Учет материальных активов
В соответствии с методическими указаниями
Министерства финансов Республики Беларусь к малоценным и быстроизнашивающимся
предметам относятся:
средства труда, производственный и хозяйственный
инвентарь в пределах до установленного лимита. Лимит для отнесения к МБП
устанавливается Министерством финансов Белоруссии (с 01.02.1999 года—30
минимальных заработных плат, а для ковров и ковровых покрытий — 10 минимальных
зарплат). Руководителю предприятия предоставлено право устанавливать на
отчетный год меньший предел стоимости предметов, учитываемых в составе МБП. К
ним, в частности также относятся:
§
предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
§
специальные инструменты и приспособления (инструменты и приспособления
целевого назначения, предназначенные для серийного или массового производства
определенных видов продукции) независимо от их стоимости;
§
орудия лова (тралы, неводы, сети и др.) независимо от их стоимости
и срока службы;
§
специальная одежда, включая форменную, специальная обувь, а также
постельные принадлежности, включая белье, предметы проката независимо от их
стоимости и срока службы и другие аналогичные предметы.
Величина материальных оборотных средств
предприятия торговли зависит от многих факторов. Основными из них являются:
объем товарооборота, его состав; производственная программа; структура
расходуемого сырья; ассортиментная структура покупных товаров; условия и
частота завоза сырья и товаров; организация коммерческой работы; организация
расчетов за товары с поставщиками и др.
Все факторы можно разделить на внешние,
оказывающие влияние независимо от интересов предприятия, и внутренние, на
которые предприятие может и должно активно влиять.
К внешним факторам относятся:
· общеэкономическая
ситуация и рыночная конъюнктура, инфляция;
· система
государственного регулирования торговли;
· налоговое
законодательство. Чем больше налоговая нагрузка на предприятиях
торговли, тем меньше валового дохода и прибыли остается в их распоряжении, а
значит, меньше сумма отчислений на пополнение собственных оборотных средств;
·
условия получения кредитов и процентные ставки по ним.
К внутренним факторам относятся:
·
величина товарооборота. Чем большего объема реализации
стремится достигнуть предприятие, тем большая сумма оборотных средств ему
необходима;
· договорные условия поставок и обеспечение их
выполнения. Более частая закупка товаров меньшими партиями снижает необходимую
сумму оборотных средств. Одна из задач предприятия торговли — ликвидировать
сверхнормативные товарные запасы и параллельно совершенствовать систему
нормирования;
· организация
коммерческой работы. Комплексное изучение рынка дает возможность вкладывать
деньги в закупку тех товаров, которые будут быстро проданы. Это ведет к
ускорению оборачиваемости оборотных средств и снижению их расходования;
· организация
расчетов за товары с поставщиками и покупателями. Формы расчетов
(акцепт, аккредитив, чек), территориальная отдаленность поставщиков
определяют величину оборотных средств, обслуживающих расчеты.
В рыночной экономике особенно важное значение
имеет правильная организация и учет материальных оборотных средств, умелое
управление и повышение эффективности их использования.
Поскольку
оборотные средства включают как денежные, так и материальные ресурсы, от их
организации и эффективности использования зависит не только процесс торговли,
но и финансовая устойчивость предприятия.
Материальные
оборотные средства торговых предприятий призваны обеспечивать непрерывное их
движение на всех стадиях кругооборота с тем, чтобы удовлетворять потребности
предприятия в товарах и материальных ресурсах, обеспечивать своевременность и
полноту расчетов, повышать эффективность использования оборотных средств.
Целью бухгалтерского учета товаров в оптовой
торговле является контроль сохранности, рационального и эффективного
использования товарных запасов; своевременное получение полной и достоверной
информации о товарообороте, о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями,
необходимой для составления расчетов по налогам и неналоговым платежам, начисляемым
от выручки и валового дохода, и для принятия обоснованных управленческих
решений.
Перед бухгалтерским учетом товаров, тары и
товарооборота на оптовых предприятиях стоят следующие задачи:
§
контроль своевременности и правильности документального оформления
поступления и выбытия товаров и тары;
§
контроль полноты оприходования и списания товаров и тары;
§
контроль за ценами, соблюдением действующего порядка формирования
цен на товары и тару и применения оптовых (торговых) надбавок и скидок на
товары;
§
контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью совершения
товарных операций;
§
контроль своевременности представления отчетности материально
ответственными лицами;
§
контроль за объемом и темпами роста оптового товарооборота и полнотой
отражения выручки от реализации товаров в учете и отчетности;
§
достоверность учета товаров и тары, товарооборота и выручки от реализации
товаров;
§
своевременное получение сводной учетной информации по показателям
отчетности;
§
качественное проведение инвентаризации товаров и тары и своевременное
отражение ее результатов в учете;
§
достоверное отражение в учете валового дохода от реализации товаров;
§
своевременное и правильное исчисление налогов и неналоговых платежей
от валового дохода и выявление финансового результата от реализации товаров.
Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов
должен обеспечивать;
§
своевременное и полное оприходование МБП и правильность расчетов с
поставщиками;
§
контроль за сохранностью МБП по материально ответственным лицам,
местам их хранения и эксплуатации;
§
выявление фактической себестоимости приобретенных МБП;
§
правильное документальное оформление и своевременно отражение в
учете движения МБП, получение точной информации об их остатках, контроль за
соответствием фактического наличия МБП установленным нормативам;
§
контроль за правильностью использования МБП во время их эксплуатации,
выявление предметов, не подлежащих дальнейшему использованию;
§
правильное исчисление износа МБП и отнесение его на издержки предприятия;
§
своевременное и правильное списание МБП.
В учете материальных оборотных активов на
торговых предприятиях придерживаются следующих принципов:
1. Принцип материальной ответственности работников за
товарно-материальные ценности при их приемке, хранении и отпуске. Применение
полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности определяет
ведение учета товаров и тары по местам хранения и материально ответственным
лицам.
При приеме на работу материально ответственных
лиц администрация предприятия заключаете ними договор о материальной
ответственности установленной формы.
В торговле применяют две формы материальной
ответственности: индивидуальную — предприятие заключает договор с одним
лицом; коллективную (бригадную) — предприятие заключает договор с
бригадой. В зависимости от размера возмещаемого ущерба различают три вида материальной
ответственности: полную, ограниченную и повышенную. На оптовых предприятиях
применяют полную материальную ответственность за товары по отпускным
или фиксированным розничным ценам с налогом на добавленную стоимость и тару по
учетным ценам. Ограниченную материальную ответственность, как правило,
устанавливают за причиненный ущерб предприятию излишними штрафными выплатами в
виду ненадлежащего исполнения своих обязанностей материально ответственными и
другими должностными лицами. При этом работники несут индивидуальную, а не
бригадную ответственность. Повышенную материальную ответственность
применяют в случаях, установленных законодательством, когда причиненный ущерб
взыскивается с применением соответствующих коэффициентов или по действующим
ценам. ' При бригадной материальной ответственности ущерб взыскивают с членов
бригады пропорционально их заработной плате и фактически проработанному
времени в межинвентаризационном периоде. Размер ответственности каждого члена
бригады (С,) можно определить по следующей формуле:
С—сумма ущерба, причиненного бригадой;
31 32 33..., Зiа-—заработная плата
членов бригады за межинвентаризационный период.
2. Принцип документального оформления
хозяйственных операций. Этот принцип торговые предприятия реализуют путем
применения типовых и специализированных форм товарных документов для учета
поступления, реализации и прочего выбытия товаров и тары, которые являются
бланками строгой отчетности. Внутреннее перемещение товаров и тары от одного
материально ответственного лица к другому производят под контролем и по
распоряжению руководителя и главного бухгалтера предприятия.
3. Принцип периодической отчетности материально
ответственных лиц обусловлен периодичностью бухгалтерской отчетности и
необходимостью своевременной обработки и обобщения текущих данных по движению
товаров и тары с целью получения информации о товарных запасах, об их реализации,
выявления валового дохода от реализации товаров и т.п. Отчетность материально
ответственных лиц должна обеспечить ритмичную работу бухгалтерии. Ее формы и сроки
устанавливает администрация предприятия в зависимости от применяемой формы
бухгалтерского учета, технической оснащенности; документооборота и других
условий.
4. Принцип использования в учете денежного и
натуральных измерителей определяет ведение натурально-стоимостного и
стоимостного учета в натуральных единицах и национальной денежной единице
независимо от валюты контрактов.
5. Выбор учетной цены (покупная или продажная) должен
обеспечить удобную схему учета реализации товаров. На предприятиях оптовой
торговли товары, как правило, учитываются по отпускным ценам
предприятий-изготовителей и импортеров Республики Беларусь, а товары,
самостоятельно ввезенные из-за пределов республики,—по контрактным ценам
зарубежного поставщика без налога на добавленную стоимость, пересчитанным в
белорусские рубли. Товары, поступившие от поставщиков-посредников, на
предприятиях оптовой торговли учитывают, как правило, по отпускным ценам
предприятия-изготовителя (импортера) без налога на добавленную стоимость. В этом
случае оптовую надбавку, уплаченную поставщикам-посредникам на поступившие
товары, учитывают на отдельном аналитическом счете, открываемом к субсчету 42-1
«Торговая наценка (скидка, надбавка)». В конце месяца на основании расчета их
списывают пропорционально стоимости реализованных товаров в дебет счета 46
«Реализация продукции (работ, услуг)», субсчета 1 «Ре-, ализация товаров
оптом». Учетной ценой товаров может быть отпускная цена посредника. Второй
вариант оценки и учета товаров, поступивших от посредников, является более
простым, но требует обязательного контроля правильного формирования отпускных
цен при реализации товаров.
На предприятиях розничной торговли товары
учитывают по розничным ценам, включая налог на добавленную стоимость и налог на
продажу отдельных товаров.
6. Принцип соответствия в учете товарных операций
требует:
» отражения в учете поступления, выбытия, внутреннего перемещения товаров и
тары, результатов их инвентаризации в том отчетном периоде, в котором совершены
хозяйственные операции, проведена инвентаризация;
§
единства оценки поступивших и выбывших товаров, что обуславливает
списание с материально ответственных лиц выбывших товаров и тары по тем же
ценам, по которым они были оприходованы под отчет;
§
тождества оприходованных товарно-материальных ценностей одним и
списанных в расход другим материально ответственным лицом при их внутреннем
перемещении, что достигается встречной проверкой этих данных по товарным,
товарно-транспортным накладным по отдельным операциям и в регистрах
бухгалтерского учета за отчетный месяц;
§
соответствия учетных и отчетных данных фактическому наличию
това-ров и тары, что обеспечивается их инвентаризацией и отражением в учете
выявленных отклонений: оприходованием излишков и списанием (возмещением)
недостач и потерь товаров и тары;
§
тождества данных натурально-стоимостного и стоимостного учета,
аналитического и синтетического учета товаров и тары, что обусловлено отражением
одной и той же информации на счетах бухгалтерского учета и обеспечено сверкой
соответствующих учетных данных в регистрах бухгалтерского учета.
Реализация данного принципа позволяет
своевременно отразить в учете хозяйственные операции, выявить арифметические
ошибки, предупредить случаи злоупотреблений и недостач ценностей, получить
объективную и достоверную информацию.
7. Оценка реализованных товаров и отражение
товаров в отчетности по себестоимости. В себестоимость
реализованных товаров (товаров в остатке) включают их покупную стоимость с
налогом на добавленную стоимость и издержки обращения на реализованные товары
(на остаток товаров). На оптовых торговых предприятиях и оптово-розничных
объединениях учет товаров под отчетом материально ответственных лиц
осуществляют на счете 41 «Товары», субсчете 1 «Товары на складах» по отпускным
ценам (без налога на добавленную стоимость). Входной налог на добавленную
стоимость по приобретенным товарам учитывают на счете 18 «Налог на добавленную
стоимостьпо приобретенным ценностям». При реализации товаров выходной налог на
добавленную стоимость рассчитывают со стоимости отпущенных товаров по отпускным
ценам с оптовой надбавкой и включают в сумму выручки. Издержки обращения на
предприятиях оптовой торговли учитывают на счете 44 «Издержки обращения».
Фактическую себестоимость реализованных товаров (остатка товаров) на
предприятиях оптовой торговли определяют суммированием соответствующих данных
по указанным балансовым счетам (статьям баланса).
8. Определение момента реализации (учета выручки)
позволяет
обеспечить единые методические основы учета выручки, валового дохода и
прибыли, контролировать уплату налоговых и неналоговых платежей в бюджет. В
бухгалтерском учете реализацию товаров отражают: по оплате расчетных
документов покупателями (по дате перевода долга, уступки требования); по
моменту отпуска товаров и перехода права собственности на них покупателям.
9. Выбор метода определения валового дохода на
реализованные товары обусловлен выбором учетной цены и момента
реализации товаров:
§
методом разниц оптовые предприятия определяют реализованные
оптовые надбавки по данным счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»,
субсчета 1 "Реализация товаров оптом» при учете товаров по покупным ценам,
а выручки по отгрузке: выручка от реализации товаров по отпускным ценам минус
покупная стоимость реализованных товаров с налогом на добавленную стоимость;
§
методом балансовой увязки показателей оптовые предприятия определяют
реализованные оптовые надбавки при учете товаров по покупным ценам, а выручки
по оплате—на основании аналитических данных по счету 42 «Торговая наценка»,
субсчета 1 «Торговая наценка (скидка, надбавка)»: к остатку оптовых надбавок по
предъявленным покупателям и неоплаченным счетам на начало месяца прибавляют
оптовые надбавки, включенные в счета покупателей по отгруженным им товарам За
месяц, вычитают остаток оптовых надбавок по предъявленным покупателям и не
оплаченным счетам на конец месяца;
§
методом среднего процента по расчету установленной
формы оптовые предприятия определяют валовой доход на реализованные товары,
учитываемые по продажным ценам независимо от определения момента реализации.
Основные принципы учета материальных оборотных
активов оптовые предприятия реализуют через учетную политику. В приказе об
учетной политике указывают:
§
по методологическим аспектам: учетные цены на товары и
тару; способы складского учета товаров и тары; порядок учета товаров, принятых
на реализацию на условиях консигнации; порядок учета оптовых надбавок, уплаченных
поставщикам-посредникам; момент учета выручки от реализации товаров; порядок
учета и выявления валового дохода от реализации товаров и др.;
§
по организационно-техническим аспектам: перечень типовых и специализированных
форм применяемых товарных документов строгой отчетности; формы и сроки
отчетности материально ответственных лиц; перечень и формы регистров
бухгалтерского учета товаров и тарьгс учетом применяемой формы учета; сроки
инвентаризации товаров и тары на складах и др.
Обществ с ограниченной ответственностью «Камень»,
именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с Гражданским
кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об акционерных
обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной
ответственностью» и новой редакции Учредительного Договора о создании и
основных видах деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Камень» 9
августа 1996 года по реестру за № 6-144.
ООО «Камень». является юридическим лицом, имеет
обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в банках, в т.ч.
валютные, печать, штампы, фирменные бланки, товарный знак.
Местонахождение
Общества: 220073, г. Минск, 4-ый Загородный переулок, дом 56 «А», комната 3.
Общество вправе от своего имени вступать в договорные отношения,
приобретать имущественные и личные неимущественные права, исполнять
обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.
Общество приобретает права юридического лица с момента его
государственной регистрации. Все изменения и дополнения, вносимые в
учредительные документы Общества подлежат государственной регистрации. Общество
подлежит перерегистрации в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Общество несет ответственность по своим обязательствам только в
пределах своего имущества. Общество не несет ответственность по обязательствам
Участников.
Общество может создавать филиалы, дочерние предприятия и
представительства как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.
Филиалы и представительства действуют на основании Положения о них. В месячный
срок после их создания (открытия) в Устав Общества вносятся сведения о них.
Дочерние предприятия являются юридическими липами и действуют на основании
утверждаемых Обществом уставов.
Основной целью деятельности Общества является:
осуществление хозяйственной деятельности, направленной
на получение прибыли для удовлетворения, культурных и экономических
интересов Участников Общества и членов трудового коллектива Общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|