Операции коммерческих банков на примере банка Украина
p> Банк "Украина" осуществляет расчетно-кассовое обслуживание счетов
своих клиентов на договорных началах и выполняет их распоряжения в
отношении перечисления средств с этих счетов. Образец договора на расчетно-
кассовое обслуживание приведен в приложении №1. Банк списывает средства, зачисленные на счета клиентов только по
распоряжению клиента и в случаях, предусмотренных инструкцией. Распоряжения плательщика оформляются на соответствующих бланках
расчетных документов, характеристику которых мы приведем ниже. Все распоряжения банк принимает только в пределах имеющихся
средств, кроме случаев, предусмотренных инструкцией (платежей связанных с
бесспорным списанием). Основными расчетными документами являются: - платежные поручения; - платежные требования-поручения; - расчетные чеки; - аккредитивы; - векселя; - платежные требования. Кроме того, банк "Украина" осуществляет безналичные расчеты за товары и
услуги при помощи платежных карточек. Все расчетные документы оформляются на бланках расчетных документов,
которые соответствуют таким техническим нормам: - в правом верхнем углу ставится код документа в соответствии с государственным классификатором управленческой документации. К оформлению документов предъявляются следующие требования: - обязательно должны присутствовать все элементы (рамки, линии,
текстовые элементы); - схематическое расположение элементов должно отвечать
утвержденным нормам; - все текстовые элементы бланков расчетных документов должны
быть выполнены на украинском языке; - бланки расчетных документов изготавливаются на бумаге формата
А5 или А4. Документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: - номер расчетного документа; - дата составления документа (число, месяц, год); - именование плательщика, его код, номер его счета в банке,
наименование получателя средств, номер его счета в банке, название и
местонахождение его банка, назначение и сумма платежа, оттиски печати
юридического лица и подписи ответственных лиц. Отдельные расчетные
документы могут содержать ряд дополнительных реквизитов (бюджетные). Под формой безналичных расчетов понимается порядок оформления и оплаты
расчетных документов. Форма безналичных расчетов определяется способом
платежа и организацией документооборота. Организация безналичных расчетов должна отвечать таким требованиям: - обеспечивать своевременность платежа за реализованные товары и услуги; - создавать условия для взаимного контроля плательщиков и получателей средств за соблюдением расчетной и договорной дисциплины, а также для банковского контроля за участниками расчетов; - не допускать внепланового перераспределения средств в процессе расчетов, содействовать сближению момента получения и оплаты товарно- материальных ценностей (ТМЦ). Способы безналичных расчетов заключаются: - в перерасчете средств с расчетного (текущего) счета плательщика на счет получателя в банке; - в зачислении взаимных требований. Платежи со счетов клиентов осуществляются банком в пределах остатков средств на начало операционного дня. Учреждения банка "Украина" осуществляют платежи по поручению клиента на протяжении операционного дня с учетом поступлений денежных средств. Если клиент имеет к счету картотеку, то платежи за счет текущих поступлений на счет клиента осуществляются на протяжении операционного дня с учетом установленной очередности платежей. Формы безналичных расчетов.
Все безналичные расчеты осуществляются двумя способами:[14,15] - путем перевода денег с одного счета на другой; - путем зачета взаимных требований. К расчетам, осуществляемым путем перевода денег с одного счета на
другой, относятся следующие формы: расчеты платежными поручениями,
платежными требованиями, аккредитивная, расчетными чеками, через систему
"Клиент - банк", вексельная. Современная система безналичных расчетов представляет следующие
основные формы безналичных расчетов. Расчеты платежными поручениями. Расчеты платежными поручениями - одна из самых распространенных форм
безналичных расчетов. Платежное поручение - расчетный документ, который
содержит письменное распоряжение плательщика его банку о перечислении
определенной суммы со своего счета.[4,17,26] Поручения применяются в расчетах по платежам товарного и нетоварного
характера: - за фактически отгруженную продукцию, выполненные работы, предоставленные услуги; - в порядке предварительной оплаты; - для завершения расчетов по актам сверки взаимной задолженности; - для перечислений предприятиями сумм, которые принадлежат физическим лицам (зарплата, пенсии, денежные доходы) на их счета; - уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетных целевых фондов. Платежные поручения действительны в течении 10 дней со дня выписки. Кроме обязательных реквизитов платежное поручение содержит: - вид товара, работ или услуг, номер, дату товарно-транспортной накладной; - предоплата осуществляется в случае, если такой порядок расчетов
определен законодательством, предусмотрен в договоре. В поручении должна
быть запись: "Предварительная оплата за (название товара, выполненных
работ, услуг) по (название документа) от дата номер". Физические лица производят перечисления средств в соответствии с
режимом использования этих счетов который оговорен инструкцией №3. Аккредитивная форма расчетов. Эта форма расчетов позволяет гарантировать платеж, в связи ,с чем
сфера исполнения ее существенно расширилась в последние годы. [4,17,26.20] Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка
, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору,
по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести
поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить
такие платежи при условии представления им документов, предусматривающих в
аккредитиве, при выполнении других условий аккредитива. В современной банковской практике нашей страны используются следующие виды
аккредитивов: - покрытие (депонированные) или непокрытые (гарантированные), - отзывные или без отзывные. Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых
банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или
предоставляемый ему кредит в распоряжении банка поставщика на отдельный
балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-
эмитента. При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый
(гарантированный) аккредитив может открыться в исполняющем банке путем
предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущего у него
счета банка-эмитента. Каждый аккредитив должен указать, является ли он отзывным или безотзывным.
При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным т.е. он может
быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного
согласования с поставщиком. Соответственно безотзывной аккредитив не может
быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он
открыт. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним
поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву
устанавливается в договоре между поставщиком и плательщиком. Выплата с
аккредитива наличными деньгами не допускается. При аккредитивной форме расчетов соблюдается основные правила
совершения расчетов: продукция оплачивается после ее отгрузки; оплата
производится с согласия плательщика: плательщику предоставляется право
отказаться от оплаты, если обнаружены нарушения условий договора;
аккредитив открывается за счет средств покупателя или кредита банка, если
покупатель имеет право на его получение. Положительной стороной
аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа. Вместе с тем этой
форме расчетов присущ ряд существенных недостатков, в том числе: при
открытии депонированного аккредитива средства покупателя в сумме
аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия
аккредитива; а при открытии гарантированного аккредитива банк несет
повышенные риски; кроме того, замедляется грузооборот, т.к. поставщик до
извещения об открытии аккредитива не может отгрузить готовую продукцию и
несет дополнительные затраты по ее хранению; схема документооборота
относительно сложна. Схема № 3.Аккредитивная форма расчетов. ------------------------------------------------------------------------
--------------- ------------------------------------------------------------------------
--------------- Расчеты чеками. В настоящее время субъекты хозяйствования могут рассчитываться
расчетными чеками и при помощи чековых книжек.[7] Чек выдается банком за счет средств, хранящихся на счетах предприятий
и организаций. Для получения чека предприятиям и организациям открывается
депонированный счет на любую сумму; на этот счет перечисляются средства с
расчетного счета. Чековая книжка представляет собой бланки чеков «Расчетный чек»,
сброшюрованные в книжки установленного образца по 10, 20, 25 и 50 листов.
Бланки чековых книжек являются документами строгой отчетности. Для
получения чековой книжки юридическое лицо представляет в банк заявление.
Банк депонирует средства заявителя на счете, с которого оплачиваются чеки.
Клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонированной
банком в пределах которой (лимита) он может выписывать чеки. При выписке каждого чека на корешок переносится остаток лимита и
заверяется ответственным лицом. Срок действия чековой книжки исчисляется со дня выдачи и устанавливает
банком по согласованию с клиентом. Чеки подписываются в момент установления суммы платежа. Приобретая товар или получая услуги, хозорган выписывает расчетный
чек и передает его поставщику – получателю средств. Чек действителен в
течении 10 дней, не считая дня выписки. Чеки, поступающие в платеж, как
правило, должны сдаваться чекодержателем в банк на следующий день со дня
выписки вместе с реестром чеков. После проверки правильности составления
реестров, проверки чеков и соблюдения сроков их действия банк зачисляет
сумму, указанную в чеке, на счет получателя денег, списав ее со счета, на
котором депонированы денежные средства, или с расчетного или ссудного счета
(если книжка выдана под гарантию банка). Кроме перечисленных выше основных форм безналичных расчетов в
отдельных эпизодических случаях применяются такие специфические формы
расчетов, как плановые платежи, зачеты взаимных требований и расчеты
платежными требованиями-поручениями. Расчеты в порядке плановых платежей осуществляются по специальной
договоренности сторон при равномерных, постоянных поставках товаро-
материальных ценностей или оказания услуг между поставщиком и покупателем.
Поставщик по условиям договора берет на себя обязательство отгружать
продукцию покупателю в установленных размерах и в определенные сроки исходя
из согласованного графика поставок. Покупатель обязуется в сроки,
определенные договором (ежедневно или периодически) производить плановый
платеж исходя из периодичности платежей и планового объема поставок. При переходе на расчеты плановыми платежами стороны сделки направляют
в обслуживающие их банки копии согласований с реквизитами контрагента
сделки, указанной длительности расчетных периодов, сроков перечисления
платежей, счетов, с которых будут производится платежи и зачисляться
средства, сроков выверки и порядка завершения расчетов. На каждый плановый платеж выписывается и передается банку платежное
поручение, совершающее свой обычный документооборот. Обязательным условием успешного применения данной формы расчетов
является стабильное финансовое положение и высокая частота связей между
участниками сделки, что достаточно проблематично в современных условиях
перехода к рынку. В сложной системе хозяйственных связей, не исключена возможность
встречных потоков движения товарно-материальных ценностей и услуг. Это
ситуация служит основой применения такой специфической формы расчетов, как
зачеты взаимных требований, т.е. перечисление со счета одной организации
на счет другой стороны сделки только разницы (сальдо) между встречными
требованиями. К зачету могут быть представлены различные расчетные
документы: платежные поручения, расчетные чеки, платежные требования-
поручения и др. При зачете взаимных требований происходит резкое сокращение
движения средств. Они требуются только в сумме разницы, оставшейся после
зачета. Зачеты взаимных требований бывают постоянно действующие и разовые. Разовые зачеты взаимных требований между двумя юридическими лицами
осуществляются в том случае, если одна сторона при совершении платежа в
пользу другой стороны имеет к ней встречные требования и претензии.
Незначительный остаток средств погашает сторона, которая должна была
заплатить. Разовые групповые зачеты банка могут проводить на определенную
дату (конец квартала или года) для устранения образующейся взаимной
просрочки задолженности юридических лиц по расчетам друг с другом. Основное
преимущество данной формы расчетов состоит в относительной простоте и
экономичности. Относительно новым для нашей экономики расчетным документом и
соответственно новой формой расчетов, выступает платежное требование-
поручение, [4]который представляет собой требование поставщика к покупателю
оплатить на основании направленных ему, минуя банк, расчетных и товарно-
транспортных документов, стоимость поставленной продукции. Плательщик,
определив возможность оплаты, акцептует полученное платежное требование и
сдает его в обслуживающий банк с тем, чтобы акцептованная сумма была
перечислена с его счета на счет получателя средств (продавца). Возможен и иной порядок совершения расчетов при использовании
платежных требований-поручений. Платежные требования-поручения выписываются
поставщиком и вместе с документами направляются в банк покупателя, который
передает требование-поручение плательщику, а отгрузочные документы,
оставляет в картотеке к счету плательщика (карточка). Плательщик обязан
представить в банк платежное требование-поручение в течении трех дней со
дня поступления его в банк плательщика. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-
поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течении этих трех
дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгруженными документами и
извещением об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. В последние годы расширяется практика использования векселей для
обслуживания по товарным операциям. Особенности расчетов в электронной системе типа «Клиент - Банк». Учреждения банка "Украина" в последнее время широко начали внедрять и
использовать расчеты в электронной системе "Клиент - банк". Такая система
установлена и действует более чем в 100 субъектов хозяйственной
деятельности. [14,28]
Программно-технический комплекс "Клиент - банк" осуществляет: - введение, корректирование и печать клиентом расчетных документов; - беспрерывную защиту от модификации электронных документов клиента с момента их формирования в электронном виде до момента его обработки операционистом банка; - доставка в банк теле коммутационными каналами в зашифрованном виде при помощи сертифицированных способов защиты; - получение из банка полной информации о состоянии счета клиента, текущие оперативные остатки на счете и другую информацию; - ведение без данных расчетных документов, которые обрабатываются по этой системе; - выполнение автоматической сверки информации о состоянии счетов клиента о состоянии обработки расчетных документов. Основанием для работы системы служит договор между клиентом и банком (приложение№ ). При осуществлении расчетов через систему применяются такие расчетные документы: - платежное поручение; - платежное требование-поручение. Система "Клиент - банк" состоит из программных компонентов: - клиентская часть; - банковская часть. - 2.2 Кассовые операции. Важным направлением деятельности банка являются кассовые операции.
Они заключаются в приеме наличных средств от клиентов, зачислении их на
счета, хранение принятых средств и выдачи наличных по требованию
клиента.[2,26,28,30] Особенно важным для учреждений банка «Украина» в период большой
конкуренции и ответственным является своевременное и полное удовлетворение
требований клиента по выдачи наличных средств. От этого зависит доверие
клиента к банку, их возможность свободно распоряжаться своими деньгами,
нормально выполнять свои обязательства по заработной плате и других
платежах, которые осуществляются наличными. Кассовые операции имеют большое значение для банка и для клиентов. Принимая наличные средства от клиентов банк увеличивает свои
свободные резервы, при этом проводит активные операции и получает доходы.
При выдаче наличных средств клиенту учреждение банка «Украина» берут
комиссионную плату. Следует отметить, что банк оказывает и другие
дополнительные услуги, которые также дают дополнительные доходы, а именно:
банк «Украина» оказывает более 25 видов услуг связанных с осуществлением
кассовых операций. Смотри
Приложение № 2. Клиенты банка через кассовые операции придают денежным средствам
депозитную форму, что способствует их лучшему хранению и использованию,
полученных дополнительных доходов от депозитных процентов. Банк, регулируя кассовые операции, привлекает наличные средства во
внутри банковский оборот и сокращает затраты на наличный оборот, улучшает
структуру денежной массы, повышает регулируемость и прозрачность денежного
оборота, ограничивает использование денег для обслуживания теневых доходов. Для осуществления кассовых операций в банке открыта операционная
касса, которая состоит из приходной кассы, осуществляют прием наличных и
расходной, где выдают наличные. В дирекции банка «Украина» такая касса
обслуживает в основном юридических лиц. Для улучшения обслуживания
населения банком открыты удаленные места САРс – специальная
автоматизированная система, которая обслуживает счета денежных физических
лиц и осуществляет прием коммунальных платежей. Таких систем в целом по
дирекции насчитывается около 50, в т.ч. в городе Николаеве – 9. Во всех учреждениях банка открыты вечерние кассы для приема денежных
средств от клиентов после окончания операционного времени. В дирекции создан отдел кассовых операций и денежного обращения,
который следит и производит регулирование денежного оборота. Отдел
составляет прогнозные расчеты кассовых оборотов и осуществляет контроль за
выполнением и выдачам наличных средств, разрабатывает календарь выдач
наличных по дням и по отдельным клиентам, устанавливает лимит остатка
кассы, определяет сроки и порядок инкассации организаций. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны сдавать
полученную наличность, не израсходованную в течении дня в учреждении банков
для зачисления на их счета. Они имеют право оставить в кассе только ту
сумму средств, которая оговорена в разрешении (приложение №3). Предприятия
имеют право расходовать наличными неограниченную сумму средств, но не более
3 тысяч гривен для расчетов с одной организацией. Лимит кассы устанавливается банком индивидуально для каждой
организации банка. Размер лимита определяется банком на основе заявления
расчета (приложение №3), предоставленной клиентом, с учетом режима работы
предприятия, его отдаленности от банка, размера кассовых оборотов. Банк осуществляет контроль за соблюдением предприятиями лимитов
остатка денег в кассах и за своевременной и полной сдачи в кассы банка.[30]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|