Соотношение слова и изображения в комплексном аудиолингвовизуальном сообщении
хитром приборе. В 59-м году в дом провели газовые трубы, но пожарная служба
не разрешила заводить газ в квартиры. Не единожды жильцы обращались и в
ЖЭУ, и в городскую администрацию, но принимаемые меры не выходили за рамки
обещаний и косметических ремонтов. Потолок дома держится на честном слове,
пол под ногами дышит. От стен пахнет сыростью, а от квартир - погребом.
Впрочем, этим людям не чуждо чувство зависти - они тоже завидуют -
например, соседям по дому, который сгорел в прошлом году. Им наверное, дали
комнатки в тесной, но хотя бы теплой хрущевской коммуналке, а одиноких
бабушек определили под государственную опеку.
С. Звоненко
Оператор С. Звоненко
Репортаж вышел в эфир 30 ноября 1997 года в программе «День за днем»
Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев
(
Автор следующего «сюжета» об орловской организации карате к этому виду
досуга и спорта относится неоднозначно. То, что есть в карате
положительного, вдохновило на съемки и подготовку текста (особенно резюме),
а свое отрицательное отношение к насилию вообще и подобного рода в
частности, репортер выразил посредством монтажа, отобрав для него кадры
удавшихся ударов, нанесенных в большинстве случаев в голову одним приятелем
другому.
Ведущий: Орловская организация «Ояма КиоКушинкай Каратэ-до» провела
учебно-методические сборы.
Корр.(за кадром): Орловская организация киокушин - сильнейшего вида
каратэ существует с октября 1995 года. В ней занимается более полутора
сотен орловцев в возрасте от 7 лет.
Орловские спортсмены уже выезжали на соревнования в Москву, Курск,
Дзержинск.
В воскресенье в спортивном зале коммерческого института прошли учебные
сборы, в ходе которых воспитанники организации демонстрировали свои
общефизические данные, технические нормативы и боевую технику.
Правила Киокушин каратэ максимально близки к правилам действительного
поединка. Степень близости контакта не ограничивается.
Запрещаются удары только в те места, которые невозможно предварительно
подготовить. Защитные средства не используются.
Критерием для оценки поединка является объективное бессилие спортсмена
продолжать бой, а не субъективное мнение судей.
Конечно, жестковато. Но каратэ уже завоевало сердца молодых людей во
всем мире. К этому виду спорта они обратились в надежде реализовать мечту,
свойственную всем мужчинам - стать сильными.
Впрочем, для тех, кто решил заниматься киокушинкай серьезно, каратэ
станет не только и даже не столько умением драться, сколько своеобразным
психологическим щитом в современной, эмоционально перенасыщенной жизни.
Основатели киокушинкай совершенно справедливо полагают, что та боль,
которую нам причиняют незнакомые люди, а порой даже друзья неизмеримо
сильней самого страшного удара.
Конечно, схватка излишне жесткая, но также бесспорно и то, что ребята,
занимающиеся здесь, намного лучше уличных пацанов с сигаретой, рюмкой
портвейна, наркотиками и, в конце концов, с лишним весом.
С. Звоненко
Оператор С. Звоненко
Репортаж вышел в эфир 12 февраля 1997 года в программе «Новости»
Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев
(
...Ситуация, открывшаяся взору репортера, была настолько комичной, что
он поделился ею со зрителями: жители Культурного переулка сами себя
завалили пищевыми и промышленными отходами; а тут еще авария на водной
магистрали. Съемки наиболее эмоциональной части рассказа начальника участка
о проблемах устранения аварии водовода велись скрытой камерой, и пусть
звук, записанный посредством встроенного микрофона, был не очень
качественным, зато это был фрагмент живого разговора - с естественной
мимикой и выразительной жестикуляцией. Кроме того, при подготовке «сюжета»
репортер применил прием ассоциативного монтажа, показав водоворот на словах
о бессмысленной трате денег налогоплательщиков. В результате стала ясна
невысказанная вслух мысль о том, что в городе нет настоящего хозяина.
Кстати, спустя год мэр Орла был переизбран.
Ведущий: Сегодня в нашу редакцию позвонили жители Культурного переулка
Орла, выразив негодование творящимся под окнами их домов безобразием. На
место выехал наш корреспондент.
Корр.(за кадром): Беды Культурного переулка типичны для всего города в
целом. По горькой иронии именно его жители устроили под окнами своих же
домов потрясающую своими размерами свалку. К летнему зловонию быстро
привыкли и перестали его замечать. А в редакцию позвонили, сообщив о
вчерашнем порыве водопроводной трубы. Хлынувшая воды затопила и без того
весьма жидкий асфальт Культурного переулка и хлынула в подвалы домов
соседних улиц. Без нормального напора воды остались жители Железнодорожного
и Советского района. И, возможно, не последний день.
По мнению начальника железнодорожного участка водоканала Алексея
Рыкова, устранить течь, а точнее, порыв трубы в тот же день рабочие не
смогли из-за развернувшегося в непосредственной близости от водной
магистрали частного строительства.
- СНХ -
А. РЫКОВ, начальник участка: Ты когда строил, куда смотрел? Сейчас землю
придется кидать туда, к нему, в особняк.
- Конец СНХ -
Корр.(за кадром): Чтобы умерить естественно возникшие по этому поводу
протесты хозяев постройки, водоканальщики пригласили на место работ
представителей городской и районной администраций и, конечно же,
сотрудников милиции. «А иначе никак» - убежденно заметил начальник участка,
и был прав: при устранении одной из аварий в Завокзальном поселке его
рабочие едва не получили серьезные побои - благо вовремя уехали.
- СНХ -
А. РЫКОВ, начальник участка: Сейчас многие стали вести несанкционированное
строительство, не спрашивая ни у кого разрешения. Вот так и
получается: приезжаешь на аварию, а стоит дом или гараж. Приходится
нам делать подкопы. Уходит время и деньги и вызываем недовольство
людей плохой подачей холодной воды.
- Конец СНХ -
Корр.(за кадром): Что же касается конкретно этого водовода, то ни на
какой карте его нет. Местные старики рассказывают, что трубу положили
пленные немцы еще в 46 году. Положили на совесть - более 50 лет труба не
давала о себе знать.
В те годы бережливости никого не надо было учить - за небрежность и
головотяпство расстреливали. Сейчас же времена другие, и деньгам
налогоплательщиков - нашим с вами деньгам - вполне позволительно
безнаказанно утекать столь же быстро и бесполезно, как эта вода. И
удивительно то, что и в этом случае никому не взбредет в голову искать
виновного в утере многих тонн артезианской воды и нарушении водоснабжения
города.
С. Звоненко
Оператор С. Звоненко
Репортаж вышел в эфир 16 марта 1997 года в программе «День за днем»
Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев
(
При создании репортажа, посвященного Дню Прав человека, удачно
использовался прием ассоциативного монтажа. Особых высот в обеспечении этих
прав наша страна, увы, не достигла, поэтому, вероятно, этот праздник широко
не отмечался. Соответствующий текст звучит на фоне промерзших насквозь
домов, деревьев, занесенных снегом машин и окаменелых сосулек.
Ведущий: 10 декабря все прогрессивное человечество отметило
международный день защиты прав человека. О том, чем отмечен этот день в
нашей области, репортаж нашего корреспондента.
Корр.(за кадром): Среда 10 декабря не стала праздничным днем. Одну из
версий этого печального факта высказал наш современник, поэт Владимир
Соколов:
Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных век.
И не надо мне прав человека -
Я давно уже не человек.
А между тем именно 10 декабря 49 лет назад Сессия генеральной
ассамблеи организации объединенных наций приняла всеобщую декларацию прав
человека, за которую, к слову, Советский Союз голосовать не стал.
Первый пункт декларации утверждает, что все люди от рождения наделены
некоторыми неотъемлемыми правами, которые должны охраняться государством.
Заметьте - охраняться. Мы же реализовывали, да и сейчас реализовываем
только те права, которые нам милостиво дает государство.
Поэтому о своих правах мы мало что знаем. А изучать их необходимо. К
сожалению, еще далеко не все школы вводят в программу изучение важнейших
человеческих прав. Но такие занятия уже четвертый год проходят в
гуманитарном лицее «Магистр».
- СНХ -
Учащиеся лицея «Магистр»: Мы прослушали курс лекций по правам человека и
пришли к выводу, что эти права повсеместно нарушаются. Например, в
Москве было введено ограничение пребывания без регистрации, что
противоречит праву человека свободно передвигаться по своей стране. Да
и вообще о каких правах человека может идти речь, если только что мы
пережили кровавую войну в Чечне и нет уверенности, что эта война не
последняя?
- Конец СНХ -
Корр.(за кадром): В лицее «Магистр» права человека изучают по
написанной специально для этих целей авторской программе.
- СНХ -
Э. Менделевич, преподаватель, сотрудник московской правозащитной газеты
«Экспресс-Хроника»: Лет десять назад текст декларации прав человека
невозможно было нигде купить, а за его прочтение можно было угодить за
решетку. Теперь же мы имеем возможность обучать этим правам
школьников, чтобы по окончании 11 класса они знали свои права и могли
их отстаивать.
- Конец СНХ -
Корр.(за кадром): Права человека - это именно тот фундамент, на
котором строится вся наша жизнь и все другие праздники. Поэтому день 10
декабря заслуживает намного большего внимания, нежели то, каким он был
удостоен в Орловской области, да и в России в целом.
С. Звоненко
Оператор С. Звоненко
Репортаж вышел в эфир 10 декабря 1997 года в программе «Новости»
Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев
(
Работа над музыкальным видеоклипом «Вальс бостон» продолжалась более
двух лет. Среди телевизионных материалов, иллюстрирующих главную мысль
автора дипломной работы о соотношении слова и изображения, музыкальный клип
появился потому, что текст песни и видеоряд существуют как бы порознь, но
вместе с тем они теснейшим образом взаимосвязаны. Можно заметить, что в
песне художественные образы свои, а в видеоизображении - свои. Воспринимая
их одновременно, внимательный зритель получает «двойную дозу» информации,
глубже проникается авторским замыслом.
При создании видеоклипа задействованы актеры орловского Театра для
детей и юношества «Свободное пространство», сценарий, съемки и монтаж
выполнил автор дипломной работы.
С. Звоненко
Оператор С. Звоненко
Видеоклип вышел в эфир 20 декабря 1996 года в программе эфирного дня
Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев
Заключение
Проблема соотношения слова и изображения сравнительно новая в теории
публицистики. Она возникла с появлением звукового кино и приобрела особую
актуальность с бурным развитием телевидения, с формированием особого,
принципиально нового языка, основанного на использовании двух различных
семиотических систем - изобразительной и словесной.
Сегодня вопросы структуры аудиолингвовизуального языка экранных форм
публицистики еще не получили достаточно полного освещения в работах
исследователей кино и телевидения.
Многие исследователи в своих работах исследуют отдельные стороны
взаимодействия слова и изображения на телевидении и в кино, но единых
принципов соотношения вербальных и иконических элементов в аудиовизуальном
сообщении до сих пор не выработано.
В данной работе сделана попытка более детально рассмотреть структурные
составляющие экранного образа, механизм взаимодействия слова и изображения
на телеэкране, показать на конкретных примерах возможности, которые
открывает перед телепублицистами умелое использование особенностей
функционирования аудиовизуального сообщения.
Проведя собственное исследование, автор дипломной работы пришел к
выводу, что изображение является носителем достоверности сообщаемого с
экрана факта и отличается довольно сложной собственной структурой. Слово
же, связанное с абстрактно-понятийной стороной сообщения, является
выразителем мысли, носителем логических элементов информации.
Большой интерес телевидения к слову - следствие его коммуникативной
природы. Сегодня филологов слово интересует все больше не в чистом виде, а
в определенной ситуации, в определенной обстановке. Думается, во многом это
обусловлено возрождением культуры разговорной речи (а именно в устном
высказывании роль ситуации особенно велика) в эпоху развития телевидения,
где слово немыслимо вне экранного контекста, без его взаимодействия с
изображением.
В целом надо отметить, что сегодня, когда мы наблюдаем процесс
сближения форм кинематографической и телевизионной публицистики, происходит
сближение и структуры кино- и телесообщения: документальное кино все больше
проявляет интерес к звучащему с экрана слову, а телевидение, совершенствуя
изобразительные возможности малого экрана, получает возможность значительно
шире использовать в своих передачах различные иконические элементы.
Сегодня телевидение располагает мобильной аппаратурой, позволяющей
передавать информацию с мест, значительно удаленных от студии, одномоментно
с показываемым событием. Естественно, что в этом случае телевидение
максимально использует одно из главных своих преимуществ - полностью
устраняется временной разрыв между поступлением сообщения и совершением
самого действия.
В этих условиях особенно повышается роль взаимопонимания отдельных
членов творческой группы, иначе было бы просто невозможно добиться
правильного соотношения изображения и звука, без чего, как мы выяснили,
невозможно создание полноценного экранного художественно-публицистического
образа, складывающегося из двух основных элементов: изображения, звукового
ряда и правильного их соотношения.
Сегодня на телевидении нужен журналист-универсал, одинаково хорошо
понимающий природу и специфику как зрительного ряда, так и звука в
средствах массовой информации, умеющий с полной отдачей использовать
поступившие в его распоряжение изобразительно-выразительные средства.
Поэтому нельзя не согласиться с тем, что «важность комплексных
исследований проблематики телевизионного слова неоспорима: они вплотную
приблизят нашу науку к познанию всего многообразия путей, ведущих
телевизионных публицистов к высотам литературно-экранного мастерства»[56].
Думается, в этом направлении еще предстоит многое сделать, чтобы
поддержать на достаточно высоком уровне интерес зрителей к важнейшему
каналу распространения информации - телевидению, усилить действенность
аудиовизуального сообщения, повысить достоверность информации, передаваемой
посредством телевизионного экрана.
Список литературы
& Багиров Э. Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации и
пропаганды». Москва, 1976 год.
& Багиров Э. Г. «Очерки истории телевидения». Москва, 1978 год.
& Багиров Э. Г., Карцев И. Г. «Телевидение ХХ век». Москва, 1968 год.
& Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. «Стилистика газетных
жанров». МГУ, 1979 год.
& Гуревич С. М. «Где твоя ниша?». Журналист, 1993 г. №11
& Егоров В. «Изображение-75». Искусство кино, 1976 год, номер 3.
& Зак М. Е. «Михаил Ромм и традиции Советской кинорежиссуры. Москва, 1975
год.
& Ильин Р.Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год.
& Кликс Р. Р. «Художественное проектирование экспозиций». Москва, 1978
год.
& Копылова Р. Д. «Контакт». Москва, 1974 год.
& Костомаров Р. Г. «Русский язык на газетной полосе». МГУ, 1971 год.
& Кузнецов Г. В. «ТВ-журналист». Москва, 1980 год.
& Лукьянов В. Г. «В мире эстетики». Москва, Просвещение, 1983 г.
& Медынский С. Е. «Что у нас в кадре?» Журналист, 1979 год, номер 5
& Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной
журналистике». Вестник Московского университета, серия «Журналистика»,
1969 год, номер 2.
& Моль А. «Социодинамика культуры». Москва, 1975 год.
& Монтегю А. «Мир Фильма». Ленинград, 1968 год.
& Образцов С. В. «Эстафета искусств». Москва, 1978 год.
& Розенталь Д. Э. «Стилистика газетных жанров». МГУ, 1981 год.
& Ромм М. И. «Беседы о кино». Москва, 1964 год.
& Саппак В.С. «Телевидение и мы». Москва, 1963 год.
& «С лейкой и с блокнотом. Интервью с В. Песковым». Советское фото, 1980
год номер 12.
& «Сорок мнений о телевидении». Москва, 1978 год.
& «ТВ-репортер». Москва, 1976 год.
& «Школа американской журналистики». Журналист, 1993 г. № 11
& Эльманович Т. В. «Образ факта». Москва, 1975 год.
& Юровский А. Я. «Телевидение - поиски и решения». Москва, Искусство, 1975
год.
& «Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды». Москва, 1980
год.
-----------------------
[1] См., например: Д. Э. Розенталь «Стилистика газетных жанров». МГУ, 1981
год;
Р. Г. Костомаров «Русский язык на газетной полосе». МГУ, 1971 год;
Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. «Стилистика газетных жанров».
М., 1985 г.
[2] Светана С. В. «Язык и стиль средств массовой информации». Москва, 1980
год. Стр. 212
[3] Там же, стр. 235
[4] Там же, стр. 233
[5] Юровский А. Я. «Телевидение - поиски и решения». Москва, 1975 год, стр.
26
[6] Там же, стр. 71
[7] Багиров Э. Г., Карцев И. Г. «Телевидение ХХ век». Москва, 1968 год,
стр. 23
[8] Багиров Э. Г., Карцев И. Г. «Телевидение ХХ век». Москва, 1968 год,
стр. 86
[9] Юровский А. Я. «Телевидение - поиски и решения». Москва, Искусство,
1975 год, стр. 145
[10] Копылова Р. Д. «Контакт». Москва, 1974 год, стр. 5
[11] Монтегю А. «Мир Фильма». Ленинград, 1968 год, стр. 135
[12] Кривенко Б. В. «Язык и стиль средств массовой информации и
пропаганды». Москва, 1980 год, стр. 240
[13] Саппак В. С. «Телевидение и мы». Москва, 1963 год, стр. 143
[14] Там же, стр. 138
[15] Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной
журналистике». Вестник МГУ, серия «Журналистика», №2, 1969 год, Стр. 20.
[16] Кликс Р. Р. «Художественное проектирование экспозиций». Москва, 1978
год, стр. 296
[17] Багиров Э. Г. «Очерки истории телевидения». Москва, 1978 год, стр. 37
[18] Кузнецов Г. В. «ТВ-журналист». Москва, 1980 год, стр. 71
[19] Копылова Р. Д. «Контакт». Москва, 1974 год, стр. 12
[20] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр. 33
[21] Моль А. «Социодинамика культуры». Москва, 1975 год, стр. 196-197
[22] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр. 33
[23] Багиров Э. Г., Карцев И. Г. «Телевидение ХХ век». Москва, 1968 год,
стр. 14
[24] Егоров В. «Изображение - 75». Искусство кино, 1976 год, стр. 125
[25] Ромм М. И. «Беседы о кино». Москва, 1964 год, стр. 171
[26] «Сорок мнений о телевидении». Москва, 1978 год, стр. 167
[27] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр.
148
[28] Там же, стр. 66
[29] Образцов С. В. «Эстафета искусств». Москва, 1978 год, стр. 252
[30] Копылова Р. Н. «Контакт». Москва, 1974 год, стр. 116
[31] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр. 65
[32] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр.
152
[33] Феллини Ф. «Сорок мнений о телевидении». Москва, 1978 год, стр. 149
[34] Копылова Р. Д. «Контакт». Москва, 1974 год, стр. 116
[35] Песков В. М. «С лейкой и блокнотом». Советское фото, 1980 год, №2,
стр. 37
[36] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год, стр.
86
[37] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год, стр.
93
[38] Эльманович Т. В. «Образ факта». Москва, 1975 год, стр. 119
[39] Лосев А. Ф. «Знак и символ». Москва, 1975 год, стр. 14
[40] Багиров Э. Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации
и пропаганды». Москва, 1976 год, стр. 55
[41] Моль А. «Социодинамика культуры». Москва. 1975 год, стр. 74-79
[42] Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной
журналистике». Вестник Московского государственного университета, серия
«Журналистика». 1969 год, № 2, стр. 20-21
[43] Там же, стр. 18
[44] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год, стр.
168
[45] Кузнецов Г. В. «ТВ-журналист». Москва, 1980 год, стр. 224
[46] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год, стр.
23
[47] Медынский С. Е. «Что у нас в кадре?». Москва, Журналист, 1979 год, №2,
стр. 24
[48] Багиров Э. Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации
и пропаганды», Москва, 1976 год, стр. 59-60
[49] М. В. Зарва «ТВ-репортер». Москва, 1976 год, стр. 111-112
[50] Багиров Э. Г. «Очерки истории телевидения». Москва, 1978 год, стр. 109
[51] Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной
журналистике». Вестник Московского государственного университета, серия
«Журналистика». 1969 год, № 2, стр. 19
[52] Кузнецов Г. В. «ТВ-журналист». Москва, 1980 год, стр. 51
[53] Светана С. В. «Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды».
Москва, 1980 год, стр. 185
[54] Там же, стр. 197
[55] Зак М. Е. «Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры». Москва,
1975 год, стр. 224
[56] Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной
журналистике». Вестник Московского государственного университета, серия
«Журналистика, 1969 год, №2, стр. 28
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|