МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Билеты по истории психологии

    – мысль о значении социальной формации для развития психики, а также идею о

    развитии отчуждения при капитализме, понимая под этим психологическое

    отчуждение, отчуждение людей друг от друга.

    Фромм пришел к выводу, что движущими сила ми развития личности

    являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в

    состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в

    индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека

    стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к

    общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в

    индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от

    давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной

    внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда

    тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в

    своей жизни.

    Стремление примирить эти потребности является, с точки зрения Фромма,

    двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом,

    которое также пытается уравновесить эти стремления.

    Индивидуализация развивается в ущерб укорененности, о которой человек

    начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это бегство от

    свободы, характерное для общества, где все друг другу чужие, проявляется не

    только в желании получить надежную работу, но и в идентификации, скажем, с

    политическим деятелем, который обещает надежность, стабильность и

    укорененность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказывается

    слишком трудной для человека, объяснял Фромм и приход фашизма, свидетелем

    которого он был в 30-е годы в Германии. Социализм тоже лишает людей

    индивидуальности, давая им в обмен стереотипность образа жизни, мышления и

    мировоззрения.

    Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку

    примирить эти две противоположные потребности, является любовь в самом

    широком понимании этого слова. В стремлении к индивидуализации люди обычно

    стремятся к свободе от других, от обязательств и догм, определяющих их

    жизнь в обществе. Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку

    возможности задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому,

    обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание

    променять ее опять на укорененность. В то же время есть и другая свобода,

    "свобода для", то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших

    намерений. Такая свобода требует освобождения не от всех связей, а только

    от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Поэтому обретение такой

    свободы и индивидуальности не тяготит человека, но, наоборот, принимается

    им с радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с близкими людьми, и

    рождается в любви. Она дает одновременно удовлетворение и потребности в

    индивидуализации, и потребности в укорененности, примиряет их и

    гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром. Поэтому

    Фромм говорил о необходимости построить на Земле новое общество –

    "гуманистический идеализм", основанный на любви людей друг к другу.

    Фромм также говорил о механизмах психологи ческой защиты, с помощью

    которых человек стремится избежать внутриличностного конфликта. По Фромму,

    это садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме

    происходит "укорененность" жертвы с палачом, которые зависят друг от друга

    и нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций и дает им некое ощущение

    собственной индивидуальности. При конформизме чувство укорененности берет

    верх, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает

    стремление к индивидуализации, стремление разрушить то общество, которое не

    дает человеку возможности укорениться в нем. Таким образом, хотя эти

    механизмы и помогают человеку преодолеть внутреннее несоответствие, они,

    тем не менее, не решают глобальных проблем.

    Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей

    внутренней природы: способ быть и способ иметь.

    Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону, на

    укорененность в обществе. Для них главное – продемонстрировать свое

    значение, придать себе вес в глазах других. При этом неважно, за счет чего

    они хотят придать себе значительность, чем они хотят обладать – знаниями,

    властью, любовью или религией. Главное – показать всем, что это их

    собственность. Отсюда их догматизм, нетерпимость, их агрессивность и

    неуверенность, так как они бессознательно боятся, что кто-то отберет у них

    незаслуженную собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность

    иметь ненасыщаемой и приводя ко все большей невротизации и напряженности

    человека.

    Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой и

    уверенностью в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, так

    как главное для них – не демонстрировать обладание знанием, религиозностью,

    властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящим, религиозным,

    знающим человеком. В этом и реализуется индивидуальность, понимание своей

    самоценности. Такие люди не стремятся рвать связи с окружающими, к свободе

    от всего. Им нужна только свобода для самоосуществления, для того чтобы

    быть самими собой. Они уважают и стремление других быть самим собой, а

    потому они терпимы и неагреесивны в отличие от тех, кто живет по принципу

    иметь. Эти люди подходят к жизни как к творчеству, выходя в акте творчества

    за пределы себя как творения, оставляя пределы пассивности и случайности

    своего существования и переходя в область целенаправленности и свободы.

    Именно в этой человеческой потребности в трансцендентности, в творчестве, в

    бытийности и лежат корни любви, искусства, религии, науки, материального

    производства.

    Работы Фромма заложили основы направления, одно время популярного в

    западной психологии и получившего название "фрейдо-марксизм". Одна ко

    главное значение его работ в том, что они, оставаясь в русле основных

    положений психоанализа, отвечали и на новые, возникшие уже во второй

    половине XX века вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с

    гуманистической психологией. По пытки на языке психоанализа отказать

    противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль

    общества в развитии личности имели большое значение не только для

    психологии, но и для смежных наук – истории, социологии, философии,

    педагогики.

    На фрейдистской почве возникло еще одно течение, сторонники которого

    попытались истолковать в понятиях психоанализа своеобразие культур но-

    исторического облика различных народов. Согласно одному из главных

    сторонников этого направления, американскому психиатру и этнологу

    Кардинеру, личность человека формируется куль турой. Кроме естественной

    среды существует не материальная среда, состоящая из мифов, верований,

    легенд, рационализированных влечений. Под ее действием складывается

    "основная структура личности", свойственная всем индивидам, принадлежащим к

    данной культуре. Эта "основная структура" – продукт специфического для

    каждой куль туры способа воспитания в детстве. Психологическое "строение"

    человека многопланово. Оно содержит уровень простейших биологических

    потребностей, над которым надстраивается "основная структура личности",

    заданная культурой, и уже на базе этого второго уровня складывается

    индивидуальный характер.

    Кардинер исходил из фрейдистского понимания механизма развития

    личности и ее строения, дополнив его предположением, что влечения,

    отнесенные Фрейдом к разряду изначально присущих человеческому роду,

    свойственны отдельным формам культуры.

    Развитие психоанализа не могло идти изолирован но от новых тенденций,

    возникающих прежде всего в русле социального бихевиоризма и гуманистической

    психологии, предметом исследования которых также являлась структура

    личности. Влияние открытий, сделанных в смежных психологических школах,

    отразилось на концепциях таких исследователей как Г.С.Салливен, Э.Берн,

    Э.Эриксон.

    Эрик Эриксон: Эго-психология. А.Фрейд и норвежский психоаналитик Э. Эриксон

    являются основателями концепции, которая получила название "эгопсихология".

    Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не

    бессознательное Ид, как у З.Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая

    стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории

    Э.Эриксона (1902-1994) не только пересматривается позиция Фрейда в

    отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание

    роли среды, культуры, социального окружения ребенка, которые, с точки

    зрения Эриксона, имеют огромное значение для развития.

    Отправным пунктом для Эриксона были его изыскания в области культурной

    антропологии, социальной этологии и этнопсихологии, которые он осуществил,

    изучая жизнь индейцев различных племен, проживающих на севере Калифорнии и

    в штате Южная Дакота. Результаты этих исследований стимулировали интерес

    Эриксона к изучению личностей, групп и этносов, которые впоследствии стали

    традиционными объектами внимания психоисториков. В годы второй мировой

    войны Эриксон исследовал американских подводников и личность Адольфа

    Гитлера, что послужило одним из стимулов к созданию психоистории.

    Наиболее существенным моментом "психоисторического" метода Эриксона

    стало стремление объединить в "психоисторическом контексте" психологию

    индивида и общества на основе синтеза теоретических представлений и

    результатов полевых наблюдений.

    Утверждая доминирующее значение психических факторов в историческом

    процессе, Эриксон подчеркивал особую роль личностного начала в жизни. Он

    полагал, что психическая жизнь людей почти зеркально отражает исторические

    события, и что их личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и

    характеризуются той же структурой. В силу этого, анализируя развитие

    личности, можно с большой степенью точности реконструировать развитие

    истории.

    Утверждая, что личность вообще, а выдающаяся в особенности может

    выступать и выступает в роли своеобразного индикатора исторического

    процесса, Эриксон подчеркивал, что особая роль в истории, которую играют

    лидеры, обусловливается способностью этих людей выводить разрешение

    различных индивидуальных кризисов за пределы собственной личности и умением

    возлагать преодоление их на все свое поколение.

    Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не

    только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс не

    только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и общество

    в целом. Сам этот процесс Эриксон называл формированием идентичности,

    подчеркивая важность сохранения и поддержания личности, цельности Эго,

    которое является главным фак тором устойчивости к неврозам.

    Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение

    которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем

    каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и

    черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя

    идентифицирует.

    . Первая стадия – до одного года. В это время развитие детерминируется в

    основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка

    чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру или

    настороженности, закрытости.

    . Вторая стадия – от одного года до трех лет. В это время у детей

    развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих

    – вследствие то го, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка

    добиться самостоятельности.

    . Третья стадия – от трех до шести лет. В это время у детей развивается

    либо чувство инициативы, либо чувство вины – в зависимости от того,

    насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка,

    насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько

    жестко взрослые контролируют их соблюдение.

    . Четвертая стадия – от шести до четырнадцати лет. В это время у ребенка

    развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот

    период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в

    процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок учится,

    как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его

    успехи в учении, и зависит развитие этих качеств.

    . Пятая стадия – от четырнадцати до двадцати лет. Она связана с

    формированием у подростка чувства ролевой инициативы или

    неопределенности. На этой стадии главным является общение со

    сверстниками, выбор профессии, способа достижения карьеры, т. е. выбор

    путей построения своей дальнейшей жизни. Поэтому в это время большое

    значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего

    предназначения.

    . Шестая стадия – от двадцати до тридцати пяти лет – связана с развитием

    близких, интимных отношений с окружающими, особенно противоположно го

    пола. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство

    изоляции.

    . Седьмая стадия – от тридцати пяти до шестидесяти-шестидесяти пяти лет

    – является одной из важнейших, так как она связана со стремлением

    человека либо к постоянному развитию, творчеству, либо к покою и

    стабильности. В этот период большое значение имеет работа, тот

    интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим

    статусом, а также его общение со своими детьми, воспитывая которых он

    может развиваться и сам. Желание стабильности, отверженце и боязнь

    нового останавливают процесс саморазвития и являются гибельными для

    личности, считает Эриксон.

    . Восьмая, последняя, стадия наступает после шестидесяти-шестидесяти

    пяти лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя

    итоги прожитым годам. У него формируется чувство удовлетворения,

    осознание идентичности, целостности своей жизни, принятие ее в

    качестве своей. В противном случае человеком овладевает чувство

    отчаяния, жизнь кажется состоящей из отдельных, не связанных между

    собой эпизодов и прожитой зря. Такое чувство является гибельным для

    личности и ведет к ее невротизации.

    . Это чувство отчаяния может появиться и раньше, но всегда оно связано с

    потерей идентичности, с "отвердением", частичным или полным, каких-то

    эпизодов жизни или свойств личности.

    Эриксон постоянно подчеркивал важность сохранения цельности,

    непротиворечивости структуры личности, пагубность внутренних конфликтов.

    Психологи до Эриксона не подвергали сомнению необходимость преодоления

    чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считал эти качества

    положительными, тем не менее, утверждал, что для детей с развитым чувством

    базового недоверия, зависимостью гораздо важнее оставаться в русле уже

    заданного пути развития, чем менять его на противоположный, не свойственный

    им, так как он может нару шить цельность их личности, их идентичность.

    Поэтому для ребенка попытки развить инициативу, активность могут оказаться

    губительными, в то время как неуверенность в своих силах поможет ему найти

    адекватный для него способ жизни. Эти взгляды Эриксона особенно важны для

    практической психологии, для коррекции и формирования индивидуального стиля

    поведения.

    Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой

    живет человек, так как изменение ориентиров, социальных норм и ценностей

    также нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека.

    Билет 13

    1. Влияние идей дарвинизма на развитие психологии.

    Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии. Ч.Дарвин (1809-1882) создал

    теорию об эволюции живого на Земле, о происхождении видов, их свойств

    (включая психические) и форм поведения. Идеи об эволюции жизни

    высказывались на протяжении веков многими мыслителями и натуралистами.

    Дарвин впервые объединил данные многих наук и выявил механизмы филогенеза

    (исторического формирования группы организмов), обосновав учение о

    происхождении видов путем естественного отбора. Наследственность,

    изменчивость, отбор – таковы факторы эволюции.

    В основе естественного отбора лежит вымирание неприспособленных и

    выживание приспособленных. Этим объясняется относительная целесообразность

    организмов, их приспособленность к условиям внешней среды, непрерывное

    совершенствование в процессе отбора.

    До Дарвина единственными способами строго научного объяснения явлений

    считались способы, диктуемые "царицей наук" – механикой. Но механическая

    причинность не могла объяснить реальную, подтверждаемую повседневным опытом

    целесообразность жизненных проявлений. Это укрепляло мнение о том, что эти

    проявления зависят от действия изначально заложенных в организме

    нематериальных целей, управляющих его реакциями и развитием. Такой взгляд,

    названный телеологией (от греческого "телес" – цель), был опровергнут

    учением Дарвина, объяснившим целесообразность функций организма, не

    прибегая к представлению о бестелесной цели. Средствами точного

    рационального анализа было доказано, что кроме механической причинности,

    действующей в мире нерукотворной природы, существует биологическая

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.