МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпоры по психологии

    Шпоры по психологии

    БИЛЕТ 1

    ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

    Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от

    других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие,

    в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и

    практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология

    знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений,

    образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения,

    интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.

    Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих

    себя и косвенно наблюдать у других людей.

    В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв.

    Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так

    называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый

    человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате

    самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,сфера исследований психологов

    значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы

    (бессознательное) и деятельность человека'.

    В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений,

    вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи

    название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно

    узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно

    воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих

    пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее

    название.

    С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью

    научных знаний.

    Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика

    человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С

    помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и

    память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто

    называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение

    с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют

    психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число

    потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и

    способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое

    общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою

    очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

    Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов.

    Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения

    своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные

    поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы

    обращаемся к такому понятию, как личность.

    В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека,

    особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца,

    если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того,

    как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и

    общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет

    современных психологических исследований.

    Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и

    деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности

    они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое

    жизнедеятельностью человека.

    Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с

    одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его

    индивидуальном опыте, с третьей—в законах, на основе. которых строится и по

    которым функционирует общество. В последнем Случае исследуется зависимость

    психики и поведения человека от места занимаемого им в обществе, от

    существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания,

    конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими

    людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов

    деятельности, в которых непосредственно участвует.

    Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлении, изучаемых

    психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих

    объединениях — больших и малых группах, коллективах.

    БИЛЕТ 2

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

    Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых

    ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения

    научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом

    зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они

    валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна

    воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется

    в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается

    заметный прорыв вперед в познании мира.

    Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и

    своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей

    истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства

    применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались

    интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и

    социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и

    медицины, биологии и истории', ряда других наук.

    Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология

    начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку

    и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания

    получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных

    рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное

    обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в

    истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных

    теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого

    поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и

    сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась

    философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не

    доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и

    другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного

    теоретизирования она была фактически оторвана от практики,

    Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически

    полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было

    связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения.

    Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-

    психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих

    психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга,

    стали использовать методы математической статистики.

    С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться

    специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных

    экспериментальных научных исследований. Сначала это были довольно простые

    технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним

    присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических

    лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры,

    в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

    Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор

    не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в

    том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Наблюдение и

    самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно

    приборам, неописуемо с помощью точных математических формул.

    Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора

    данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со

    стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда,

    когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее

    его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его

    сознании.

    Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы,

    процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения,

    его характер в ходе самого Наблюдения в зависимости от пожелания

    наблюдателя.

    Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает

    на ряд задаваемых ему вопросов.

    Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение

    за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса

    позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако

    требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат

    времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при

    устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который

    ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на

    вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

    Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее

    распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что,

    применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее

    вопросов и, исходя из этого, изменить их.

    Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой

    перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не

    ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно

    гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать

    на них нестандартные ответы.

    Тесты являются специализированными методами психодиагностического

    обследования, применяя которые можно получить точную количественную или

    качественную характеристику изучаемого явления. С помощью тестов можно

    изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать

    дифференцированные и сопоставимые оценки.

    Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на

    системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки

    зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно

    судить о психологических качествах испытуемых.

    Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе

    того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия

    специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или

    отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

    Третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм

    проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно

    недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

    Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается

    в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная

    ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и

    оценивается лучше всего.

    Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и

    лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать

    психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к

    действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в

    обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается

    в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются

    сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой

    искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего

    изучить.

    Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование

    интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или

    эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или

    труднодоступности.

    Модели могут быть техническими, логическими, математическими,

    кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или

    формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие

    элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование

    предполагает создание прибора или устройства, по своему действию

    напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование

    основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области

    информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и

    символике, применяемой в математической логике.

    БИЛЕТ 3

    СТАНОВЛЕНИЕ НИЗШИХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ

    Как же начиналось и шло развитие психики и поведения у животных?

    Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического

    отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.

    Н. Леонтьев. Позднее она была доработана и уточнена К. Э. .Фабри на основе

    новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть

    концепцией Леонтьева — Фабри.

    Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции,

    делится на ряд стадий и уровней (табл. 6). Выделяется две стадии

    элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в

    себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший, высший и

    наивысший.

    Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным

    сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в

    процессе эволюционного развития то , другое взаимодействуют друг с другом.

    Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности

    организмa. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной

    системы, расширению ее возможностей, создает условия для азвития новых

    видов деятельности и форм отражения. То и другое посредствуется

    совершенствованием психики.

    Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными

    элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений.

    Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа,

    осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами

    внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти.

    Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на отором находятся

    простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной „среде,

    характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом ввиде представлена

    раздражимость — способность .кивых организмов реагировать на биологически

    значимые воздейст-вия среды повышением уровня своей активности, изменением

    направления и скорости движений. Чувствительность как способность

    реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к

    научению методом условных рефлексов еще отсутствует. двигательная

    активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

    Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной

    психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей

    Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер

    целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически

    вредных воздействий.

    Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и

    передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору,

    оформляются в качестве инстинктов — наследственно закрепленных, структурно

    и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенных

    органических и поведенческих реакций.

    Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на

    следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а

    внешняя среда начинает восприниматься в виде вещно оформленных,

    расчлененных на детали в восприятии, но образно целостных предметов, а не

    отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция

    ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду

    с инстинктами возникают и более гибкие формы при-способительного поведения

    в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.

    Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая движения,

    связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных

    приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже

    на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению,

    находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и

    насекомые.

    Следующий, высший уровень перцептивной психики включает высших позвоночных:

    птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные

    формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом,

    наглядно-действенном плане. Здесь мы обнаруживаем готовность к научению, к

    усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые

    условия (в ограниченных, правда, пределах).

    Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их

    восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а

    научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике

    особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач,

    требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности

    животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.