Прокурорский надзор
3. Управление кадров;
4. Управление по надзору за исполнением налогового законодательства;
5. Управление по надзору законностью судебных постановлений по уголовным
делам;
6. Управление по надзору за законностью судебных постановлений по
гражданским делам;
7. Международно-правовое управление;
8. Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
9. Отдел реабилитации жертв политических репрессий;
и др. В состав Генпрокуратуры на правах подразделений входит Главная
военная прокуратура (ГВП).
В состав Генпрокуратуры входят ряд подразделений обеспечивающего
характера:
1) Управление по рассмотрению писем и приему граждан;
2) Секретариат;
3) Управление делами;
4) Центр информации и общественных связей;
5) Финансово-хозяйственное управление и другие.
В Генпрокуратуре создан информационно-аналитический центр для
обобщения и анализа информации по вопросам деятельности органов
прокуратуры.
10. Для аттестации прокурорско-следственных и других работников в
Генпрокуратуре
образуется Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК) и Аттестационная
Комиссия (АК). ВАК возглавляет генпрокурор, а АК – начальник управления
кадров.
При Генпрокуратуре действует научно-консультативный совет (НКС) для
рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов
прокуратуры (целью деятельности НКС является научное содействие органам
прокуратуры в выполнении задач, возложенных на них законом «О
прокуратуре»).
Генпрокурор и его полномочия
Генпрокурор – высшее должностное лицо прокуратуры РФ, осуществляющее
общее руководство Генпрокуратурой РФ. Назначается и освобождается от
должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению
Президента. Срок полномочий – 5 лет.
Генпрокурор ежегодно представляет палатам Федерального собрания и
Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о
проделанной работе по её укреплению.
Полномочия (стю17 закона «О прокуратуре»)
1) Руководит системой прокуратуры;
2) Издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры,
приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции;
3) Устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и
учреждений прокуратуры;
4) Устанавливает штаты и структуру Генпрокуратуры в пределах
выделенной штатной численности и фонда оплаты труда;
5) Несет ответственность за выполнение задач возложенных на органы
прокуратуры;
6) Назначает на должность и освобождает от должности директоров
(ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры
и их замов.
Генпрокурор имеет первого зама и заместителей, назначаемых на
должность и освобождаемых от неё Советом Федерации по представлению
Генпрокурора.
Распределение обязанностей между замами осуществляется прокурором.
Организация прокурорского надзора в федеральных округах
Обеспечение прокурорского надзора в округах приказом Генпрокурора от 5
июня 2000 №98 «Об образований управлений Генпрокуратуры РФ в федеральных
округах» возложено на образованные управления Генпрокуратуры в Центральном,
Северо-западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном
федеральных округах. В Южном федеральном округе данные функции возложены на
главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной
безопасности и межнациональных отношениям на Северном Кавказе.
Функции управлений Генпрокуратуры в федеральных округах
1. Координация деятельности всех правоохранительных органов,
находящихся в пределах федерального округа по борьбе с
преступностью.
2. Надзор за исполнением законов федеральными органами,
находящимися в пределах федерального округа, органами
контроля, их должностными лицами.
3. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
федеральными органами, органами контроля и их должностными
лицами.
4. Надзор за исполнением законов федеральными органами в округах,
осуществляющих предварительное следствие, дознание и
оперативно розыскную деятельность, а также управлениями по
борьбе с оргпреступностью, региональными отделами
следственного комитета при МВД.
5. Расследование уголовных дел о наиболее опасных, общественно
значимых преступлениях.
Управления Генпрокуратуры в федеральных округах возглавляют начальники
управлений, которые являются старшими помощниками Генпрокурора.
Прокуратуры S-в РФ
Прокуроры S-в РФ назначаются на должность сроком на 5 лет
Генпрокурором по согласованию с органами гос. власти S-в Федерации,
освобождаются им от должности без согласования с органами гос. власти S-та.
Структура
В пределах S-в РФ образуются:
- Коллегии в составе прокурора S-та РФ (председатель), его первого зама
и заместителей по должности и других прокурорских работников,
назначаемых прокурором S-та РФ;
- В пределах S-в образуются управления и отделы (на правах управлений,
в структуре управлений);
- В пределах S-в РФ устанавливается должности старших помощников и
помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров управлений и
отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов,
следователей по особо важным делам, старших следователей и их
помощников.
Полномочия прокуроров S-в РФ (ст.16 ФЗ «О прокуратуре»):
1) Руководят деятельностью прокуратур городов и районов;
2) Издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения
подчиненными работниками;
3) Представляют Генпрокурору для назначения на должности прокуроров и
прокурорских работников
Прокуратуры районов (городов)
Основное звено органов прокуратуры.
Прокуратуры районов (городов) возглавляют соответствующие прокуроры,
которые назначаются на должность на 5 лет и освобождаются от нее
Генпрокурором.
В указанных прокуратурах устанавливается должности первых заместителей
и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и
помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-
криминалистов, старших следователей и следователей (в прокуратурах городов
– следователей по особо важным делам) и их помощников.
Прокуратуры административных округов г. Москвы по своему правовому
статусу приравниваются к прокурорам городов с районным делением.
Прокуроры городов с районным делением осуществляют надзор:
1) за исполнением законов городскими органами местного самоуправления;
2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
3) за исполнением законов городскими органами предварительного
следствия, дознания и ОРД;
4) за исполнением законов администрацией мест содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов
внутренних дел.
Компетенция прокуроров городов с районным делением:
1) уголовное преследование в соответствии с полномочиями,
установленными в УПК;
2) производят расследование по наиболее сложным условным делам;
3) участвуют в рассмотрении судами дел по направленным городской
прокуратурой заявлениям и искам;
4) вносят представление на судебное постановления по делам, в
рассмотрении которых принимали участие;
5) разрешают жалобы, заявления и иные обращения;
6) координируют деятельность городских правоохранительных органов.
Обязанности прокуроров городов с районным делением:
1) изучают и распространяют положительный опыт подчиненных прокуратур;
2) принимают меры повышению квалификации прокурорско-следственных
работников;
3) вносят предложения вышестоящим прокурорам об улучшении организации
работы и совершенствования прокурорской практики.
Специализированные органы прокуратуры и их компетенция.
Особенности организации деятельности органов военной прокуратуры:
Главная военная прокуратура (ГВП)
Возглавляется главным военным прокурором – заместителем генпрокурора.
Назначается и освобождается Советом Федерации по представлению
генпрокурора.
Структуру ГВП составляют:
- управление;
- отделы;
- канцелярия;
- приемная;
В управлениях и отделах:
- старшие военные прокуроры и военные прокуроры;
- старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты;
- старшие следователи и следователи по особо важным делам.
Компетенция военных прокуратур:
-осуществляет надзор:
1) за исполнением законов и других НПА органами управления и
военного управления военной части и подразделений ВС;
2) за исполнением законов при производстве предварительного
следствия, дознания и осуществления ОРД по уголовным делам о
преступлениях совершенных военнослужащими, а также гражданами,
проходящими военные сборы и лицами гражданского персонала в
ВС.
3) За исполнением должностными лицами пограничных войск ФСБ РФ
законов, а также соблюдением прав граждан в ИВС, подвергнутых
административному задержанию на основании положений закона РФ
«О государственной границе».
Полномочия военных прокуроров:
(ст.47 ФЗ «О прокуратуре»)
1. Участвуют в заседаниях коллегий, военных советах, служебных
совещаниях, органов военного управления;
2. Назначают вневедомственные ревизии и проверки;
3. По предъявлении служебного удостоверения имеют право
беспрепятственного входить на территорию и в помещения
военных частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов,
независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их
документами материалам.
Военные прокуроры осуществляют надзор при котором осуществляют
следующие полномочия:
1) проверяют законность содержания под стражей осужденных,
арестованных и задержанных военнослужащих на
гауптвахтах, в дисциплинарных частях;
2) вправе требовать обеспечение охраны, содержания и
конвоирования лиц, находящихся на войсковых и
гарнизонных гауптвахтах.
Специализированные природоохранные прокуратуры
Создаются, когда территориальные прокуратуры не в состоянии по
объективным причинам обеспечит выполнение всех возложенных на прокуратуру
функций в сфере экологии в полном объеме.
Осуществляет надзор:
1) за исполнением законов, направленных на защиту О.С.;
2) за экологическими правами граждан, органами исполнительной власти,
местного самоуправления и т.д., а также за соответствием законам
издаваемых ими НПА;
3) осуществляют уголовное преследование по делам об экологических
преступлениях.
Созданы и действуют на правах областных (Волжская природоохранная
прокуратура и др.). В Волжскую природоохранную прокуратуру входят 15
межрайонных прокуратур, которые осуществляют надзор за исполнением законов
на территории всего Волжского бассейна.
Специализированная транспортная прокуратура
Транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия по вопросам:
1) исполнение законов о безопасности движения;
2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями,
организациями железнодорожного, морского и речного транспорта,
независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности;
3) расследуют дела о преступлениях, совершенных на транспортных
объектах, а также о преступлениях по службе, совершенных
работниками указанных предприятий.
Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов
при исполнении уголовных наказаний
Созданы в целях усиления влияния на состояние законности при
исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер
принудительного характера, назначаемых судом.
Осуществляют надзор:
1) за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-
исполнительной системы (УИС);
2) за администрацией этих учреждений;
3) за специальными подразделениями по обеспечению безопасности
объектов УИС;
Прокуроры наделены полномочиями по производству предварительного
расследования преступлений совершенных лицами, содержащимися в
исправительно-трудовых учреждениях УИС, а также преступлений по службе,
совершенные работниками этих учреждений.
Надзор за исполнением законов
Сущность и задачи общего надзора прокуратуры
Надзор за исполнением законов (общий надзор – О.Н.) – отрасль
прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в сфере
госуправления и местного самоуправления, законодательной деятельности S-в
РФ, органов управления негосударственными структурами (его сущность
раскрывается в ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).
Задачи прокуроров при осуществлении О.Н.:
1) выявления нарушений законов;
2) установление причин и условий, способствующих нарушениям закона;
3) принятие мер к устранению нарушений закона;
4) принятие мер по предупреждению нарушений закона;
5) установление лиц, допустивших нарушение закона.
Предмет О.Н.:
1) соблюдение Конституции РФ;
2) исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными
министерствами, службами, иными федеральными органами
исполнительной власти, представительными (законодательными) и
исполнительными органами гос. власти S-в РФ, органами местного
самоуправления (муниципалитет, управы), органами военного
управления (Минобороны и его подразделениями), органами контроля
(напр.: Контрольно-ревизионное управление в системе Минфина (КРУ)),
их должностными лицами, органами управления (совет директоров,
управления и др.) и руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций, граждан(?).
объекты общего прокурорского надзора
3) соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами
и лицами.
Пределы О.Н.
Согласно ст.21 закона «О прокуратуре», прокурор полномочен
осуществлять надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.
Полномочия прокурора по осуществлению О.Н.:
1) полномочия по выявлению нарушений закона;
2) полномочия по устранению и предупреждению выявленных
правонарушений.
К 1 группе полномочий относятся требования (самые основные) (ч.1
ст.22):
1) от руководителей и должностных лиц объектов надзора
представления необходимых документов, материалов и иных
сведений;
2) выделение специалистов для выяснения возникших вопросов;
3) вызывать должностных лиц для объяснения по поводу нарушения
закона и др.
Ко 2 группе относятся:
1) требования привлечения лиц, нарушивших закон к ответственности,
установленной законом;
2) по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело
или производство об административном правонарушении;
3) опротестовывать противоречащие законам правовые акты№
4) предостерегать о недопустимости нарушения закона;
5) и др.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат
безусловному исполнению в установленный срок (в случае невыполнения, в том
числе и в сфере О.Н., наступает предусмотренная законом ответственность
(ст.6 ФЗ «О прокуратуре»))
Средства реагирования на выявленные нарушения закона
Такими средствами являются:
1) протест;
2) постановление;
3) представление; ст.ст.23-25,25(1) ФЗ «О
прокуратуре»
4) предостережение;
1) Протест
Применяются в тех случаях, когда в процессе осуществления надзора
выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или
частично не соответствуют Конституции и иным законам.
Содержание протеста заключается в требовании прокурора полностью или
частично отменить противоречащие закону акты, приведение акта в
соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному
лицу или органу, его принявшему, либо к вышестоящему органу или
должностному лицу, компетентному отменить акт.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|