МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Билеты по истории психологии

    разрабатывал основы своей недирективной "терапии, центрированной на

    клиенте". В 1957 году он переходит в Висконсинский университет, где ведет

    курсы психиатрии и психологии. Он пишет книгу "Свобода учиться", в которой

    отстаивает право студентов на самостоятельность в их учебной деятельности.

    Однако конфликт с администрацией, считавшей, что профессор предоставляет

    слишком много свободы своим студентам, привел к тому, что Роджерс ушел из

    государственных университетов и организовал Центр для изучения личности –

    свободное объединение представителей терапевтических профессий, в котором и

    работал до конца жизни.

    В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему

    понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять свои представления о

    себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия,

    помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для

    других представителей гуманистической психологии, идея ценности и

    уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он

    считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и

    который он называл "феноменальным полем", индивидуален и уникален. Этот

    мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной

    действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее,

    осознаются субъектом. Степень тождественности этого по ля реальной

    действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень

    конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что

    происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее

    совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту

    напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К

    невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от

    самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших

    потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в

    ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

    Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в

    которой выражается сущность человека, его самость.

    Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только

    адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это

    постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и

    творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал

    Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с

    концепцией "творческого Я" Адлера, повлиявшей на многие теории личности

    второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта

    на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту.

    В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на

    ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс

    подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем,

    осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь

    раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной

    реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании

    личности.

    У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции.

    Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение

    пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний

    принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять

    себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать

    себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то "озарение",

    которое помогает перестроить свою само оценку, "переструктурировать

    гештальт", как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает

    возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение.

    Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или – в групповой

    терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом

    "инкаунтер-группы", или группы встречи, являются од ной из самых

    распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

    Билет 4.

    1. Учение Аристотеля и стоиков о душе.

    Душа, по Аристотелю, не самостоятельная сущность, а форма, способ

    организации живого тела. Душа не может существовать без тела и не является

    телом. Тем самым опровергались версии о прошлом и будущем души. «Если бы

    глаз был живым существом, его душой было бы зрение».

    Душа мыслилась Аристотелем, как способ организации живого тела, действия

    которого носят целесоообразный характер. Он считал душу присущей всем живым

    организмам (в том числе и растениям) и подлежащей объективному опытному

    изучению.

    Вопреки своему постулату о нераздельности души и тела Аристотель полагал,

    что разум есть нечто отличное от тела.

    Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце.

    Аристотель: душа – способ организации тела. Аристотель (384-322 гг. до

    н.э.) преодолел эти воззрения, открыв новую эпоху в понимании души как

    предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не

    физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и, духовное

    образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не

    самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем

    самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным

    дуализмом Платона. На окраине Афин Аристотель создал собственную школу,

    названную Ликеем (позже словом "лицей" стали называть привилегированные

    учебные заведения). Это была крытая галерея, где Аристотель, обычно

    прогуливаясь, вел занятия. "Правильно думают те, – говорил Аристотель своим

    ученикам, – кому представляется, что душа, не может существовать без тела и

    не является телом".

    Кто же имелся, в виду под теми, кто "правильно думает"? Очевидно, что не

    натурфилософы, для которых душа – это тончайшее тело. Но и не Платон,

    считавший душу паломницей, странствующей по телам и другим мирам.

    Решительный итог размышлений Аристотеля: "Душу от тела отделить нельзя" –

    противоречил взглядам Платона на прошлое и будущее души. Выходит, что

    "правильным" Аристотель считал собственное понимание, согласно которому

    переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. "Сказать, что

    душа гневается, – писал он, – равносильно тому, как если бы кто сказал, что

    душа занимается тканьем или постройкой дома".

    2. Ассимиляция идей основных психологических школ в современных течениях

    зарубежной психологии.

    НЛП

    гуманистическая психология

    Логотерапия Франкла

    Родился в Вене 26 марта 1905 года, умер 2 сентября 1997 года там же.

    Австрийский психиатр и психолог, профессор неврологии и психиатрии Венского

    университета (с 1955). Создатель нового направления в психотерапии -

    логотерапии. Будучи заведующим отделением неврологии Ротшильдовского

    госпиталя в Вене, в 1942 г. был арестован нацистами и брошен в концлагерь.

    Во многом из осмысления опыта лагерной жизни сложились у В. Франкла

    основные идеи его логотерапии (от древнегреч. "логос" - смысл), в центре

    которой стоит задача помочь человеку в его поисках смысла жизни.

    Логотерапия как одно из влиятельных направлений современной зарубежной

    психотерапии занимает в ней особое положение, противостоя, с одной стороны,

    ортодоксальному психоанализу, а с другой - поведенческой психотерапии,

    Концепция личности, сложившаяся в рамках логотерапии, по многим своим

    мотивам близка современной гуманистической психологии (А. Маслоу, Г.

    Олпорт, К. Роджерс и др.).

    Основная особенность человеческой жизни стремление найти и реализовать

    смысл жизни. Человек находит его, анализируя свое существование. Очень

    важен вопрос об ответственности за свою жизнь перед самим собой. Смысл

    жизни реализуется 3-мя способами:

    1. через достижения и творчество

    2. через любовь и созерцание

    3. через страдание

    Когнитивная психология

    Возникла в 60-х годах как альтернатива бихевиоризму. Реабилитировала

    понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все

    психические процессы как опосредованные когнитивными факторами. Её основным

    методам был информационный подход, врамках которого разрабатывались модели

    микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти. Позднее

    когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Пиаже),

    психологии культурно-исторического развития (Выготский), деятельностный

    подход (Леонтьев, Лурия).

    Билет 5.

    1. Древние философы о познавательных способностях и побудительных силах

    души.

    См. билет 3 вопрос 1

    3. Общая характеристика НЛП.

    НЛП основано на изучении мышления, языка и поведения. Сторонники этого

    направления утверждают, что путь к успеху лежит в перепрограммировании

    мышления и внутренней позиции. Метод НЛП изучает сознательные и

    подсознательные процессы, сочетание которых дает людям возможность делать

    то, что они делают.

    Нейро – определяет связь с неврологической системой, т. е. Определяет

    путь использования органов чувств. Лингвистическое – определяет путь,

    которым используется язык. Лексические модели являются выражением образа

    мышления. Программирование – позволяет программировать переживания и опыт.

    Билет 6.

    1. Развитие в древности представлений об анатомо-физиологических

    основах психики.

    Идея о том, что мозг орган души принадлежит древнегреческому врачу –

    Алкмеону, который пришел к такому выводу в результате наблюдений и

    хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых

    полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки». Полагая, что

    ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих

    аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между

    органами чувств и мозгом.

    Т. о., учение о психике как о продукте мозга зародилось благодаря тому,

    что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга. Тем самым и

    другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом,

    хотя знание об этих процессах не могло опираться на анатомо-физиологический

    опыт.

    Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики,

    полагая, что он является большой железой.

    2. история детской психологии.

    Наука о психическом развитии ребенка - детская психология зародилась как

    ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для

    систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого

    ученого - дарвиниста Вильгельма Прейера "Душа ребенка". В ней В. Прейер

    описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына,

    обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и

    языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго

    по появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется

    обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую

    психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с

    методами естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной точки зрения

    воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX века.

    Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант

    биологического. (Хотя строго говоря, и сейчас есть и скрытые, и явные

    сторонники этой идеи. . . ). Однако В. Прейер первый осуществил переход от

    интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по

    единодушному признанию психологов, он считается основателем детской

    психологии.

    Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к

    концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым

    уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения

    современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать

    детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как

    эффективный метод воспитания - появились более демократические семьи.

    Задача понимания ребенка встала на очередь дня. С другой стороны, желание

    понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к

    детству более внимательно - только через изучение психологии ребенка лежит

    путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого

    человека.

    Какое место занимает детская психология в свете других психологических

    знаний? И. М. Сеченов писал о том, что психология не может быть ничем иным,

    как наукой о происхождении и развитии психических процессов. Известно, что

    в психологию идеи генетического (от слова - генезис ) исследования проникли

    очень давно. Почти нет ни одного выдающегося психолога, занимавшегося

    проблемами общей психологии, который бы одновременно так или иначе не

    занимался детской психологией. В этой области работали такие всемирно

    известные ученые, как Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюлер, К. Кофка, К. Левин,

    А. Валлон, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, В. М. Бехтерев, Д. М. Узнадзе,

    С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я.

    Гальперин и др.

    Однако, исследуя один и тот же объект - психическое развитие -

    генетическая и детская психология представляют собой две разные

    психологические науки. Генетическая психология интересуется проблемами

    возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы,

    "как происходит то или другое психологическое движение, проявляющееся

    чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением,

    как происходят те процессы, результатом которых является мысль" (И. М.

    Сеченов). Генетическая психология или, что то же самое, психология

    развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на

    результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют

    предмета изучения генетической психологии. Генетические исследования могут

    быть проведены и на взрослых людях. Известным примером генетического

    исследования может служить изучение формирования звуковысотного слуха. В

    специально организованном эксперименте, в котором испытуемые должны были

    подстраивать свой голос под заданную высоту звука, можно было наблюдать

    становление способности звуковысотного различия.

    Воссоздать, сделать, сформировать психическое явление - такова

    основная стратегия генетической психологии. Путь экспериментального

    формирования психических процессов впервые был намечен Л. С. Выготским.

    "Применяемый нами метод, - писал Л. С. Выготский, - может быть назван

    методом экспериментальногенетическим в том смысле, что он искусственно

    вызывает и создает генетический процесс психического развития. . . Попытка

    подобного эксперимента заключается в том, чтобы расплавить каждую застывшую

    и окаменевшую психологическую форму, превратить ее в движущийся, текущий

    поток отдельных заменяющих друг друга моментов. . . Задача подобного

    анализа сводится к тому, чтобы экспериментально представить всякую высшую

    форму поведения не как вещь, а как процесс, взять ее в движении, к тому,

    чтобы идти не от вещи к ее частям, а от процесса к его отдельным моментам".

    Среди многих исследователей процесса развития наиболее яркие представители

    генетической психологии - Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, П. Я. Гальперин. Их

    теории, разработанные на основе экспериментов с детьми, целиком и полностью

    относятся к общей генетической психологии. Известная книга Ж. Пиаже

    "Психология интеллекта" - это книга не о ребенке, это книга об интеллекте.

    П. Я. Гальперин создал теорию планомерного и поэтапного формирования

    умственных действий как основы формирования психических процессов. К

    генетической психологии относится экспериментальное изучение понятий,

    осуществленное Л. С. Выготским.

    Детская психология тем и отличается от всякой другой психологии, что

    она имеет дело с особыми единицами анализа - это возраст, или период

    развития. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных

    психических процессов, это не календарная дата. Возраст, по определению Л.

    С. Выготского, - это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий

    свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его

    внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях

    "эпохи", равные одному году, трем, пяти годам. Хронологический и

    психологический возраста не совпадают, Хронологический или паспортный

    возраст - лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой

    происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

    В отличие от генетической, детская психология - учение о периодах детского

    развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Поэтому вслед

    за Л. С. Выготским об этой области психологии правильнее говорить: детская,

    возрастная психология. Типично детскими психологами были Л. С. Выготский,

    А. Валлон, 3. Фрейд, Д. Б. Эльконин. Как образно говорил Д. Б. Эльконин,

    общая психология - это химия психики, а детская психология - скорее физика,

    так как она имеет дело с более крупными и определенным образом

    организованными "телами" психики. Когда материалы детской психологии

    используются в общей психологии, то там они раскрывают химию процесса и

    ничего не говорят о ребенке.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.