МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль Конституционного Суда РФ в избирательных спорах

    не вправе оказывать какое бы то ни было давление на Суд или предпринимать

    действия, способные нарушить независимость Конституционного Суда в принятии

    решений.

    2.3. КОМПЕТЕНЦИЯ.

    Конституционный Суд РФ обладает так называемой связанной компетенцией,

    что означает возможность осуществления Судом своих полномочий только по

    запросам или жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следовательно,

    не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он,

    однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права

    законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч.1

    ст.104 Конституции РФ.

    Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех

    конституционных полномочий:

    1. Проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и

    договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб

    (от органов власти, граждан и судов).

    2. Разрешение споров о компетенции.

    3. Толкование Конституции РФ.

    4. Дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения

    Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого

    преступления.

    Эти полномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам

    запросов и жалоб. Рассмотрим каждое из указанных полномочий и особенности

    производства по рассмотрению соответствующих категорий дел.

    1. В порядке нормоконтроля Конституционный Суд РФ разрешает дела о

    соответствии Конституции РФ:

    а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета

    Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

    б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных

    актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов

    государственной власти Российской Федерации и органов государственной

    власти субъектов РФ;

    в) договоров между органами государственной власти Российской

    Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между

    органами государственной власти субъектов РФ;

    г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

    Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке

    конституционности упомянутых нормативных актов органов государственной

    власти и договоров между ними обладают только те органы, которые указаны в

    Конституции: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна

    пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,

    Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы

    законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

    Запрос в Конституционный Суд возможен как в отношении всего

    нормативного акта или договора, так и в отношении отдельных их положений. В

    отношении актов, изданных субъектами РФ, запрос возможен только в случае,

    если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов

    государственной власти Российской Федерации и органов государственной

    власти субъектов РФ. Следовательно, не рассматриваются запросы в отношении

    актов, изданных по вопросам, не перечисленным в ст.ст.71 и 72 Конституции

    РФ. Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции РФ

    нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в

    определенных пределах, а именно:

    1) по содержанию норм;

    2) по форме нормативного акта или договора;

    3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или

    введения в действие;

    4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения

    государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

    5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения

    компетенции между федеральными органами государственной власти;

    6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между

    органами государственной власти Российской Федерации и органами

    государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ,

    Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и

    полномочий.

    По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд принимает решение о

    признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений

    соответствующими или не соответствующими Конституции РФ. Признание

    нормативного акта или договора либо отдельных их положений не

    соответствующими Конституции РФ является основанием отмены в установленном

    порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте

    или договоре, признанным неконституционным, либо воспроизводящих его или

    содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения

    этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими

    органами и должностными лицами.

    Контроль распространяется также на международные договоры РФ, не

    вступившие в законную силу. Запрос допустим, если договор подлежит

    ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом

    государственной власти или если заявитель считает не вступивший в силу

    международный договор не подлежащим введению в действие и применению в

    Российской Федерации из-за несоответствия Конституции РФ. Суд признает

    договор или отдельные его положения соответствующими или не

    соответствующими Конституции РФ. С момента провозглашения постановления

    Суда о признании не соответствующими Конституции РФ не вступившего в силу

    международного договора либо отдельных его положений, международный договор

    не подлежит введению в действие и применению, т.е. не может быть

    ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской

    Федерации иным образом.

    Другая разновидность нормоконтроля связана с жалобами граждан и их

    объединений. Правом обращения в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или

    коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают

    граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или

    подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также

    иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Жалоба допустима, если:

    1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

    2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле,

    рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе,

    применяющем закон.

    Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или

    подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до

    принятия решения Конституционным Судом.

    По итогам рассмотрения жалобы Конституционный Суд принимает решение о

    признании закона либо отдельных его положений соответствующими или

    несоответствующими Конституции РФ. В случае если Суд признал закон,

    примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное

    дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном

    порядке. Аналогичный характер носит рассмотрение дел о конституционности

    законов по запросам судов.

    2. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:

    а) между федеральными органами государственной власти;

    б) между органами государственной власти Российской Федерации и

    органами государственной власти субъектов РФ;

    в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

    «Принципиальный характер имеет решение Конституционного Суда о том,

    что принцип разделения властей определяет их соотношение не только на

    федеральном уровне, но и распространяет свое действие на организацию и

    осуществление государственной власти в субъектах федерации. В постановлении

    Конституционного Суда от 18 января 1996 года по делу о проверке

    конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края

    подчеркивается, что разделение единой государственной власти в субъектах

    федерации предполагает установление такой системы правовых гарантий,

    сдержек и противовесов, которая исключила бы возможность концентрации

    власти у одной из ее ветвей и обеспечила самостоятельное функционирование и

    взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. В этом

    же постановлении отмечается, что органы законодательной и исполнительной

    власти формируются и действуют как самостоятельные и независимые, а

    прекращение полномочий одной из них по решению другой возможно только на

    основе законодательных решений при условии сбалансированности таких

    полномочий. Этому, в частности, служит возможность роспуска органа

    законодательной власти при определенных условиях, предусмотренных

    законодательством».1

    Правом на обращение в Конституционный Суд с ходатайством о разрешении

    спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов

    государственной власти, указанных в ч.3 ст.125 Конституции РФ, а Президент

    РФ также в случае, предусмотренном ч.1 ст.85 Конституции РФ.

    Ходатайство органа (органов) государственной власти допустимо, если:

    1) оспариваемая компетенция определяется Конституцией РФ;

    2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о

    подсудности;

    3) спор не был или не может быть разрешен иным способом;

    4) заявитель считает издание акта или совершение действия правового

    характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия

    нарушением установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между

    органами государственной власти;

    5) заявитель ранее обращался к указанным в Конституции РФ органам

    государственной власти с письменным заявлением о нарушении ими определенной

    Конституцией и договорами компетенции заявителя либо об уклонении этих

    органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности;

    6) в течение месяца со дня получения письменного заявления не были

    устранены указанные в нем нарушения;

    7) в случае обращения соответствующего органа государственной власти к

    Президенту РФ с просьбой об использовании согласительных процедур,

    предусмотренных ст.85 Конституции РФ, Президент РФ в течение месяца со дня

    обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры

    не привели к разрешению спора.

    Ходатайство Президента РФ, внесенное в порядке применения ч.1 ст.85

    Конституции РФ, допустимо, если:

    1) Президент использовал согласительные процедуры для разрешения

    разногласий между органами государственной власти;

    2) разногласия между органами государственной власти являются

    подведомственным Конституционному Суду РФ спором о компетенции.

    Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции исключительно с

    точки зрения установленных Конституцией РФ разделения государственной

    власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения

    компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с

    точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами

    государственной власти Российской Федерации и органами государственной

    власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ,

    установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными

    договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

    «В постановлениях и иных решениях Конституционного Суда

    последовательно проводится идея самостоятельности каждой из ветвей власти в

    пределах законодательно установленных полномочий и недопустимости вторжения

    одной ветви власти в компетенцию других властей. Противоречащим принципу

    разделения властей признано издание органами различных ветвей власти

    совместных правовых актов, что было достаточно распространенным при

    советской системе организации государственной власти с верховенством

    представительных органов».1

    По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституционный Суд принимает

    решение, подтверждающее или отрицающее полномочие соответствующего органа

    государственной власти издать акт или совершить действие правового

    характера, послужившие причиной спора о компетенции. В случае если

    Конституционный Суд признает издание акта не входящим в компетенцию

    издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня,

    указанного в решении.

    3. Толкование Конституции РФ. Правом на обращение в Конституционный

    Суд с запросом о толковании Конституции РФ обладают Президент РФ, Совет

    Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной

    власти субъектов РФ. Толкование, данное Конституционным Судом, является

    официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и

    судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления,

    предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их

    объединений.

    «Одним из важнейших полномочий Конституционного Суда Российской

    Федерации с 1994 года стало толкование Конституции Российской Федерации,

    осуществляемое по обращению достаточно узкого круга субъектов – Президента

    Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства

    Российской Федерации, а также органов законодательной власти субъектов

    Российской Федерации. В 1995 – 1996 гг. Конституционный Суд рассмотрел ряд

    дел по толкованию Конституции Российской Федерации, связанных в основном с

    законодательным процессом. К их числу относятся: дело о толковании части 4

    статьи 105 и статьи 106 Конституции (постановление от 23 марта 1995 года);

    статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117

    (часть 3), 135 (часть 2) (постановление от 12 апреля 1995 года); о

    толковании отдельных положений статьи 107 (постановление от 22 апреля 1996

    года); о толковании статьи 136 (постановление от 31 октября 1995 года).1

    4. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения

    обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или

    совершении иного тяжкого преступления. Обращение с запросом о даче

    заключения по данному вопросу направляется в Конституционный Суд Советом

    Федерации. Запрос допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой

    и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ

    признаков соответствующего преступления. Запрос направляется в

    Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой

    решения о выдвижении обвинения. Заключение должно быть дано Конституционным

    Судом РФ не позднее десяти дней после регистрации запроса. По итогам

    рассмотрения дела Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении или

    несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В случае принятия

    Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка

    выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении

    тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения

    прекращается.

    Выше перечислены основные полномочия Конституционного Суда РФ,

    закрепленные в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе. Но

    Федеральный конституционный закон допускает расширение этих полномочий,

    разрешая Суду, в частности, пользоваться правами, предоставляемыми

    договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами

    государственной власти Федерации и ее субъектов. Но такие права не должны

    противоречить его юридической природе и предназначению в качестве судебного

    органа конституционного контроля.

    2.4. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ.

    Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных

    заседаниях и заседаниях палат. Суд состоит из двух палат, включающих в себя

    соответственно десять и девять судей. В пленарном заседании Суд вправе

    рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в

    пленарных заседаниях он разрешает дела о соответствии Конституции РФ

    конституций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции

    РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения

    обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного

    тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда РФ; решает

    вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего

    ведения.

    В пленарных заседаниях также избирается Председатель, заместитель

    Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, формируются

    персональные составы палат; принимается Регламент Конституционного Суда и

    др.

    В заседаниях палат разрешаются все дела о соответствии Конституции РФ

    законов, договоров и нормативных актов, кроме конституций республик и

    уставов субъектов РФ; разрешаются споры о компетенции; а также проверяется

    конституционность закона, примененного или подлежащего применению в

    конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод

    граждан и по запросам судов.

    Конституционный Суд РФ избирает из своего состава сроком на три года

    Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного

    Суда РФ. Эти должностные лица по истечении срока их полномочий могут быть

    избраны на новый срок. По инициативе не менее пяти судей Конституционного

    Суда, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-

    секретарь Конституционного Суда РФ недобросовестно исполняют свои

    обязанности либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.