Правовая основа СНГ
- координация кредитно-финансовой политики;
- содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов;
- поощрение и взаимная защита инвестиций;
- содействие стандартизации и сертификации промышленной продукции и
товаров;
- правовая охрана интеллектуальной собственности;
- содействие развитию общего информационного пространства;
- осуществление совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной
помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других
чрезвычайных ситуаций;
- осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники,
образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Государства-члены сотрудничают в области права посредством заключения
многосторонних и двусторонних договоров об оказании правовой помощи и
способствуют сближению национального законодательства. Однако, в данном
разделе не оговаривается какие нормы применяются при противоречии
национального законодательства законодательству Содружества.
VI раздел перечисляет и регламентирует полномочия органов Содружества.
Высшим органом является Совет глав государств, который собирается на
заседание раз в два года. Следующим по силе органом является Совет глав
правительств. Совет глав государств и Совет глав правительств создают
рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной
основе.
Существуют также органы, координирующие отдельные, особо важные сферы
деятельности государств-членов. Это Совет министров иностранных дел, Совет
министров обороны и Совет командующих пограничными войсками.
Особым органом содружества является Координационно-консультативный комитет.
Помимо координационных функций он также наделен исполнительными
полномочиями. Координационно-консультативный комитет является постоянно
действующим органом.
В VI разделе указаны также Экономический суд и Комиссия по правам человека.
Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических
обязательств в рамках Содружества. К ведению Экономического суда относится
разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств,
однако, Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению
соглашениями государств-членов. Комиссия по правам человека является
консультативным органом Содружества и наблюдает за выполнением обязательств
по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках
Содружества
На основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической,
социальной и других областях могут учреждаться органы отраслевого
сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и
правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации.
Следует отметить, что Устав не устанавливает связей между органами, а лишь
декларирует их полномочия, что характерно для документов такого типа. Более
детально компетенция и взаимосвязи органов Содружества перечислены в
соответствующих положениях.
Оставшиеся VII и VII разделы регулируют межпарламентское сотрудничество и
финансирование органов Содружества. Межпарламентская ассамблея проводит
межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках
Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности
национальных парламентов. Ассамблея является органом, способствующим
сближению национального законодательства в вопросах совместного ведения
республик. Расходы по финансированию деятельности органов Содружества
распределяются на основе долевого участия государств-членов и
устанавливаются в соответствии со специальными соглашениями о бюджетах
органов Содружества.
Раздел XI содержит заключительные положения. В 44 статье говорится о том,
что настоящий Устав будет зарегистрирован в соответствии с положениями
Устава ООН. Это означает лигитимизацию данного документа и включение его в
систему международного права. Статья 43 допускает, что Государства-
учредители Содружества могут при ратификации настоящего Устава сделать
оговорки и заявления по разделам III, IV и VII и статьям 28, 30, 31, 32,
33. Этим правом воспользовалась Республика Беларусь.
Оговорки Республики Беларусь:
«1. По статьям 11-15 раздела III "Коллективная безопасность и военно-
политическое сотрудничество" Республика Беларусь заявляет, что размещение и
применение Вооруженных Сил Республики Беларусь на территории других
государств - членов Содружества, равно как
размещение и применение вооруженных сил других государств – членов
Содружества на территории республики, без разрешения Верховного Совета
Республики Беларусь не допускается.
2. В статье 16 раздела IV "Предотвращение конфликтов и разрешение споров"
выражение "все возможные меры" Республика Беларусь понимает как все
возможные меры невоенного характера. Она исходит из того, что споры, о
которых идет речь в статьях 17 и 18 Устава Содружества Независимых
Государств, будут разрешаться в соответствии с общепринятыми принципами и
нормами международного права.
3. Республика Беларусь считает, что положения статей 28 и 29 о
Координационно-консультативном Комитете и Секретариате, статьи 30 о Главном
командовании Объединенных Вооруженных Сил не в полной мере соответствуют
реалиям сегодняшнего дня и требуют уточнений. Эти уточнения должны быть
выполнены путем внесения необходимых поправок в Устав Содружества
Независимых Государств в соответствии с его статьей 42.».
Республика Молдова также воспользовалась правом, предоставляемым 44
статьей, однако, вызывает вопрос, имела ли она на это права, ведь в
соответствии с 7 статьей Устава СНГ Республика Молдова не является
государством-учредителем СНГ.
Оговорка Республики Молдова:
«В соответствии со статьей 43 Устава Содружества Независимых Государств
Республика Молдова, как член Содружества, воздерживается от участия в
вопросах коллективной безопасности и военно-политическом сотрудничестве
(абзац 9 статьи 4 и статьи 11, 12, 13, 14, 15, 30 и 31 Устава СНГ)».
Устав составлен в одном экземпляре на государственных языках государств-
учредителей Содружества. Подлинный экземпляр хранится в Архиве
Правительства Республики Беларусь.
Политическое сотрудничество
Политическое сотрудничество включает в себя деятельность властных структур
государств. Прежде всего, речь идет о Совете глав государств и Совете глав
правительств стран Содружества. Заседаний Совета глав государств было
проведено свыше 40, а заседаний Совета глав правительств — более 50. На них
решаются важнейшие стратегические направления сотрудничества в рамках СНГ.
Здесь нет возможности остановиться не только на всех, но и на многих
ключевых решениях политического сотрудничества, которые были приняты за
истекшие 13 лет. В начале необходимо отметить, что после распада СССР и
создания СНГ именно оно стало тем организационно-правовым механизмом, в
рамках которого решались все вопросы межгосударственного размежевания. Это
тем более важно напомнить, так как события могли бы идти по «югославскому»
руслу. Только благодаря Содружеству возникавшие при распаде СССР трения и
коалиции не переросли в большую ссору. Доминирующим способом разрешения
возникающих противоречий в интересах всех стран СНГ стал поиск
компромиссов[1].
Анализируя пятилетний срок развития Содружества, можно выделить основное:
несмотря на объективные и субъективные трудности, в бывших советских
республиках шел процесс создания государственности и рыночных отношений.
В течение этого небольшого исторического срока страны СНГ твердо осознали,
что им никто извне не поможет. Рассчитывать необходимо в первую очередь на
собственные силы. И второе: всем лидерам Содружества стало ясно, что в
современных условиях без сотрудничества и интеграции существенных успехов
не добиться.
В России, как и в других странах СНГ, интеграции придают все более
серьезное значение. Использование преимуществ межгосударственного
разделения труда, специализации и кооперирования в производстве служит
общим стратегическим целям стран—участниц СНГ, позволяет преодолеть
кризисные явления, мешающие движению вперед.
Относительно международного признания Содружества можно сказать, что оно
состоялось. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что страны
СНГ заняли достойное место в системе международных отношений.
Свидетельством этого является, в частности, предоставление Содружеству
статуса наблюдателя в ООН.
К весьма важным политическим итогам пятилетнего развития СНГ следует
отнести создание организационной структуры Содружества: Совета глав
государств и Совета глав правительств, Межпарламентской ассамблеи СНГ. С
1993 г. в Минске действует Исполнительный секретариат Содружества. Кроме
того, созданы Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны
государств СНГ, органы отраслевого сотрудничества — Совет руководителей
внешнеэкономических ведомств, Межправительственный совет по нефти и газу,
межправительственные советы руководителей многих других отраслей экономики
(всего более 80).
Развитие сотрудничества невозможно без создания соответствующей правовой
основы.
В 1993г. подписан Договор о создании Экономического союза. Этот документ
определил долгосрочные цели СНГ в развитии интеграции, в создании общего
рынка товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Разработана концепция
последовательного образования зон свободной торговли, таможенного и
платежного союзов, а в будущем валютного союза, которые послужат общей
основой для образования общего рынка Содружества.
Последние несколько лет можно охарактеризовать как этап, когда менялась
архитектура СНГ. В рамках СНГ сформировался Таможенный союз между Россией,
Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Его результаты можно уже ощутить
реально. Благодаря общему таможенному пространству более свободным стало
перемещение товаров и капиталов.
В марте 1996 г. государства — члены Таможенного союза подписали договор об
углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В апреле
1996 г. произошло историческое событие в жизни народов России и Белоруссии
— подписан Договор о создании Сообщества двух стран.
Таким образом, архитектура Содружества изменилась: в ней образовалось
своего рода центральное ядро — основа для дальнейшего развития стран СНГ.
С точки зрения политической для стран СНГ весьма важным является Меморандум
о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств,
который был подписан 10 февраля 1995 г. Алма-Ате главами всех 12
государств[2].
Государства СНГ заявили о том, что они будут воздерживаться от военного,
политического, экономического и иных форм давления друг на друга.
Страны Содружества намерены пресекать в соответствии со своим национальным
законодательством создание и деятельность на своих территориях организаций,
групп или отдельных лиц, направленную против независимости, территориальной
целостности и неприкосновенности границ либо на обострение межнациональных
отношений, а также на посягательства извне на государственное устройство
государств, подписавших Меморандум.
Государства СНГ подтвердили нерушимость существующих границ друг друга и
выступили против любых действий, подрывающих их незыблемость, и намерены
решать все споры, возникающие по вопросам границ и территорий, только
мирными средствами.
В случае возникновения ситуации, затрагивающей интересы безопасности какого-
либо государства, подписавшего Меморандум, оно может обратиться к другим
государствам—участникам СНГ с просьбой безотлагательно провести
консультации.
Государства должны воздерживаться от любого прямого или косвенного
вмешательства во внутренние дела другого государства-участника а также
воздерживаться от участия в союзах или блоках, направленных против любой из
стран СНГ.
Государства Содружества на своих территориях в соответствии с национальным
законодательством и международными нормами будут предпринимать меры для
пресечения любых проявлений сепаратизма национализма, шовинизма и фашизма.
Они будут содействовать объективному освещению общественно-политических
процессов в других государствах СНГ.
Государства обязуются не поддерживать на территории других государств
Содружества сепаратистских движений, а также сепаратистские режимы, если
таковые возникнут; не устанавливать с ними политических, экономических и
других связей; не допускать использование ими территорий и коммуникаций
государств СНГ; не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой
помощи. Государства будут поддерживать усилия друг друга по дальнейшему
укреплению мер доверия и безопасности между ними.
Следует отметить, что государства Содружества приняли немало документов в
политической области. Многие из них будут рассмотрены в соответствующем
разделе, в котором речь пойдет о сотрудничестве в сфере обеспечения
коллективной безопасности.
Сотрудничество в области обеспечения коллективной безопасности
После распада Советского Союза каждое государство стало создавать свои
собственные вооруженные силы. При этом никто, кроме России, не спешил
включать свою армию в какую-либо коллективную систему[3]. Однако не все
смогли позволить себе создавать собственные вооруженные силы.
На всем постсоветском пространстве армию создали не многие государства.
Азербайджан и Армения в ходе войны за Карабах вынуждены были заняться
созданием боеспособных воинских отрядов. Таджикистан также вел внутреннюю и
внешнюю борьбу за выживание. Вероятно, он не сумел бы создать
организованные вооруженные отряды, если бы не дислокация на его территории
201-й российской дивизии и российских пограничных войск. Не первый год
пытается создать армию Грузия, но события, связанные с действиями вокруг
Абхазии и Южной Осетии, показывают, что практически боеспособной армии в
Грузии нет.
Таким образом, если говорить об армии в ее действительном облике, то
таковая в более или менее профессиональном качестве сохранилась лишь в
России. Правда, что-то приемлемое в этом плане пытается создать на остатках
базирующихся на ее территории частей Советской Армии Украина.
Прошедшие года показали, что строительство своих вооруженных сил
государства СНГ проводят как бы в несколько этапов. На первом, сразу после
распада Советской Армии, в этих государствах занимались не столько
организацией боеспособных воинских подразделений, сколько формированием
командных структур. На втором этапе под эти командные структуры постепенно
начали создаваться воинские подразделения. Везде это происходило по-
разному, но схема была для всех общей.
Однако каждому государству СНГ, судя по всему, было все же неуютно
чувствовать себя совершенно незащищенным. Поэтому многие пошли навстречу
России в ее стремлении создать систему коллективной обороны на всем
постсоветском пространстве.
В сравнительно короткое время был подписан ряд документов, в том числе
Договор о коллективной безопасности, созданы такие органы, как Совет
министров обороны стран—членов СНГ, Штаб по координации их военного
сотрудничества, коллективные миротворческие силы.
Следует отметить, что в коллективных мероприятиях оборонного характера
участвуют не все государства. В стороне от них стоят такие государства,
как Украина, проводящая свою особую политику, Туркмения, заявившая о
своей политике нейтралитета, Молдова и некоторые другие страны.
И тем не менее ряд государств Содружества довольно активно сотрудничают в
сфере обеспечения коллективной безопасности. В подтверждении этого
остановимся на некоторых документах.
10 февраля 1995 г. главы государств—участников Договора о коллективной
безопасности от 15 мая 1992 г. — Азербайджана, Армении Белоруссии, Грузии,
Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана — приняли
Декларацию[4]. В ней они констатировали, что в результате преодоления
конфронтации, расширения партнерства и всестороннего сотрудничества,
укрепления доверия в военной области сокращения ядерных и обычных
вооружений складываются благоприятные условия для отказа от использования
вооруженной силы в качестве решения международных проблем.
Договор о коллективной безопасности, считают его участники, закладывает
основу создания новой структуры безопасности, призванной содействовать
дальнейшему развитию позитивных процессов как во взаимоотношениях между
государствами-участниками, так и в более широком плане на международной
арене и эффективно решать новые задачи в области безопасности и
сотрудничества.
Проявляя обеспокоенность сохраняющейся нестабильностью в мире и опасностью
распространения оружия массового уничтожения и средства его доставки,
неурегулированностью конфликтов, в том числе вооруженных, вблизи их границ
и на их территориях, государства-участники подчеркнули свою приверженность
сохранению мира и обеспечению коллективной безопасности в соответствии с
Уставом ООН и готовность к поиску долгосрочных решений по урегулированию
кризисов и недопущению новых очагов напряженности.
Государства-участники выразили свою убежденность в том, что координация их
оборонных усилий будет отвечать целям снижения вооруженных расходов с
учетом существующей инфраструктуры, однотипности вооружений и военной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|