Прокурорский надзор
Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель (их 2:
по надзору за милицией и за расследованием внутри прокуратуры) (помощники
прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов
протеста, но вносить их от своего имени они не в праве). В необходимых
случаях прокурор, реализуя данное полномочие, может обратиться в суд общей
юрисдикции или в арбитражный суд, с требованием о признании
несоответствующих закону актов недействительными (исключениями является
ограничения права прокурора на обращение в суд общей юрисдикции с
требованием о признании закона S-та РФ недействительным – абз.3, п.3, ст.22
закона «О прокуратуре» признан несоответствующим Конституции РФ).
Протест приносится в письменном виде, подлежит рассмотрению не позднее
чем в 10 дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения
протеста на решение законодательного органа S-та РФ или органа местного
самоуправления – на ближайшем заседании.
О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается в письменной
форме незамедлительно, в том случае если протест не рассмотрен в
установленный законом срок, либо, по мнению прокурора, необоснованно
отклонен, он вправе обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с
заявлением о признании правового акта недействительным.
2) Постановление
Разновидностью постановления прокурора является постановление о ВУД
или производства об административном правонарушении;
Решение о ВУД оформляется мотивированным постановлением, материалами
уголовного дела, возбужденного прокурором, направляются для производства
расследования в органы дознания или предварительного следствия с
соблюдением признака подследственности, либо принимается к производству
прокурором.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении
приносится прокурором при наличии данных, указывающих на признаки
административного проступка и оформляется мотивированным постановлением,
которое направляется для исполнения органу, компетентному принимать меры
административной ответственности.
3) Представление
Означает право и обязанность прокурора (его заместителя) требовать
устранения выявленных в процессе осуществления надзора фактов неисполнения
или ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые
причинили или создали угрозу интересам личности, общества или государства,
обращенное к органам и должностным лицам, обладающими правомочиями
устранить выявленное нарушение закона.
Представление имеет письменную форму и должно быть юридически
обоснованным, подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со
дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по
устранению допущенных нарушений законов (о принятых мерах в письменных
форме сообщается прокурору)
4) Предостережение
Предостережение о недопустимости нарушения законов применяется когда
прокурор в процессе общего надзора получает сведения о том, что должностные
лица объектов надзора готовятся совершить противоправное деяние. В целях
предупреждения таких деяний прокурор в тексте предостережения сообщает
указанным лицам об имеющейся у него информации и о том, что при совершении
деяний они могут быть привлечены к ответственности в установленном законом
порядке.
Применение предостережений исключительная компетенция прокурора и его
заместителя, основанием для него является достоверная информация о
готовящихся противоправных деяниях.
Применению предостережения должна в обязательным порядке
предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях
конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных
объяснений.
Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется
должностному лицу под расписку непосредственно в прокуратуре.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Сущность, цель, задачи надзора за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина.
Выделение данного направления прокурорского надзора обусловлено
положением Конституции (ст.2) о том что человек, его права и свободы
являются высшей ценностью.
Цель данного надзора заключается, в том чтобы добиться такого
состояния, при котором:
1) права и свободы действительно соблюдались всеми органами и
должностными лицами;
2) гражданин был убежден в том, что его права находятся под
защитой и в случае их нарушения он вправе обратиться за
защитой к компетентным гос. органам (их должностным лицам) у
которых есть обязанность по охране и защите прав и свобод
человека и гражданина.
Задачи:
1) обязательные вмешательство прокурора в связи с поступившей
информацией о нарушении права свобод личности;
2) защита закрепленных в Конституции прав и свобод человека и
гражданина;
3) защита личных и общественных интересов;
4) реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан и др.
Предмет
(Ст.26 ФЗ «О прокуратуре»)
Составляют соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными
министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной
власти, законодательными и исполнительными органами S-та РФ, органами
местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также
органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций.
В сферу данного надзора входит:
1) соблюдение права и свобод граждан РФ;
2) граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства (двойное
гражданство);
3) иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на
территории РФ.
Объекты
Такие же как и в общем надзоре.
Пределы надзора
Определяются по тем же правилам, что и пределы надзора за исполнением
законов. (ст.26 ФЗ «О прокуратуре»).
Полномочия прокурора по выявлению нарушений прав и свобод человека и
гражданина
Прокурор:
1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о
нарушении прав и свобод человека и гражданина;
2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
3) принимает меры по предупреждению пресечению нарушений права
свобод и человека и гражданина;
4) принимает меры по привлечению к ответственности лиц,
нарушивших закон;
5) принимает меры по возмещению причинению ущерба;
6) вызывает должностных лиц и граждан для объяснения по поводу
нарушений законов и осуществляет иные полномочия;
7) и др. (см. статью)
Средства реагирования
Для устранения нарушений прав и свобод граждан, их причин и условий
восстановления, прокурор вправе использовать все предусмотренные законом
средства прямого реагирования (протест, представление, постановление,
предостережение)
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознания
и предварительное следствие
Прокурорский надзор за ОРД это вид деятельности, осуществляемый
уполномоченными работниками прокуратуры в пределах компетенции, посредством
использования ими определенных законом методов проверки и средств
расследования в целях обеспечения выполнения на территории РФ законов всеми
оперативно-розыскными органами (оперативные подразделения органов
внутренних дел, органов госнаркоконтроля, см закон «об оперативно-розыскной
деятельности» в части «S-ты ОРД»).
Задачи
1) охрана прав и защита прав и свобод личности;
2) обеспечение верховенства закона при выполнении оперативно-розыскных
мероприятий;
3) обеспечение мер по раскрытию преступлению и привлечение виновных к
ответственности;
4) предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов,
осуществляющих ОРД.
Предмет
(ст.29 закона «О прокуратуре»)
1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении
оперативно-розыскных мероприятий;
2) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных
мероприятий;
3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющих ОРД.
Указанные управления(?) детализируются в нормах оперативно-розыскного
законодательства.
В связи с этим, в предмет прокурорского надзора также входит принятие
решений:
1) о заведении и прекращении конкретных дел оперативного учета
(ст.10 закона «об оперативно-розыскной деятельности»)
2) о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных
мероприятий (ст.8,ст.15 закона «об оперативно-розыскной
деятельности»)
3) предоставление результатов ОРД органу дознания, следователю
или в суд (ст.11)
4) о рассекречивании сведений, полученных при проведении
оперативно-розыскных мероприятий (ст.11)
5) правовая защита лиц оперативно-розыскных органов и лиц, их
сочувствующим (ст. 12(?) закона «об оперативно-розыскной
деятельности»).
Перечень объектов данного надзора закреплен в ч.3 ст.13 закона «об
оперативно-розыскной деятельности» является исчерпывающим и может быть
изменен или дополнен только законом.
Пределы надзора
Определяется содержанием закона «об оперативно-розыскной
деятельности», приказами и указаниями (указами?) генпрокурора РФ.
В предмет прокурорского надзора не входят:
1) сведения об организации, тактике, методах и средств осуществления
ОРД;
2) проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения
материалов, об ограничении конституционных прав граждан при
проведении оперативно-розыскных мероприятий – ст.9 закона «об ОРД»
(к числу таких мероприятий относятся: прослушивание телефонных
переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных
сообщений, снятие информации с технических каналов связи, негласное
обследование жилища)
3) сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о
штатных негласных сотрудниках органов осуществляющих ОРД, а также о
лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной
основе представляются соответствующим прокурором только с
письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев,
требующих их привлечение к уголовной ответственности.
Предела полномочий органов прокуратуры
1) прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную
деятельность поднадзорных органов;
2) исполнению подлежат только законные требования прокурора,
вытекающие из его полномочий по надзору за ОРД;
3) прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные
мероприятия или участвовать в их подготовке;
4) прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих
оперативно-технические характер (последовательность проведения
оперативно-розыскных мероприятий, применение тех или иных
оперативно-технических средств, определять круг участников ОРМ
и т.п.);
5) оперативно-служебные документы об осуществлении
контрразведывательной деятельности могут быть истребованы
только в порядке надзора по поступившим в прокуратуру
материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим
о нарушении органами ФСБ и службы военной разведки (СВР)
законодательства;
6) в органах СВР прокурор вправе изучать только те оперативно-
служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением
собственной безопасности;
7) надзор за исполнением законов ФСБ и СВР не входит в
компетенцию районных (городских) прокуратур;
8) осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не
подменяет руководителя органа, оперативные подразделения
которого вправе осуществлять ОРД.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами,
осуществляющими ОРД
Полномочия прокурора носят властно-распорядительный (императивный)
характер.
Полномочия прокурора осуществляющего данный надзор:
1) вправе проводить проверки исполнения законов органами
осуществляющими ОРД;
2) вправе знакомится с документами, содержащими сведения об
основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных
мероприятий;
3) требовать письменные объяснения от должностных лиц,
осуществляющих ОРД, если они допустили нарушение закона;
4) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам
комплекса оперативно-розыскных мероприятий, либо требовать их
прекращения;
5) опротестовывать противоречащие закону приказы и указания
руководителей органов, осуществляющих ОРД;
6) вправе вносить представления об устранении нарушений закона,
допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;
7) про проведении проверок прокурор знакомится с материалами
секретного делопроизводства; прокуроры вправе требовать
предоставления подлинных оперативно-служебных документов,
однако руководитель оперативно-розыскного органа вправе не
предоставлять прокурору оперативно-служебные документы,
относящиеся к той части деятельности, которая не входит в
предмет прокурорского надзора;
8) одним из полномочий являются также указания прокурора о
проведении оперативно-розыскных мероприятий (п.11 ч.2 ст.37
УПК), которые являются обязательными для органов дознания и
даются в письменной форме.
Организация прокурорского надзора
S-ты по осуществлению данного прокурорского надзора именуются
уполномоченные прокуроры.
Уполномоченный прокурор – прокурор, компетентный осуществлять надзор
за исполнением законов органами осуществляемыми ОРД, имеющий для работы с
документами допуск, оформленный надлежащим образом:
1) прокуроры S-в РФ, приравненные к ним военные и другие
специализированные прокуратуры;
2) прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные
и иные специализированные прокуратуры;
3) в Генпрокуратуре – замы генпрокурора, главный военный прокурор
и его заместители, начальники управлений и отделов и их
заместителями, старшие прокуроры и прокуроры.
Для осуществления надзора в сфере ОРД прокуроры должны иметь допуск
для работы с документами, оформленный в соответствии с положениями
инструкции «о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к
государственной тайне» утвержденной постановлением Правительства РФ от
28 октября 95 года, №1050.
Сущность и задачи надзора за исполнением законов органами,
осуществляющими дознание и предварительное следствие
Сущность надзора заключается в организации непрерывного надзора за
законностью производства дознания и предварительного следствия.
Задачи надзора заключаются в том, чтобы:
1) преступление не осталось нераскрытым;
2) никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к
уголовной ответственности;
3) соблюдалась установленная законом процессуальная форма (порядок
ВУД, расследования уголовных дел, сроки расследования, права
участников уголовного судопроизводства);
4) выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им
условия, принимались меры к их устранению и др.
Предмет надзора
Предметом является законность деятельности органов расследования на
всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления
заявления, сообщения о деянии, имеющим признаки преступления и регистрации
его до принятия прокурором окончательного решения.
Предмет надзора (ст.29 закона «О прокуратуре»):
1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
2) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о
преступлениях;
3) проведение расследований;
4) законность решений, принимаемых органами дознания и
предварительного следствия.
Полномочия прокурора
(закон «О прокуратуре» и УПК: ст.ст.37,144,146,148 и др.)
-прокурор вправе возбуждать уголовное дело и поручать его расследование
Страницы: 1, 2, 3, 4
|