МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Охрана труда (лекции, Украина)

    действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит

    предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать путь ее

    избежания. Страх варьирует в достаточно большом диапазоне оттенков

    (опасение, боязнь, испуг, ужас). Страх может быть временным, или же

    наоборот, является чертой характера человека. Страх может быть адекватным и

    неадекватным степени опасности (последнее свойство трусости и робости.).

    Испуг - безусловно рефлекторный «внезапный страх». Боязнь напротив всегда

    связана с осознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается.

    Ужас наиболее сильная степень проявления эффекта страха и подавления

    страхом рассудка.

    Осознание опасности может вызывать различные формы эмоциональных решений.

    Первая их форма реакция страха - проявляется в оцепенении, дрожи,

    нецелесообразных поступках. Эта форма реакции на опасность отрицательно

    проявляется на деятельности.

    Не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга и в

    сочетании с процессами мышления проявляться как разумный страх в виде

    опасения, осторожности, осмотрительности.

    Паника - следующая форма страха. Она так же отрицательно сказывается на

    деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекта и

    способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная

    реакция).

    Рассматривая влияние панического состояния на движение человека следует

    выделить следующие наиболее возможные ошибки:

    1. Действие не совершается, т.е. паническое состояние приводит к полной

    закоренелости поступков. В обиходе о подобных случаях говорят: «он

    оцепенел, остолбенел от ужаса (либо от неожиданности).

    2. В автоматически выполняемой последовательности поступков возникает

    пробел, и человек совершает движения, лишние в данной ситуации.

    3. Реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений

    которые, однако, не соответствуют объективным требованиям защиты.

    4. Человек продолжает выполнять автоматические действия без каких-либо

    изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

    Состояние паники - это тот самый передаточный механизм, через который

    субъективные ин-дивидуальные факторы оказывают свое воздействие на создание

    или развитие опасной ситуации.

    Перечисленные выше факторы постоянно или временно повышают возможности

    появления опасной ситуации или несчастных случаев, но это, однако, не

    означает, что их воздействие всегда ведет к созданию опасной ситуации или к

    несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в

    качестве причин, непосредственно вызывающих опасность.

    Лекция 9

    ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.

    Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности,

    классифицируются по следующим группам:

    1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они

    определяют отношение человека к данному конкретному производству и

    конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или не

    удовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему

    и т.п.) отражающий общий настрой коллектива.

    2. Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под

    влиянием раз-личного рода неполадок в производственном процессе или во

    взаимоотношениях работающих.

    3. Состояния возникающие периодически в ходе трудовой деятельности, таких

    состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность

    к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление; состояния

    вызванные содержанием и характером работы, (операции): скука, сонливость,

    апатия, повышенная активность и т.п.

    По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния,

    эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия), состояния в

    которых доминируют процессы восприятия и ощущения состояния живого

    созерцания; состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность),

    состояния, для которых характерно мыслительная активность и т.д.

    Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения т.к.

    этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на

    эффективность и безопасность деятельности.

    Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под

    мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние, психической

    активности - необходимые условия выполнения действий. Оно сопровождается

    умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в

    хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное

    напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим

    работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе

    технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия

    осуществляются в строго установленном порядке, мышление носит

    алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные

    цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно

    здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие

    грубых нарушении, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.

    Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и

    оптимальной эффективностью.

    Повышенное напряжение - сопровождается деятельностью, протекающую в

    экстремальных условиях. Экстремальные условия - условия, требующие от

    работающего максимального напряжения физиологических и психических функций,

    резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим - это

    режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение от

    оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или,

    иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условий

    обитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3)

    биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная

    ошибочных действий; 6) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 7)

    дефицит информации для принятия решений; 8) недогрузка информации

    (сенсорная депривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия.

    Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими

    функциями, которые преимущественно включены в профессиональную деятельность

    и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

    Интеллектуальное напряжение - напряжение, вызванное частым обращениям к

    интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания,

    обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

    Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями

    деятельности сенсорных систем и возникающие в случае больших затруднений и

    восприятий необходимо информации.

    Физическое напряжение -напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой

    на двигательный аппарат человека.

    Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями,

    повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью

    либо длительным напряжением прочих видов.

    Характеристики напряжений, наиболее присущие профессиональной деятельности

    человека-оператора, следующие: состояние утомления. Утомление является

    одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние

    на эффективность и безопасность деятельности. Утомление представляет собой

    весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его содержание определяется

    не только физиологическим,-но также психологическим, результативно

    Производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и

    должно расцениваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны

    субъективной - как психическое со стояние, 2) со стороны физиологических

    механизмов, 3) со стороны понижения эффективности труда.

    Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния):

    1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует

    снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще

    не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого

    напряжения и в неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным

    образом продолжать свою работу.

    2. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых

    психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается,

    становиться вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным,

    неустойчивым.

    3. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или

    беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении

    точности коорденирования движений, их дезавтоматизации.

    4. Дефекты памяти и мышления . В состоянии утомления оператор может

    забыть инструкцию и одновременно помнить все, что не имеет отношения к

    работе.

    5. Ослабление воли. При утомлении ослабляется решительность, выдержка и

    самоконтроль. Отсутствует настойчивость.

    6. Сонливость. Сонливость возникает как выражение охранительного

    торможения.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТРАВМ.

    В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части:

    мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих

    частей влечет за собой нарушение в целом. Человек нарушает правила,

    инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает как это

    сделать, либо он не в состоянии это сделать.

    Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных

    ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

    Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять

    определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно

    постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно

    относится к трудовым и /или/ техническим регламентациям, безопасный труд не

    стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии,

    алкогольном опьянении).

    Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил

    эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их

    выполнения.

    Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил

    (инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствия психических и

    физических возможностей человека требованиям работы.

    Эта классификация представляет реальную возможность в соответствии с каждой

    группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев

    назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная

    часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, обработка

    навыков; исполнительная - профотбор, медицинское обследование.

    Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных

    с производственным фактором, можно расположить по следующим уровням:

    - уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или

    постоянно психические и физиологические характеристики организма),

    - уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных

    отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности, жилищные и

    материальные заботы и т.д.),

    - уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных

    рисках и последствия от них, изъян в стратегии организации безопасности

    труда в отрасли).

    Производственная деятельность - процесс, в котором тесно переплелись

    факторы внешней среды и особенности человеческого организма. Поэтому при

    анализе опасных ситуаций

    необходимо рассматривать систему «человек - среда обитания» в целом.

    Например, отмечают такие факторы как временную склонность к несчастному

    случаю, возраст и стаж пострадавшего. Замечено, что травматизм имеет два

    пика, у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет. Факторы

    молодости и недостатки опыта в начале освоения профессии обуславливают

    наивысший уровень травматизма в первый год работы, это связано с

    неопытностью работника, недостатком знаний, неумением диагностировать

    опасную ситуацию, а также определять возможные последствия допущенной

    ошибки, быстро реагировать и находить правильные решения в сложных

    ситуациях. С ростом стажа число несчастных случаев, как правило, снижается.

    Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10-15

    лет. Это объясняется следующим обстоятельством. Во-первых, снижением

    психических и психологических функций, связанных с процессом старения,

    влияющим на четкость и точность выполняемых работ; во-вторых,

    пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате адаптации

    к опасности. Возраст и стаж однозначно не могут быть причиной несчастного

    случая, но могут быть предпосылками производственной травмы.

    Лекция 10

    КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ.

    В связи с многообразием неблагоприятных производственных факторов, а

    также в целях обеспечения системности и четкости профилактической работы по

    охране труда, возникла необходимость в классификации ОВПФ.

    По природе действия все ОВПФ подразделяются на четыре группы:

    физические, химические, биологические и психофизиологические.

    К группе физических ОВПФ относятся:

    - движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного

    оборудования, перемещающиеся изделия, заготовки, материалы;

    - разрушающиеся конструкции;

    - повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

    - повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования

    материалов;

    - повышенная или пониженная температура, влажность, подвижность воздуха

    рабочей зоны;

    - повышенный уровень шума, вибрации, инфразвука, ультразвуковых колебаний,

    ионизирующие излучения, статическое электричество, ультрафиолетовая или

    инфракрасная радиация;

    - повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его

    резкое измерение;

    - повышенная или пониженная ионизация воздуха;

    - повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может

    произойти через тело человека;

    - повышенная напряженность электрического или магнитного полей;

    - отсутствие или недостаток естественного света;

    - недостаточная освещенность рабочей зоны;

    - повышенная яркость света;

    - острые кромки, заусеницы, шероховатость на поверхности заготовок,

    инструмента, оборудования;

    - расположение рабочих мест на значительной высоте относительно поверхности

    земли (пола).

    Химические ОВПФ по характеру воздействия на организм человека делятся на:

    токсические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и влияющие на

    репродуктивные функции. Химические вещества проникают в организм человека

    через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые

    оболочки.

    По степени воздействия на организм все вредные вещества

    подразделяются на четыре класса опасности:

    I – чрезвычайно опасные (ртуть, свинец и др.)

    II – высокоопасные (кислоты, щелочи и др.)

    III- умеренно опасные (камфара, чай и др.)

    IY – малоопасные (аммиак, ацетон, бензин и др.).

    Биологические ОВПФ включают следующие биологические объекты:

    патогенные микроорганизмы – бактерии, вирусы, спирохеты, грибы, простейшие

    и продукты их жизнедеятельности.

    Психологические ОВПФ по характеру воздействия подразделяются на

    физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки

    (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность

    труда, эмоциональные перегрузки).

    Все ВПФ можно подразделить на обусловленные неблагоприятными

    изменениями внешней производственной среды и особенностями технологических

    процессов, эксплуатацией судового оборудования и обрабатываемых материалов,

    эксплуатацией судового оборудования и обрабатываемых материалов, а также

    связывается с неправильной организацией трудовых процессов.

    Результат воздействия различных ОВПФ на организм человека в основном

    зависят от природы фактора, его количественной характеристики

    (концентрации, уровня, интенсивности) и от места воздействия факторов на

    организм.

    Шум.

    На предприятиях рыбного хозяйства некоторые цехи отличаются

    повышенной шумностью. К таким цехам можно отнести жестяно-баночные,

    консервные, деревообрабатывающие, механомонтажные, механические. Повышенный

    шум создают многие виды оборудования, применяемого в рыбоконсервном

    производстве, судоремонте, при изготовлении сетей и орудий лова.

    Основные направления борьбы с шумом на предприятиях рыбной

    промышленности следующие:

    - снижение шума в источнике его возникновения, то есть разработка

    шумобезопасной техники;

    - снижение шума на пути его распространения, то есть применение средств

    коллективной защиты от шума – звукоизоляции, звукопоглощения,

    виброизоляции, демпфирования, глушителей шума;

    - проведение организационно-технических мероприятий по защите от шума.

    С н и ж е н и е ш у м а в и с т о ч н и к е е г о в о з н и к н о

    в е н и я.

    Осуществляется различными способами. Например, в зубчатых передачах большое

    значение для снижения шума имеет выбор характера зацепления, повышения

    точности изготовления колес и шестерен. Замена прямозубых шестерен

    шевронными снижает шум на 5 дБ. Для снижения механических шумов используют

    также замену подшипников качения на подшипники скольжения, что уменьшает

    шум на 10 –15 дБ; используют перемещение соприкасающихся металлических

    деталей с деталями из пластмасс и других «незвучных» материалов, замену

    возвратно-поступательного движения деталей на равномерно-вращательное,

    зубчатых и цепных передач на клиноременные и зубчато ременные (снижение

    шума на 10-15 дБ), принудительную смазку, улучшение балансировки

    вращающихся деталей, прокладочные материалы и упругие вставки в

    соединениях, в местах надевания деталей, замену ударных процессов и

    механизмов безударными.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.