Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.
Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.
Московский Государственный Университет Культуры и Искусств
Оптимальные психологические условия
для развития музыкальных способностей
с точки зрения психологии деятельности
и познавательных процессов.
Реферат по психологии студента 2-го курса
заочной формы обучения группы № 143 МГУКИ
Шевцова А. В.
Москва 2002
План
* Введение .О творчестве и мышлении
* Общие способности. Первичные и вторичные способности
* Внимание и воображение
* Механизмы памяти . Методы её развития
* Мышление. Основные виды
* теоретическое
* практическое
* творческое
* репродуктивное
* наглядно-действенное
* наглядно-образное
* словесно-логическое
* Специальные способности
* Аутогенная тренировка и медитация
1
Возьмите за правило всегда оглядываться
в поисках новых интересных идей, которые
уже успешно используются другими. Ваша
идея должна быть оригинальна только в
смысле её оригинального применения к про-
блеме, над которой вы работаете
Томас Эдисон , изобретатель.
Удивительно то , что начиная с первого класса и даже раньше детей обучают
чтению ,
письму и счёту , с помощью которых затем усваиваются все последующие
школьные пред-
меты , а такой же необходимый навык , более того , обуславливающий собой
все иные зна-
ния и умения - навык культурного , осознанного мышления остаётся пока в
полном небре-
жении . Такой учебной дисциплины до сих пор нет , возможно , потому , что
умение мыслить
кажется само собой разумеющимся .
Определённые действия формируют определённые навыки , и принято считать ,
что все
действия ума в достаточной мере проявляются по ходу воспитания и общего
развития ре-
бёнка , а в дальнейшем в полной мере развиваются в процессе обучения в
общеобразова-
тельных и специальных учреждениях.Но на самом деле это не так , и
подтверждением то-
му являются многие и многие люди , окончившие школу и институт , а мыслить
самостоя-
тельно и независимо от существующих стереотипов так и не научившиеся .
Способность управлять своими мыслями у подавляющего большинства людей
очень мала,
даже ребёнок к первому году жизни овладевает навыками свободного действия
руками го-
раздо лучше , чем взрослый - сознательными действиями в пространстве для
разумного ре-
шения вполне насущных жизненных задач . К примеру , любое простейшее
движение рук
так , а не иначе , или их неподвижность в нужный момент времени может быть
легко осу-
ществлено сознательно любым здоровым человеком . Но попытки мысленно
оперировать с
любой , произвольно выбранной , темой для размышления или же , по желанию
, достичь со-
стояния немыслия вряд ли приведут кого -либо к успеху .
Всё дело в том , что никого из нас не учили искусству мыслить , красоте
мысли , само
понятие культуры редко применяется к основной человеческой категории -
мышлению .
Сейчас принято заниматься физической культурой , обращать внимание на
культуру речи
и поведения , но мало кто всерьёз обеспокоен крайне низким уровнем
ментальной культу-
ры в психической жизни и деятельности любого отдельно взятого человека , и
в первую
очередь самого себя .
Ведь проблема заключается в том , что научные дисциплины , как и
общеобразовательные
предметы , сейчас не принимают в расчёт реальной и живой основы своих
построений -
конкретных всякий раз мыслей , которые появляются и развиваются по своим
вполне опре-
делённым законам . Законам , независимым от предмета и науки ,
пользующейся ими , и быть
может , только в силу уже существующих в природе законов мышления науки
способны
открывать свои правила и закономерности . Законы мышления объективны ,
скрытыми узора-
ми они намечают вехи человеческой культуры целых эпох , и , познавая их ,
можно осознать
глубокие связи между всеми проявлениями человеческой жизни , где в начале
основ всегда
пролегают человеческие мысли .
Это та исконно природная , человеческая почва , на которой может вскоре
произойти ин-
теграция науки , включающей на сегодня огромный список прикладных и
академических ,
гуманитарных и технических дисциплин , и возможно , слияние их в одну
фундаментальную
науку - науку о Человеке , когда-то предсказанную ещё научными классиками
. А это значит,
что далёкие и неприметные , на первый взгляд , связи и закономерности
между различными
проявлениями внутренней , психической жизни личности и многими сторонами
внешней об-
щественной жизни станут , наконец , очевидны в своей неразрывной
целостности и осознанно
применимы в повседневной жизни каждого человека . Люди просто думают , но
вопрос ,как
они это делают , ставится немногими , а он давно назрел , став болезненным
в кризисных
явлениях общества .
Знания и навыки в существующей сегодня системе образования - это чёткие
клише
правил и наборы уже застывших форм , которые неизбежно сталкиваются и
быстро разру-
шаются гибкой и динамичной реальностью . \"Наша система просвещения не
ставит перед
собой задачу как научить человека думать , но внушает ему , что именно он
должен думать.\"
(Дж . Кришнамурти ).
Вы даёте решать школьную задачу , полагая , что это автоматически
тренирует мышление и
развивает навык решения любых задач .Но при этом знаете , что путь к
решению всего один , или только несколько , и существует вполне жёсткий
алгоритм , который и следует найти , чтобы её решить . И этот логический
алгоритм , как наперёд заданная траектория ,
заложен в структуру любого знания , которому учат , будучи уверенными ,
что само собою
учат ещё и думать . Но как ? Робот-манипулятор способен выполнять
определённые дейст-
вия , это его навыки в рамках вложенной программы ; в отличие от него
человек является
открытой в мир информационной системой и , говоря языком аналогии , ему не
поможет
никакая совершенная и суперуниверсальная программа , если он захочет выйти
за пределы
завода и станет делать то , что пожелает .
В подобное положение попадает каждый человек , когда он выходит из стен
школы или
вуза и пытается самореализоваться в жизни . Только единицы оказываются
способными дей-
ствовать вне стереотипов социального конвейера и создавать нечто
совершенно новое . Их
называют талантами и гениями , и траектории их самостоятельных ментальных
путей часто
служат схемами для новых социальных конвейеров и заводов .
Эта исключительность порою сбивает с толку , только , к счастью , она пока
не распрост-
раняется на детей , и можно быстро убедиться в том , что недостаток
самостоятельности и
творческой активности в мышлении обычного ребёнка пяти-семи лет , пока он
ещё не по-
пал под власть и авторитет взрослых стереотипов , является скорее
исключением , чем пра-
вилом . Несомненно , что присущее большинству детей качество ясного и
нестандартного
мышления проявляется на подобающем их возрасту уровне психического
развития и пото-
му может показаться в сравнении со взрослым примитивным и творчески
абсолютно не-
продуктивным . Но только основное отличие взрослого от ребёнка заключается
не в от-
сутствии , как, увы , принято считать , фантазии , а в неспособности
претворять свои
мечты во взрослую жизнь . Творчество ребёнка воплощается в его игре , и
непосредствен-
ная реализация замыслов на уровне его возможностей материализуется среди
игрушек и в
песочнице , тогда как у взрослого человека творческая мысль обретает плоть
в видимых
формах окружающей действительности , имея в наш век ограничения в
масштабах уже всей
планеты и ближнего космоса .
Примечательны в этой связи слова выдающегося русского психолога Л . С.
Выготского :
\"…Научное понимание этого вопроса заставляет нас , таким образом ,
смотреть на творчес-
тво скорее как на правило , чем как исключение . Конечно , высшие
выражения творчества
до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества , но в
каждодневной
окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования , и
всё , что
выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового , обязано
своим происхож-
дением творческому процессу человека\".
Если согласиться со словами Гегеля о том , что \"всё действительное разумно
, а всё разу-
мное действительно \", то можно пртйти к ясному пониманию критерия
творчества разумно-
го человека : мыслить так , чтобы мысли воплощались в действительность ,
то есть попросту сбывались , как мечты . Как раз в этом заключается
искусство и магия целостного мышления, и как и в любой деятельности ,
специальное обучение и сознательные усилия в этом нап- равлении могут
привести к мастерству . А мастер всегда отличен тем , что он творец
нового, которое совершенно .
Необходимость нового в жизни является законом самой жизни . Живёт всегда
новое , за-
тем оно взрослеет , а потом стареет и , становясь старым , естественно
уходит , снова уступая дорогу новому . Сама интенсивность психологического
переживания жизни ,единой в воспри- ятии , чувствах и сознании личности -
вкус и запах , прикосновения и движения ,музыка и свет, чувства и красота
, вся внутренняя значимость и осознанность происходящего - обусловлена
степенью свежести и новизны . Таким образом , вопрос творчества есть
вопрос самой жиз-
ни . То , что не может творить , не может меняться , проявляя себя ,
всякий раз в новом не-
избежно умирает , утрачивая природу самой жизни .
Творчество - это чистая энергия рождения , проявляющая себя в движениях
тела , чувств
и ума ребёнка . Потом , когда появляются привычки , складывается характер
, формируются
общепризнанные стереотипы , энергия уже не бьёт ключом переполненной
радости , а пос-
тепенно и размеренно направляется на колёсики сложных механизмов личности
.
Мы можем видеть как бы две крайности , обычно недостижимые вместе : знать
, что не-
обходимо , чтобы не выпасть из общественного устройства , и в то же время
не разучиться
мыслить , основываясь…\"ни на чём\". То есть на том , чего ещё нет , это
подобно существу-
ющей в основе всех вещей Пустоте , или изначальному вакууму , из которого
, как утверж-
дает современная физика , когда-то и появилось Всё .
Творчество в мысли - это состояние явленного чуда ,где в каждый
последующий миг ро-
ждается то , чего никогда не существовало в предыдущем . Необходимым
условием творчес-
тва , материализующего мечты человека в реальность дня , является
внутренняя целостность.
Целостность , первоначально присущая всем , в силу самого невыдуманного
факта нашего
природного рождения на Земле . По словам философа Витгенштейна :
\"Целостность бытия
реальна , хотя и не может быть высказана : она противоречит грамматике\".
Мышление это процесс , протекающий во множестве сфер , уровней и планов
бытия ,
можно сказать обобщённо : это целостный , системный процесс в одной
единой системе
Человек-Мир-Человек . Поэтому вместе с уже известными методами и подходами
нам будет
важно задействовать экзистенциальную , мировоззренческую , этическую ,
эстетическую , поэ-
тическую , психотерапевтическую , психофизическую и , по возможности ,
другие стороны ,
без которых нельзя выработать действительного метода развития этой
таинственной , вол-
шебной основы , создавшей все человеческие основы - целостного по своей
природе твор-
ческого мышления .
Очень важным является то ,что, возможно впервые , воплощён сущностный ,
философский
и одновременно практичный подход к познавательным процессам и
психологическим качес-
твам личности , которые можно и нужно сознательно совершенствовать ,
обучаясь и обучая
тому , как делать это самому . Да и как иначе , ведь невидимые , но от
того не перестающие
существенно влиять и определять собою все остальные первоосновы сознания и
мысли ,
чувства самоотождествления \"Я\" не могут познаваться как внешние объекты .
Они настолько
\"мы сами\", что ничего нельзя друг от друга отделить , чтобы рассмотреть по
кусочкам ло-
гическим методом , к которому мы так привыкли . Препарируя анализом
целостную психи-
ку , её нельзя оставить в живых , как только она разделена для внешнего
исследования -
это рана , которая опасна и совершенно не естественна , которая может
погубить саму жизнь.
Ведь жизнь и её самое активное проявление в нас - психика , сознание ,
меняются каж-
дый миг , и мы меняемся вместе с ними .А если что-то живое остановлено
,чтобы быть уви-
денным , оно уже не то , оно уже другое , потерявшее своё главное качество
жизни , которое
и хотели вначале рассмотреть . Но теперь его уже нет , а есть болезнь ,
рана , стресс , разде-
ление , временное отсутствие целостности или мёртвый механический процесс
, в котором
жизни уже не будет . Это механизм , как любое устройство , теперь можно
разобрать по вин-
тикам , изучить извне ,придумать , как его усовершенствовать ,составить
оптимальную програм-
му для его ещё более полезного функционирования . Но именно механизм ,
мёртвый и пос-
лушный , а не живой , извне не познаваемый и логически не предсказуемый
организм .
Именно поэтому познание жизненных основ , а психика прежде всего такая
основа ,
может быть только субъективным .И правы были древние , когда говорили ,
что самое
главное в жизни - \"Познай самого себя\".
2
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л.
Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С.
Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский). В
данном параграфе частично использован материал изысканий указанных
авторов, а в основном материал из книг Р.С. Немова и Л.Д. Столяренко .
Общие способности. Общие способности, о развитии и поддержании которых на
высоком уровне человек должен постоянно заботиться, условно можно
разделить на первичные и вторичные. К разряду так называемых вторичных
общих способностей относятся следующие: способность логически рассуждать и
точно определять понятия, совершать в уме сложные действия в прямом и
обратном порядке, видеть мир в образах, отражать его в системе понятий,
действовать с понятиями и манипулировать в уме образами, способность
совершать тонкие и точные координированные действия руками,
приспосабливаться к разным людям и жизненным ситуациям, добиваться
взаимопонимания, оказывать влияние на людей.
Вторичные способности формируются на базе первичных, к которым относятся
внимание, воображение, память, мышление и речь. И первичные и вторичные
способности в течение жизни человека могут развиваться, достигая весьма
высокого уровня зрелости. Благодаря им люди могут добиваться больших
успехов в различных видах деятельности.
Общие способности не только обеспечивают человеку успех в соответствующих
видах деятельности, но и сами развиваются в процессе деятельности. Поэтому
для совершенствования общих способностей необходимо участвовать в
различных видах деятельности, регулярно меняя их. Это прежде всего
касается обязательного сочетания умственной (теоретической) и практической
работы. Теория совершенствует образное и логическое мышление, а практика -
наглядно-действенное и практическое мышление.
Обязательным условием полноценного развития общих способностей является
постоянное решение разнообразных, достаточно сложных задач, а также
систематическое наблюдение за тем, как решают подобные задачи другие,
более способные люди.
Включенность в разнообразные виды деятельности позволяет человеку получать
разносторонние знания и развивать у себя многие умения и навыки, входящие
в состав более сложных способностей. Например, для того чтобы успешно
заниматься конструированием современных машин, т.е. иметь у себя
достаточно развитые конструктивно-технические способности, необходимо
обладать глубокими познаниями в области современной физики, математики,
техники, а также иметь хорошо развитое творческое мышление (как некоторую
общую способность), уметь работать на компьютере, составлять и читать
чертежи, собирать и разбирать машины своими руками и многое другое. Для
того чтобы иметь, например, высокоразвитые способности современного
хирурга или бизнесмена, необходимо, наверное, знать и уметь делать не
меньше, но в иных областях деятельности.
Всему этому человек практически может научиться только с помощью людей,
которые являются профессионалами в соответствующих областях и всем этим
уже владеют. Кроме того, эти люди должны быть в состоянии научить других,
т.е. передать им необходимые знания и умения. Немаловажное значение для
развития общих способностей человека имеет уровень трудности решаемых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|