МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Совершенствование учета и анализа использования сырья и материалов в производстве

    По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.

    Порядок учета неотфактурированных поставок.

    Неотфактурированными считаются поставки, по которым материальные ценности поступили на предприятие без платежного документа. На складе приходуют их, выписывается приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь  материалы по акту расцениваются по учетным ценам, записываются в журнал-ордер №6 как ценности, поступившие на склад, в этой же сумме относятся на группу материалов и в акцепт. Неотфактурированные поставки регистрируются в журнале-ордере №6 в конце месяца, когда возможность получения платежного документа в данном месяце отпала. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются платежные документы (которые отсутствуют). По мере поступления платежных документов на эту поставку в следующем месяце они акцептуются предприятием, оплачиваются банком и регистрируются бухгалтерией в журнале-ордере №6 в свободной строке по группе материалов и в графе в сумме платежного требования. Расчеты с поставщиком по этой поставке будут закончены.

    Порядок учета материалов в пути.

    Материалами в пути называются такие поставки, по которым предприятия акцептовали платежные документы, а материалы на склад по ним еще не получили. К учету принимаются акцептованные платежные документы независимо от того, оплачены они банком или неоплачены.

    В журнале-ордере №6 документы регистрируются в течение месяца. По окончании месяца предприятия обязаны принять эти ценности на баланс, т.е. запись по принадлежности к группе материалов (условно оприходовать), но на начало следующего месяца расчеты по этим поставкам не будут закончены. При поступлении ценностей бухгалтерия получит приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже был дан в момент поступления платежных требований, а может быть, эти счета уже и оплачены) по строке регистрации этого счета в не законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала-ордера №6, по окончании месяца, это поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.

    При расчетах с поставщиками за материалы и сырье могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (ф. № М-7). Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам предприятия или по договорным (отпускным ценам), затем учитываются в журнале-ордере №6 отдельной строкой как неотфактурированная поставка – отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить платежное требование. В случае выявления недостачи бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензии к поставщику.

    Согласно п. 5 ПБУ 5/98 приобретаемые материалы учитываются по фактической себестоимости заготовления. При этом в соответствии с инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий они отражаются на счете 10 либо по фактической себестоимости, либо по учетным (средневзвешенным) ценам.

    Оценка материалов по учетным ценам удобна в ситуации финансовой нестабильности и частого колебания покупных цен. Организация в начале формирует на счет 15 «Заявление и приобретение материалов» информацию о фактической себестоимости  поступивших ресурсов, а затем приходует их на счет 10 по учетным ценам. Возникающие отклонения учитываются обособленно на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов».

    Фактическая себестоимость заготовления складывается из сумм, уплаченных поставщику в соответствии с договором (без НДС), и сумм транспортно-заготовительных расходов (без НДС). К последним, в частности, относятся:

            суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов;

    таможенные пошлины и иные платежи;

    невозмещаемые налоги;

    комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредникам;

    затраты на заготовку и доставку материалов до места их использования;

           иные затраты, непосредственно связанные с приобретением данных ценностей.

    Организуя оценку материалов, необходимо обратить внимание на следующую особенность.

    Фактическая себестоимость поступающих материалов должна включать в себя две нетрадиционные статьи транспортно-заготовительных расходов: расходы по страхованию данных ценностей и расходы по оплате (начислению) процентов по заемным средствам до их оприходования на склад организации.

    Если материалы приобретаются через подотчетных лиц, которые на предприятии являются материально-ответственными лицами, то полученные авансом денежные средства из кассы для покупки материальных ценностей могут использоваться следующим образом:

    средства вносятся материально-ответственным лицом от имени организации в кассу продавца по приходному кассовому ордеру, при этом продавцом выписывается накладная и счет-фактура на приобретенные  ценности. В этом случае сумма НДС  для ее зачета (возмещения из бюджета) во всех первичных документах должна быть выделена отдельной строкой (п.16  инструкции №39);

    при покупке материальных ценностей в магазине розничной торговли материально-ответственное лицо пробивает чек на покупку, тогда как продавец выписывает товарный чек. В этом случае НДС, даже если он выделен в первичных учетных документах, к зачету не принимается, а включается в первоначальную стоимость материально-производственных запасов (как и другие невозмещаемые налоги).

    Для учета материалов, поступивших от поставщиков, в качестве первичного документа применяется приходный ордер (ф № М-14), который составляет материально-ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей по сопроводительным документам, при этом налог с продаж, указанный в этих документах в случае оплаты за наличные денежные средства, включается в покупную стоимость материалов.

    Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что часть материалов оплачивается в безналичном порядке, а часть – наличными денежными средствами. В этом случае стоимость приобретенного материала в части, оплаченной наличными денежными средствами, увеличивается на сумму налога с продаж.

    Рассмотрим на конкретных примерах оплату поставщикам при приобретении материалов.

    Пример 1. Приобретение материалов за наличный расчет оптом.

    Производственное предприятие приобрело через подотчетное лицо оптом за наличный расчет муку на 7560 руб., в т.ч. НДС – 1200 руб., налог с продаж – 360 руб. (при ставке 5%) Прочие расходы с приобретением муки отсутствуют. Отражение операций на счетах бухгалтерского учета покупателя:

    Дебет сч.71 "Расчеты с подотчетными лицами"

    Кредит сч.50 "Касса"

    7600руб.

    денежные средства для покупки муки выданы под отчет

    Дебет сч.10 "Материалы"

    Кредит сч.71 "Расчеты с подотчетными лицами"

    6360

    материал  по  ценам  поставщика согласно договору купли-продажи без

    учета НДС, но с учетом налога с продаж (7560 – 1200 руб.) оприходован на склад;

    Дебет сч.19 "НДС по приобретении ценностей"

    Кредит сч.71 "Расчеты с подотчетными лицами"

    1200 руб.

    отражен НДС по поступившему материалу;

    Дебет сч.68 "Расчеты с бюджетом"

    Кредит сч.19 "НДС по приобретенным ценностям"

    1200 руб.

    сумма НДС по поступившему и оплаченному материалу отнесена на

    расчеты с бюджетом;

    Дебет сч. 50 "Касса"

    Кредит сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами"

    40 руб.

    остаток неиспользованных денежных средств возвращен подотчетным

    лицом (7600 руб. – 7560 руб.);

    Дебет сч. 20 "основное производство"

    Кредит сч. 10 "Материалы"

    6360 руб.

    материалы отпущены для использования в производстве.


    2.4.   Инвентаризация материалов

    Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает предприятие проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:

    не менее одного раза в год по состоянию на первое октября отчетного года (но не ранее) с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;

    при смене материально-ответственных лиц и при стихийных бедствиях;

    в случае расхождений между данными бухгалтерского и складского учета.

    Основная цель инвентаризации – выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются:

    сохранность товарно-материальных ценностей;

    правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента;

    порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.

    По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные, а по времени – на плановые и внеплановые. Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель (директор) предприятия или его заместитель, или главный бухгалтер.

    Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия.

    Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф № инв-3). Складские операции в этот период не производятся: заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.

    Для выявления результатов инвентаризации может использоваться книга остатков материалов, в которой предусмотрены специальные колонки для записи остатков материалов в натуре по данным инвентаризационных описей.

    Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостатки) оформляются составлением  сличительных ведомостей по фактической себестоимости. Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с уменьшением общезаводских расходов (дебет счета 10, кредит счета 26). Недостача ценностей списывается на счете 84 "Недостача и потери от порчи ценностей" с уменьшением стоимости и количества их по счетам материальных ценностей.

    По решению руководителя предприятия сумма недостачи в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства:

    Дебет сч. 25 "Общепроизводственные расходы"

    Кредит сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

    Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на материально-ответственных лиц:

    Дебет сч. 73-3 "Расчеты по возмещению материального ущерба"

    Кредит сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

    Некомпенсируемые потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятия:

    Дебет сч.80

    Кредит сч. 10

    На предприятии недостача и потери от порчи ценностей , когда конкретные виновники не установлены, относятся на затраты производства.


    2.5.   Организация оперативного использования материалов


    На АООТ Филиал "Конаковском хлебокомбинате" оперативный учет движения расхода сырья организован так. Отпуск сырья с центрального склада в цеховые кладовые производится по лимитным картам. На центральном складе на каждый вид сырья ведется отдельная карточка складского учета, в которой на каждый цех отводиться отдельная графа. В ней проставляется количество отпущенного сырья и роспись старшего кладовщика цеха в получении. В функции старшего кладовщика цеха входит получение сырья с центрального склада и доставка его до цеховой кладовой. В цехе имеются сменные кладовщики, два или три, в зависимости от количества смен.

    В цеховой кладовой ведется книга (ф. № 3), в которой на каждое наименование сырья открывается отдельная страница. В этой книге показывается остаток на начало смены, поступление и отпуск в цех. Сырье из цеховой кладовой получает старший рецептурщик, который и расписывается в вышеуказанной книге в получении. Отпуск сырья в цех производится в соответствии с рабочими рецептурами.

    В некоторых цеховых кладовых составляются так называемая рапортичка, в которой по каждому наименованию сырья отражается остаток на начало смены, поступлении и отпуск в производство, на обратной стороне – остаток сырья по видам на начало смены в рецептурном отделении. Этот документ составляется параллельно с ведением книги по ф. № 3 для удобства пользования, так как книга заполняется в течении месяца и в ней трудно ориентироваться при определении остатка сырья на начало каждой смены.

    В подобных случаях никаких рецептурных журналов в цехах не ведется. При таком учете невозможно организовать оперативный анализ расхода сырья, так как неизвестно, какая продукция выпускается и какое сырье на ее изготовление. Это классический пример "котлового" способа учета, недостатки которого хорошо известны.

    Хотя ведение рецептурных журналов дает возможность контролировать соблюдение рецептур и видеть общий расход сырья за смену, однако на основании их нельзя определить общее отклонение от рецептуры на выпущенную продукцию и его причины.

    На ряде предприятий оперативный учет расхода сырья на производстве вообще не ведется или ведется с помощью ведомости движения сырья и материалов. В этой ведомости показаны наименование сырья, единицы измерения, остаток на начало смены, приход за смену, расход за смену, остаток на конец смены. Составляется она ежемесячно. Остатки на начало месяца проставляются на основании актов инвентаризации на 1-е число месяца, приход за смену – на основании документов о приходе (лимитно-заборных карт, накладных). Остаток на конец смены определяется путем взвешивания, обмера или подсчета (штучного сырья, сахара, соли, муки в мешках и др.). Расход за смену устанавливается следующим образом: в другие цеха – на основании внутренних накладных, в производство – на основании рецептурных журналов. Расход в производство за смену контролируется следующим образом: остаток на начало смены плюс приход за смену минус расход  в другие цеха минус остаток на конец смены. Такой учет дает возможность знать ежесменный расход сырья на производство. Однако, поскольку в этой ведомости не показывается выход продукции из затраченного на производство сырья, по ней нельзя провести анализ его использования.

    Как отмечалось ранее, в связи с особенностями технологии трудно определить выход продукции из этого сырья. Сделать это можно было бы только в том случае, если бы сырье для производства поступало вначале смены строго по нормам на выпуск запланированных изделий согласно "Стандартной неделе", полностью использовалось в этой же смене и готовая продукция сдавалась на склад. Но это трудно осуществить практически.

    Наиболее полно требованиям оперативного анализа отвечает организация оперативного учета расхода сырья и выхода продукции в бисквитном производстве. Для этой цели используются ежесменные производственные отчеты, в которых по каждому виду сырья отражаются следующие показатели: фактическое процентное содержание сухих веществ, принято от предыдущей смены, получено со склада, расход на выработанные готовые изделия (по нормам на замес и всего по каждому изделию и на производство в целом). При этом весь расход отражается по массе и по сухим веществам (при плановом и фактическом их содержании). В отчете отражается также количество переданного сырья и остаток на конец смены, количество замесов, возвратные отходы (получено, переработано и т.д.). Такой учет дает возможность вести действенный контроль за сохранностью сырья, соблюдением рецептур, выходом продукции по массе. Однако его данные нельзя непосредственно использовать для оперативного анализа себестоимости.

    Глава III.  АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ


    3.1   Задачи анализа, источники информации.


    Рациональное использование сырья и материалов оказывает разностороннее влияние на процесс экономического развития. Это один из наиболее эффективных путей быстрого роста национального богатства страны, повышение роли интенсивных факторов развития производства и подъема на этой основе народного благосостояния.

    Строжайшая экономия и бережливость в расходовании материальных ресурсов были всегда чрезвычайно важны для нашей страны.

    Увеличение объемов производства промышленной продукции вовлекает большую массу сырья и материалов в производство. Снижение материалоемкости продукции создает большую экономию.

    В хлебопекарной промышленности экономное использование сырья и материалов имеет важное значение, так как в структуре затрат на производство они занимают наибольший удельный вес.

    Ниже показана структура затрат на производство по экономическим элементам "Конаковского хлебокомбината" за год по мучным кондитерским изделиям.

                                                                                                     Таблица № 3.1.

    Структура затрат на производство

    № п/п

    Эк. элемент

    Руб.

    %

    1

    Сырье и основные материалы

    4485091 - 23

    66.3

    2

    Топливо

    54034 - 67

    0.8

    3

    Энергия

    21189 - 64

    0.3

    4

    Заработная плата

    591387 - 51

    8.7

    5

    Отчисление на соц. страхование

    214490 - 00

    3.2

    6

    Содержание оборудования

    158152 - 68

    2.3

    7

    Общезаводские расходы

    932331 - 87

    13.8

    8

    Прочие расходы

    311576 - 22

    4.6

    9

    Итого

    6768253.82

    100


    Удельный вес в структуре затрат занимает сырье и материалы и составляют 66,3%

    В решении задач повышение эффективности использования материальных ресурсов большую роль играет экономический анализ, который способствует изысканию внутрихозяйственных ресурсов более экономического использования сырья и материалов с целью сокращения затрат на производство продукции. Его задачами являются:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.