МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Билеты по истории психологии

    изменение в приоритетах психологических ^следований, появление новых

    концепций души стало важным поворотным моментом в развитии психологии.

    Объяснить же с точки зрения науки (биологии, физики, медицины) того

    времени, каким образом строение атомов души человека приводит к ее

    качественному, а не только количественному отличию от души животного, было

    невозможно. Поэтому психологические концепции в этот период перешли от

    материалистической ориентации к идеалистической. Различие материализма и

    идеализма в психологии связано преимущественно с разным пониманием

    содержания души, психики; в последней материализм выделяет, прежде всего,

    активность, материальная природа которой была очевидна для ученых того

    времени, а идеализм - еще и разум и нравственность, природу которых

    объяснить материальными законами было невозможно. Поэтому ученик Сократа

    Платон пришел к идее о нематериальности и вечности души.

    2. Значение идей гуманистической психологии для современной психологии.

    Гуманистическая психология, как особое направление современной

    психологической науки, возникла в начале 60-х годов в США. Ее

    основоположниками и признанными лидерами были Абрахам Маслоу, Ролло Мэй и

    Карл Роджерс. Зародившись в качестве оппозиции психоанализу и бихевиоризму,

    гуманистическая психология очень быстро получила признание большого числа

    профессионалов и стала действительно реальной “третьей силой” в современной

    психологии. В области психотерапии и психологического консультирования

    гуманистическая психология представлена прежде всего классическими работами

    К.Роджерса (1902-1987). Будучи самым влиятельным американским психологом,

    К.Роджерс является автором человекоцентрированного подхода (person-centered

    approach) в психотерапии и психологическом консультировании. Данный подход

    - вторая по своей распространенности в мире после психоанализа система

    психотерапевтической и консультационной работы с человеком.

    Представители: Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.

    Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века

    гуманистическую психологию.

    Гуманистическая психология, появившаяся как на правление,

    альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего

    бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и

    ее развития.

    Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами –

    К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт. Американская психология, отмечал

    Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила

    большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех

    научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Вине, Фрейдом, Роршахом и

    др. Теперь, писал Олпорт, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении

    Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.

    Влияние экзистенциалистской философии на но вое направление в

    психологии не означает, что последнее явилось лишь ее, психологическим

    дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает

    собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и

    следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической

    школы.

    Каждое новое направление в науке определяет свою программу через

    противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае

    гуманистическая психология усматривала неполноценность других

    психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с

    действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие

    конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство,

    неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и

    конструируется либо как "система реакций" (Скиннер), либо как набор

    "измерений" (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых

    стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики –

    свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне:

    раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми

    предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить

    (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой;

    ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо

    рассматриваются как маскировка "грохотов бессознательного".

    Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое

    существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той

    пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и

    наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по

    одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к

    способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую – объект, данный

    в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и

    мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных"

    наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по

    познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов,

    коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции,

    касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

    Основные положения нового направления – гуманистической школы

    психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее

    значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

    Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как

    альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому,

    инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса

    фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового

    человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень

    быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных

    исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать

    и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но

    систематизировать и объяснять их. "Собирание "голых фактов" делает

    психологию всадником без головы", – писал он и свою задачу видел не только

    в разработке способов исследования личности, но в создании новых

    объяснительных принципов личностного развития.

    Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что

    личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего

    социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с

    окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения

    психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и

    обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества

    является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением,

    взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в

    то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к

    окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность

    взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

    Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека.

    Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем

    своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite

    – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и

    инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются

    врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и

    формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями.

    Набор этих черт и составляет ядро личности.

    Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт,

    которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так

    как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у

    взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою

    индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят

    ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность

    черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему

    возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою

    индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации-

    отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической

    психологии.

    Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но

    и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он

    создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник

    Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время

    (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Со

    временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и

    является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе

    беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого.

    Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность

    выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от

    субъективных проективных методик психоаналитической школы.

    Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив

    степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория,

    которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе

    детального знакомства с основными психологическими концепциями,

    существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования

    третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного

    психоанализу и бихевиоризму).

    В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он

    занимает пост председателя психологического отделения почти до самой

    смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской

    психологической ассоциации.

    Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию

    психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает старые подходы и старые

    школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является

    антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

    Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения,

    является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция

    рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к

    окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он

    считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие,

    укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации,

    которое и делает человека личностью.

    Не менее активно Маслоу выступал и против сведения всей психической

    жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в

    психике – ее самость, ее стремление к саморазвитию – не может быть описано

    и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения

    должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией,

    которая исследовала бы "Яконцепцию" личности.

    Маслоу почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов,

    которые характерны для американской психологии, особенно для бихевиоризма.

    Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути,

    сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических

    рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию "самоактуализации" –

    одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

    В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом

    отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую при

    роду необходимо, "изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя

    трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов". Только так мы

    можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека,

    недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

    Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при

    этом девять из них бы ли его современниками, а девять – историческими

    личностями (А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).

    Эти исследования привели его к мысли о том, что существует

    определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим

    образом:

    . физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

    . потребность в безопасности – стабильность, порядок;

    . потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

    . потребность в уважении – самоуважение, признание;

    . потребность в самоактуализации – развитие способностей.

    Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал:

    эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и

    более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают

    только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только

    критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в

    самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла

    поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не

    были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих

    потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой

    иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды

    (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

    В то же время большинство представителей гуманистической психологии

    приняло термин "самоактуализация", введенный Маслоу, как и его описание

    "самоактуализирующейся личности".

    Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и

    научиться "сонастраиваться" в соответствии с этой природой, строить свое

    поведение исходя из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий

    конца, это способ "проживания, работы и отношения с миром, а не единичное

    достижение". Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты,

    которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют

    личностный рост. Это может быть мгновенное переживание – "пик-переживание"

    или дли тельное – "плато-переживание".

    Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому

    человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как

    правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию,

    центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и

    стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и

    культуры.

    Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя

    полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его

    рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять

    его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между

    личностью и обществом.

    Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не

    бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако

    стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей

    наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собственные

    слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит

    бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди с

    неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по

    самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к

    самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать чело века своим

    шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее

    конформной.

    В то же время отчуждение, сохраняя "самость", индивидуальность личности,

    ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности

    самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие

    между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его

    и стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация

    во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем

    плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку

    возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться

    самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде

    интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы

    на взаимосвязь между личностью и обществом.

    Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым

    психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и

    негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения

    личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого

    человека.

    Карл Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от

    карьеры священника, к которой готовился с юности. Он увлекся психологией, и

    работа в качестве практикующего психолога в Центре помощи детям дала ему

    интересный материал, который он обобщил в своей первой книге "Клиническая

    работа с проблемными детьми" (1939). Книга имела успех, и Роджерса

    пригласили на должность профессора в университет Огайо. Так началась его

    академическая деятельность. В 1945 году Чикагский университет предоставил

    ему возможность открыть консультационный центр, в котором Роджерс

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.