МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпоры по психологии

    тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят

    больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр.

    6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и

    ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и

    рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие

    подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле.

    7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти

    подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни,

    находиться в компании взрослых.

    8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих,

    особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить

    животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских

    компаниях они ведут себя как диктаторы.

    9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда

    постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко

    выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.

    10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный,

    плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную

    склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и

    праздности.

    11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто

    конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.

    Типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта

    классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими

    людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

    1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность,

    словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомими-ки.

    2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие,

    доминирующее пессимистическое настроение.

    3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены

    настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с

    окружающими людьми.

    4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении,

    замедленность вербальных и невербальных реакций.

    5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность,

    занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.

    6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее

    пассивной, чем активной стороной.

    7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность,

    робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

    8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с

    которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с

    полуслова».

    9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью

    установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы.

    10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность,

    словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело

    до открытых конфликтов..

    II. Экстравертированный тип. Отличается высокой контакт-ностью, у таких

    людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для

    любой информации.

    12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует

    очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности,

    склонность к философствованию.

    (Э. Фромм был врачом-психиатром фрейдистской ориентации), автор

    представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:

    1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины

    своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных

    событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях.

    Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду

    с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские

    тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от

    себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать

    их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они

    страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм

    показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в

    истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других

    известных исторических лиц.

    2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным

    стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию,

    крушение надежд у данного человека.

    3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми

    социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой».

    Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что

    действительно напоминает поведение многих людей во время социальных

    событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.

    Билет 10

    ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ

    Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами

    жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают

    разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в

    успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие

    используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди

    быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки, Что же

    такое способности?

    Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в

    психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если

    суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной

    классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

    1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность

    всевозможных психических процессов и состояний.

    2, Способности представляют собой высокий уровень развития общих и

    специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение

    человеком различных видов деятельности.

    3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но

    объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное

    использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее

    распространено.

    Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б. М, Теплова. В понятии

    «способности», по его мысли, заключены три идеи, «Во-первых, под

    способностями разумеются индивидуально-психологические особенности,

    отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют

    не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют

    отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих дея-

    тельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям,

    навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

    Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-чибо одной, а

    от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и

    тот же результат, может быть обеспечено различными способами.

    Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много.

    В первую очередь необходимо различать природные, или естественные,

    способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические

    человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

    Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных,

    особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями

    являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным

    коммуникациям на уровне экспрессии. У человека, кроме биологическ1

    обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в

    социальной среде. Это общие и специальные высшш интеллектуальные

    способности, основанные на пользовании речью » логикой, теоретические и

    практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

    Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в

    самых различных видах деятельности. Специальные способности определяют

    успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления

    которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

    Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые

    предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям,

    а вторые — к конкретным, практическим действиям.

    Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые

    определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний,

    умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые —

    создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых

    идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в

    различных областях человеческой деятельности.

    Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-

    деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей

    степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого

    вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее

    коммуникативной функции), Примеры способностей предметно-познавательного

    плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной

    психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и

    практической деятельности. До сих пор в психологии преимущественное

    внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя

    способности межличностного характера имеют не меньшее значение для

    психологического развития человека, его социализации и приобретения им

    необходимых форм общественного поведения.

    И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга.

    Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно

    и гармонично.

    Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и

    эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным

    видам деятельности.

    СПОСОБНОСТИ, ЗАДАТКИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЛЮДЕЙ

    У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые

    иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в

    процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая

    способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень,

    необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне.

    Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в

    виде своеобразного задатка.

    ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

    Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей

    являются следующие обстоятельства его жизни:

    1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих

    поколений людей. Эта среда искусственна, включает множество предметов

    материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и

    удовлетворение его собственно человеческих потребностей.

    2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами

    и необходимость обучения этому с детства.

    3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах

    человеческой деятельности.

    4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей,

    которые уже обладают необходимыми ему способ ностями и в состоянии передать

    ему нужные знания, умения и навыки располагая при этом соответствующими

    средствами обучения и воспитания.

    5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур

    поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых

    структур, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их

    формирования под влиянием обучения и воспитания.

    Каждое из названных обстоятельств является необходимым для превращения

    человека как биологического существа, с рождения располагающего некоторыми

    элементарными способностями, свойственными и многим высшим животным, в

    социальное существо, приобретающее и развивающее в себе собственно

    человеческие способности. Социально-культурная среда позволяет развивать

    способности, обеспечивающие правильное пользование предметами материальной

    и духовной культуры и развитие необходимых для этого способностей (они

    формируются и совершенствуются в процессе научения пользованию

    соответствующими предметами). Необходимость включения в специфически

    человеческие виды деятельности с раннего детства вынуждает родителей

    заботиться о развитии у детей нужных для них способностей, а впоследствии,

    когда сами дети становятся взрослыми, создает у них потребности в

    самостоятельном приобретении соответствующих способностей. Окружающие

    ребенка взрослые люди, в большинстве своем уже обладая необходимыми

    способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов материальной

    и духовной культуры, которыми надо научиться пользоваться), обеспечивают

    непрерывное развитие нужных способностей у детей. Они в свою очередь с

    готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия,

    быстро усваивают их благодаря пластичному и гибкому, приспособленному к

    научению мозгу. Те задатки, которые необходимы для развития человеческих

    способностей, под влиянием всего этого складываются у ребенка довольно

    рано, примерно к трем годам, обеспечивая в дальнейшем уже не природное, а

    социальное его развитие, включая становление множества таких способностей,

    аналога которым нет даже у весьма высокоразвитых животных.

    Утверждение о том, что у человека нет готовых биологических задатков к

    развитию социальных способностей, не означает отсутствия у этих

    способностей анатомо-физиологической основы тогда, когда они становятся

    полностью развитыми. Эта основа есть, но также не является врожденной. Она

    представлена так называемыми функциональными органами, представляющими

    собой прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, анатомически и

    физиологически обеспечивающие функционирование и совершенствование

    соответствующих способностей. Формирование функциональных органов у

    человека становится важнейшим принципом его онтогенетического морфо-

    физиологического развития, связанного со способностями.

    БИЛЕТ 11

    РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

    Для многих человеческих способностей развитие начинается с первых дней

    жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в

    которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца.

    И процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них

    происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей,

    на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих

    складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

    Первичный этап в развитии любой такой способности связан с, созреванием

    необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе

    нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству,

    охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Это создает

    благоприятные условия для начала формирования и развития y ребенка общих

    способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки

    (задатков) для последующего развития: специальных способностей.

    Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном

    детстве и ускоренными темпами продолжается в школе особенно в младших и

    средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного

    рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать

    учебная и трудовая деятельность. Занятия различными видами творческих игр в

    дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных

    способностей у детей.

    Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно

    включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и

    разностороннего развития его способностей. Требования следующие: творческий

    характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя,

    должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в

    ходе и по окончании выполнения деятельности.

    Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она

    постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно

    привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая

    деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для

    себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая

    деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень

    притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от

    достигнутых успехов.

    Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е.

    на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его

    способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального

    развития.

    Важным моментом развития человеческих способностей является их

    компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для

    успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки.

    А. Н. Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального

    слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо

    приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха

    БИЛЕТ 12

    ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.