Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.
другими причинами, например трудностью самой задачи, дефицитом времени,
неясностью условий и т.п.;
в) неудачи и отрицательный опыт, приобретаемый данным человеком, мало
влияют на его поведение, и в новых ситуациях он продолжает повторять
прежние ошибки;
г) этот человек почти всегда недоволен своими оценками, он убежден, что
окружающие его недооценивают и субъективно отрицательно относятся к нему.
В. А вот характеристики человека, отличного от предыдущего. Что можно
порекомендовать ему, чтобы исправить сложившееся положение дел?
а) Ему кажется, что он соображает недостаточно быстро, но думать быстрее
он не в состоянии;
б) разговаривая с людьми или выступая перед аудиторией, он часто
оговаривается, не всегда точно и правильно подбирает слова, иногда
заикается; во время чтения, особенно быстрого, обнаруживает, что плохо
понимает текст;
в) мнения окружающих о темпераменте и характере этого человека не
совпадают с его собственной оценкой;
г) при общении с людьми у него возникает внутренняя напряженность, чувство
стеснения.
А. Ваше восприятие себя отличается от восприятия окружающих. В вашем
поведении, по-видимому, есть что-то, что вызывает отрицательные реакции со
стороны окружающих людей.
Б. У этого человека, вероятно, завышенная самооценка. Для ее нормализации
можно рекомендовать следующее: внимательно прислушиваться к оценкам,
которые ему дают окружающие; попытаться определить уровень своего
интеллектуального развития при помощи психологических тестов и сравнить
полученные показатели с показателями других людей; сравнить свои успехи в
учебной и других видах деятельности с успехами большинства других людей.
Если в результате всего этого выяснится, что в большинстве случаев он не
превосходит или же уступает другим людям, то необходимо пересмотреть свою
самооценку и уровень притязаний.
В. Скорее всего, данный человек не вполне правильно оценивает себя. Ему
можно рекомендовать обратиться за помощью к профессиональному психологу и
протестировать собственные свойства темперамента и черты характера.
Упражнение 3. Развитие умения принимать решения.
А. Предложите разные варианты решения следующей ситуации. Выберите два, с
вашей точки зрения, наиболее удачных варианта решения проблемы. Продумайте
план своих действий, направленных на решение проблемы, и опишите его
поэтапно (что вы сделаете вначале, что предпримете потом, исходя из того,
что произойдет на первом этапе реализации решения, и т.д.).
Ситуация: В школе перед экзаменом по предмету, оценка по которому должна
войти в аттестат зрелости, вы вдруг обнаруживаете, что, во-первых, не
смогли как следует подготовиться; во-вторых, оценки по данному предмету,
на основе которых выводится итоговая, у вас неблестящие, а на предстоящем
экзамене для того чтобы исправить сложившееся положение дел, необходимо
получить только пятерку.
Б. Сделайте то же самое, что и в предыдущем случае, для следующей
ситуации.
Ситуация: Вам очень нравится одна девушка (парень), и вам хотелось бы
подружиться с ней (с ним). Но она (он) не обращает на вас внимания: более
того, у нее (у него) уже есть парень (девушка), которому (которой) она
(он) симпатизирует больше, чем вам.
В. Представьте себе, что вы выступаете в роли консультанта-психолога по
отношению к участникам следующей ситуации. Посоветуйте, как им поступить.
Выработайте для каждого подробный план действий, направленных на
благополучное решение возникшей проблемы. Этот план должен предусматривать
успешное разрешение ситуации и учитывать возможные варианты поведения
каждого из участников ситуации.
Ситуация: Ваши родители или близкие друзья, которых вы очень любите и
отношения между которыми хотели бы сохранить, постоянно ссорятся друг с
другом, причем каждый из них считает себя правым и находит веские
аргументы для того, чтобы обвинять другого в недобром (неуважительном,
непорядочном, нечестном и т.д.) отношении к себе. Дело зашло уже слишком
далеко, их ссоры не прекращаются и грозят распадом семьи (или
соответственно прекращением дружбы).
Упражнение 4. На развитие умения планировать свою деятельность. Задания
включают в себя несколько упражнений, связанных с составлением оптимальных
планов организации деятельности, рассчитанных на то, чтобы за короткое
время выполнить как можно больше дел и с наилучшим качеством.
А. Вы учитесь в школе. Сегодня - вторник. В школе были уроки литературы,
географии, биологии, математики и истории. Обычно вы берете с собой в
школу учебники по всем предметам. Завтра, в среду, также будет урок
биологии, к которому необходимо подготовиться сегодня. Для этого
потребуется примерно 30 мин. Остальные два урока завтра - иностранный язык
и физика. В целом на их подготовку дома необходимо примерно полтора часа.
Однако для выполнения задания по языку вам необходима книга, которую можно
взять только в библиотеке. Она работает до 16 ч, и для того, чтобы
получить нужную книгу, потребуется около получаса. Ехать из школы домой
вам придется на автобусе, который находится в пути окало 40 мин. Уроки в
школе сегодня закончены в 13 ч 50 мин. С 14 до 15 ч в автобусе довольно
много свободных мест и можно сидеть. Задания по языку и физике, которые
необходимо приготовить на завтра, - письменные. Кроме всех дел, связанных
с подготовкой домашних заданий, вам сегодня также необходимо успеть
пообедать дома (на это обычно уходит около 40 мин), сходить и решить один
вопрос с товарищем, который живет в соседнем доме (на это нужно еще 30
мин), сходить в магазин и сделать необходимые покупки (на это требуется
около 45 мин) и успеть посмотреть фильм по телевизору. Он начинается в 19
ч и идет примерно полтора часа. Наконец, после возвращения родителей с
работы (они приходят домой примерно в 18 ч) могут возникнуть
непредвиденные домашние дела, на выполнение которых желательно оставить от
30 до 40 мин, такое же время необходимо отвести для ужина, который в семье
начинается ровно в 20 ч 30 мин. Родители требуют, чтобы все дела были
выполнены до ужина и чтобы никто на ужин не опаздывал.
Составьте план ваших действий на сегодня таким образом, чтобы все условия
были выполнены. План должен содержать перечень последовательно выполняемых
дел и время, которое потребуется на их выполнение.
Б. Допустим, что в течение 10 дней с начала мая вам предстоит сдать два
экзамена (по математике и истории) и написать контрольную работу по
физике. Сегодня - 1 мая. Экзамен по математике, устный и письменный
одновременно (два теоретических вопроса и задача), состоится 3 мая,
экзамен по истории - 6 мая, а контрольная работа по физике - 11 мая. Ни к
одному из экзаменов и к контрольной работе вы еще не готовы, и для того,
чтобы их сдать хорошо, придется работать все эти дни.
Для хорошей подготовки к экзамену по физике требуется следующее:
1. Повторить теоретический материал по учебнику и порешать задачи. Однако
у вас нет собственного учебника по физике и сейчас вы работаете по
учебнику, принадлежащему товарищу по классу, который также должен писать
контрольную работу в этот же день. Необходимо будет вернуть ему учебник не
позднее 7 мая.
2. Вспомнить решения всех задач по физике - и здесь без дополнительных
консультаций вам не обойтись. В школе консультации по физике назначены на
5 мая и 10 мая. Самая важная из этих консультаций должна состояться 10
мая.
История - это тот предмет, который вам придется сдавать на вступительных
экзаменах в университет (допустим, что вы выбрали исторический факультет).
Хорошая подготовка к нему требует следующего.
1. Отличного знания всего программного материала (содержания учебника).
2. Знания и соответственно чтения дополнительной литературы. На все это
вам нужно как минимум два с половиной дня.
3. На 4 мая назначена консультация по истории. Если пойти на нее, то можно
узнать о том, как настроен учитель и как подготовлены к этому экзамену
другие ребята. Однако никаких новых знаний на этой консультации не
получишь. Если остаться дома, то можно использовать это время для
дополнительной самостоятельной подготовки к экзамену.
Хорошая сдача экзамена по математике требует вспомнить весь пройденный
теоретический материал, а также принципы решения тех задач, которые могут
встретиться на экзамене.
Как распределить время по дням для подготовки к экзаменам и контрольной
работе? Как лучше организовать ежедневную работу по подготовке к сессии?
В. Составьте развернутый, расписанный по часам и минутам, план работы на
ближайшие 2-3 будничных дня, когда вам предстоит в течение дня сделать
очень многое и когда у вас будет явно не хватать времени для того, чтобы
со всем успешно справиться.
Возможные оптимальные решения задач А и В этого упражнения: А. 14.00-14.30
- чтение учебника по биологии в автобусе по пути домой. 14.30-15.10 - обед
дома. 15.10-15.30 - взять книгу в библиотеке. 15.10-16.15 - покупки в
магазине. 16.15-17.15 - подготовка уроков по языку и по физике.
17.45-18.15 - визит к товарищу. 18.15-19.00 - время на дополнительные дела
по дому. 19.00-20.30 - просмотр телефильма.
Б. 1 мая - работа над содержанием учебника по физике. Обратить особое
внимание на материал, необходимый для решения задач. Вечер - определение
того минимума материала, который необходимо повторить по учебнику
математики. 2 мая - практическая подготовка к экзамену по математике.
Решение задач с одновременным повторением нужного теоретического
материала. 3 мая - начало подготовки к экзамену по истории, составление
перечня тем, вопросов, которые необходимо повторить. 4 мая - активная
подготовка к экзамену по истории (самостоятельно). 5 мая - посещение
дополнительных занятий и консультации по физике (при условии, что это не
помешает подготовке к экзамену по истории). 6 мая - работа над учебником
по физике. 7-8 мая - работа над решением задач по физике. 10 мая -
повторение всех материалов и посещение консультации по физике.
Упражнение 5. Выработка умения изменять образ действий с учетом
обстоятельств.
А. Как вы поведете себя (будете действовать) в следующих ситуациях?
1. Вы договорились встретиться в определенном месте и в определенное время
с человеком, но чувствуете, что опоздаете на встречу.
2. В ситуации 1 вы поменялись ролями. Теперь вы ждете человека, который
опаздывает на встречу с вами, а ждать его вы уже не можете, необходимо
уходить по срочному делу.
3. Вы долгое время пытаетесь что-то сделать, но у вас ничего не
получается.
4. Вы наблюдаете за тем, как кто-то безуспешно пытается решить проблему,
устал и нервничает, у вас возникло ощущение, что в таком состоянии он вряд
ли справится с данной проблемой.
5. Вы долго пытаетесь убедить человека в чем-то, но это вам не удается.
Б. Что вы сделаете, если:
1. Оказались в незнакомом месте города, ищете нужный адрес, но не можете
его отыскать.
2. К вам на улице пристает нетрезвый человек.
3. Кто-то над вами шутит, смеется.
4. Вы ожидали со стороны какого-то человека теплый прием, а встретили
холодный.
5. Ваше поведение зависит от настроения. Нередко настроение бывает не
самым лучшим, вследствие чего вы невольно начинаете придираться к
окружающим и портите отношения с ними.
Возможные решения задач А и Б: А. 1. Каким-то образом постараюсь
предупредить этого человека об опоздании и обязательно сообщу ему точно, в
какое время меня ждать. Если предупредить невозможно, то обязательно, даже
с опозданием, приду на встречу, чтобы удостовериться в том, что этот
человек меня уже не ждет. Если он ушел, не дождавшись, то постараюсь как
можно скорее после этого связаться с ним и извиниться за опоздание. Сделаю
это, если застану его на месте. 2. Уйду, если оставаться дальше будет
невозможно. Постараюсь сделать так, чтобы кто-нибудь на месте нашей
запланированной встречи мог сказать данному человеку, что я его не
дождался и вынужден был уйти по срочному делу, что я его потом найду.
Впоследствии я лично свяжусь с этим человеком и, не дожидаясь объяснений с
его стороны, извинюсь за то, что не смог дождаться его. 3. Прекращу свои
действия, попытаюсь проанализировать и понять, почему дело не идет так,
как хотелось бы. Не приступлю к повторению попыток до тех пор, пока
окончательно не пойму, в чем же дело. Если осознаю, что в данный момент
времени бесполезно предпринимать дальнейшие попытки решить возникшую
проблему, то на время оставлю их и займусь другим делом. 4. Постараюсь
воспользоваться удобным для этого моментом и отвлечь его внимание от
решения проблемы. Затем сделаю все возможное для того, чтобы человек
успокоился. После этого посоветую ему сделать то же самое, что сказано
выше относительно меня самого в п. 3. Прекращу попытки это делать. Сменю
тему разговора. Затем, оставшись один, проанализирую, почему мне не
удалось его убедить. Намечу план дальнейших действий и, вновь приступив к
разговору с данным человеком, постараюсь строго следовать этому плану, не
повторять прежние свои ошибки.
Б. 1. Возможные способы поведения: посмотреть, нет ли с собой чего-либо
такого, что может помочь решить проблему; обратиться за помощью к
прохожему; зайти в ближайший дом, в ближайшую квартиру, извиниться и
спросить адрес; позвонить из телефона-автомата кому-либо, кто мог бы
помочь; вернуться в то место, где можно было бы получить нужную
информацию. 2. Отвечу серьезно на его вопросы, если они мне покажутся
достаточно серьезными; молча постараюсь дать ему понять, что не хотел бы
продолжать с ним разговор. Если это не помогает, то отойду от него
подальше. Если он ведет себя оскорбительно и мешает окружающим, то приму
соответствующие меры: от убеждения, обращения за помощью к стражам
порядка, окружающим людям, до принуждения (в рамках существующих законов),
если ничто другое не помогает. 3. Дам понять, что не обижаюсь, постараюсь
шутить вместе с ним, похвалю его за чувство юмора. 4. Не обижусь и
постараюсь понять, в чем дело. Может быть, дело в том, что мои ожидания
были неправильными и я неправомерно решил, что данный человек хорошо
относится ко мне. Может быть, в момент приема он сам был в плохом
настроении и это сказалось на его поведении. Может быть, я сам своими
действиями спровоцировал подобную реакцию с его стороны. Подумаю, проверю
на практике правдоподобность подобных объяснений и не успокоюсь до тех
пор, пока не найду удовлетворительный ответ на вопрос. 5. Заставляю себя
по возможности сдерживаться. Постараюсь меньше разговаривать с людьми,
когда у меня плохое настроение. Буду искать и сознательно применять
различные приемы, рассчитанные на изменение своего поведения в лучшую
сторону.
Творческое мышление - это просто пони-
мание того факта , что нет ничего осо-
бенно хорошего в том , чтобы делать вещи
так , как их всегда все делали .
Роджер фон Эйх , консультант по развитию
творческих способностей
Как развивать творческое мышление? Творческое мышление может быть и
теоретическим, и практическим. Теоретическое творческое мышление
проявляется, в частности, в способности человека выдвигать новые,
оригинальные гипотезы, разрабатывать теории, предлагать нетривиальные
решения различных проблем и т.п. Практическое творческое мышление также
заключается в нахождении оригинальных решений практических вопросов, а
также в способности человека находить практический выход из самых
разнообразных жизненных ситуаций.
Существуют психологические признаки, отличающие человека с творческим
мышлением от человека нетворческого. Это - новизна и эффективность
предлагаемых решений, наличие многих вариантов решения одних и тех же
проблем, отсутствие стандартных решений и стремление находить новые.
Есть данные, свидетельствующие о том, что способность к творческому
мышлению отчасти наследуется. Но есть и не менее убедительные факты,
говорящие о том, что тип мышления может измениться, если человек постоянно
стремится к решению творческих задач и вырабатывает определенные,
связанные с этим умения и навыки.
Подобный опыт должен быть достаточно систематическим и связанным с теми
видами деятельности, к которым относится развивающееся творческое
мышление. Если, например, это - математическое мышление, то, развивая его
творческий потенциал, человек должен как можно больше решать разнообразные
математические задачи. У человека, рассчитывающего на развитие своего
творческого мышления, должна быть выработана установка на принципиальный
отказ от уже известных решений.
Для развития творческого мышления очень важно научиться видеть и
анализировать свои ошибки в решении задач, сравнивать ход собственных
интеллектуальных рассуждений с рассуждениями других, перенимая лучшие
образцы интеллектуальной деятельности.
Подлинно творческий человек - это человек, постоянно мотивированный на
достижение успеха и мало обеспокоенный возможной неудачей. Скорее
наоборот: неудачи его мотивируют, подстегивают на увеличение усилий,
направленных на поиск решения. Он доводит начатое дело до конца, не
останавливается на полпути, не довольствуется достигнутым.
Творческое мышление обычно проявляется в нескольких видах деятельности.
Нередко, например, люди, способные в математике и физике, проявляют свои
таланты в искусстве, а люди, способные в искусстве, - в литературном
творчестве.
Из этого следуют две важные рекомендации по развитию творческих
способностей.
1. Обязательно заниматься разными видами творческой деятельности, формируя
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|