МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.

    образом , следы

    памяти содержатся не только в мозгу , а во всём нашем теле .

    Методы развития памяти

    Итак , если память содержит в себе всё и никогда ничего не теряет , то

    любой из нас в

    принципе может вспомнить всё что захочет . В чём же тогда дело ? Почему

    наша память нередко вызывает вздохи и сожаления по поводу забытого и не

    выполняет даже тысячной

    доли того , на что она , по всей видимости , способна ? Причина здесь не в

    том , что она

    умеет хранить , а в том , что мы не умеем с ней обращаться . И главный

    принцип , которым

    мы можем руководствоваться в обращении с ней - это действие . Доверять

    своей памяти зна-

    чит доверять и сотрудничать с самим собой , с различными аспектами своей

    непрерывно

    меняющейся во времени личности . Только в активном состоянии , в процессе

    сознательного

    пользования ею мы будем способны развить её до того уровня , который нам

    необходим в

    жизни , зная , что действительных пределов у неё нет , кроме тех , которые

    по привычке ус-

    танавливаем мы сами .

    Как наш организм обладает пятью чувствами сознательного восприятия , так и

    память

    можно подразделять на зрительную , слуховую , тактильную и двигательную ,

    вкусовую ,

    обонятельную . В соответствии с основными типами мышления также принято

    выделять об-

    разную и логическую или семантическую память . Целостная образная память ,

    в которой

    участвуют все пять перечисленных её составляющих , подобно мышлению ,

    может называть-

    ся эйдетической . Но эйдетическая память , как таковая , является памятью

    только условно .

    Эйдетизм - это в равной мере память , мышление и восприятие . Несмотря на

    парадоксаль-

    ность , эйдетизм как память отличается феноменальными свойствами

    вспоминать , как бы

    воспринимая заново любое событие , независимо от того , когда оно было .

    Существует довольно много хорошо проверенных и эффективных методов

    тренировки

    памяти . Причём они , как правило , разные для различных видов памяти .

    Логическую память

    можно улучшить специальными приёмами работы с информацией . Это может быть

    её сис-

    тематизация и классификация по любому хорошо понятному принципу ,

    обобщение , образо-

    вание смысловых связей , а также группировка . Группировкой мы всегда

    пользуемся , запо-

    мирая номера телефонов , когда разбиваем цифры на пары или тройки . Метод

    смысловых

    связей хорошо виден на примере известного \"каждый охотник желает знать ,

    где сидит фа-

    зан\", где первые буквы слов связаны с первыми буквами названия цветов по

    порядку раду-

    ги .

    Известно также , что память бывает кратковременной и долговременной .

    Кратковремен-

    ная память - это то , что мы сохраняем в сознании совсем недолго -

    одну-две , максимум три

    минуты . Для такой памяти имеет силу примечательный закон семи ( вспомните

    : семь цве-

    тов радуги , семь нот , семь мировых сфер ), то есть наш мозг способен

    сознательно удер-

    живать в памяти обычно всего 7+2 единицы информации . В среднем , в

    течение трёх минут

    происходит переход информации из кратковременной информации в

    долговременную , и это

    связано со временем , необходимым для образования мощных и устойчивых

    структурных

    следов , по которым потом обычный , нетренированный мозг сможет

    восстановить информа-

    цию . В процессе такого перехода теряется до 90% информации , к сожалению

    , это почти

    норма . Такая значительная потеря информации вызывается явлением

    интерференции . В фи-

    зике этим понятием обозначают процесс наложения волн друг на друга , при

    котором мо-

    жет происходить как усиление , так и ослабление их . По отношению к памяти

    интерферен-

    ция это , в основном , механизм ослабления , её вызывают многочисленные

    отвлекающие фа-

    кторы . Ничто просто так не исчезает , события , ежесекундные восприятия

    накладываются

    друг на друга и угасают . Такая же картина происходит на уровне внутренних

    электромаг-

    нитных колебаний , моделирующих внешние процессы , где диссонирующие волны

    создают

    сильные помехи , искажающие и разрушающие синхронные сигналы нужной

    информации .

    Нужно отметить ускользающий факт того , что разрушается не сама память ,

    которая хра-

    нит всё , а способность личности самостоятельно и произвольно вспоминать

    данные собы-

    тия и информацию , ведь неосознанно , находясь в состоянии гипноза , или

    иногда непроиз-

    вольно , в каких-то чрезвычайных , особенных обстоятельствах человек всё

    же будет спосо-

    бен это вспомнить . Итак , говоря в дальнейшем о памяти и её развитии , мы

    будем иметь

    ввиду развитие именно своего умения вспоминать , причём тогда , когда мы

    посчитаем это

    нужным , то есть , прежде всего , сознательно и произвольно .

    Наиболее распространённым приёмом запоминания является простое повторение

    инфор-

    мации . Эффект повторения или заучивания направлен как раз на снижение

    процесса ин-

    терференции , повторение восстанавливает временную и пространственную

    структуру памя-

    ти личности , которая изменяется с каждым последующим процессом

    запоминания . Повто-

    рять тоже надо уметь , в связи с особенностями работы нашего мозга

    существуют оптималь-

    ные интервалы времени для заучивания . Так , первое повторение должно быть

    не позднее

    24 часов после первого изучения какого-либо достаточно большого материала

    , и в то же

    время не раньше 5-6 часов . Также оптимальным должно быть количество сразу

    запоминае-

    мой и повторяемой информации .К примеру , стихотворение из 120 строк лучше

    учить не по

    две строки , а разбить его на четыре части по 30 строк и потратить на

    каждую из них по

    20 минут . Если попытаетесь заучивать его сразу целиком , результат будет

    хуже , и вы по-

    тратите больше времени .

    Принято выделять три главных фактора при запоминании , это : 1.

    Впечатление . 2.Ассоци-

    ация . 3 . Повторение . Впечатление - это сознательное восприятие ,

    качество которого в первую

    очередь зависит от степени внимания , заинтересованности и нашей личной

    мотивации в том,

    что нам нужно специально запомнить . \"Внимание - это резец памяти\".(М .

    Монтень ) \"Наме-

    рение - главный фактор , чтобы всё помнить или забыть\". (З . Фрейд )

    \"Память повинуется

    сердцу\".(Ривароль).

    Одним из эффективнейших приёмов запоминания является метод ассоциативных

    связей,

    когда запоминаемая информация как бы облекается в личностную оболочку

    вызываемых ею

    внутренних ассоциаций . И чем таких ассоциаций больше , тем более полно и

    легко её мож-

    но будет извлечь из памяти .

    Интересно , что процессы кратковременной и долгосрочной памяти и все

    вышеперечис-

    ленные способы специального запоминания относятся в основном к логической

    , словесной

    памяти и модальным ( зрительной , тактильной и т . д .) проявлениям

    образной . Во время це-

    лостного восприятия , когда запоминаемая информация не только словесно и

    логически

    структурируется умом или предстаёт в виде отдельных образов-картинок , а

    переживается

    нами как единый процесс , в который полностью вовлечено всё наше сознание

    и чувства ,

    мы способны запоминать мгновенно и очень надолго . Такое тотальное

    переживание дейс-

    твительности происходит в раннем детстве , и благодаря ему в первые 5 лет

    жизни усваи-

    вается огромное количество качественно новой , необходимой в дальнейшем

    информации .

    Это первичное овладение языком , основными способами и нормами

    общепринятого пове-

    дения и общения , а также приобретение множества необходимых навыков ,

    которые мы

    настолько хорошо усваиваем , что вскоре перестаём их замечать . В

    сравнении с этим пе-

    риодом потом за целые десятилетия уже взрослой жизни мы приобретаем

    значительно

    меньше принципиально новых умений и знаний . Только иногда в редкие

    моменты озаре-

    ния , в самые значительные события в жизни , наполненные острыми и

    неподдельными

    переживаниями , мы испытываем ту же интенсивность и глубину сознательного

    восприятия.

    Парадоксальность целостного восприятия в том , что оно настолько заполнено

    \"здесь и сей-

    час\" настоящего момента , что для него отпадает надобность во всяком

    специальном вос-

    поминании . Вдумайтесь , это ведь очень интересно : когда вы как ребёнок

    тотально пережи-

    ваете действительность , вам незачем специально запоминать и вспоминать ,

    но именно то-

    гда же вы наиболее быстро и полно запоминаете всё происходящее .

    Внутренний механизм

    такого запечатления проявляется в совершенном синхронизме и резонансе

    электромагнит-

    ной модели реальности на уровне клеток при полном отсутствии интерференции

    . Зато если

    мы , как обычно , умышленно задаём искусственные , ограниченные параметры

    своего вос-

    приятия , пытаясь что-нибудь специально запомнить или вспомнить , вот

    тогда-то целостность

    и синхронность запечатления нарушается , и мы вынуждены использовать

    особые приёмы

    запоминания .

    Перед нами может стоять открытым тонкий вопрос о необходимости специально

    помнить

    и запоминать , или же просто настолько целостно и творчески , каждый раз

    по-новому пе-

    реживать действительность , что специально вспоминать нам придётся только

    иногда инс-

    трукции или технические детали нового устройства , полезного в быту или на

    работе .

    Тем не менее существует способ сознательного мышления и памяти , который

    масималь-

    но близок к такому целостному восприятию , и как было показано раньше ,

    это эйдетизм .

    Эйдетическая память внутренне ни в чём не отлична от эйдетического

    мышления , и поэто-

    му мы можем тренировать её в точности также , как описано в методах

    развития образно-

    го мышления , с одним лишь существенным методическим дополнением : каждый

    раз спе-

    циально вспоминать и воспроизводить информацию снова в той же форме , в

    которой она

    была раньше . Ясно , что специальное развитие эйдетической образной памяти

    и мышления

    требует такого же восприятия , а это означает умение сразу

    трансформировать информацию

    из сухой словесной или знаковой формы , или же плоской зрительной в

    полимодальный

    образ , в котором максимально проявляются все чувства .

    На основе методов развития образного мышления создано множество игр и

    упражнений,

    для развития памяти . Кроме тренировки управляемого воображения и

    ассоциативного мыш-

    ления , они включают в себя интересные задания на совершенствование

    чувствительности и привлечение модальностей , которые в обучении

    совершенно не используются ,но для

    создания целостных образов совершенно необходимы . Сюда входит специальная

    тренировка

    тактильной и обонятельной памяти с помощью оригинальных пособий -

    комплектов дощечек

    с различными поверхностями и флаконов с запахами, а в подходящих условиях

    можно да-

    же развивать вкусовую память , применяя дегустационные наборы из различных

    гастрономи-

    ческих блюд и напитков .Главным в подобных заданиях является возможность

    не только

    тренировки чувствительности восприятия , но и развитие способности к

    синестезии (соощу-

    щениям ) и умению сознательно трансформировать свои образы и чувства .

    Например , зву-

    ки музыки можно увидеть в виде зрительных образов , цвета - понюхать ,

    цифры - потрогать

    и даже попробовать на вкус . Очень эффективными являются игры с закрытыми

    глазами

    или/и ушами , а роль зрения или слуха берут на себя другие чувства , в том

    числе и це-

    лостное - шестое , которое принято объяснять интуицией .

    Что мы помним - мы можем изменить,

    что забываем - то навсегда .

    Ричард Шелтон , писатель

    Есть много полезных рекомендаций, касающихся развития памяти. Основные из

    них следующие.

    1. Чаще старайтесь запоминать различного рода информацию (факты, даты,

    имена людей, номера телефонов, новые слова, названия и т.п.) устно, не

    прибегая к записям.

    2. Старайтесь запоминать новую информацию сразу же, как только она

    воспринимается с помощью органов чувств, и сохранять ее в голове через ее

    повторение время от времени.

    3. Изобретайте и используйте для запоминания, сохранения и воспроизведения

    информации различные приемы (мнемотехнические средства), включающие

    различные способы умственной обработки воспринимаемой информации, ее

    схематического, графического, символьного (знакового) представления.

    4. Ищите и используйте в своей практике мнемотехнические средства,

    изобретенные другими, помня, однако, о том, что они будут эффективны лишь

    в том случае, если вы приспособите данные средства к своим индивидуальным

    особенностям.

    5. При восприятии и запоминании нового материала чаще обращайтесь к его

    осмыслению, образному представлению и ассоциированию с известными фактами,

    мыслями, переживаниями.

    6. Всегда старайтесь во вновь запоминаемом материале находить что-либо

    интересное, необычное, способное вызвать отчетливую эмоциональную реакцию.

    Описанные рекомендации касаются развития памяти в целом и мало затрагивают

    ее отдельные виды, играющие центральную роль в жизни человека. Именно с

    названными видами памяти связаны основные знания, умения и навыки, которые

    человек приобретает и использует в процессе своей жизни в различных

    социальных ситуациях. Рассмотрим в этой связи серию специальных

    упражнений, направленных на совершенствование и ускоренное развитие именно

    этих, основных видов памяти.

    Для развития зрительной памяти рекомендуем последовательно выполнить

    следующую серию специальных упражнений.

    Упражнение 1. В течение какого-то времени (от одной до трех недель

    ежедневно по два-три раза - утром, днем и вечером) сделайте следующее:

    посмотрев внимательно на окружающую вас обстановку, закройте глаза и

    назовите все предметы, которые вас окружают. Откройте глаза и проверьте

    правильность своего ответа. В дальнейшем, когда вам удастся более или

    менее полно перечислить окружающие вас предметы, усложните упражнение и

    постарайтесь назвать не только сами предметы, но и некоторые их физические

    свойства: форму, цвет, другие особенности.

    Упражнение 2. Возьмите сложный объемный предмет, по-разному воспринимаемый

    с разных сторон. Осмотрите его с двух сторон, затратив на осмотр одной

    стороны от 10 до 15 с. Отложите предмет в сторону и, не глядя на него,

    воспроизведите в рисунке, как он выглядит с этих двух сторон (обе стороны

    предмета должны быть представлены в виде одного рисунка так, как эти

    стороны стыкуются друг с другом в действительности, т.е. рисунок должен

    быть как бы полуобъёмным). Усложните это упражнение, последовательно

    доводя число осматриваемых и воспроизводимых по памяти сторон предмета до

    шести.

    Упражнение 3. Взгляните последовательно на фотографии двух людей, затратив

    на рассматривание каждой фотографии от 30 с до 1 мин. Отложите фотографии

    в сторону. Ответьте на следующие вопросы: одинакова ли форма лица у этих

    людей? Если нет, то чем их лица отличаются? Одинаковы ли форма и выражение

    глаз у этих людей? Если нет, то в чем состоит различие? Одинаковы ли губы

    у этих людей? Чем они отличаются? Есть ли в лицах этих людей другие

    особенности, которые их отличают друг от друга?

    Проделайте это упражнение с тремя фотографиями, а затем - с лицами живых

    людей, которых вы случайно встречаете где-либо (эти люди обязательно

    должны быть вам незнакомы).

    Слуховую память можно развивать при помощи следующих упражнений.

    Упражнение 1. Внимательно следите за тем, что и как говорят люди,

    выступающие по радио или по телевидению. Поставьте перед собой задачу,

    услышав наиболее интересные их высказывания, научиться говорить то же

    самое и так же хорошо, как они. Для этого, следя за речью говорящих,

    повторяйте вслух или про себя наиболее интересные фразы, причем старайтесь

    их воспроизводить точно так же, как они были сказаны говорящим. Выполнение

    задания можно усовершенствовать, чтобы быстрее добиться желаемой цели:

    запишите на магнитофон услышанные фразы и ваше повторение. Тогда можно

    будет непосредственно сравнить на слух вашу речь с речью говорящего и

    решить, насколько точно вам удалось воспроизвести фразу.

    Упражнение 2. Это упражнение аналогично упражнению 1, но выполняется не с

    вербальным материалом, а с фрагментами музыкальных записей, например

    песен, которые воспроизводятся слушателем вслед за певцом, с магнитофонной

    записью или без нее.

    Упражнение 3. Попробуйте подражать голосом длинным сериям звуков, отличных

    от речевых и музыкальных, например звукам, производимым животными и

    птицами. Если это ритмические звуки, то можно их воспроизводить

    постукиванием.

    Все эти три упражнения желательно выполнять систематически, в лучшем

    случае - ежедневно, для развития слуховой памяти и поддержания ее на

    должном уровне в течение длительного времени.

    Для развития двигательной памяти рекомендуется выполнять следующую серию

    специальных упражнений.

    Упражнение 1. Зрительно восприняв изображенную где-то сложную кривую или

    ломаную линию, попробуйте точно воспроизвести ее на листе бумаги. Сравните

    эталон с тем результатом, который у вас получился.

    Повторите это упражнение несколько раз с различными линиями.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.