начала инвентаризации основных средств и МБП
комиссия проверяет наличие и состояние инвентарных карточек (книг), описей,
технических паспортов, документов на сданные и принятые в аренду объекты. В
случае выявления расхождений и неточностей в учетных регистрах или в
технической документации в них вносятся уточнения и исправления. При
инвентаризации основных средств и МБП комиссия производит осмотр всех объектов
и заносит данные о них в инвентаризационную опись. Инвентаризационная опись
составляется комиссией в одном экземпляре по каждому местонахождению имущества
и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств и МБП.
Опись подписывается членами комиссии, материально ответственными лицами и
передается в бухгалтерию. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также
объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют либо указаны
неправильные данные, характеризующие их, комиссия включает в опись уточненную
информацию. Оценка выявленных при инвентаризации неучтенных основных средств и
МБП производится с учетом рыночных цен на аналогичные предметы, а износ
определяется по техническому состоянию объектов. Результаты проверки
оформляются актами оценки неучтенных объектов.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации
и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная опись с указанием
времени их ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты в негодность
(износ, порча и т.п.). Основные средства, не являющиеся собственностью данного
предприятия, оформляются отдельными инвентаризационными описями.
В бухгалтерии, предприятия фактическое наличие
основных средств сверяется с данными бухгалтерского учета и при выявлении
расхождений выводятся отклонения. Расхождения между данными инвентаризации и
бухгалтерского учета оформляются в бухгалтерии путем составления сличительной
ведомости. Инвентаризационная комиссия изучает причины выявленных отклонений
и выносит решение о принятии мер по ним. Результаты инвентаризации имущества
рассматриваются и утверждаются руководителем предприятия. Выявленные излишки
приходуются, как ранее не учтенные основные средства, бывшие в эксплуатации, и
отражаются в учете как внереализационные доходы путем составления следующих
бухгалтерских записей: дебет счета 01 "Основные средства" и кредит
счета 80 "Прибыли и убытки" (на первоначальную стоимость основных
средств); дебет счета 80 «Прибыли и убытки» и кредит счета 02 "Износ
основных средств" (на сумму их износа).
Если в результате инвентаризации выявлены
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, числящиеся в составе основных
средств, то перевод основных средств в МБП отражается в учете следующим
образом: дебет счета 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"
и кредит счета 01 "Основные средства" (на первоначальную их
стоимость); дебет счета 02 "Износ основных средств" и кредит счета 13
"Износ МБП" (на сумму начисленного их износа); дебет счета 44
"Издержки обращения" и кредит счета 13" Износ малоценных и
быстроизнашивающихся предметов" (на доначисление износа до 50% или до
100% по МБП).
Недостача или порча отдельных основных средств
возмещается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд
отказал во взыскании с виновных стоимости недостающих объектов, то стоимость
недостающих или испорченных основных средств относится на финансовые результаты
деятельности предприятия.
Недостача или
порча отдельных основных средств возмещается за счет виновных лиц. Если
виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с виновных стоимости
недостающих объектов, то стоимость недостающих или испорченных основных средств
относится на финансовые результаты деятельности предприятия.
Развитие рыночных отношений
требует совершенствования отчетности в соответствии с международной практикой и
сопоставимости показателей учета с аналогичными показателями в других странах.
Это возможно при наличии национальных стандартов учета и отчетности, которые бы
отражали особенности экономического развития республики и вместе с тем
соответствовали бы международным стандартам, то есть осуществлялось бы действие
принципа гармонизации. Этим занимается Комитет по международным стандартам
бухгалтерского учета. Логика международных стандартов такова, что они носят
рекомендательный характер и касаются отдельных вопросов учета [20, с.31].
Крах
1929 года на мировых фондовых рынках, породивший многолетний глобальный
экономический кризис в индустриально развитых странах и регионах, выявил
недостаточность применявшейся системы бухгалтерского учета и финансовой
отчетности. Концептуальные принципы составления финансовой отчетности в разных
странах и даже в разных компаниях одной страны существенно отличались друг от
друга. Отчетность разных компаний не всегда правильно понималась
пользователями. Она оказывалась несопоставимой, непригодной для серьезного
делового анализа, приводила к ошибочным и неоднозначным выводам о результатах
деятельности и финансовом положении компаний, представивших отчетность.
В
начале 1930-х годов в США начали разрабатывать систему национальных
общепризнанных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, которые
добровольно применялись крупными компаниями, представленными на фондовых
биржах. На этой основе со временем возникла система ГААП США, дошедшая до наших
дней. В Европе пошли по пути обязательного применения компаниями национальных
планов счетов бухгалтерского учета по модели известного австрийского бухгалтера
Э.Шмалленбаха. После второй мировой войны из этих планов счетов бухгалтерского
учета возникла система национальных счетов для учета внутреннего валового
продукта и других показателей национальной экономической статистики. [44;c.9]
Национальные
общепризнанные стандарты бухгалтерского учета (ГААП), зародившиеся в США,
получили распространение в Канаде, Англии. Мексике, Италии и др. Однако они
неуклонно и неотвратимо вытесняются Международными стандартами финансовой
отчетности. Хотя MCФО впитали в себя многие
«общепризнанные принципы бухгалтерского учета», но они пошли намного дальше
последних в разработке стандартных норм по отражению в финансовой отчетности
новых явлений в экономике и финансах.
Разработка
проблем МСФО началась в 1960-е годы под эгидой Центра Организации Объединенных
Наций по транснациональным корпорациям. Выступая на Генеральной Ассамблее ООН в
начале 1960-х годов, президент США Джон Кеннеди обратил внимание мирового
сообщества на развитие глобальных экономических отношений, возникающих на
основе транснациональных корпораций. Для нормального функционирования новых
отношений необходим универсальный язык общения бизнесменов». В качестве такого
языка он назвал бухгалтерский учет и финансовую отчетность, доступную и
понятную всем заинтересованным лицам. [44;c.11]
Сегодня уже можно говорить о том, что сложилась глобальная система
бухгалтерского учета на базе МСФО. Работающий с 1973 года в Лондоне Комитет по
международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) является независимым
органом, целью которого признается унификация принципов бухгалтерского учета,
используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности. К
концу XX века в КМСФО были представлены более ста стран мира.
В
настоящее время финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО добровольно
составляют более 40 тыс. транснациональных корпораций, имеющих более 200 тыс.
дочерних и зависимых организаций по всему миру.
В
апреле 2000 года Европейская комиссия приняла решение о составлении финансовой
отчетности соответствии с МСФО всеми компаниями, ценные бумаги которых
обращаются на фондовых рынках. В течение пяти лет национальное законодательство
стран Европейского Союза должно быть приведено в соответствие с МСФО и
полностью завершен переход на международные стандарты. Американцы дольше
других держались за национальную систему ГААП. Но необходимость унификации
стандартов финансовой отчетности в связи с глобализацией фондового рынка
заставила их пересмотреть свои консервативные позиции. Федеральная комиссия по
ценным бумагам США решила не позднее 2007 года полностью перейти на финансовую
отчетность по МСФО и отказаться от применения ГААП США. [44;c.14]
Высокое качество МСФО, охватывающих все аспекты бухгалтерского учета и
отчетности, последовательное следование их предписаниям и полное, без всяких
отступлений, применение обеспечивает необходимую прозрачность финансовой
отчетности для всех потенциальных пользователей. Каждый стандарт, наряду с
вопросами классификации и оценки, содержит полный перечень информации,
подлежащей раскрытию в финансовой отчетности. Полное раскрытие информации —
залог прозрачности представляемой отчетности, без которой невозможно достичь
необходимого доверия между операторами любого рынка.
Надежность
и прозрачность информации определяется высоким качеством стандартов учета и
отчетности, готовностью тех, кто составляет отчетность, неукоснительно
следовать установленным стандартам.
Применение международных
стандартов способствует привлечению иностранных инвестиций и дает возможность
приобщения к международным рынкам капитала. Далее, международная практика
показывает что отчетность, сформированная согласно международным стандартам
отличается высокой информативностью. Ведь сами стандарты разрабатываются исходя
из потребностей конкретных пользователей. Именно по пути стандартизации
отчетности и движется сейчас Республика Беларусь.
С целью приведения
национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными
стандартами в 1998 году была проведена программа, предусматривающая следующие
направления реформы:
1.
законодательное
обеспечение и нормативное регулирование учета;
2.
формирование
нормативной базы;
3.
кадровое
обеспечение реформы;
4. международное
сотрудничество [16, с.29].
Вопросы финансовой
отчетности рассматриваются в международном стандарте финансовой отчетности 1,
который опубликован в новой редакции в 1997 году и заменяет и отменяет
действующие до этого три стандарта: международный стандарт финансовой
отчетности 1 «Раскрытие учетной политики», международный стандарт финансовой
отчетности 5 «Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчетности»,
международный стандарт финансовой отчетности 13 «Представление краткосрочных
активов и краткосрочных обязательств». Стандарт предусматривает наличие
следующих форм отчетности: «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и
убытках», «Отчет об изменениях в капитале», «Отчет о движении денежных
средств», заявление об учетной политике, а также пояснительные замечания к
отчетности [22, с.38-39].
В соответствии с международным учетным стандартом
№ 2 "Оценка и отражение в учете товарно-материальных запасов на основе
фактических издержек в прошлом" оценка и представление
товарно-материальных запасов в финансовых отчетах осуществляются на основе
фактических издержек (система, наиболее распространенная в финансовой отчетности).
В стандарте дается четкое определение понятия
"товарно-материальные запасы", показаны составные части фактических
издержек по указанным запасам, формулы исчисления издержек, классификация
запасов.
Под товарно-материальными запасами понимается
реальное (осязаемое) имущество, которое:
предназначено для продажи в ходе обычной
коммерческой деятельности (готовая продукция, товары);
находится в процессе производства с
целью такой продажи (полуфабрикаты, часто именуемые как незавершенное
производство);
должно быть потреблено в ходе производства
товаров или услуг, предназначенных для продажи (материалы).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|