МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.

    Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.

    Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

    Оптимальные психологические условия

    для развития музыкальных способностей

    с точки зрения психологии деятельности

    и познавательных процессов.

    Реферат по психологии студента 2-го курса

    заочной формы обучения группы № 143 МГУКИ

    Шевцова А. В.

    Москва 2002

    План

    * Введение .О творчестве и мышлении

    * Общие способности. Первичные и вторичные способности

    * Внимание и воображение

    * Механизмы памяти . Методы её развития

    * Мышление. Основные виды

    * теоретическое

    * практическое

    * творческое

    * репродуктивное

    * наглядно-действенное

    * наглядно-образное

    * словесно-логическое

    * Специальные способности

    * Аутогенная тренировка и медитация

    1

    Возьмите за правило всегда оглядываться

    в поисках новых интересных идей, которые

    уже успешно используются другими. Ваша

    идея должна быть оригинальна только в

    смысле её оригинального применения к про-

    блеме, над которой вы работаете

    Томас Эдисон , изобретатель.

    Удивительно то , что начиная с первого класса и даже раньше детей обучают

    чтению ,

    письму и счёту , с помощью которых затем усваиваются все последующие

    школьные пред-

    меты , а такой же необходимый навык , более того , обуславливающий собой

    все иные зна-

    ния и умения - навык культурного , осознанного мышления остаётся пока в

    полном небре-

    жении . Такой учебной дисциплины до сих пор нет , возможно , потому , что

    умение мыслить

    кажется само собой разумеющимся .

    Определённые действия формируют определённые навыки , и принято считать ,

    что все

    действия ума в достаточной мере проявляются по ходу воспитания и общего

    развития ре-

    бёнка , а в дальнейшем в полной мере развиваются в процессе обучения в

    общеобразова-

    тельных и специальных учреждениях.Но на самом деле это не так , и

    подтверждением то-

    му являются многие и многие люди , окончившие школу и институт , а мыслить

    самостоя-

    тельно и независимо от существующих стереотипов так и не научившиеся .

    Способность управлять своими мыслями у подавляющего большинства людей

    очень мала,

    даже ребёнок к первому году жизни овладевает навыками свободного действия

    руками го-

    раздо лучше , чем взрослый - сознательными действиями в пространстве для

    разумного ре-

    шения вполне насущных жизненных задач . К примеру , любое простейшее

    движение рук

    так , а не иначе , или их неподвижность в нужный момент времени может быть

    легко осу-

    ществлено сознательно любым здоровым человеком . Но попытки мысленно

    оперировать с

    любой , произвольно выбранной , темой для размышления или же , по желанию

    , достичь со-

    стояния немыслия вряд ли приведут кого -либо к успеху .

    Всё дело в том , что никого из нас не учили искусству мыслить , красоте

    мысли , само

    понятие культуры редко применяется к основной человеческой категории -

    мышлению .

    Сейчас принято заниматься физической культурой , обращать внимание на

    культуру речи

    и поведения , но мало кто всерьёз обеспокоен крайне низким уровнем

    ментальной культу-

    ры в психической жизни и деятельности любого отдельно взятого человека , и

    в первую

    очередь самого себя .

    Ведь проблема заключается в том , что научные дисциплины , как и

    общеобразовательные

    предметы , сейчас не принимают в расчёт реальной и живой основы своих

    построений -

    конкретных всякий раз мыслей , которые появляются и развиваются по своим

    вполне опре-

    делённым законам . Законам , независимым от предмета и науки ,

    пользующейся ими , и быть

    может , только в силу уже существующих в природе законов мышления науки

    способны

    открывать свои правила и закономерности . Законы мышления объективны ,

    скрытыми узора-

    ми они намечают вехи человеческой культуры целых эпох , и , познавая их ,

    можно осознать

    глубокие связи между всеми проявлениями человеческой жизни , где в начале

    основ всегда

    пролегают человеческие мысли .

    Это та исконно природная , человеческая почва , на которой может вскоре

    произойти ин-

    теграция науки , включающей на сегодня огромный список прикладных и

    академических ,

    гуманитарных и технических дисциплин , и возможно , слияние их в одну

    фундаментальную

    науку - науку о Человеке , когда-то предсказанную ещё научными классиками

    . А это значит,

    что далёкие и неприметные , на первый взгляд , связи и закономерности

    между различными

    проявлениями внутренней , психической жизни личности и многими сторонами

    внешней об-

    щественной жизни станут , наконец , очевидны в своей неразрывной

    целостности и осознанно

    применимы в повседневной жизни каждого человека . Люди просто думают , но

    вопрос ,как

    они это делают , ставится немногими , а он давно назрел , став болезненным

    в кризисных

    явлениях общества .

    Знания и навыки в существующей сегодня системе образования - это чёткие

    клише

    правил и наборы уже застывших форм , которые неизбежно сталкиваются и

    быстро разру-

    шаются гибкой и динамичной реальностью . \"Наша система просвещения не

    ставит перед

    собой задачу как научить человека думать , но внушает ему , что именно он

    должен думать.\"

    (Дж . Кришнамурти ).

    Вы даёте решать школьную задачу , полагая , что это автоматически

    тренирует мышление и

    развивает навык решения любых задач .Но при этом знаете , что путь к

    решению всего один , или только несколько , и существует вполне жёсткий

    алгоритм , который и следует найти , чтобы её решить . И этот логический

    алгоритм , как наперёд заданная траектория ,

    заложен в структуру любого знания , которому учат , будучи уверенными ,

    что само собою

    учат ещё и думать . Но как ? Робот-манипулятор способен выполнять

    определённые дейст-

    вия , это его навыки в рамках вложенной программы ; в отличие от него

    человек является

    открытой в мир информационной системой и , говоря языком аналогии , ему не

    поможет

    никакая совершенная и суперуниверсальная программа , если он захочет выйти

    за пределы

    завода и станет делать то , что пожелает .

    В подобное положение попадает каждый человек , когда он выходит из стен

    школы или

    вуза и пытается самореализоваться в жизни . Только единицы оказываются

    способными дей-

    ствовать вне стереотипов социального конвейера и создавать нечто

    совершенно новое . Их

    называют талантами и гениями , и траектории их самостоятельных ментальных

    путей часто

    служат схемами для новых социальных конвейеров и заводов .

    Эта исключительность порою сбивает с толку , только , к счастью , она пока

    не распрост-

    раняется на детей , и можно быстро убедиться в том , что недостаток

    самостоятельности и

    творческой активности в мышлении обычного ребёнка пяти-семи лет , пока он

    ещё не по-

    пал под власть и авторитет взрослых стереотипов , является скорее

    исключением , чем пра-

    вилом . Несомненно , что присущее большинству детей качество ясного и

    нестандартного

    мышления проявляется на подобающем их возрасту уровне психического

    развития и пото-

    му может показаться в сравнении со взрослым примитивным и творчески

    абсолютно не-

    продуктивным . Но только основное отличие взрослого от ребёнка заключается

    не в от-

    сутствии , как, увы , принято считать , фантазии , а в неспособности

    претворять свои

    мечты во взрослую жизнь . Творчество ребёнка воплощается в его игре , и

    непосредствен-

    ная реализация замыслов на уровне его возможностей материализуется среди

    игрушек и в

    песочнице , тогда как у взрослого человека творческая мысль обретает плоть

    в видимых

    формах окружающей действительности , имея в наш век ограничения в

    масштабах уже всей

    планеты и ближнего космоса .

    Примечательны в этой связи слова выдающегося русского психолога Л . С.

    Выготского :

    \"…Научное понимание этого вопроса заставляет нас , таким образом ,

    смотреть на творчес-

    тво скорее как на правило , чем как исключение . Конечно , высшие

    выражения творчества

    до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества , но в

    каждодневной

    окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования , и

    всё , что

    выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового , обязано

    своим происхож-

    дением творческому процессу человека\".

    Если согласиться со словами Гегеля о том , что \"всё действительное разумно

    , а всё разу-

    мное действительно \", то можно пртйти к ясному пониманию критерия

    творчества разумно-

    го человека : мыслить так , чтобы мысли воплощались в действительность ,

    то есть попросту сбывались , как мечты . Как раз в этом заключается

    искусство и магия целостного мышления, и как и в любой деятельности ,

    специальное обучение и сознательные усилия в этом нап- равлении могут

    привести к мастерству . А мастер всегда отличен тем , что он творец

    нового, которое совершенно .

    Необходимость нового в жизни является законом самой жизни . Живёт всегда

    новое , за-

    тем оно взрослеет , а потом стареет и , становясь старым , естественно

    уходит , снова уступая дорогу новому . Сама интенсивность психологического

    переживания жизни ,единой в воспри- ятии , чувствах и сознании личности -

    вкус и запах , прикосновения и движения ,музыка и свет, чувства и красота

    , вся внутренняя значимость и осознанность происходящего - обусловлена

    степенью свежести и новизны . Таким образом , вопрос творчества есть

    вопрос самой жиз-

    ни . То , что не может творить , не может меняться , проявляя себя ,

    всякий раз в новом не-

    избежно умирает , утрачивая природу самой жизни .

    Творчество - это чистая энергия рождения , проявляющая себя в движениях

    тела , чувств

    и ума ребёнка . Потом , когда появляются привычки , складывается характер

    , формируются

    общепризнанные стереотипы , энергия уже не бьёт ключом переполненной

    радости , а пос-

    тепенно и размеренно направляется на колёсики сложных механизмов личности

    .

    Мы можем видеть как бы две крайности , обычно недостижимые вместе : знать

    , что не-

    обходимо , чтобы не выпасть из общественного устройства , и в то же время

    не разучиться

    мыслить , основываясь…\"ни на чём\". То есть на том , чего ещё нет , это

    подобно существу-

    ющей в основе всех вещей Пустоте , или изначальному вакууму , из которого

    , как утверж-

    дает современная физика , когда-то и появилось Всё .

    Творчество в мысли - это состояние явленного чуда ,где в каждый

    последующий миг ро-

    ждается то , чего никогда не существовало в предыдущем . Необходимым

    условием творчес-

    тва , материализующего мечты человека в реальность дня , является

    внутренняя целостность.

    Целостность , первоначально присущая всем , в силу самого невыдуманного

    факта нашего

    природного рождения на Земле . По словам философа Витгенштейна :

    \"Целостность бытия

    реальна , хотя и не может быть высказана : она противоречит грамматике\".

    Мышление это процесс , протекающий во множестве сфер , уровней и планов

    бытия ,

    можно сказать обобщённо : это целостный , системный процесс в одной

    единой системе

    Человек-Мир-Человек . Поэтому вместе с уже известными методами и подходами

    нам будет

    важно задействовать экзистенциальную , мировоззренческую , этическую ,

    эстетическую , поэ-

    тическую , психотерапевтическую , психофизическую и , по возможности ,

    другие стороны ,

    без которых нельзя выработать действительного метода развития этой

    таинственной , вол-

    шебной основы , создавшей все человеческие основы - целостного по своей

    природе твор-

    ческого мышления .

    Очень важным является то ,что, возможно впервые , воплощён сущностный ,

    философский

    и одновременно практичный подход к познавательным процессам и

    психологическим качес-

    твам личности , которые можно и нужно сознательно совершенствовать ,

    обучаясь и обучая

    тому , как делать это самому . Да и как иначе , ведь невидимые , но от

    того не перестающие

    существенно влиять и определять собою все остальные первоосновы сознания и

    мысли ,

    чувства самоотождествления \"Я\" не могут познаваться как внешние объекты .

    Они настолько

    \"мы сами\", что ничего нельзя друг от друга отделить , чтобы рассмотреть по

    кусочкам ло-

    гическим методом , к которому мы так привыкли . Препарируя анализом

    целостную психи-

    ку , её нельзя оставить в живых , как только она разделена для внешнего

    исследования -

    это рана , которая опасна и совершенно не естественна , которая может

    погубить саму жизнь.

    Ведь жизнь и её самое активное проявление в нас - психика , сознание ,

    меняются каж-

    дый миг , и мы меняемся вместе с ними .А если что-то живое остановлено

    ,чтобы быть уви-

    денным , оно уже не то , оно уже другое , потерявшее своё главное качество

    жизни , которое

    и хотели вначале рассмотреть . Но теперь его уже нет , а есть болезнь ,

    рана , стресс , разде-

    ление , временное отсутствие целостности или мёртвый механический процесс

    , в котором

    жизни уже не будет . Это механизм , как любое устройство , теперь можно

    разобрать по вин-

    тикам , изучить извне ,придумать , как его усовершенствовать ,составить

    оптимальную програм-

    му для его ещё более полезного функционирования . Но именно механизм ,

    мёртвый и пос-

    лушный , а не живой , извне не познаваемый и логически не предсказуемый

    организм .

    Именно поэтому познание жизненных основ , а психика прежде всего такая

    основа ,

    может быть только субъективным .И правы были древние , когда говорили ,

    что самое

    главное в жизни - \"Познай самого себя\".

    2

    Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л.

    Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С.

    Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский). В

    данном параграфе частично использован материал изысканий указанных

    авторов, а в основном материал из книг Р.С. Немова и Л.Д. Столяренко .

    Общие способности. Общие способности, о развитии и поддержании которых на

    высоком уровне человек должен постоянно заботиться, условно можно

    разделить на первичные и вторичные. К разряду так называемых вторичных

    общих способностей относятся следующие: способность логически рассуждать и

    точно определять понятия, совершать в уме сложные действия в прямом и

    обратном порядке, видеть мир в образах, отражать его в системе понятий,

    действовать с понятиями и манипулировать в уме образами, способность

    совершать тонкие и точные координированные действия руками,

    приспосабливаться к разным людям и жизненным ситуациям, добиваться

    взаимопонимания, оказывать влияние на людей.

    Вторичные способности формируются на базе первичных, к которым относятся

    внимание, воображение, память, мышление и речь. И первичные и вторичные

    способности в течение жизни человека могут развиваться, достигая весьма

    высокого уровня зрелости. Благодаря им люди могут добиваться больших

    успехов в различных видах деятельности.

    Общие способности не только обеспечивают человеку успех в соответствующих

    видах деятельности, но и сами развиваются в процессе деятельности. Поэтому

    для совершенствования общих способностей необходимо участвовать в

    различных видах деятельности, регулярно меняя их. Это прежде всего

    касается обязательного сочетания умственной (теоретической) и практической

    работы. Теория совершенствует образное и логическое мышление, а практика -

    наглядно-действенное и практическое мышление.

    Обязательным условием полноценного развития общих способностей является

    постоянное решение разнообразных, достаточно сложных задач, а также

    систематическое наблюдение за тем, как решают подобные задачи другие,

    более способные люди.

    Включенность в разнообразные виды деятельности позволяет человеку получать

    разносторонние знания и развивать у себя многие умения и навыки, входящие

    в состав более сложных способностей. Например, для того чтобы успешно

    заниматься конструированием современных машин, т.е. иметь у себя

    достаточно развитые конструктивно-технические способности, необходимо

    обладать глубокими познаниями в области современной физики, математики,

    техники, а также иметь хорошо развитое творческое мышление (как некоторую

    общую способность), уметь работать на компьютере, составлять и читать

    чертежи, собирать и разбирать машины своими руками и многое другое. Для

    того чтобы иметь, например, высокоразвитые способности современного

    хирурга или бизнесмена, необходимо, наверное, знать и уметь делать не

    меньше, но в иных областях деятельности.

    Всему этому человек практически может научиться только с помощью людей,

    которые являются профессионалами в соответствующих областях и всем этим

    уже владеют. Кроме того, эти люди должны быть в состоянии научить других,

    т.е. передать им необходимые знания и умения. Немаловажное значение для

    развития общих способностей человека имеет уровень трудности решаемых

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.