Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.
у себя разнообразные умения и навыки.
2. В каждом виде деятельности, в каждом деле стремиться к успеху.
Творчество - это десять процентов
вдохновения и девяносто процентов потения .
Томас Эдисон , изобретатель
Творческий человек должен развивать у себя как минимум три вида мышления:
наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Как
развивать репродуктивное воспроизводящее мышление? Основной путь развития
репродуктивного мышления - решение разного рода задач, рассуждения,
действия в уме. Не усвоив достаточно хорошо уже выработанные другими
способы мышления в той или иной области, вряд ли возможно подняться до
уровня подлинного творчества.
Как развивать наглядно-действенное мышление? Этот вид мышления проявляется
в умении решать практические задачи, когда человек предпринимает
практические действия, рассчитанные на то, чтобы изменить ситуацию нужным
образом и решить возникшую проблему. Это особый вид мышления, и
встречается он довольно редко. У человека с развитым практическим
мышлением должен быть большой жизненный опыт, включающий умение
ориентироваться в самых сложных жизненных ситуациях, а также высокий
уровень развития репродуктивного творческого мышления. Последнее
необходимо, если возникла новая ситуация, а прежние, привычные способы ее
разрешения не годятся. Человек, обладающий высокоразвитым практическим
мышлением, должен уметь предвидеть возможный ход будущих событий,
усиливать положительные и предупреждать отрицательные следствия
принимаемых решений и предпринимаемых действий, использовать все имеющиеся
средства для решения проблемы. Как правило, такой человек действует быстро
и точно для достижения намеченной цели. Наглядно-действенное, или
практическое, мышление представляется поэтому одним из самых сложных видов
интеллектуальной деятельности человека, включающей в себя умственные и
практические, конкретные и теоретические, диагностические и
прогностические действия и операции.
Основные рекомендации по развитию наглядно-действенного мышления сводятся
к следующему.
1. Стремиться приобрести разносторонний жизненный опыт.
2. Как можно чаще включаться в такие жизненные ситуации, где возникают
оперативные задачи, требующие активных, согласованных умственных и
практических действий.
3. Стремиться находить различные способы решения возникающих практических
задач.
4. Правильно оценивать возможные шансы на успех, а также вероятные
последствия принятия и реализации того или иного решения.
5. Внимательно наблюдать за тем, как подобные задачи решаются другими
людьми, и усваивать их положительный опыт.
6. Всеми возможными способами развивать сложные, координированные движения
руками, выполняя те операции и действия, которые могут понадобиться при
решении разных практических задач.
Известно , что наше мышление имеет двойственный характер - это логическое
, словесное
мышление и образное . Множество исследований в области нейропсихологии
подтверждают
разделение функций и в работе самих полушарий мозга . Так , левое
полушарие ответствен-
но , в основном , за словесно-логический , а правое - за образный способ
мышления , если же
человек является левшой , то роли полушарий меняются местами .
Говоря об образном мышлении , следует видеть различные стороны его
проявления . Наши
внутренние образы соответствуют внешне воспринимаемым , которые берут
начало в органах
чувств (модальностях ) и поэтому , так же как и они , различаются на
зрительные , тактиль-
ные , звуковые , вкусовые и обонятельные . Но в силу особенностей
современной цивилиза-
ции и устоявшегося образа жизни людей , в значение слова \"образ\", \"образ
восприятия \"или
\"мысленный образ\" сейчас принято вкладывать только узкий смысл
\"зрительного образа\" .
Научно-технический прогресс и его глобальные последствия , в их числе
информацион-
ная революция и всеобщая компьютеризация , привели к тому , что ранее
целостный харак-
тер человеческого мышления сильно сдвинулся в левополушарную сторону .
Социальной
жизнью сегодня преимущественно востребовано логическое , словесное
мышление , и в ос-
новном только оно развивается всей существующей системой воспитания и
образования и
гипертрофированно развилось у подавляющего большинства людей . А
становящееся с каж-
дым разом всё более редким образное мышление превратилось в однобокую ,
только зри-
тельную и плоскую , подобно журнальным иллюстрациям и картинкам на
телеэкранах ,форму.
Целостное по своей исконной природе образное мышление , в котором
учавствуют образы
от всех органов чувств , почти утрачено для современного человека и
описывается как фе-
номен , получивший название эйдетизма .
Эйдетизм ( от греч . eidos - вид , образ ) возник как отдельное
направление в психологии
ещё в 20 -е годы нашего века . Один из его первых исследователей ,
немецкий психолог
Э . Йенш считал , что эйдетизм - это выражение ранней базисной стадии
психического раз-
вития , когда восприятие и образы ещё не разграничены . По мнению
выдающегося отечест-
венного психолога Выготского , эйдетизм проявляется тогда , когда память ,
мышление и фан-
тазия действуют как одно нераздельное целое . Чаще всего способностью к
эйдетизму об-
ладают дети ; так , ребёнок , вспоминая конфету , одновременно помнит ,
мыслит и вообража-
ет её себе . Позднее , в процессе обучения , память целиком отдаётся
словесно-логическому
мышлению , а образы начинают принадлежать только фантазии и снам . Но
фантазию в об-
ществе методично подавляют , чтобы личность быстрее вписывалась в насущные
требова-
ния окружения и начинала бы по всем правилам играть свою социальную роль .
Эксперименты показали , что число людей , обладающих способностью к
эйдетизму , как
среди взрослых , так и среди детей резко упало с 50-х по 90-е годы .
Причина известна : те-
левидение , компьютеризация , огромный поток \"разжёванной\" , предельно
формализованной
информации . Когда за словами стоят слова , а за ними опять слова ,
конкретный предмет ,
событие теряются . Описания вкладываются друг в друга , словно матрёшки ,
копии всё боль-
ше отличаются от оригинала , люди начинают общаться в совершенно разных
понятийных
системах , и тогда снежным комом вырастают противоречия , непонимание ,
недоверие , эго-
изм и взаимная отчуждённость в обществе . Всё это реалии , увы ,
сегодняшнего дня .
Каждый из нас испытывал проявления эйдетизма . В детстве это были яркие
мечты и
переживание , словно наяву , прочитанных сказок . Уже будучи взрослыми ,
многие сохрани-
ли способность хотя бы иногда \"грезить наяву\" , полностью погрузиться в
захватывающую
книгу или фильм и жить жизнью его героев , испытывая те же чувства , что и
они . Эйде-
тические образы позволяют видеть , слышать , ощущать , чувствовать и
переживать , как в
реальности и , возможно , даже ярче и глубже , здесь можно быть не только
собой , а дру-
гим человеком , цветком , деревом , птицей и воспринимать мир как они .
Эта возможность
перевоплощения и полной эмпатии высвобождает огромные резервы , скрытые в
каждом из
нас , устраняет привычные стереотипы и открывает дорогу к бесконечному
опыту и само-
развитию .
Особенностью эйдетического мышления является то , что оно фактически
неотличимо от восприятия , но в отличии от галлюцинаций имеет осознанный ,
управляемый характер и
во многом соответствует реальности . Причём как прошлой , что может в
привычном смыс-
ле рассматриваться как феноменальная память , так и настоящей и будущей ,
которые сегодня
объясняются биоэнергетикой и парапсихологией как явления дальновидения и
ясновидения.
С точки зрения саморазвития ясновидение лучше понимать как проявление
активной
творческой интуиции , а не как чудесным образом спустившееся видение .
Ведь загадочная
и почти неосвоенная большинством людей область озарения и интуиции
является таковой
по причине феноменальной редкости гармонии и целостности в психологических
процессах
уже зрелой и способной к взрослому творчеству личности . Тогда уже
убирается самый
сильный и узаконенный в общественном сознании барьер - преграда между
мыслью и чувс-
твом . Целостное и интуитивное мышление по своей сути является
чувствознанием , в нём
проявляется совершенное единство мысли и чувства , а это возможно и
естественно как раз
в случае эйдетизма .
В последние годы находит всё большее понимание новое мировоззрение , в
котором заменяется привычный нашему сознанию причинный ,
субъектно-объектный способ воспри-
ятия и осознания реальности на целостный и голографический , когда бытие и
сознание
едины , а любое отдельное существует подобно тому , как на голограмме
\"Целое в малом\".
И неотличимое от восприятия эйдетическое мышление , в привычном понимании
даже
не мышление , а парадоксально вневременное , одновременное
воспоминание-восприятие-во-
ображение может быть опытным подтверждением такого процесса , психически
интегриро-
ванного во времени и пространстве единого сознания-бытия .
Как развивать наглядно-образное мышление? Наглядно-образное мышление
проявляется в способности человека решать практические задачи, действуя не
с предметами, а с их идеализированными или материализованными (в рисунках,
схемах, чертежах и т.п.) образами.
В школе имеются большие возможности для развития наглядно-образного
мышления, и в первую очередь они связаны с уроками географии, истории,
черчения, рисования, труда - словом, со всеми предметами, где учебный
материал представляется в наглядной, знаково-материализованной форме.
Поэтому специальных рекомендаций или упражнений по развитию образного
мышления мы давать не будем и посоветуем только обратить особое внимание
на решение разнообразных задач, связанных с указанными учебными
предметами. Заметим только, что успехи в тех видах деятельности, которые
включают знания и умения, касающиеся соответствующих предметов, невозможны
без высокоразвитого наглядно-образного мышления.
Двузначная логика с постоянным законом отрицания третьего возникла , как
можно ду-
мать , неслучайно , ведь мир в своих основных проявлениях всегда парен :
день и ночь ,пра-
вое и левое , мужское и женское , верх и низ , плюс и минус и т.д.
Древнекитайская фило-
софия называет их инь и ян , которые следуют друг за другом , чередуясь ,
подобно дню и
ночи , лету и зиме . Они переходят друг в друга и , непрерывно продолжаясь
, образуют свя-
зующую нить любого развития и эволюции жизни в целом . Неизбежно впитав
этот всеоб-
щий принцип , человек естественно приобрёл и развил в себе логический ум .
\"Либо это ,
либо то\" - хорошее или плохое , вверх или вниз , вперёд или назад ,
направо или налево ,
сделал или не сделал , причина и следствие и т.д., причём существенным
всегда является
утверждение или отрицание того или иного в определённый момент времени .
Это позво-
ляет людям быть конктерными и действовать в пределах установленных ими
логических законов и правил .
Благодаря расцвету европейской науки в IX и ХХ столетии двузначная логика
прочно
утвердилась в человеческом мышлении и даже стала отождествляться с
интеллектом . Но
уже ядерная и квантовая физика показали полную неприменимость обычной
логики для
своих неоспоримо научных выводов . Ведь любой физический объект
одновременно пред-
ставляет собой соединение частиц материи , корпускул и волновой пакет ,
суперпозицию всех действующих в его пространстве полей .
Дискурсивный , то есть причинно-следственный способ мышления лежит в
основании
самой научной парадигмы ( образец изначальных научных принципов , которые
уже не под-
лежат доказательству ) , базирующейся сегодня , как и сто-двести лет назад
, на картине мира
описанной Ньютоном и Декартом , и соответствующих ей законах познания .
Прежде всего,
это представление мира как бесконечного множества отдельных и особым
образом взаимо-
связанных друг с другом частиц , взаимодействующих в зависимости от массы
и расстояния
между ними по вполне конкретным законам причинности . К примеру , если
существуют лю-
бые объекты А и В , то все возможные между ними отношения по законам
двузначной ло-
гики могут быть выражены так : +А+В , или +А-В , или -А+В, или -А-В и
никак иначе .
Следствием такой парадигмы является только субъектно-объектный способ
восприятия и описания мира , исключающий всякую иную возможность его
исследования и постижения
как ненаучную и именно поэтому не соответствующую действительности .
Однако , как го-
ворилось , уже постулаты квантовой механики показали непригодность такого
способа для
описания многих физических процессов . Дальнейшие открытия и сравнительно
новые науч-
ные направления , такие как синергетика , голография , теория
самоорганизующихся систем ,
биоэнергоинформатика и другие , не только подтвердили и раскрыли волновую
природу и
непрерывность мира , но также определили основание новой научной парадигмы
. Это вол-
новое единство и голографичность структур , самоподобие целого в любой его
части - \"Единое в малом\", в полном смысле органическое единство , ещё раз
доказывающее древний
принцип тождественности микрокосмоса и макрокосмоса , человека и всей
Вселенной .
Таким образом , в процессе познания и творческого взаимодействия с
окружающим ми-
ром человек не только должен в соответствии с законами причинности
учитывать и вносить
коррективы в несомненное \"субъективное\" влияние на объективную реальность
и наоборот.
Важно всегда ясно осознавать своё органическое единство с миром , а также
субъективность
и условность самого разделения на внутреннее и внешнее , субъект и объект
, которые су-
ществуют только благодаря психическим процессам личности , а ключевая роль
в этом раз-
делении принадлежит именно логическому мышлению .
Нерасчленённое восприятие и переживание мира и себя является естественным
свой-
ством образного мышления . В своей наиболее выраженной форме - эйдетизме
целостные
образы , содержащие в себе все чувства и ощущения , объединяют память ,
мышление и вос-
приятие в единый нераздельный процесс , в котором субъект и объект такого
мышления -
восприятия представляют собой одно .
Целостное мышление , синтетично соединяющее образы и логические причинно
след-
ственные цепочки , должно обладать свойством голографичности . Это может
быть наглядно
представлено как принцип самоподобия , которым , кстати , обладают все
развивающиеся био-
логические структуры . Принцип самоподобия также выражен математически в
известном
ряде чисел Фибоначчи : 0,1,1,2,3,5,8…, где каждое последующее число
слагается из двух
предыдущих .
Таким образом , можно понять , что логика образует саму структурность и
определяет
вариабельность ( наличие выбора в ту или иную сторону ) последовательных
цепочек , подоб-
ных веткам и разветвлениям дерева . Но целостность всего дерева и каждой
веточки , как
всего дерева , когда в дерево заложен принцип голографичности , существует
на уровне мыш-
ления только благодаря образам .
В силу вышесказанного , отличительным свойством творческого мышления ,
которое
способно открывать и созидать новое , сохраняя при этом неразрывную
целостность внешне
воспринимаемого мира и внутренней психической индивидуальности , является
его структур-
ная голографичность .
Очень важным в нашей психике является то , что непрерывно изменяющееся в
потоке
событий реальности самосознание , благодаря памяти и
причинно-следственному , сравнитель-
ному способу мышления , превращается в самоотождествление \"эго\". А \"эго\" ,
являясь всего-
навсего семантической ( словесной ) системой , которая может существовать
только в пределах
создаваемых ею смысловых логических цепочек , благодаря своей способности
к самоорга-
низации , очень часто превращается в доминирующий центр сознания и
подменяет собой
действительно целостную , динамичную , непосредственно воспринимающую и
переживающую
реальность человеческую индивидуальность .
Такой эгоцентризм внутренней жизни , к сожалению , присущ подавляющему
большинс-тву из нас , взрослых , и он не столь безобиден , как внешне
выраженный эгоцентризм детей,
ещё не научившихся считаться с окружающими . Дело в том , что стереотипы
самоотождест-
вления побуждают нас руководствоваться в своих действиях только
иллюзорными проекци-
ями собственного ума с целью самоподдержания \"эго\" , и тогда лишённое
переживания ре-
альности сознание неизбежно сеет дисгармонию и хаос как внутри , так и вне
себя . Хро-
ническая озабоченность , стресс , постоянная разорванность в мыслях ,
чувствах , словах и
поступках - всё это следствия работы логического аппарата , безусловно ,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|