Учет материальных активов
Руководитель предприятия принимает решение, за
счет кого списать потери, и утверждает акт. Второй экземпляр акта передают в
бухгалтерию.
Если на товарные потери (бой) при хранении и
реализации товаров установлены соответствующие нормы, то первый экземпляр
составленного и надлежаще оформленного акта на фактические потери остается у
материально ответственного лица и передается в бухгалтерию вместе с
инвентаризационной описью. Списание этих потерь производят при выведении
результатов инвентаризации в пределах установленных норм и суммы недостачи
товаров. Если на товарные потери (лом, порчу) при хранении и реализации
товаров не установлены нормы, то первый экземпляр акта материально
ответственное лицо прикладывает к отчету. Сверхнормативные потери товаров от
порчи, боя и лома, как правило, взыскивают с виновных лиц по продажным ценам с
налогом на добавленную стоимость. В случаях, когда неизвестны конкретные
виновники, то с согласия коллектива по решению руководителя предприятия потери
могут быть списаны за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, по
покупным ценам.
В бухгалтерском учете товарных потерь
придерживаются следующих принципов:
* нормы естественной убыли и нормы потерь от
боя, лома, порчи являются предельными и применяются только в случае выявления
фактической недостачи;
* списание естественной убыли и товарных
потерь в пределах норм производят на основе соответствующего расчета,
составленного бухгалтером при материально ответственном лице и утвержденного
руководителем предприятия;
* естественную убыль товаров и товарные потери
в пределах норм с материально ответственных лиц списывают в сумме фактических
потерь, но не выше установленных норм;
* недостачу товаров с материально ответственных
лиц списывают по учетным ценам, а на издержки обращения или за счет резерва на
естественную убыль—по покупным ценам без налога на добавленную стоимость.
Разницу между учетными и покупными ценами списывают за счет торговой надбавки;
* выявленные при инвентаризации товарные
потери сверх установленных норм естественной убыли товаров и норм потерь от
боя, лома и порчи товаров относят на материально ответственных лиц по розничным
(продажным ценам), если иное не предусмотрено соответствующими нормативными
актами. В исключительных случаях, когда брак, бой, лом, порча товаров имеет
место по другим причинам при отсутствии вины материально ответственного лица,
такие потери списывают с согласия трудового коллектива по решению руководителя
организации (предприятия) за счет прибыли: отчетного года невозмещенные товарные
потери при стихийных бедствиях; остающейся в распоряжении предприятия—товарные
потери по бесхозяйственности;
* возмещение при недостаче, хищений, порче
материальных ценностей является объектом налогообложения по налогу на
добавленную стоимость. Его сумму в Пользу бюджета начисляют по установленной
или расчетной ставке;
* по недостачам (порче) товаров сверх норм
естественной убыли, списанным за счет предприятия, входной налог на
добавленную стоимость не принимается к зачету и списывается за счет прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия, или других собственных источников.
Для обобщения учетной информации о наличии на
предприятии сумм недостач, хищений, потерь от порчи ценностей, выявленные при
их поступлении, хранении и реализации независимо от их вида и источника
возмещения применяют счет 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По
дебету данного счета товарные потери отражают по цене возникновения (покупным
или продажным ценам) в момент их выявления, а по кредиту списывают на основании
принятого решения руководителем предприятия согласно законодательству и
учредительным документам. Аналитический учет недостач и потерь от порчи
ценностей ведут по их видам и материально ответственным лицам.
Переоценка товарно-материальных
ценностей—это изменение цен на товары в рамках действующего законодательства.
Порядок ее проведения, документального оформления и учета регулируется
нормативными актами Совета Министров, Министерства экономики, Министерства
финансов Республики Беларусь и указаниями Министерства торговли. Переоценка
бывает двух видов: дооценка—повышение цен и уценка—снижение цен.
На уровень цен на товары влияет конъюнктура рынка.
Основными причинами переоценки товаров являются
инфляция, колебания сезонного спроса, истечение сроков реализации
товаров, потеря качества товаров при хранении, экспонировании в витринах, на
выставках и т.п.
Основанием для переоценки товаров служит
распоряжение (постановление) правительственных органов и приказ
руководителя предприятия.
Переоценку материальных ценностей проводят сразу
после окончания работы предприятия накануне дня введения новых цен.
В ходе переоценки комиссия производит
перемаркировку цен на навесных ярлыках и этикетках товаров и составляет опись-акт
па переоценку товаров и других материальных ценностей в двух экземплярах.
В акте указывают наименование, характеристику, обоснование цены товаров, его
количество, учетную цену и стоимость до и после переоценки, а также сумму
уценки или дооценки товаров, которую определяют как разность между стоимостью
товаров до и после переоценки.
По окончании переоценки опись-акт передают в
бухгалтерию, где экономист по ценам проверяет правильность прежних и новых цен,
а бухгалтер проверяет таксировку и правильность подсчета итогов. Факт проверки описи-акта
на переоценку товаров они подтверждают своими подписями. Выявленные в ходе
проверки ошибки в установленном порядке исправляет и подтверждает своими подписями
комиссия, проводившая переоценку.
Результаты переоценки товаров рассматривает и
утверждает руководитель оптового предприятия в двухдневный срок. На основании
проверенного и утвержденного акта на переоценку товаров заведующий складом в
товарном отчете и регистрах складского учета приходует товары по новым ценам
после переоценки и списывает в расход товары по прежним ценам до переоценки.
Бухгалтер, соответственно, закрывает все
аналитические счета товаров по ценам до переоценки и открывает новые
аналитические счета товаров по ценам после переоценки в регистрах
натурально-стоимостного учета, что в учете отражают по дебету и кредиту счета
41 «Товары». Сумму разницы между новыми и старыми ценами отражают на
активно-пассивном счете 14 «Переоценка материальных ценностей» по покупным
ценам: по дебету—сумму уценки, а по кредиту — сумму дооценки. Торговые скидки
от суммы дооценки (уценки) отражают на счете 42 «Торговая наценка», субсчете 1
«Торговая наценка (скидка, надбавка)». Счет 14«Переоценка материальных
ценностей» предназначен для обобщения информации о результатах переоценки
товарно-материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте. Применение
данного счета предприятия оговаривают в учетной политике.
После проверки и утверждения сводных описей-актов
на переоценку товаров суммы уценки (дооценки) списывают за счет
соответствующих источников и сальдо по счету 14 «Переоценка материальных
ценностей» закрывают.
Инвентаризацию товаров и тары на оптовых складах
проводят с целью контроля за их сохранностью, соблюдением условий
хранения товарно-материальных ценностей, проверки рабочего состояния
весоизмерительного оборудования, ведения складского учета, выявления неходовых,
залежалых, с истекающими сроками реализации, подлежащих уценке товаров, их
порчи, боя, применения мер к сокращению товарных потерь и приведения учетных
данных в соответствие с фактическим наличием ценностей.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О
бухгалтерском учете и отчетности» сроки проведения инвентаризации имущества
устанавливаются руководителем предприятия.
Инвентаризацию товаров и тары в обязательном
порядке проводят: при Смене собственника или реорганизации предприятия; при ликвидации
предприятия; перед составлением годовой отчетности; при смене руководителя
предприятия или материально ответственных лиц; при установлении фактов хищений,
других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по
иным причинам (пожар, стихийное бедствие); по решению контролирующих, судебных
и иных уполномоченных на то органов.
Порядок инвентаризации товаров и тары на оптовых
складах регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов
Республики Беларусь 5 декабря 1995 г., № 54.
Инвентаризацию товаров и тары на оптовом складе
проводит инвентаризационная комиссия, назначенная приказом
(распоряжением) руководителя предприятия. В состав комиссии входит не менее
трех человек. Председателем инвентаризационной комиссии, как правило, назначают
представителя администрации оптового предприятия. Количество членов
инвентаризационной комиссии определяется исходя из объемов инвентаризируемых
ценностей и числа материально ответственных лиц. В состав комиссии включают
опытных работников, хорошо знающих инвентаризируемые ценности, первичный учет и
порядок инвентаризации. С целью исключения условий для злоупотреблений
запрещается назначать председателем комиссии для инвентаризации ценностей в
одном предприятии одного и того же работника два раза подряд. При проведении
инвентаризации ценностей после стихийных бедствий (наводнение, пожар и т.п.) в
состав инвентаризационной комиссии приглашают представителя страховой
компании. При проведении инвентаризации ценностей в отсутствие материально
ответственного лица (болезнь и т. п.), а также после хищений, краж, ограблений
в состав инвентаризационной комиссии приглашают представителя милиции,
местного Совета депутатов.
Приказ (распоряжение) о назначении
инвентаризационной комиссии, в котором также указывают объекты, порядок и
продолжительность инвентаризации, подписывают руководитель и главный бухгалтер
предприятия. Распоряжение регистрируют в книге учета инвентаризаций и
под роспись в данной книге вручают председателю комиссии за 2-3 часа до начала
проведения инвентаризации. Внезапность инвентаризации—важнейший принцип ее
проведения. Категорически запрещается доводить до сведения материально ответственных
лиц сроки намечаемой инвентаризации.
Инвентаризационная комиссия несет ответственность
за соблюдение правил и сроков проведения инвентаризации, за полноту и точность
отражения в описи выявленных фактических остатков ценностей, за правильность
отражения отличительных признаков и цен товаров, за качество оформления и
своевременность представления инвентаризационных материалов в бухгалтерию, за
правильность оформления поступления ценностей в период инвентаризации.
На оптовом складе до начала проверки фактического
наличия товаров и тары инвентаризационная комиссия проводит следующие первоочередные
меры:
* пломбирует входы и выходы (кроме одного)
всех помещений, где хранятся ценности;
* проверяет исправность и соблюдение сроков клеймения
весоизмерительного оборудования;
* проверяет и визирует последний на дату
инвентаризации товарный отчет материально ответственного лица с приходными и
расходными документами, с указанием на каждом из них «До инвентаризации на...
(дата)» и подпись председателя инвентаризационной комиссии. Отчет передают в
бухгалтерию, который служит основанием для определения остатков товаров и тары
к началу инвентаризации по учетным данным;
* берет расписку у материально ответственного
лица, которая оформляется на титульной странице инвентаризационной описи, о
том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на товары
и тару сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие
под его ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход;
* при бригадной материальной ответственности с
согласия всех членов бригады председатель инвентаризационной комиссии
составляет протокол формирования подкомиссий с определением состава
каждой и распределением между ними инвентаризируемых объектов.
В состав каждой подкомиссии должно входить не
менее трех человек: два члена инвентаризационной комиссии, одного из которых
назначают председателем подкомиссии, и материально ответственное лицо—член
бригады. Проведение инвентаризаций несколькими комиссиями позволяет сократить
затраты времени на их проведение и проводить их, как правило, в нерабочее
время.
Проверку фактического наличия товаров и тары
комиссия проводит в порядке их расположения в помещении путем их пересчета,
перевешивания, перемеривания. Количество единиц товаров и тары определяет
материально ответственное лицо, а председатель и другие члены комиссии
контролируют правильность их определения. Товары, находящиеся в таре, упаковке,
могут быть записаны в опись на основании спецификации или маркировки по таре,
но часть товара выборочно должна быть распакована для проверки их количества и
качества. При наличии большого количества весовых товаров результаты каждого
их взвешивания член комиссии и материально ответственное лицо записывают
предварительно в накопительную ведомость отвесов. По окончании
взвешивания всей партии товара ведомость отвесов закрывают, сверяют общий итог
количества товаров и переносят его в опись. Составленные по наименованиям
отдельных товаров ведомости отвесов служат приложениями к описи. Не допускается
вносить в опись данные об остатках товаров и тары со слов материально
ответственного лица или по данным бухгалтерского или складского учета без
проверки их фактического наличия.
Сведения о фактическом наличии товаров и тары
записывают в инвентаризационную опись товаров, материалов и тары в
торговле. Отдельные описи с присвоением порядкового номера составляют на
товары; порчу товаров; тару; товары и тару на ответственном хранении и т.п.
Товары на оптовых складах и подготовленные к отправке, находящиеся на складе,
включают в общую инвентаризационную опись и обязательно проверяют, не списаны
ли они материально ответственным лицом в расход. Товары и тару, поступившие на
склад во время инвентаризации, заведующий складом принимает в присутствии
инвентаризационной комиссии. Приходные товарные, товарно-транспортные накладные
на эти товары председатель инвентаризационной комиссии визирует подписью
«Поступили во время инвентаризации, в опись и отчет не включены». Документы на
поступившие во время инвентаризации товары и тару заведующий складом включает
в первый отчет после инвентаризации.
При инвентаризации товаров и тары описи
составляют в двух экземплярах под копирку членом инвентаризационной комиссии и
один экземпляр материально ответственным лицом, а при передаче
товарно-материальных ценностей — в трех экземплярах под копирку членом
инвентаризационной комиссии и по одному экземпляру каждым материально
ответственным лицом, сдающим и принимающим ценности. Все экземпляры
инвентаризационной описи являются действительными и заполняются от руки или с
использованием ЭВМ. Записи в них производят четко, ясно, без помарок и
подчисток, с полным заполнением всех реквизитов: наименование товара,
номенклатурный номер, обоснование цены (прейскурант, дата и номер договора,
протокола согласования цен), единица измерения, цена, количество, сумма и т.д.
Исправление допущенных ошибок производят корректурным способом без копирки во
всех экземплярах инвентаризационной описи. Исправления в части наименования товаров,
их количества, фасовки и цены должны быть оговорены и подтверждены подписями
всех членов комиссии.
На каждой странице инвентаризационной описи
указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей, количество
единиц в натуральных показателях независимо от единиц измерения (штуки,
килограммы, метры и т. д.), в которых записаны эти ценности и их стоимость. В
процессе заполнения описей производится их сверка по каждой странице.
Правильность итоговых данных на каждой странице своими подписями подтверждают
все члены инвентаризационной комиссии. В конце описи на последней странице по
окончании инвентаризации после записи данных по этой странице и прочеркивания
незаполненных строк комиссия указывает в целом по всей описи число порядковых
номеров товарно-материальных ценностей, количества единиц всех ценностей в
натуральных показателях и их стоимость, что подтверждают своими подписями все
члены инвентаризационной комиссии. Здесь же материально ответственные лица дают
расписку, подтверждающую проверку имущества комиссией в их присутствии, об
отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в
описи имущества на ответственное хранение. Если при инвентаризации
товарно-материальных ценностей составлено несколько инвентаризационных описей,
то комиссия составляет сводную опись остатков товаров и тары, в которую
записывают итоговые данные каждой отдельной описи и подсчитывают общие итоги
всех ценностей по предприятию. Все реквизиты на титульной и последней странице
сводной описи заполняют в полном объеме.
Первый экземпляр инвентаризационной описи,
заполненный членом комиссии и экземпляры, заполненные материально
ответственными лицами, а также акт о порче, бое, ломе товаров на выявленные при
инвентаризации товарные потери и письменное объяснение материально
ответственных лиц опричинах образования потерь и недостачи или излишков товаров
и тары председатель комиссии в день окончания инвентаризации или на следующий
рабочий день передает в бухгалтерию. Материально ответственные лица, сдающие и
принимающие ценности, получают в обмен второй и третий экземпляры
инвентаризационной описи, составленные членом инвентаризационной комиссии под
копирку.
Руководитель предприятия, главный бухгалтер или
другое опытные работники по приказу руководителя предприятия проводят
контрольные проверки качества инвентаризаций товарно-материальных ценностей.
Контрольную проверку проводят в присутствии членов инвентаризационной комиссии
в процессе проведения инвентаризации или по ее окончании, но до начала работы
предприятия. Количество товарно-материальных ценностей, подвергающихся
контрольной проверке, определяет руководитель предприятия в каждом конкретном
случае. Результаты контрольной проверки оформляют актом контрольной
проверки правильности проведения инвентаризации ценностей в двух экземплярах,
в котором отражают данные по инвентаризационной описи, фактически
установленные при контрольной проверке и выявленные отклонения по количеству,
цене и сумме товаров и тары, подвергшихся проверке. Акт подписывают лица,
проводившие контрольную проверку, председатель и члены инвентаризационной
комиссии. Акт передают в бухгалтерию, на основании которого ведут учет
проводимых контрольных проверок в книге учета контрольных проверок
правильности проведения инвентаризаций. При установлении значительных
расхождений между данными инвентаризационной описи и данными контрольной
проверки руководитель предприятия назначает новую инвентаризационную комиссию
для проведения повторной сплошной инвентаризации. Виновных лиц за допущенные
нарушения к проведении инвентаризации могут привлекать к административной
ответственности. Если материально ответственные лица после окончания
инвентаризации самостоятельно обнаружат ошибки в описях, то они обязаны
немедленно (до начала работы склада) заявить об этом председателю
инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссии проверяет такие факты
и в случае их подтверждения производит исправления выявленных ошибок в
установленном порядке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|