Прокурорский надзор
Прокурорский надзор
Прокурорский надзор
Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов,
осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и
исполнением законов, действующих на территории РФ.
Основателем органов прокуратуры в РФ является Петр I (в соответствии с
указом от 12 января 1722 года «О должности Сената» в России появилась
прокуратура как государственно-правовой институт)
Орган прокуратуры – элемент системы прокуратуры РФ, организованный в
соответствии с административно-территориальным делением РФ (территориальные
органы прокуратуры или в соответствии с построением отношений в различных
сферах (экологии, в ВС) а также не совпадающих с административно-
территориальным делением страны (специализированные прокуратуры))
Прокуратура является самостоятельной независимой структурой (не
относятся ни к одной ветви власти) выполняющей функции одного из
элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей.
Функции прокуратуры – конкретное направление деятельности,
обусловленное назначением прокуратуры, выраженное в её целях и задачах.
Прокурорский надзор (П.Н.) как…
…вид государственной деятельности:
Деятельность специально уполномоченных государственных органов
(прокуратур), осуществляемая от имени РФ, в целях:
1) Обеспечения верховенства закона;
2) Единства и укрепления законности;
3) Защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и
государства.
Выполняется с использованием предусмотренных законов полномочий и
правовых средств их осуществления.
…отрасль юридической науки:
Изучает закономерность возникновения, становления и развития
правоотношений в сфере осуществления П.Н., исследует основные понятия П.Н.,
содержание полномочий прокурора, изучает эффективность правовых норм,
деятельность региональных органов прокуратуры по осуществлению надзора.
…как учебная дисциплина:
Изучается в высших и средних юридических заведениях, связан с
определенным объемом изучения, зависящим от профиля учебного заведения и
охватывает собой общую и особенную части курса.
Объект П.Н.-
Предусмотренное законом о прокуратуре совокупность федеральных органов
исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных
органов власти S-в РФ, органов власти местного самоуправления, органов
военного управления, органов контроля, их должностных лиц (всех этих
органов), руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также
других органов и граждан, на которых распространяется компетенция
прокуратуры.
S-ты П.Н.
Должностное лицо органа прокуратуры, наделенное правоохранительной
властью в пределах своей компетенции.
Предмет П.Н.
Направление деятельности, обусловленное видом прокурорского надзора,
спецификой правового положения поднадзорных объектов, полномочиями
прокурора, актами правового реагирования на нарушения законов.
Средства П.Н.
Совокупность правовых приемов и способов, действия прокурора для
достижения цели и осуществления задач прокуратуры.
Методы П.Н.
Совокупность научно-обоснованных и опробованных практикой приемов и
способов применения и реализации правовых средств П.Н.
Сущность П.Н.
Состоит в том, что;
1) П.Н. самостоятельный специфический вид государственной
деятельности, которая является исключительной компетенцией
органов прокуратуры.
2) П.Н. осуществляется от имени государства.
3) П.Н. заключается в проверке правильности соблюдения и
исполнения законов, действующих на территории РФ.
4) П.Н. обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение
правонарушений, восстановление нарушенной законности,
привлечение виновных к ответственности.
Цели и задачи П.Н.
Цели определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в гос.
устройстве и понимаются как то:
-к чему надо стремится;
-что надо осуществлять;
-результат, на достижение которого направлена деятельность органов
прокуратуры, регламентируемая законодательством.
Цели закреплены в п.2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре»:
1. Обеспечение верховенства закона;
2. Обеспечение единства и укрепления законности;
3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
4. Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи непосредственно направлены на достижение целей.
Задачи П.Н.:
1. Общие.
2. Специальные
3. Частные.
1.- Характеризуют весь П.Н.
2.- –//– какие-то направления деятельности.
3.- –//– какую-то частную деятельность.
Общей задачей П.Н. является обеспечение законности и охраны от
посягательств:
–прав и интересов граждан, предприятий и организаций, независимо от
формы собственности;
-общественного и государственного устроя РФ.
Содержание общей задачи определяют специальные задачи, стоящие перед
конкретным направлением деятельности (содержание специальных задач
определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений).
Частной называется задача временного характера, которую П.Н. решает на
данном этапе реализации специальных задач ( напр.: получение объяснений по
поводу конкретного нарушения закона, истребование правовых актов для
проверки их соответствия законам и т.д.).
Правовая основа курса «Прокурорский надзор»
Состоит их источников нормативного регулирования органов прокуратуры,
к которым относятся:
1) Конституция РФ;
2) ФЗ « О прокуратуре РФ» от 17.01.92 с последующими изменениями от
17.11.95 и др.;
3) Иные законодательные акты, регламентирующие полномочия и
процессуальное положение прокурора (ст.37 УПК, ст. 34 ГПК, ст.52
АПК, ст.19.4, ст.19.5 КоАП, ст. 22 УПК, ст. 38 «О милиции», ст.21
ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» др.)
4) Общепризнанные принципы и нормы права и международные договоры РФ
(нормы договоров, конвенций, касающихся непосредственно
прокуратуры)
5) Указы Президента РФ;
6) Приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции
Генпрокурора.
7) Постановления Конституционного Суда;
8) Разъяснения Пленумов ВС и ВАС.
Понятие, сущность, и система принципов организации и деятельности
прокуратуры
Принципы организации и деятельности прокуратуры это закрепленные в
законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие
построение П.Н., характеризующие признаки деятельности органов прокуратуры
и основные требования, предъявляемые к ней.
Сущность принципов заключается в следующем:
1) Принципы определяют наиболее существенные черты и требования;
2) Принципы обязательны для прокурорского работника, независимо от
занимаемой должности.
Система принципов организации и деятельности прокуратуры
подразделяются на:
- общие;
- внутрипроизводственные.
Общие закреплены в Конституции ст.122 и в законе «О прокуратуре» (ст.4):
1)законность;
3) единство и централизация органов прокуратуры;
4) гласность;
К внутренним относятся:
-зональный (территориальный)
-предметный.
Характеристика общих принципов
1.Законность.
Закреплен в ч.2, ст.15 Конституции РФ и означает, что органы
государственной власти (в том числе органы прокуратуры), органы
местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения,
обязаны соблюдать Конституцию и законы (органы прокуратуры обязаны
следить за исполнением законов всеми юр. и физ. лицами) при
безусловном соблюдении предусмотренных законодательством их прав и
интересов.
2. Единство и централизация органов прокуратуры
Согласно ст.129 Конституции РФ, прокуратура – единая федеральная
система территориальных и специализированных прокуратур, подчиняющихся
единому центру – Генпрокуратуре.
Принцип централизации характеризует организацию системы прокуратуры
выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех
прокуроров – Генпрокурору. Реализация этого принципа находит проявление и в
сочетании единого руководства инициативой прокуроров на местах. Содержание
принципа также включает ответственность вышестоящего прокурора за
эффективную организацию работы подчиненных ему прокуроров.
3.Принцип независимости.
Согласно ст.4 «О прокуратуре» заключается в том, что органы
прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, независимо от
федеральных органов, органов государственной власти S-в РФ, органов
местного самоуправления, иных органов и общественных объединений и
руководствуются законами и изданными в соответствии с ними принципами и
указаниями Генпрокурора.
Реализация принципа независимости обеспечивается:
1) установленным порядком назначения прокуроров;
2) определенной законом системой подчиненности и подотчетности
прокуроров;
3) порядком материально-технического обеспечения прокурорских органов
( финансирование всех органов прокуратуры осуществляется за счет
средств федерального бюджета);
4) Материальным и социальным обеспечением работников органов
прокуратуры.
Соблюдение принципа независимости гарантируется ст.5 ФЗ «О
прокуратуре», закрепившей недопустимости вмешательства в осуществлении П.Н.
Признаком данного принципа является политическая независимость
прокурора (прокурорские работники не м.б. членами общественных объединений,
преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности).
Прокурорские работники не вправе совмещать свою деятельность с иной
оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской,
научной, творческой деятельности.
4.Принцип гласности
Закреплен в п.2, ст.4 «О прокуратуре» и означает что органы
прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит
требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а
также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом
тайне.
Реализация обеспечивается:
1) сообщением в печати о назначении и освобождении прокурора от
должности;
2) Ежегодным представлением Генпрокурором палатам Федерального
собрания (Госдума и Совет Федерации) доклада о состоянии законности
и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению;
3) Созданием в органах прокуратуры специальных подразделений,
осуществляющих связь со СМИ (в Генпрокуратуре центр информации и
общественных связей)
В тех случаях, когда предание гласности информации о работе
прокуратуры по конкретным делам может причинить вред интересам
личности, общества и государства, то предание гласности о работе
прокуратуры не допускается.
Характеристика внутриорганизационных принципов деятельности прокуратур
Зональный (территориальный) принцип предусматривает организацию
деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных
подразделений между работниками по определенным территориям
(территориальным зонам) Напр.: в Генпрокуратуре в зависимости от объема
работы в состав территориальной зоны включаются прокуратуры одного ил
нескольких S-в Федерации.
В процессе осуществления своей деятельности зональный прокурор
оформляет соответствующее производство, в котором содержаться документы,
находящиеся на исполнении. Отражаются недочеты и ошибки, а также отмечаются
сведения о положительном опыте работы.
Предметный принцип связан с предметом деятельности прокурора и
характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным
направлениям правового регулирования (в соответствии с этим принципом за
прокурором закрепляется определенное конкретное направление деятельности,
относящееся к предмету ведения).
В органах прокуратуры для организации работы используется предметно-
зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами еще и
определенных сфер правового регулирования (предметом ведения).
Вопрос о распределении обязанностей в органах прокуратуры в
соответствии с зональным и предметными принципами организуется прокурором-
руководителем или начальником управления (отдела) и оформляется письменным
распоряжением или приказом.
Организация работы по предметно-зональному принципу обязывает
прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения статистические и другие
данные прокуратуры об исполнении законов, анализировать соответствующие
материалы (доклады, решения коллегий, обзоры и др. материалы).
Система органов прокуратуры РФ
Возглавляемая Генпрокурором единая централизованная совокупность
федеральных органов и учреждений и учреждений, выполняющих взаимосвязанные
задачи и функции, направленные на обеспечение единой законности,
правопорядка, федеративной государственности РФ, построенная на единых
принципах с учетом административно-территориального устройства государств
В соответствии со ст.11 з-на «О прокуратуре» систему прокуратуры РФ
составляют:
1) Генпрокуратура РФ;
2) Генпрокуратуры S-в РФ, приравненные к ним военные и другие
специализированные прокуратуры;
3) Прокуратуры городов и районов, другие территориальные военные и
иные специализированные прокуратуры;
4) Научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий,
являются юр. лицами.
Возглавляет систему органов прокуратуры Генпрокуратура РФ. В структуру
Генпрокуратуры входит Главная военная прокуратура, возглавляющая систему
органов военной прокуратуры.
К территориальным относятся:
- прокуратура республики в составе РФ;
- прокуратура края, области;
- прокуратуры Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области,
автономных округов;
- прокуратуры городов и районов, иные территориальные прокуратуры
(межрайонные).
Специализированные прокуратуры действуют на правах областных и
районных, и подразделяются на военные и иные специализированные
прокуратуры.
Военные прокуратуры:
- Главная военная прокуратура;
- Прокуратуры родов войск, военного округа, флота, группы войск, армии,
флотилии, соединения, гарнизона;
Иные специализированные прокуратуры:
- природоохранные;
- транспортные;
- по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах;
- по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых
учреждениях;
- иные специализированные прокуратуры.
В систему органов прокуратуры входят также научно-образовательные
учреждения (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при
прокуратуре РФ; институты повышения квалификации руководящих кадров
Генпрокуратуры РФ и др.) и редакции печатных изданий органов
прокуратуры («Законность»)
Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не
входящих в единую систему органов прокуратуры – не допускается (п.2,п.3
ст.11 ФЗ «О прокуратуре»).
Генпрокуратура РФ.
Структура и порядок образования
Генпрокуратура – высшее звено органов прокуратуры РФ, в ней образуется
Коллегия, в составе генпрокурора (председатель), его первого зама и
заместителей (по должности), других прокурорских работников,
назначаемых генпрокурором. Коллегия является совещательным органом
(на ней вырабатываются решения по наиболее актуальным вопросам
организации деятельности органов прокуратуры). Заседание Коллегии
проводится не реже 1 раза в 2 месяца, а решения реализуются приказами
и указаниями генпрокурора.
Структуру Генпрокуратуры РФ составляют:
1. Главное управление;
2. Управление;
3. Отделы (на правах управлений, в составе управлений).
В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие
прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, старшие следователи
по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их
помощники.
В состав прокуратуры входят:
1. Главное следственное управление Генпрокуратуры (ГСУ) (управление по
надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельности
(ОРД) в ОВД, управление по надзору за расследованием преступлений
органами прокуратуры);
2. Управление криминального(?) обеспечения;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|