МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпоры по психологии

    содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими

    собственное развитие детей.

    Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность

    приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности,

    усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и

    выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, целям и

    средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом

    развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку

    получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной

    культуры, которые, как мы выяснили в главе, посвященной деятельности,

    выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение

    непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как

    общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются

    знаниями.

    Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует

    установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно

    косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному

    развитию человека. Моти-вационное общение служит источником дополнительной

    энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в

    результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности,

    человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его

    самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный

    обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида

    прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его

    собственную деятельность.

    Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего

    условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение

    обслуживает общественные потребности людей и является фактором,

    способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов,

    организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

    Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и

    воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с

    рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения:

    условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение

    помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их

    способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к

    сознательному управлению самим общением.

    Благодаря невербальному общению человек получает возможность психолорячески

    развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около

    2—3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует

    развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека,

    вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и

    открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается

    вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее

    трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно,

    лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и

    собственно личностного.

    БИЛЕТ 15

    ТЕХНИКА И ПРИЕМЫ ОБЩЕНИЯ

    Под средствами общения понимается то, каким образом человеку реализует

    определенное содержание и цели общения. Зависят они от(1 культуры человека,

    уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у

    человека способностей, умений и, навыков общения, мы прежде всего имеем в

    виду технику и средства общения.

    Техника общения — это способы преднастройки человека на общение с людьми,

    его поведение в процессе общения, а приемы предпочитаемые средства

    общения, включая вербальное и невербальное.

    Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить

    свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его

    как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем,

    уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты,

    уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее,

    благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в

    дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет)

    стремление продолжать общение,

    На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как

    принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона

    высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий,

    направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого

    (передаваемой информации).

    Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения,

    желаемому результату общения и демонстрируемому от ношению к партнеру.

    Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации

    определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того,

    что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для

    того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например,

    разговор с собеседником лицом к лицу с близкого pacстояния облегчает

    общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в

    сторону, стоя вполоборота или: спиной и на значительном расстоянии от

    собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о

    недоброжелательном к нему, отношении. Заметим, что поза и выражение лица

    могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо

    воли желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию

    разговора или собеседнику,

    Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения,) также оказывает

    определенное впечатление на партнера. Например,) официальный тон означает,

    что партнер по общению не настроен) устанавливать дружеские личные

    взаимоотношения. Той же цели1 служит подчеркнутое обращение на «Вы» к

    знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к

    дружескому, неофициальному тону общения являются признаком

    доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление

    неофициальных личных взаимоотношений.

    Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и

    выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся

    люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру,

    отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко

    возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки,

    речевые ошибки, затруднения.

    В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы

    разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под

    ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере

    по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения

    в процессе общения.

    Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий,

    наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в

    соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает

    умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер

    воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об

    обратной связи и не умеют ее использовать.

    Коммуникативные способности — это умения и навыки общения с людьми, от

    которых зависит его успешность.

    Применяемые на практике техника и приемы общения имею возрастные

    особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с

    окружающими взрослыми и сверстникам иначе, чем это делают старшие

    школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются

    от общения молодых.

    Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике

    преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а

    само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом

    эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более

    взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным.

    Совершенствуется и обратная связь.

    Профессиональность общения проявляется на этапе преднастройки в выборе тона

    высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению.

    Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с

    окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и

    нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих

    взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся

    недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения

    нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у

    психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание

    и сочувствие.

    БИЛЕТ 20

    ЯВЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ

    Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении

    сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов

    до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже

    много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса

    внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент

    любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие

    полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое

    состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои

    особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

    Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящих

    через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к

    моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Это —

    наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых

    характеристик, таких, как объем, концентрация, переключаемость и ряд

    других, непосредственно к познавательным процессам типа ощущений,

    восприятия, памяти и мышления не относящихся.

    Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться

    соединить и учесть обе точки зрения, т. е. увидеть во внимании и сторону

    процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это

    значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный,

    рядоположенный другим психический процесс не существует, но представляет

    собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом.

    Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологи-ческими данными,

    основные из которых следующие:

    1. Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания можно наблюдать

    на всей поверхности коры головного мозга, независимо от того, проекционные

    зоны каких конкретных анализаторов в них локализуются.

    2. Ретикулярная формация, работа которой связывается с явлениями внимания,

    находится на пути нервных импульсов, касающихся практически всех

    познавательных процессов (неспецифические пути афферентного и эфферентного

    проведения сенсорной информации).

    3. Нейроны внимания — клетки-детекторы новизны — можно встретить

    практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах

    головного мозга.

    4. Вместе с тем все три названных анатомо-физиологических фактора в

    центральной нервной системе существуют автономно и независимо от отдельных

    сенсорных анализаторов, что говорит о том, что внимание все же является

    особенным феноменом, не сводимым ко всем остальным.

    . Внимание — это процесс сознательного или бессознательного

    (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы

    чувств, и игнорирования другой.

    Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью,

    сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим

    каждое из них.

    Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного

    времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете

    деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

    Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро

    утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо

    чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым

    вниманием. Сосредоточенность внимания (противоположное качество —

    рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени

    концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

    Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия

    рассматриваются как синонимы.

    Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на

    другой, с одного вида деятельности на иной. С переключаемостью внимания

    функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и

    отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает

    внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как

    осуществляется процесс отвлечения внимания.

    Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в

    способности рассредоточить внимание на значительном пространстве,

    параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько

    различных действий.

    Распределение внимания зависит от психологического и физиологического

    состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов

    деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его

    распределения обычно сужается.

    Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется

    количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере

    повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего

    объема внимания людей —5—7 единиц информации.

    ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ

    Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.

    Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические

    и физиологические процессы, способствует организованному и

    целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с

    его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную

    сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде

    деятельности.

    С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных

    процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный

    момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации

    интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация

    восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и

    продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты

    функционирования всей познавательной активности.

    Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем,

    позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание

    выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в

    кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода

    запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления

    внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения

    задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему

    взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и

    своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке

    говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по

    общению. -Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего

    достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

    Рассмотрим основные виды внимания.

    Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной

    способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние

    стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

    Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате

    обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с

    избирательным сознательным реагированием на объекты.

    Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на

    который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и

    потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью

    специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

    Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное

    обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует

    усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени

    сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими

    качествами.

    Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по

    преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а

    второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном

    внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а

    в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.