Теория Эволюции (шпаргалка)
Тигры амурские
вымирают. Сущ-ет период расцвета и депрессии за несколько млн. лет. При
депрессии создаются центры, где остаются эти животные. Из этих центров вновь
расселение, но генетическая структура уже другая.
6. Колебания численности обусловленные миграцией:
колорадский жук, ондатра.
Р+/-m –ошибка
зависит от численности популяции.
Популяция – 500
особей: m =√(500000*500000)/ 1 млн.= m +/- √
(0,5*0,5)/ n= +/- 500
Частота √
(0,5*0,5)/ 1 млн. = +/- 0,005 от 0,505 0,495
50 особей: m = √
(0,5*0,5)(частота♀и♂)/ 100=0,05 m =0,55
Т.е. вариация генной
частоты, обусловленная ошибкой пробы популяции определенного размера называется
генным дрейфом. Если популяция может изменяться не в одном направлении – это
ненаправленный дрейф.
Эволюционное
значение популяционных волн:
В популяции,
пережившей катастрофическое сокращение численности, частоты аллелей генов будут
другими, чем во всей исходной популяции до начала спада численности. Если вслед
за сокращением численности следует новая волна жизни и резкий подъем
численности, то новой вспышке численности дает начало оставшаяся
немногочисленная группа. Генотипический состав этой группы и определяет новую
ген. Структуру всей популяции в период следующего расцвета ее численности.
При этом некот. ранее
присутствующие в малых концентрациях мутации могут исчезнуть из популяции, а
концентрация других мутаций резко увеличится. В целом произойдет случайное колебание
концентраций разных генотипов и мутаций в популяции – в этом состоит главное
значение популяционных волн.
При определенных
условиях это случайное и кратковременное колебание численности может
превратиться в элементарное эволюционное изменение на протяжении ряда поколений
генотипического состава популяции.
Влияние популяционный
волн особенно заметно в популяциях малой численности (500):популяционные волны
подставляют под действие естественного отбора редкие мутации или устраняют уже
довольно обычные варианты.
Итак: действие
популяционных волн как и мутационного процесса статистично и ненаправлено.
Популяционные волны служат поставщиком эволюционного материала. Давление
популяционных волн, особенно малых популяций, приводит к большему давлению
мутационного процесса.
В малых популяциях
дрейф генов имеет решающее значение. Популяция становится АА, аа, а ген. дрейф
уменьшается. Могут распространяться и вредные гены, тогда популяция погибнет,
не внеся вклада.
В больших популяциях –
отбор. Дрейф незначителен. Популяция становится устойчива в изменяющихся
условиях. Эволюция происходит медленно, т. к мутационное воздействие невелико.
В промежуточных
популяциях действует отбор и дрейф. Частоты варьируют, увеличивается
генетическая изменчивость, эволюция идет быстро.
Роль генного дрейфа: вводит на эволюционную арену различные гены. Роль
популяционных волн: наибольшая изменчивость в период массового размножения.
В период увеличения численности популяции наиболее эффективна движущая форма
отбора (изменяющиеся условия среды). Нач-ся интенсивное размножение, чтобы их
генотипы были приспособлены к новым условиям. В фазу вспышки численность
увеличивается, плотность увеличивается, но начинает действовать стабилизирующий
отбор.
Принцип основателя
Майра.
Новая популяция может
возникнуть из нескольких особей, попавших в благоприятные условия. Эти
особи-основатели должны нести лишь часть генетической изменчивости родительской
популяции. Поп-ия, образующаяся от этих особей будет менее разнообразной, гено-
и фенотипически однородной. Пока не произойдет обогащения генофонда за счет
новых мут. или пополнения за счет иммиграции. + эффект гомозиготизации,
происходящей в результате инбридинга вне небольшой популяции. Какие-то гены
могут быть потеряны в рез-ате волн численности. Но сокращается и число генов
вредных в гомозиготном состоянии. Поп-ия-основатель нового вида получает
хороший старт.
Принцип основателя
действует при видообразовании. Н-р: млн. австралийских кроликов произошли от 24
особей. Лабораторные хомячки от одной самки.
Хорошие внешние
условия – слабый естественный отбор в новых условиях.
Вспышка индивидуальной
изменчивости – дает материал для действия отбора и образования новой формы. Действие
принципа основателя вытекает из специфики популяционных волн, как элементарного
фактора; в какой-то момент исторического развития генофонд численно резко
сокращенной популяции определяет измененную генетическую структуру группы в
период последующего увеличения численности.
Но несколько особей еще
не вид. Вид –сложная интегрированная система популяций, образующая
специфическую экологическую нишу. Несколько десятков особей интегративной
системы не могут образовать собственную экологическую нишу. Н-р: карлики,
полидактилия – наследуются по рецессивному типу.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ
И ЕЕ РОЛЬ В ЭВ-ЦИИ ЧЕЛОВЕКА.
У млекопитающих
половой инстинкт пробуждается в период течки. Самец ухаживает за самкой –
спаривание – самки недоступны примерно год, самцы держатся отдельно. Гаремная
семья из-за большого потенциала самцов у ластоногих, копытных и павианов. У
высших приматов – предпосылки нового типа полового поведения. У них существует
подношение пищи, поцелуи, самки предпочитают одних самцов другим. У гиббонов –
моногамная семья. Постоянный контакт самца и самки высших приматов способствует
ослаблению роли циклических сексуальных контактов в их половой
жизнедеятельности. Этому же способствовали развивающиеся вторичные половые
признаки: у самок гоминид исчезли циклические различия в наружных гениталиях.
Периодическая половая готовность сменилась постоянной. Половое поведение
перестало определяться факторами циклической половой зрелости и служить лишь
для цели оставления потомства. У низших млекопитающих сексуальное поведение
находится под эндокринным контролем действует на вегетативную НС. У высших
млекопитающих появляется кортикальный контроль. У человека половые отношения
характеризуются доминированием кортикального контроля: обусловлено влиянием
гипоталамуса, гипофиза и ГМ. Кортикальное возбуждение может зарождаться
стимулами и эмоциями, не имеющими сексуального значения. Половое возбуждение
человека происходит от слов, одежды, зрительных образов и т. п. Угнетение
половых рефлексов – гормональной функции семенников и гипофиза. Роль
кортикальных стимуляторов у половозрелых особей и подростков (дети играют,
имитируя сексуальное поведение – папуасы). У человека замена инстинктивного
полового поведения на сознательное, контролируемое корой головного мозга у
гоминид явилось мощным селективным стимулом. С этим связано:
1. форм-ние сп-сти человека к восприятию
символов и созданию культуры – главного адаптивного признака этого вида.
2. длительная и постоянная сексуальная
активность человека биол. основа возникновения моногамной семьи, осн-ой на
разрешении в ней половых потребностей и достижения эмоционального равновесия.
3. сексуальность человека способствовала большей
интимности взаимоотношений, их индивидуальности и усложнению, что привело к
появлению любви, без кот. не возможно сущ-ие семьи, общества, человечества.
Т.о. в рез-те
эволюционных изменений в сексуальном поведении гоминид происходят серьезные
психологические сдвиги, приведшие к появлению человека. Постоянная сексуальная
активность ведет к превращению ее в другой вид деятельности.
Удлиненное
биологическое детство, требующее родительского ухода в совокупности с
повышенной и постоянной сексуальной активностью в зрелые годы, приводит к
появлению семьи. Полигамная семья выполняет лишь репродуктивную функцию
и не способна выполнять другие: самец не знает своих детей и не уделяет
должного внимания к воспитанию и обучению. У них не разрешаются социальные
противоречия, эмоциональные и сексуальные отношения полов. Половой
диморфизм у австралопитеков отсутствует. Половые взаимоотношения носили
моногамный характер. Гаремные семьи приматов не могли существовать отдельно
из-за внешней опасности. Общественная природа человека: необходимость
совместной деятельности для изготовления орудий, добывания пищи, организации
охоты, защиты от врага. В условиях формирующейся социальной группы
селективно более приспособлена моногамная семья. Моногамные семьи устраняют
противоречия между полами, удовлетворяют эмоции, не нарушают ритма социальной
жизни. Снижение процента холостяцких особей привело к увеличению биологической
продуктивности, т. е. приспособленности (количество оставляемого потомства).Она
сформировала общественные отношения, приведшие к возникновению родовой
общины. Иерархия животных заменилась всеобщим равенством и взаимоуважением. Гл.
ф-ия – воспитание приспособленного потомства, т. к. следят оба супруга. Эмоциональный
контакт с матерью, влияющий на умственные способности ребенка, начинают
проявляться уже с момента кормления грудью. Любовь самки и воспитание
играет незаменимую роль в становлении ребенка, в его приспособлении к жизни в
обществе. Отцовская любовь отчасти «приглушает» чрезмерную любовь
матери, которая вредна для воспитания приспособленного ребенка. Гл.
адаптация человека – способность накапливать и передавать трудовой и
духовный опыт – культуру из поколения в поколение. Роль матери особенно
сильна в первые годы жизни ребенка, в дальнейшем самка занята уходом за
последующим потомством.
Самка замыкается на
семью, интересы самца направлены на общество. Авторитет отца в семье и
обществе, его интересы и элементы культуры, кот. он накапливает в доме уже
приобщают ребенка к той культурной среде, в которой он будет жить и работать. В
молодом возрасте, когда стереотипы человека еще не сложились, адаптации
вырабатываются быстрее и легче. Моногамная семья более адаптивна в
экономическом отношении: самец – охотник – его роль биологически более выгодна.
1)В некоторых
экологических условиях моногамная семья явл-ся единственно возможной формой
существования: на больших расстояниях, где источники пищи скудны: пустынные
районы Африки и Австралии – бушмены и австралийские аборигены.
2)Функции семьи:
биологическая, социальная (воспитание у обучение потомства), психологическая,
экономическая и другие функции, способствующие эв-ции человека как в прошлом,
так и в будущем.
3)Основную социальную
роль обучения выполняет общество. Культура, кот. может освоить человек является
не индивидуальным, а популяционным свойством (родитель не обладает всем запасом
знаний, кот. должен освоить ребенок).
РОЛЬ ТРУДА В
ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯН В ЧЕЛОВЕКА. КУЛЬТУРА – СОЦИАЛЬНАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА И ГЛАВНАЯ ЕГО АДАПТАЦИЯ.
Отличия человека:
вертикальное положение тела, прямохождение, развитие ГМ и черепа, особенность
строения рук. Физиологически: особенности ВНД, связанной с наличием у него
второй сигнальной системы. Энгельс: основным фактором исторического развития
человека является его трудовая деятельность. Человек своей деятельностью
регулирует обмен веществ между природой и собой. Характерная черта
человеческого труда – человек сам создает орудия труда, к чему не способны животные.
Энгельс: труд – основное условие всей человеческой жизни. Решающий шаг перехода
от обезьяны к человеку: когда предки стали отрывать руки от земли и перешли к
прямохождению – освобожденная рука стала развиваться под влиянием трудовой
деятельности – становление человека. (рука – орган труда и продукт труда) –
развитие трудовой деятельности у предков способствовало тесному сплочению
членов общества на фоне совместного трудового процесса. Необходимо обмениваться
звуковыми сигналами – преобразование недоразвитой гортани обезьян, ротовой
аппарат стал произносить членораздельные звуки. Возник язык под действием
трудового процесса. Параллельно шло развитие мозга и органов чувств в их
взаимной связи (развитие слуха параллельно речи; осязание параллельно развитию
руки). Развитие мозга – труд и речь. Возникло общество со своим трудом. Первые
орудия: охоты и рыболовства – они же оружие. Переход от растительной к животной
пище – сокращение процессов пищеварения, т. к мясо уже содержит вещества,
важные для обмена веществ. Энергия может расходоваться на другие процессы.
Мясная пища привела к
использованию огня и приручению животных. Охота, скотоводство, земледелие,
изготовление тканей, обработка металлов, гончарное производство и др.
появляются искусство и наука.
Основные факторы в
процессе превращения обезьяноподобного предка в человека были:
Развитие руки как
органа труда, способного производить сотни разнообразных движений, недоступных
обезьянам.
2.Речь как
средство общения людей и создания общества.
3. Высокое развитие ЦНС и ВНД – все это
результат процесса труда. Производство орудий труда – грань, отделяющая
человека от предков. Все дальнейшее развитие человека связано с
совершенствованием процесса производства, приведшего человека к власти над
природой (человек перестал пассивно приспосабливаться к ее условиям). – этим он
тоже отличается от животных и этим он обязан труду.
Концепция культуры: изменение условий среды вынудило животных
приспосабливаться к новым средам.(расширение саванных биотопов). Тип пищи саванн:
жесткие травы и семена – размеры тела их увеличились, зубная система
адаптировалась к грубой растительной пище, увеличилась продолжительность жизни
и репродуктивный период. Но они не могли выдержать конкуренции с другими
травоядными, приспособившимися к открытым пространствам саванн (слоны, жирафы,
свиньи, антилопы в Африке). Большинство приматов вымерло: гигантопитеки,
сивапитеки и другие миоценовые обезьяны. Сохранились лишь гориллы –
растительноядные. Другая группа приматов приспособилась к животной пище –
двуногая походка, рука, способная хватать и бросать камни и палки, развитый
мозг и культура изготовления орудий охоты. Преадаптации к использованию
предметов, для добывания пищи имелись и у приматов.
Техника разбивания
орехов отличается у разных обезьян, как и способы охоты или манера промывки
риса и фруктов. Подобное поведение, передаваемое путем обучения, подражания и
копирования можно рассматривать как преадаптацию к культуре.
«Культура» - идея
развития, совершенствования того, что дано человеку от природы. Включает в себя
то, что создано, улучшено, изменено самим человеком, в отличие от того, что
сотворено природой. Культура – совокупность не только духовных, но и
материальных ценностей (Маркс), созданных человеком в процессе
общественно-исторической практики. Культура – комплекс: вера, искусство,
мораль, нравы и другие способности, возможности и навыки, приобретенные
человеком, как членом общества. Состоит из ремесел, орудий, утвари, институтов,
ритуалов, игр и т. п. Любой антропологический тип людей имеет характерную
культуру . обезьяны превратились в человека: когда оставили палку и
усовершенствовали ее, когда возникла личная и частная собственность и когда они
осознали свое «Я». Популяция архантропов (обезьянолюдей) – в человеческое
общество, когда накопленный индивидуальный опыт стал передаваться из поколения
в поколение и т. о. становился общественным опытом, т. е. культурой. Содержание
этого опыта: способность изготавливать и использовать орудия для добычи средств
к существованию, для добычи и приготовления пищи, для изготовления одежды, для
строительство жилья. Культура – антропологическое понятие, которым определяют
тип жизнедеятельности на разных этапах эв-ции. Культура – биологическое
явление, т. к. является продуктом эволюционного процесса. Культура – это новый
вид биологической адаптации с негенетическим способом наследия. Но элементы
преадаптации наблюдаются и у животных. Передача сведений из поколения в
поколение существует и у муравьев, кот. сохраняют неизменность сеть дорог на
территории своих охотничьих угодьев. Если отловить всех фуражиров муравейника и
нарушить сеть их коммуникаций, то новые рабочие не смогут ее восстановить.
Такая социальная преемственность основана не на генетической наследственности,
а поддерживается индивидуальным опытом, передаваясь из поколения в поколение.
Для культуры характерен горизонтальный перенос признаков. Животные обучаются не
только у собратьев, но и у человека.
Обучение путем
подражания.
1.Культура – высвобождение поведения от эффекта
генов. А процесс происхождения человека – это прежде всего происхождение
культуры.
РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
2.Человек с древнейших времен не мог решить
вопрос о своем происхождении. И придумал легенду о том, что он был сотворен
всемогущим божеством по образу и подобию своему.
Др. Египет – бог Хнум
вылепил человека на гончарном круге. Др. Греция – Зевс выфлепил людей из глины,
а богиня мудрости Афина вдохнула в них жизнь. Позднее решили, что Адам был
сотворен из красной земли (глины ). Из ребра – Ева. От них пошел весь
человеческий род.
Но знакомство с
анатомией человеческого тела убеждало естествоиспытателей в сходстве строения
тела и высокоорганизованных позвоночных животных, особенно обезьян. К. Линней
признавал божественное творение человека, но признавал, что человек и обезьяна
похожи. Он поместил человека в группу приматов (+обезьяны, полуобезьяны и
летучие мыши). Человек – животное млекопитающее, наиболее близко стоящее к
обезьянам. Ж. Б. Л.: гипотеза происхождения человека от обезьяноподобных
предков, перешедших к прямохождению. Это привело к выпрямлению тела и к
изменению стопы. Групповой образ жизни содействовал развитию речи и
возникновению языка. Ч. Дарвин: «Происхождение видов», «Происхождение человека
и половой отбор»: человек не плод отдельного акта творения, а результат исторического
развития животного мира. Опираясь на данные сравнительной анатомии,
эмбриологии, палеонтологических находок Д. доказал родство человека с ныне
живущими человекообразными обезьянами. Но ни одна современная обезьяна не может
считаться предком человека. Но Д. не вскрыл ведущего фактора антропогенеза, а
следовательно и специфики становления человека. Эта специфика заключается в
трудовой деятельности и была доказана Энгельсом «Роль труда в процессе
превращения обезьяны в человека». Находки неандертальца в 1841 г. до книги
Дарвина «Происхождение видов».вторая находка частей скелета 1856 г. – черепная
крышка и другие кости неандертальца.
Труды Дарвина: 1859 г.
«Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение
благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», 1871 г. «Происхождение человека и
половой отбор».
ЗАГАДКА
НЕАНДЕРТАЛЬЦА.
1867 г. долина Неандр:
2 бедра, плечевая, верх черепа и локтевая кость. Съезд в Бонде – все
озадачились, т. к. не вышло еще «Происхождение видов» Дарвина. Решили, что это
скелет старика с рахитом и проказой.
1887 г. Бельгия: 2
скелета и много кремневых орудий, много скелетов животных.
Узбекистан: мальчик
неандертальца – 7-8 лет, могила окружена черепами козлов – высокая духовность.
Каннибализм.
Проблема
неандертальца: ранние более похожи на современного человека, поздние – более
обезьяноподобны. Внезапное исчезновение неандертальца 40-30 тыс. лет назад и
появление кроманьонца. 28 тыс. лет назад – последняя находка. Доживали среди современных
людей. Не выдержали конкуренции среди современных людей и вымерли.
произошло скрещивание
неандертальца и человека.
Это параллельные
ветви. Одна вымерла, а вторая осталась.
ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В ЭВ-ЦИИ МОЗГА.
Развитие мозга –
главное направление эв-ции человека. Без этого у него не появилась бы речь и
абстрактное мышление. Человек не смог бы овладеть способностью создавать,
накапливать и передавать культуру из поколения в поколение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|