Билеты по истории психологии
в ощущениях, аффектах и т. п. и воздействует на него — в актах воли) и
психофизический параллелизм (параллельное протекание психических и
физических процессов), который обосновывался с различных позиций Г. В.
Лейбницем, Н. Мальбраншем, Д. Гартли и приобрел особую популярность в 19 в.
До сих пор при обсуждении деятельности мозга и центральной нервной
системы, а также психических процессов мы считали эти понятия почти
синонимами. Тем не менее с философской точки зрения вопрос о характере
связи между мозгом и психикой весьма далек от разрешения. Философы бьются
над вопросом, который носит название психофизическая проблема, уже много
веков, и нам вряд ли удастся разрешить его в нескольких параграфах. Но это
важный вопрос, и психологи должны иметь представление о его содержании.
Суть проблемы состоит в следующем: ни один человек не может быть
уверен ни в чем, кроме того, что он существует. Предположим, я говорю вам,
что я - сумасшедший ученый, а вы на самом деле вовсе не читаете эту книгу,
как вам кажется: в действительности вы - это просто мозг с вживленными в
него электродами, находящийся в моей лаборатории. Стимулируя ваш мозг, я
создаю ваши иллюзорные мысли. Если я изменю тип стимуляции тканей вашего
мозга, то я заставлю вас поверить, что вы, например, прогуливаетесь или
катаетесь на велосипеде. Эти утверждения нельзя строго опровергнуть:
описываемая ситуация чрезвычайно маловероятна, но не является невозможной.
В конечном счете человек не может абсолютно точно знать, существует ли на
самом деле окружающий его мир или он является иллюзией. Единственное, в чем
человек может быть уверен - это в том, что он осознает собственное
существование и собственные мысли (бодрствующий человек в буквальном смысле
не может не осознавать своего "Я"). Таким образом, кем бы вы ни были -
мозгом, покоящимся в чашке Петри, или человеком, у которого есть тело, - вы
обязательно осознаете собственные мысли о самом себе, даже если все
остальное иллюзорно. Следовательно, поскольку человек осознает собственную
способность мыслить, он может быть уверен, что существует в какой-либо
форме, даже если невозможно получить абсолютно достоверные сведения об
истинной картине материального мира.
Все эти рассуждения производят именно такое впечатление, из-за
которого многие не любят философию. Они напоминают хитроумную игру словами,
поскольку совершенно ясно, что в повседневной жизни люди не тратят свое
время на размышления о реальности существования материального мира. В
повседневной жизни об этом не задумываются даже философы и психологи.
Поскольку это скорее логический, чем прагматический вопрос, то было бы
глупо в повседневной жизни руководствоваться какими-либо соображениями,
кроме "здравого смысла". Однако суть проблемы не в этом. Из этих
рассуждений следует, что если мы не можем быть уверены в том, что сознание
человека - это то же самое, что его тело, то как мы можем быть уверены в
существовании связи между сознанием и телом? Иначе говоря, откуда мы знаем,
что мозг генерирует сознание? Или, другими словами, откуда мы знаем, что
то, что мы считаем своим "умом", является результатом деятельности мозга? В
этом состоит сущность психофизической проблемы, впервые исследованной Рене
Декартом (1591-1650), которого некоторые считают самым выдающимся философом
нового времени. Он кратко сформулировал свою точку зрения на эту проблему в
знаменитой латинской фразе cogito ergo sum ("Я мыслю, следовательно,
существую").
На первый взгляд решение проблемы кажется очень простым. Нам
известно, что поражения мозга могут приводить к нарушениям психической
деятельности, а при поражения специфических областей мозга происходят
изменения, касающиеся определенных аспектов мышления и поведения. Можно ли
считать эти данные строгим доказательством того, что психика является
продуктом деятельности мозга? К сожалению, проблема так просто не решается.
Хотя поражение мозга, несомненно, оказывает влияние на психику, можно
утверждать, что дело "всего лишь" в том, что из-за повреждения мозга
психика больше не может находить свое выражение через него. Примерно
аналогичная ситуация возникает в том случае, когда из-за поломки телевизор
не принимает передачи второго канала, однако все остальные каналы работают
нормально; разве можно в этом случае утверждать, что второй канал прекратил
свое существование? Тем не менее эти рассуждения не могут заходить слишком
далеко, поскольку должна существовать хоть какая-то точка соприкосновения
между бестелесным психическим миром и материальным миром мозга, иначе
сознание вообще не могло бы работать. Декарт считал местом слияния этих
миров шишковидную железу, хотя в дальнейшем исследователи легко опровергли
его точку зрения (например, повреждение шишковидной железы не приводит к
потере сознания). После Декарта многие (слишком многие) философы и
психологи пытались решить эту проблему, но удовлетворительное объяснение
так и не было найдено.
Поэтому некоторые ученые заключили, что всякая психологическая
наука, основанная на гипотезе о существовании связи между психикой и
мозгом, изначально "ошибочна". Однако они не правы. На самом деле показано,
что невозможно логическое доказательство существования связи между психикой
и мозгом, но также недоказуемо и ее отсутствие. Все вышесказанное
свидетельствует о том, что данная проблема относится к числу неразрешимых
философских головоломок. Тем не менее из накопленных эмпирических данных
вытекает следующая вполне правдоподобная, хотя логически небезупречная
рабочая гипотеза: психика и тело связаны между собой, поэтому имеет смысл
проводить исследования, основанные на предположении о наличии сложной и
многосторонней связи между процессами мышления и физиологическими
процессами, протекающими в мозге.
Современный психоанализ.
Конечно, современный психоанализ отошел от столь ортодоксальной постановки
вопроса, которая здесь намеренно заострена. Прекрасный учебник Томэ и
Кехеле по современному психоанализу содержит богатую, тонкую и смелую
критику многих положений ортодоксального анализа. Авторы подчеркивают
ошибочность, и даже опасность, трактовки всех эмоций и наблюдений пациента
только лишь как результатов переноса. Ведь определенная часть такого рода
переживаний может соответствовать реальности, и тогда отрицание их
психоаналитиком способно привести к расшатыванию чувства реальности у
пациента и утрате им ощущения, что его эмоции – не иллюзия и не связаны с
трансфером. "Пациент не только чувствует, что тот или иной вопрос может не
приветствоваться, – его критические и реалистические наблюдения нередко
действительно не приветствуются. Нельзя должным образом работать с этими
проблемами, если собственный нарциссизм препятствует признанию
правдоподобности реалистических наблюдений" (там же, стр.126). Вообще-то,
упрощая суть вопроса, следует согласиться с авторами, что лечит правда, – о
роли подлинных чувств и их полного принятия много писал К.Роджерс. Хочется
выразить сожаление, что сам психоанализ как научная школа развивается,
зачастую игнорируя реальность в виде существования других
психотерапевтических школ и направлений. Этот упрек, кстати, находит
подтверждение в исследовании португальских психотерапевтов (Васко, Гарсиа-
Маркес, Драйден, 1996). Полученные ими данные убеждают, что из всех
направлений психотерапии труд нее всего справляются с ситуацией расхождения
между профессиональными ценностными ориентациями и установками базовой
школы именно психоаналитики, которые, в отличие от представителей других
школ, не решаются идти по пути интеграции и частичного изменения своего
подхода.
В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам
"ОНО", в современном классическом психоанализе большое значение придают
предсознательным механизмам "Я", направленным на адаптацию к социальной
среде.
Билет 12
1. Развитие психологи внутри естествознания.
2. Фрейд и постфрейдисты.
Карен Хорни: образ Я. К.Хорни (1885-1952) получила образование на
медицинском факультете Берлинского университета. В 1918 году она посту пила
на работу в Берлинский психоаналитический институт, где проработала до 1932
года. Затем она переезжает в США, куда перебираются и другие известные
немецкие ученые в связи с приходом к власти Гитлера. Хорни занимает пост
заместителя ди ректора Чикагского психоаналитического института, потом
переезжает в Нью-Йорк, где преподает в Психоаналитическом институте,
занимаясь параллельно терапевтической практикой. Как и многие последователи
Фрейда, она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и
основывает свою ассоциацию, преобразованную позднее в Американский институт
психоанализа.
В отличие от Юнга и Адлера, которые подчеркивали, что разошлись с
Фрейдом по принципиальным вопросам, Хорни говорила, что она лишь стремится
исправить некоторые недостатки его теории. Однако ее стремление раздвинуть
рамки ортодоксального фрейдизма на самом деле привели и ее к пересмотру
отдельных положений теории Фрейда. Хорни приходит к выводу о доминирующем
влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека. Она
доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами,
что человек может изменяться и развиваться в течение жизни. Эта возможность
опровергает фатальную обреченность на невроз, о которой говорил Фрейд. По
мнению Хорни, есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть
надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей.
Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются
не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства,
которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Хорни писала, что оно
связано с "имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в
потенциально враждебном ему мире. Таким образом, в ее теории сохраняется не
только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об
антагонизме между внешним миром и человеком.
Хорни считала, что причинами развития тревоги могут быть и отчуждение
родителей, и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная
атмосфера и дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение
ребенком. Каким же образом все эти противоречивые факторы могут стать
основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяет прежде
всего два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Физиологическая
тревога связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные
потребности – в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не
перепеленают, не покормят, и потому испытывает такую тревогу постоянно в
первые недели своего существования. Однако со временем, если мать и
окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство
уходит. В том же случае, если его потребности не удовлетворяются, тревога
нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Если избавление
от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением
основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги – более
сложный процесс, так как оно связано с развитием адекватного "образа Я".
Введение понятия "образа Я" – одно из важнейших открытий Хорни. Она
считала, что этот образ состоит из двух частей – знания о себе и отношения
к себе. При этом в норме адекватность "образа Я" связана с его когнитивной
частью, т. е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его
реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно
быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько "образов Я" – Я
реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей, В идеале эти три "образа
Я" должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о
нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае,
если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо
относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает
напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т. е. является основой
невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других
людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке
лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким об разом, и пренебрежение,
негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к развитию
тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его
реальным "образом Я".
Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к
психологической защите, о которой пи сал еще Фрейд. Однако Хорни
пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологическая
защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя
структурами личности – Ид и Супер-Эго. С точки зрения Хорни,
психологическая защита направлена не на пре одоление конфликта между
обществом и человеком, так как ее задача – привести в соответствие мнение
человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два "образа Я". Хорни
выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение
определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности
и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой,
то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у
человека того или иного невротического комплекса.
Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип),
либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от
людей (устраненный тип).
При повышенном развитии стремления к людям человек надеется преодолеть
свою тревогу за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они в
ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не
замечают) неадекватность его "образа. Я". Проблема в том, что при этом у
субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в
привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на
себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей,
потребность в престиже. Как любые невротические потребности, они
нереалистичны и ненасыщаемы. Добившись признания или восхищения от других,
человек старается получить все больше и больше похвал и признания,
испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или
неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас
от мысли, что их могут покинуть. Это постоянное напряжение и служит основой
развития невроза.
Развитие защиты в виде ухода, стремления от людей дает возможность
игнорировать мнение окружающих, оставшись наедине со своим "образом Я".
Однако и в этом случае развиваются невротические потребности, в частности,
потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в
самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и
неуязвимым. Не надеясь завязать теплые отношения с окружающими, такой
человек старается быть независимым от других. Из боязни критики он
старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и
напряженным. Все это приводит к полному одиночеству, изоляции, которая
тяжело переживается и также может приводить к неврозу.
Попытка преодолеть тревогу, навязав другим людям свой "образ Я", также
не приводит к успеху, так как в этом случае развиваются такие невротические
потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным
достижениям, к власти. Знаки внимания, уважения и покорности от окружающих
кажутся таким людям все более недостаточными, в своей тревоге им надо все
больше власти и доминирования.
Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и
сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию
психологической защиты существенно повлиял на позиции современной
психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в
развитии социологической школы психоанализа.
Эрих Фромм: "бегство от свободы". Э.Фромм (1900-1980) окончил Франкфуртский
университет. Он был приглашен специализироваться в области психоанализа
сначала в Мюнхенский университет, а позднее – в знаменитый Берлинский
психоаналитический институт. В 1933 году Фромм переезжает в США, где он
вначале становится лектором Чикагского психоаналитического института, в
котором работала и К.Хорни. Спустя некоторое время он перебирается в Нью-
Йорк, где занимается частной практикой, параллельно читая лекции в ряде
американских университетов.
Фромм считается наиболее социально-ориентированным из всех
психоаналитиков, так как для него социальное окружение являлось не просто
условием, но важнейшим фактором развития личности. При этом, в отличие от
Адлера, который также придавал большое значение среде, Фромм под средой
понимал не только ближайшее окружение человека, его семью и близких, но и
то общественное устройство, при котором он живет. Фромм подчеркивал, что
наибольшее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел
объединить в своей теории, особенно в ранний период. Если от Фрейда он взял
идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, то от Маркса
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|